Почтовая связь развивалась в 50—60-е годы не только количественно. Она перевооружалась. В перевооружении обслуживания заполярных маршрутов большую роль сыграли вертолеты. «Особенно полезную службу в этом отношении несут вертолеты, которые все шире применяются для перевозки почты между областными центрами и отдаленными районами, а также внутри районов»,— отмечается в книге «Развитие связи в СССР» [3]. В северных районах у этого процесса перевооружения почтового сервиса большие перспективы. Дело в том, что «на Крайнем Севере приходится еще доставлять почту на оленях или собачьих упряжках, однако на смену им приходят аэросани, которые успешно применяются для перевозки почты» [4].
Сейчас средняя частота перевозки почты по внутрирайонным маршрутам, то есть по тем маршрутам, где, наряду с оленьими и собачьими упряжками, используются аэросани, составляет три раза в неделю. Кстати, на многих внутрирайонных маршрутах почтовый транспорт является единственным средством регулярных сообщений между населенными пунктами.
Будущее принадлежит на Севере бездорожному механическому транспорту — гусеничным вездеходам и аэросаням. «Зимой, когда реки крепко скованы морозом, для доставки почты в поселки, расположенные по их берегам, наиболее удобными признаны аэросани,— писала газета «Известия». — Сезон их работы — это своеобразная навигация» [5]. Сейчас для доставки корреспонденции в нашей стране используются 142 аэросанные почтовые трассы [6].
Почтово-филателистической документации, которая могла бы отобразить растущее значение «аэросанной почты» на Советском Севере, почти не имеется. Первая попытка, правда, предпринималась еще в 1932 году. Тогда намечался выпуск серии марок СССР «Трудящиеся — в Автодор!». Были подготовлены эскизы. Одна из марок, номиналом в 30 коп., изображала новое средство передвижения в Заполярье — аэросани. Почтовое ведомство сделало пробный выпуск, но серия так и не поступила в обращение. Марка в 30 коп., как и другие номиналы, известна знатокам с надпечаткой на картоне: «Проект 19 января 1932 г.». Этот пробный выпуск встречается лишь в немногих коллекциях. На Всесоюзной филателистической выставке 1972 г. он демонстрировался в собрании И. Морозова (г. Одесса).
Многим коллекционерам известен маркированный конверт с изображением почтово-пассажирских аэросаней КА-30 у карты СССР с обозначением районов применения этого вида транспорта (№ 5589, выпуск 1968 г.). Особенно широко применяются эти скоростные почтовые аэросани Ямало-Ненецким окружным управлением связи. Едва лед скует Обь, как из Салехарда — центра округа — отправляются они в первые рейсы к далеким заполярным поселкам.
и ниже:
Единственная на Обском Севере железнодорожная станция Лабытнанги расположена всего в трех десятках километров к северу от Салехарда. Лабытнанги — начальный пункт железнодорожной трассы, которая идет через Печору и Сыктывкар на Москву. На всем сибирском Севере нет другой железнодорожной линии, по которой почта могла бы непосредственно отправляться в центр. Интересно, что в Лабытнангском отделении связи применялся в середине 60-х годов почтовый штемпель с ошибочным начертанием пункта: «Лобытнанги».
Зимой, когда многочисленные северные реки крепко скованы морозом, для доставки почты в поселки, расположенные по их берегам, наиболее удобными признаны аэросани. Сезон их работы — это радость для охотников и рыболовов. На севере Западной Сибири поражают просторы и богатства обской поймы, привольная прибрежная тайга и богатые охотничьи угодья. Потому-то все основные населенные пункты и расположены на Оби и ее притоках. К ним и уходят в рейс в декабре скоростные почтовые аэросани Салехардского окружного узла связи. С 1970 г. они начали регулярное обслуживание поселков Приуральского, Шурышкарского и Ямальского районов.
сноски на:
[3] «Развитие связи в СССР». М., «Связь», 1967, с. 306.
[4] «Развитие связи в СССР». М., «Связь», 1967, с. 307.
[5] «Известия», 16.12.1970.
[6] «Филателия СССР», 1972, № 7. с. 4
[ Е.П.Сашенков Полярная почта. М. Связь 1975 г. 296 стр. http://www.philately.h14.ru/Pol/7.html ]