Из истории мореплаванияЗИМНИЕ РЕЙСЫ В ИНДИГУА. БАГАЕВ
В НАШИ ДНИ ПРИ НАЛИЧИИ мощных ледокольных судов плавание в зимнее время стало обычным и уже никого не удивляет. Но еще полвека назад рейсы в начале зимы в восточной части Баренцева моря были сопряжены с большим риском и заканчивались иногда трагически.
В подтверждение этому расскажем о двух рейсах в Индигу в 1920 и 1922 гг. в период гражданской войны. Трудности с продовольствием заставили белых, направить в Индигу за мясом ледокольный пароход «Соловей Будимирович». Судно под командованием капитана Д. Регстина покинуло Архангельск 22 января 1920 г. под проводкой ледокола «Кузьма Минин» и 23 января в 18 часов вышло на чистую воду в районе мыса Городецкого.
До мыса Канин «Соловей Будимирович» шел по чистой воде, а далее до мыса Микулкина пробивался в тяжелых льдах, да еще при сильных морозах. 29 января, огибая мыс Святой Нос (Тиманский), судно попало в торосистые льды. Начался дрейф в северо-восточном направлении при малых запасах угля. Первые 12 дней дрейф был незначительным. 9 февраля судно находилось между островом Колгуев и Тиманским берегом; имелись разводья, но попытка пробиться на запад не удалась. При сильном юго-западном ветре начался дрейф на северо-восток. С рассветом 15 февраля открылся берег острова Вайгач, а 16 февраля «Соловей Будимирович» уже был в Карском море.
Белое «правительство» генерала Миллера сделало попытку вывести судно изо льдов и послало из Архангельска для этой цели ледорез «Канада». Но через несколько дней белые и интервенты бежали из Архангельска, и он был отозван обратно.
17 марта «Соловей Будимирович» находился в точке с координатами 71°18'с. ш., 62°21' в. д.
После восстановления на Севере Советской власти были приняты меры по спасению ледокольного парохода. Временный профсоюзный комитет поручил Беломортрану (так называлось тогда морское пароходство, созданное в апреле 1920 г.) принять срочные меры по спасению судна и выводу его изо льдов.
Газета «Известия», орган Архгубкрайкома и губревкома, систематически сообщала о положении судна, радиограммы с него вывешивались в здании пароходства. Так, в номере от 12 марта 1920 г. приводилась телеграмма с ледокольного парохода: «При величайшем напряжении проживем продуктами до июля, топливом до июня. На судне 85 человек команды и пассажиров. Настоятельно просим обратиться к Англии и Норвегии во имя человеколюбия снарядить самостоятельную экспедицию».
29 апреля газета информировала, что для спасения «Соловья Будимировича» английское правительство предоставило Норвегии русский ледокол «Святогор» (в октябре 1918 г. он ушел на ремонт в Англию), который должен был отправиться по назначению под норвежским флагом и с норвежским экипажем.
Однако выход ледокола задерживался. И только 5 мая газета вновь сообщила, что ледокол выходит из Бергена 15 мая. 7 мая «Соловей Будимирович» находился в точке с координатами 72°11' с. ш.,62°50' в. д. Из Архангельска был направлен еще ледокол «III Интернационал». 19 июня ледоколы соединились в Карском море и приступили к выводу изо льдов «Соловья Будимировича», снабдив его углем.
3 июля газета «Известия» сообщила о приходе судна в Архангельск, а также о том, что генерал Звягинцев и другие офицеры, бывшие на борту парохода, удрали на ледоколе «Святогор» в Англию.
Позднее «Святогор» был возвращен Советскому Союзу и, переименованный в «Красин», еще долгие годы успешно работал на Севере. «Соловей Будимирович» же, впоследствии «Малыгин», совершил немало высокоширотных рейсов в Арктику, а в 1928 г. участвовал в спасении экспедиции Нобиле.
В начале 1922 г. в Индигу ходил ледокол «Скуратов» (бывший «И. Сусанин»), однако рейс его закончился трагически. По письму Беломортрана в Упрадснаб, он мог взять 12—15 тыс. пудов оленины.
После тщательной подготовки, снаряжения и частичной погрузки «Скуратов» под командованием М. Баранова 10 января 1922 г. вышел из Архангельска в Индигу. Проводку в Белом море обеспечивал ледорез «Ф. Литке» (бывший «Канада»). Он проводил суда, идущие в Мурманск. Переход до Индиги прошел успешно. Капитан Баранов в радиограмме докладывал, что 18 января судно стало к припаю на баре Индиги и приступило к грузовым операциям. Температура воздуха доходила до минус 29° С.
В полдень 22 января погрузка оленины и наваги была закончена, принято около 10 тыс. пудов. Предстоял обратный переход в Архангельск. Все шло хорошо. Ничто, казалось, не предвещало беды.
Однако за время стоянки в Индиге ледовая обстановка изменилась, и судно неожиданно попало в крайне сложное положение. 23 января, форсируя лед, «Скуратов» оказался в ледовом плену. Несмотря на все принимаемые меры, вплоть до околки пешнями и завозки якоря (динамита на судне не было), выйти изо льда не смогли. Ледокол начал дрейфовать в восточном направлении.
24 января капитан донес, что отошли от места стоянки на десять миль, а 25 января сообщил: «Местонахождение — 68°10 'с. ш., 48°00 'в. д. Стоим, зажаты тяжелым льдом, без помощи не выйти, дрейфуем на норд-ост».
В следующей сводке на 27 января значилось: «Координаты 69°59 с. ш., 49°02 в. д. Зажаты льдом в Горностаевой губе».
Оказать помощь бедствующему судну было нечем.
В сводке за 28 января уже сообщалось: «Судно на мели, глубина 14 фут., пробоины, машина залита, большой крен».
В связи с тяжелой ледовой обстановкой было принято решение спасательные операции до лета не начинать. С судна сняли большую часть экипажа. Остались капитан Баранов и еще несколько человек. Было выгружено мясо. В трюмах осталась навага, которая так и погибла.
Приказом начальника Беломортрана была назначена комиссия по расследованию аварии ледокола «Скуратов». В состав комиссии входили опытные капитаны. Комиссия ознакомилась с обстоятельствами аварии на месте, опросила членов экипажа. Она сделала вывод, что авария ледокола «Скуратов» явилась следствием недостаточной изученности режима льдов в Чешской Губе. В действиях капитана Баранова не усмотрено никаких ошибок.
Интересно отметить, что приказом начальника Беломортрана был объявлен конкурс по изысканию способов спасения аварийного судна. В августе 1922 г. делалась попытка снять ледокол «Скуратов» с мели. Но из-за невозможности заделки пробоин под днищем спасти его не удалось.