ЭКСПЕДИЦИЯ ЛЕДОКОЛА „КРАСИН" НА НОВУЮ ЗЕМЛЮ В МАРТЕ — АПРЕЛЕ 1933 ГОДАХотя норвежскими промысловыми судами неоднократно делались в зимнее время попытки проникновения в высокие широты Баренцова моря, однако до 1933 г. ни одному из судов не удавалось посетить зимой северозападные берега Новой Земли. Часть Баренцова моря севернее 74 градуса считалась в этот сезон совершенно недоступной. Поэтому, когда встретилась необходимость оказания помощи промысловым становищам, недоснабженным вследствие неудачных попыток п/с „Ленинградгосторг“ и л/к „Таймыр“ достичь Новой Земли в позднее осеннее время и в начале зимы, вопрос об оказании помощи представлялся чрезвычайно сложным. При посылке л/к „Красин“, который был избран для рейса в марте—апреле к Новой Земле, вполне учитывались чрезвычайно сложные условия плавания даже для мощного ледокола, каким является „Красин“, в сезон наиболее неблагоприятный в ледовом отношении. При организации экспедиции главная надежда на успех ее возлагалась на самолеты, которые
— 126 —
должны были начать свою деятельность с того пункта, где ледокол будет остановлен непроходимыми льдами.
Как видно из результатов экспедиции 1933 г. на „Красине“, условия навигации для ледокола оказались в районе западного берега более благоприятными, чем было возможно ожидать. „Красину" удалось не только войти в береговой припай в непосредственной близости Маточкина Шара, Крестовой губы, п-ова Адмиралтейства, губы Архангельской и Русской Гавани, но даже пройти к северной оконечности Новой Земли, к мысу Желания.
Успех рейса не может, разумеется, быть отнесен целиком за счет мощности судна. Этот успех объясняется с одной стороны общеблагоприятным состоянием льдов в Баренцовом море в последние годы, а с другой стороны изумительной спаянностью работников экспедиции и выдающимся смелым руководством ею. Тем не менее рассмотрение деталей плавания „Красина“ в 1932 {1} и 1933 гг. приводит к заключению, что дальнейшее изучение расположения льдов по площади Баренцова моря в зимнее время может привести к установлению некоторых благоприятных факторов, которые возможно будет использовать как для дальнейшего изучения гидрологического режима Баренцова моря в течение круглого года, так и в практических целях.
„Красин“ вышел из Мурманска с полным запасом угля и продовольствия на 9 месяцев 17 марта с. г. На борту ледокола находились два самолета, из них один легкий двухместный разведчик и второй — мощный трехмоторный, аэросани и три упряжки собак. Ввиду отсутствия ледовых прогнозов и вообще картины состояния льдов в северной части Баренцова моря, {2} весьма ценными были сведения, полученные от э/с „Книпович" которое между 12 и 15 февраля 1933 г. прошло по кромке льдов вдоль западного берега Новой Земли. Кромка тогда находилась в 30—35 милях от Маточкина Шара и в 10—12 милях от Гусиной Земли. Можно было предполагать, что ветры, непрерывно дувшие с начала марта из восточной половины горизонта, должны были отнести льды еще дальше от западного берега Новой Земли, что и подтвердилось впоследствии.
От Мурманского берега курс был взят к Маточкину Шару. Начало плавания проходило при свежем восточном ветре, при температуре воздуха около — 8° и при среднем волнении. Временами ледокол брал воду на палубу настолько, что утонуло несколько ездовых собак. Вследствие оледенения палубы и качки, пришлось на некоторое время прекратить
{1} Бюлл. Аркт, инст., 1932, № 7, стр. 155—158.{2} В 1901 г. л/к „Ермак" был зажат во льду в продолжении 3 недель на параллели Южной Сульменевой губы.— 127 —
работу по взятию проб, так как эта операция при сильном оледенении и качке стала чрезмерно опасной.
Первый лед был встречен в φ 72°10' N и λ 46°40' Е в виде отдельных льдин, а затем и мелко-битого льда, толщиной до 20 см. Далее встретились обломки ледяных полей и крупно-мелко-битый лед, толщиной до 30 см, сплоченностью до 9 баллов. К концу дня ледокол вошел в область сплоченного до 10 баллов льда. Приходилось итти, избирая более слабые места или полыньи. Несмотря на малую толщину льда, судно нередко застревало, и приходилось пробиваться ударами. Плохой ход во льду
Рис. 1. Обледенение „Красина" после перехода открытым морем 22 марта.можно было, впрочем, объяснить большой перегруженностью ледокола и низким качеством угля. Таким же льдом шли до 20 марта до φ 74°16' N и λ 53°52' Е, когда ледокол вошел в область более слабого льда, от 5 до 10 см толщиной. На следующий день встретилась широкая полынья, образовавшаяся после отхода льда от западного берега Новой Земли под влиянием восточных ветров. От φ 74°49' N и λ 54°56' Е „Красин“ взял курс к п-ову Адмиралтейства. По пути к нему встречался лед такого же характера, пока ледокол не вошел в береговой припай в районе п-ова Адмиралтейства. Толщина припая была 50—60 см. Кромка его простиралась от мыса Спидилл до мыса Борисова.
