© Сергеев А. А.
М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003. ISBN 5-9900099-1-7
10. Действия подводной лодки U-601 у Новой Земли...
Следующие четыре дня лодка провела в районе пролива Маточкин Шар, но упорные попытки обнаружить корабли противника успеха не имели. В конечном итоге Грау решил вернуться к губе Белушья. 31 июля в 22.30 в 14 километрах от западного побережья острова Междушарский сигнальщики заметили небольшое судно водоизмещением приблизительно 2000 тонн. Это был советский пароход "Крестьянин", следующий из становища Малые Кармакулы в Хабарово. В 23.27 U-601 ушла под воду и приступила к предзалповому маневрированию. Ей потребовалось более сорока минут, чтобы занять удобную позицию для атаки. В 00.12 1 августа Грау выпустил по пароходу сразу три торпеды, так как не был уверен в правильности произведенных расчетов. Вскоре одна из них поразила корабль в кормовую часть левого борта и спустя семь минут он скрылся под водой. В 00.17 подводная лодка всплыла на поверхность и подошла к спасательным шлюпкам. Немецкий командир хотел выяснить название судна и его маршрут, но из полученных ответов мало что понял. Знание советскими моряками английского языка оставляло желать лучшего. Закончив расспросы Грау приказал изменить курс на юго-восток и уходить в сторону острова Колгуев. З августа 1942 года U-601 пришла в Киркенес.{54}
* * *
17 июля 1942 года пароход "Крестьянин" под командованием капитана дальнего плавания А.Г. Николаева, имея на борту 150 тонн груза и 80 человек пассажиров, вышел из Архангельска по маршруту бухта Варнека - Малые Кармакулы - Хабарово - Нарьян-Мар. До острова Колгуев он следовал в составе конвоя под охраной двух тральщиков. Вместе с ним переход в Арктику совершали пароходы "Уфа", "Алдан" и "Ветлуга". 22 июля эскорт повернул обратно, предоставив кораблям возможность следовать по назначению самостоятельно. 24 июля "Крестьянин" благополучно прибыл в бухту Варнека (пролив Югорский Шар), где с помощью крана выгрузил два моторных катера. После этого пароход перешел в Хабарово и принял на борт пустые бочки для рыболовецкой артели НКВД. 25 июля "Крестьянин" вышел из Хабарово в Малые Кармакулы, ведя за собой на буксире два катера, выгруженные накануне в бухте Варнека. В течение трех дней он пробивался к месту назначения в условиях сильного тумана и сложной ледовой обстановки. Несмотря на это пароход без потерь пришел в Малые Кармакулы утром 28 июля. Вскоре к его борту пристал катер, на котором находился курьер с берега. Он сообщил о том, что капитана Николаева срочно вызывает к себе полковник И.П. Мазурук. Катер доставил капитана "Крестьянина" в становище, где он имел беседу с заместителем начальника ГУСМП. Мазурук сообщил Николаеву о нападении немецкой подводной лодки на Малые Кармакулы и приказал взять на борт пять человек для доставки в Хабарово. Двое из них имели ранения, а еще двое были тяжело больны. Пятый пассажир следовал транзитом в Архангельск.
Сообщив в Северное пароходство о своем местонахождении, капитан "Крестьянина" в течение трех дней ожидал инструкций или указаний. Однако все телеграммы отправленные им остались без ответа, так как в пароходстве их просто забыли расшифровать. Не дождавшись новых распоряжений, Николаев, руководствуясь инструкциями, полученными еще в Архангельске, приказал готовиться к выходу в море. В связи с тем, что судно не имело груза, кормовой трюм частично заполнили водой. Это позволяло немного увеличить скорость хода.
31 июля в 14.15 "Крестьянин" снялся с якоря и взял курс на Хабарово. О его выходе не было известно ни руководству Северного пароходства, ни командованию БВФ. К 18.00 пароход достиг мыса Северный Гусиный Нос и лег на курс 172°, следуя в 7-8 милях от берега. Дул норд-норд-остовый ветер силою 5 баллов, а видимость составляла 7 миль. Временами моросил дождь и находили заряды тумана. В 21.40 "Крестьянин" прошел в 5 милях от маяка Саучиха и лег на курс 145°. Его скорость составляла 9-9,5 узлов.
