Аэропорт Темп

Авиация заполярья - авиабазы, авиаотряды, аэропорты и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Аэропорт Темп

Сообщение Адольф Милованов » 09 Август 2020 18:37

Ну, что же Вы, уважаемый, "Арктокот" ни разу не упомянули вертолёт Ми-8, который в это же самое время базировался на Темпе и скорее всего обслуживал Вашу экспедицию. Я как командир вертолёта отметил в своей рабочей книжке, что работали мы в это время в основном для 123 экспедиции и облетали весь архипелаг...
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Аэропорт Темп

Сообщение Арктокот » 10 Август 2020 23:56

Простите, но я ничего не помню о вертолете. На Темп нас забрасывали самолетами ЛИ-2. А дальше работали на вездеходах, преодолевали на них лагуну, отделяющую Темп от Котельного, и дальше отряды расходились по своим маршрутам. Вертолетом иногда летало большое начальство, включая директора института, когда совершались инспекционные поездки по всем работающим отрядам.

И ничего не знаю про 123 экспедицию. Название, честно, странное, такое у геологов не принято. Наша база на Темпе была базой Восточно-Сибирской комплексной партии НПО "Севморгео". Это 1972-75 годы. Кто занял базу после того, как мы завершили съемочные работы - не знаю.

Могу немного дополнить то, что здесь цитировали про помощь вертолетов и самолетов в поисках пропавшего геолога из книги Иванова "Архипелах двух морей". Хотя в письме июля 1973 года эта ситуация описывается несколько иначе.

"Двое рабочих ушли из лагеря. И заблудились. Ни карты, ни компаса у них не было. В тундру оба попали впервые и определять и запоминать местность по заметным ручьям и холмам не умели. Поплутали ночь вместе, а потом поспорили: один считал, что надо идти направо, другой – налево. Поспорили-поспорили и пошли в разные стороны (а этого нельзя делать ни в коем случае!). Один из них через несколько часов вышел на свою реку, где их уже искал один геолог. Стали искать второго рабочего – не смогли найти. И нам на Темп сообщить не могли, у этого отряда тогда не было радиостанции. Радист приехал лишь через два дня. И сразу сообщил нам о случившемся. А человек всё не был найден. Полетел на поиски вертолет – не нашел, полетел самолет "Аннушка" – не нашел. Поехал вездеход. Он ездил зигзагами. Чтобы увидеть человека в тундре, особенно если он сидит или лежит, нужно очень внимательно смотреть и "густо" ездить.
Летчики немного отдохнули и снова отправились на поиски. На этот раз из геологов полетели мы: Косько, Непомилуев, Очаповский и Бондаренко. Должны были смотреть в окна. А самолет летал очень низко и очень медленно. Даже дверь открывали в полете. Человек привязывался веревкой (чтобы не выпасть, если самолет вдруг качнется) и смотрел в дверной проем. Вел самолет тот самый пилот, который посадил эту "Аннушку" поперек полосы во время сильного ветра. Летели и низко и очень осторожно. Кроме оленей, никого не увидели. Пролетели над лагерем. Из палатки вышел человек и поднял вверх скрещенные руки – это означало, что рабочего всё еще не нашли. Самолет стал разворачиваться, чтобы продолжить поиск, и тут мы увидели вездеход. Пролетели над ним, бросили "вымпел" (белый мешочек с хвостом, в мешочке камень для тяжести, чтобы ветром далеко не унесло, и записка). В записке мы просили людей помахать нам шапками, если они нашли пропавшего. Пока они подобрали вымпел, самолет сделал круг и прошел совсем над вездеходом. Нам махали шапками. И мы увидели того, кого искали. Человека нашли живым! Он трое суток блуждал в тундре. Холодный, голодный. Но живой."


Только в 1975, когда мы вели так называемые "увязочные" работы, некоторые отряды, возможно, изредка перебрасывались вертолетами с места на место. Но в нашем отряде такого не было. И лишь в сентябре вертолет забрал груз и людей с реки Балыктаах на Темп.

 1975-09_Котельный2.jpg

 1975-09_Котельный3.jpg


3 сентября 1975 года.
Арктокот
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 Июль 2020 14:47

Аэропорт Темп

Сообщение Адольф Милованов » 11 Август 2020 07:38

Ну, во-первых, спасибо большое за качественное фото вертолёта, где даже хорошо просматривается номер 25542. А организации, для которых летали, действительно, были разные: Арктический отряд №1; 123 экспедиция; Севморгео (Ладыга); Гидрбаза; СОМГЭ; Севморолово и др.
 img723.jpg
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Аэропорт Темп

Сообщение Арктокот » 13 Август 2020 23:12

Севморгео - это мы. Ладыка (не Ладыга) Геннадий Васильевич был зам. начальника той самой ВСКП, Восточно-Сибирской комплексной партии. Наверное, он был заказчиком рейса, а летели другие люди, сам он оставался на материке, на базе в Чокурдахе.
Рада, что фото вертолета пришлось кстати.
Арктокот
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 Июль 2020 14:47

Аэропорт Темп

Сообщение slava_zz » 15 Сентябрь 2020 10:42

123 экспедиция- геодезисты.
Ставила тригопункты. и не только на Темпе. в том числе готовые в сборе на подвеске таскали сразу на вершину.
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Аэропорт Темп

Сообщение Арктокот » 24 Сентябрь 2020 16:40

Спасибо за прояснение!

