veligzhanin » 19 Январь 2024 10:05
Из статьи П.Г. Головина "В разведку на полюс", журнал "Советская Арктика" №2 1938 г.
В перерыве Шевелев мне сообщил, что решено, кроме трех основных тяжелых кораблей и четвертого резервного, взять в экспедицию на Северный полюс самолет-разведчик. Взяли самолет „Р-6“, который эксплоатировался за последние годы на наших полярных линиях... Самолет я получил в Ленинграде — туда мы приехали с Н. Л. Кекушевым. С ним я сговорился, что он будет у меня первым бортмехаником. Инженер эскадрильи подвел нас к десятку самолетов и сказал: „Выбирайте!" Все они казались одинаковыми. Решили взять самолет за № 12. Оформили прием и, не затягивая дела, назначили старт. Был уже февраль 1937 года, с погодой не ладилось. Наконец выпал день, когда полет разрешили. Дул попутный ветерок. Мы покрыли расстояние до Москвы за 2,5 часа. В Москве самолет поставили на завод. В баснословно короткий срок на самолете сменили обшивку плоскостей хвостового оперения, прорезали новые люки, заново смонтировали доски приборов. В носовую кабину к штурману поставили новую радиостанцию „РСРМ“, полукомпас, оптический, бортовой визир, гиромагнитный компас. Приборы, относящиеся к моторной части, вынесли в кабину механиков. У меня на щитке остались только пилотажные приборы и часть навигационных. Солнечный указатель курса (СУК) был установлен на палубе между штурманской и пилотской кабинами так, чтобы одним прибором можно пользоваться нам обоим. Я настоял, чтобы в хвосте самолета была установлена вторая длинноволновая радиостанция со специальным аварийным аггрегатом — мощнаяи простая. По нашему заказу ее сделал Горьковский завод. В шутку этот передатчик кто-то назвал „баяном“, и это название укрепилось за ним. Наконец самолет готов, его испытали в воздухе, проверили аппара туру и радиостанцию, определили девиацию компаса и начали уклады ваться. Удивительно, как в такой маленький и тесный самолет уложилось столько всякого снаряжения. Взяли с собой также запасную лыжу, колеса я винт.