Между 22—24 марта производились грузовые операции в бухте Садовского при помощи собак и аэросаней. Самолет-разведчик, управляемый
— 128 —
М. А. Козловым, летал над заливом с целью рекогносцировки льдов и корректировки съемки залива, производившейся с „Красина". Во время стоянки были обнаружены ритмические колебания льда с периодом 10—12 сек., что являлось результатом пришедшего с моря волнения.
После снабжения cтановища в заливе Адмиралтейства „Красин“ 25 марта направился в губу Архангельскую, куда пришел на следующий день.
На этом переходе встречался лед толщиной от 10 до 40 см. Шли в расстоянии 10—12 миль от берега; мористее были ледовые поля от 40 см и толще, а ближе к берегу лед был более слаб — от 10 до 30 см. Повидимому, между берегом и отошедшим льдом недавно находилась полынья, покрытая молодым льдом, который по мере образования уносился ветрами в море. 26 марта ледокол вошел в припай губы Архангельской. Граница неподвижного припая в районе о-вов Горбовых проходила от о-ва Вильяма к о-ву Берха. Припай в губе Архангельской имел приблизительно такую же толщину, как у п-ова Адмиралтейства, т. е. 40—50 см.
Закончив выгрузку и в этом пункте, „Красин“ ночью 28 марта направился в Русскую Гавань и прибыл туда на следующий день. На этом переходе ледокол шел в густом молодом льду 9—10 б. толщиной 5 — 25 см. Граница неподвижного припая в районе Русской Гавани проходила от мыса Утешения до мыса Макарова. О-в Богатый был окружен неподвижным льдом.
По приходе в Русскую Гавань были спущены на лед оба самолета для предполагавшегося полета к мысу Желания, с целью снять сотрудников станции Русской Гавани, вышедших после аварии аэросаней к мысу Желания. {1} Одновременно началась выгрузка продовольствия на собаках и аэросанях. Полеты к мысу Желания осуществить не удалось. 2 апреля при западном ветре начался напор льда, которым ледокол продрейфовало на 40—50 м. Эта подвижка льда доставила много хлопот, связанных со спасением выгруженных аэропланов, и задержала разгрузку. Грузовые операции были закончены только 4 апреля. Ледокол взял курс к Красивой Гавани, чтобы оттуда послать самолет к мысу Желания. Хотя по пути к Красивой Гавани встречались льды более мощные — до 150 см, но вблизи Красивой Гавани оказался молодой лед не толще 20 см, который не годился в качестве площадок для взлета. Поэтому „Красин“ направился к мысу Желания и прибыл туда 5 апреля. Мыс Желания был окружен припаем не шире 1 мили между ним и соседним небольшим мыском к юго-востоку.
{1} Бюлл. Аркт. инст., 1933, № 3, стр. 58—60.— 129 —
Приняв на борт сотрудников Русской Гавани М. М. Ермолаева, д-ра Вёлькена и В. Э. Петерсена, „Красин" направился вновь к Русской Гавани. На этом переходе ледокол был зажат в торосистом льду в течение восьми часов; освободиться удалось только при помощи взрывов аммонала. Еще четыре часа были потрачены на попытки выйти из тесного льда на свободную воду. После недолгой остановки 7 апреля, для высадки людей в Русской Гавани, ледокол направился в Крестовую губу. Лед на этом переходе был в таком же состоянии, как при рейсе к северу. Войдя в припай губы Крестовой 8 апреля, два следующие дня
Рис. 2. Аэросани в заливе Адмиралтейства.ледокол стоял под выгрузкой. 10 апреля был посещен Маточкин Шар, который был достигнут без затруднений, так как по пути встречались лишь слабый лед, от 5 до 20 см, и шуга. Маточкин Шар был закрыт неподвижным льдом к востоку от Черного Камня.
Закончив операции в Маточкином Шаре, „Красин“ 12 апреля вышел в Мурманск. До φ 73°15' N и λ 50°00' Е море было покрыто шугой. Далее льдов встречено не было.
На борту „Красина" были произведены следующие научные работы: 1) Взято около 100 проб воды с поверхности для химического анализа; 2) произведен анализ взятых проб на содержание кислорода; 3) произведены наблюдения над поверхностными течениями; 4) взяты пробы льда для анализа на содержание солей; 5) собрана коллекция плавника; 6) велись регулярные метеорологические наблюдения.
— 130 —
Экспедицией на „Красине" руководил М. И. Шевелев, ледоколом командовал Н. П. Легздин. Из научного персонала в экспедиции приняли участие гидролог Арктического института Л. П. Антонов, синоптик А. П. Гольцов и метеоролог Р. К. Омвинский.
Большое значение результатов зимней экспедиции на „Красине“ было отмечено приветствием тт. Сталина, Молотова, Ворошилова и Янсона, которыми возбуждено ходатайство перед правительством и партией о награждении участников экспедиции на „Красине".
Н. П.