Обед около триангуляционного знака на Котельном (на маршруте от о.Темп к р.Таба-Юрэх). : 1975-07_Котельный03.jpg

Обед около триангуляционного знака на Котельном (на маршруте от о.Темп к р.Таба-Юрэх). июль 1975
Арктокот
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 Июль 2020 14:47

Аэропорт Темп

Сообщение UATRI » 15 Ноябрь 2020 21:53

В 1974-75 гг. работал на Темпе. На противоположной стороне полосы, на берегу, находились лагеря обеих экспедиций. Напротив строений аэропорта - 123й экспедиции ГУГК и левее его, если смотреть от аэропорта - экспедиции "Севморгео".
Со 123й экспедицией мне так же приходилось сталкиваться, когда я работал в а/п Таймылыр на р. Оленёк. Бывал у них на базе в Москве, в подвале жилого дома, где-то в районе Котельнической набережной. Из персонажей помню инженера-геодезиста Валеру Медведева и радиста Эдика Сальникова
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Аэропорт Темп

Сообщение Oleg1969 » 19 Декабрь 2020 16:29

Радисты Александр Михайлович и Анна Владимировна Мальцевы. Остров Котельный.
Из архива Михаила Мальцева. "Одноклассники"
Вложения
 i (1).jpeg
 Мальцева Анна Владимировна на рабочем месте. СВ пеленгатор остров Котельный ( Михаил Мальцев ).jpeg
 i.jpeg
 i (4).jpeg
 i (2).jpeg
Oleg1969
 
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 25 Апрель 2020 18:07

Аэропорт Темп

Сообщение Wikikikos » 10 Февраль 2021 20:15

Доброе время суток!
Пара вопросов по истории Темпа.
1) встречается местами информация о том, что аэродром был создан рядом с полярной станцией Темп в 1949 году. Когда возникла п/с Темп? Что с ней стало? Преобразована в авиационную?
2) Откуда возникло название "Темп"? От шхуны с тем же названием или это не связано?
3) Упоминается, что в начале Темп был гидроаэродромом. Как долго, или только по надобности?
4) Упоминается приводная станция в 8 км от аэродрома. По какому курсу?

Буду очень признателен за любую информацию с сылкой на источник, особенно по 2-му вопросу. Готовлю статью в Википедию.
Wikikikos
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 Февраль 2021 19:51

Аэропорт Темп

Сообщение UATRI » 12 Февраль 2021 09:32

Wikikikos,
2. О происхождении топонима "Темп", от названия моторного бота "Темп" я прочитал в книге "Топонимика морей Советской Арктики (Попов С.В., Троицкий В.А. Топонимика морей Советской Арктики. Л., 1972,) которую я брал в библиотеке Московского филиала Географического общества располагавшегося тогда на ул. 25 Октября (Никольской). Если Вы обратитесь в современное ГО РФ, я думаю, Вы сможете найти эту книгу в библиотеке.
4. Примерно в 8 километрах от галечной косы на которой в 60-80 гг. располагалась грунтовая ВПП аэропорта "Темп"и находились основные его постройки, в р-не бухты "Темпа", на т.н. матерой части острова, в точке с примерными координатами 7583/13756, находился средневолновый радиопеленгатор. О нем рассказано в начале этой ветки.
Курсовых приводов не "Темпе" не было. Был один привод "Пеленг-Ю" для привода борта на точку, далее заход строился визуально.
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Аэропорт Темп

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2021 10:42

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэропорт Темп

Сообщение UATRI » 12 Февраль 2021 10:56

Вот, спасибо. А, я и не знал, что книжка уже есть онлайн. Сам еще полистаю с удовольствием. Последний раз видел 50 лет назад.
Жаль, текст не полный.
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Аэропорт Темп

Сообщение Адольф Милованов » 12 Февраль 2021 17:51

У меня сохранились записи тех времён (1960е-70е годы), где позывной Темпа был "Чеботарь" на частоте сначала написано 128, потом зачёркнуто и сверху написано 124. МК посадки 229-49. БП(ближний привод) - 535.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Аэропорт Темп

Сообщение UATRI » 13 Февраль 2021 10:39

Адольф, ради бога простите, запамятовал Ваше отчество. Курсовых приводов на Темпе не было. С МК49 привод располагался в метрах пятидесяти от торца и метрах в 80 влево. Вот ледовую полосу раскатывали так, что бы он был на курсе.
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Аэропорт Темп

Сообщение Wikikikos » 14 Февраль 2021 14:57


Спасибо за информацию! Это моя "настольная PDF-ка". :yes: Увы, только первая часть. Доступна ли где-нибудь 2-я? Где про восточную часть Арктики?
Wikikikos
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 Февраль 2021 19:51

Пред.След.

Вернуться в Авиабаза



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения