ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ - REVIEWS
Kohl Larsen. X. Die Arktisfahrt des „Graf Zeppelin". Vorwort von Dr. Hugo Eckener. Berlin, Union Deutsche Verlagsgesellsch., (202), 55 Abbild , 1 Karte.
Книга д-ра Коль-Ларсена (Kohl Larsen), участника и врача экспедиции 1931 г. на дирижабле „Граф Цеппелин", написанная по поручению Международного общества по изучению Арктики при помощи воздушных аппаратов (Аэроарктик), дает описание подготовки экспедиции и самого перелета. В живой и популярной форме автор рисует перед читателем жизнь и работу экспедиции, начиная от старта в Фридрихсгафене и кончая возвращением дирижабля туда же.
В начале своей захватывающей книги автор дает историю периода, предшествовавшего полету, и характеризует ту большую роль, которую
— 14 —
в этом деле сыграл Фритьоф Нансен. Сделав далее краткий исторический обзор прежних воздушных экспедиций в Арктику (начав почему-то с полета 1925 г. Амундсенa-Эльсворта и не упомянув о полетах Нагурского в 1914 г. и Миттельгольцера в 1923 г.), автор переходит к полету на дирижабле „Граф Цеппелин". Перед умственным взором читателя проходят яркие картины старта, остановки в Берлине, полета на Ленинград.Автор восхищен умелым приемом корабля на Комендантском аэродроме и сердечным гостеприимством, какое было оказано экспедиции в СССР. Последнее обстоятельство наводит его даже на мысль о возможности уничтожения границ между нациями и странами. С другой стороны, при виде обширных пространств СССР, над которыми пришлось лететь, автор восклицает: „Здесь сотни тысяч безработных могли бы найти применение своему труду!". В Архангельске внимание иностранцев было привлечено необыкновенным обилием экспортного леса.
Далее д-р Коль-Ларсен час за часом излагает ход экспедиции и так занимательно и литературно описывает историю полета, что читатель, в большинстве случаев уже знакомый с экспедицией по газетам, все же невольно переживает впечатления автора и разделяет его восторг перед необыкновенными картинами арктической природы.
Коль-Ларсен лишь попутно упоминает о научных работах во время полета, а также об их результатах (последнее понятно, так как научные наблюдения далеко еще не обработаны), но тем не менее по его изложению можно составить себе ясное представление как о тех задачах, какие ставил себе научный штаб этого пробного полета, так и о последовательном их выполнении. С достаточной ясностью описываются при этом важнейшие инструменты и приборы, употреблявшиеся в экспедиции, как-то: радиозонды системы Молчанова, фотограмметрические камеры д-ра Ашенбреннера и Цейсса, магнитные приборы и пр.
В той части книги, где автор упоминает о роли других экспедиций, имеются некоторые неточности, которые так характерны для иностранных авторов. 1) Эти небольшие недостатки не умаляют достоинства труда Коль-Ларсена, который следует рекомендовать всякому, интересующемуся исследованием полярных стран.
Книга очень хорошо издана и снабжена прекрасными фотографиями и картой района полета дирижабля.
Р. Л САМОЙЛОВИЧ
1) А. Ф. Миддендорф работал на Таймыре не в 1843, а в 1848 г., Н. Н. Урванцев — не в 1922, а в 1928 г.