1 августа 1942 года в 01.15 пароход был торпедирован в кормовую часть левого борта. Это произошло в точке с координатами Ш= 71° 08' N Д= 52° 19' Е и стало полной неожиданностью для экипажа. В момент взрыва за морем вели наблюдение три человека, выставленные на баке и на крыльях мостика (матрос Меркурьев, палубный ученик Починков, помощник капитана по военной части М.П. Иващенко.), а также рулевой. Однако никто из них не заметил ни следа торпеды, ни перископа, ни самой подводной лодки. От взрыва в воздух полетели обломки корпуса, упали грот-мачта и кормовые грузовые колонки, обрушилась броневая защита рулевой рубки. Судно потеряло ход, лишилось электричества, а заодно и всей системы связи. Тревогу пришлось объявлять голосом, для чего второй помощник капитана Кокарев послал палубного ученика Починкова.
Услышав взрыв капитан "Крестьянина" Николаев выскочил из каюты на мостик и получил доклад о торпедировании корабля от помощника по военной части Иващенко, несшего вахту. Приказав ему и старшему помощнику Д.Ф. Степанову спускать шлюпки, он бросился к себе в каюту, чтобы уничтожить секретные документы. Вначале он хотел их утопить, но пароход погружался так стремительно, что для этого не хватило время. Разорвав документы Николаев выскочил на спардек и убедившись, что на палубе уже никого нет, бросился в воду. Вскоре его втащили в шлюпку, спущенную с правого борта гибнущего корабля.
Получив приказ от капитана, Степанов и Иващенко начали спускать спасательную шлюпку с правого борта. Им активно помогал помощник капитана по политической части А.В. Шутов. К этому времени большая часть экипажа выскочила на верхнюю палубу в поисках спасения. Часть из них Иващенко перевел на левый борт, после чего вернулся обратно. Завершив спуск правой шлюпки Степанов, Шутов и Иващенко перешли на другой борт. Пароход уже сильно осел кормой в воду и шлюпка, висевшая на талях с этой стороны тоже коснулась поверхности воды. Все, кто оставался на палубе заняли в ней свои места, а старший механик А. Крыков перерубил тали топором. Когда шлюпка отходила от борта "Крестьянина" в ней находилось 25-28 человек, включая старшего помощника Степанова, второго помощника Кокарева, третьего помощника М.Н. Васильева, помощника по военной части Иващенко и помощника по политической части Шутова. Все они стали свидетелями трагической гибели буфетчицы Т.М. Лебедевой, которая поднялась на верхнюю палубу слишком поздно и теперь цеплялась за одну из шлюпбалок левого борта. На призывы прыгать в воду она не реагировала. Между тем пароход встал вертикально, задрав нос метров на сорок, после чего резко ушел под воду. С момента торпедирования прошло не больше трех минут. Вместе с судном погибли буфетчица Лебедева, камбузница Г.В. Бестужева и дневальная О.М. Мездрикова. По свидетельству Иващенко они пытались спасти свое личное имущество и тем самым подписали себе смертный приговор. Пошли на дно и два раненых промысловика, которые самостоятельно спастись не могли, а помощь им никто не оказал.
Механик А.В. Близкин принял вахту в машинном отделении ровно в полночь. В 01.15 он услышал сильный взрыв, после которого из туннеля гребного вала вырвался густой дым. Находившийся там машинист П.А. Барабкин был убит. Главная машина резко увеличила число оборотов и Близкину пришлось ее остановить. Затем он прошел в кочегарку, и никого не обнаружив, остался там в ожидании приказов с мостика. Вскоре вода начала затапливать машинное отделение. Попытка воспрепятствовать этому путем закрытия Клинкета туннеля гребного вала успеха не имела. У механика просто не хватило сил. Убедившись в тщетности этого занятия и предчувствуя скорую гибель корабля, Близкин поднялся на верхнюю палубу и прыгнул в воду с переднего конца надстройки. Ему удалось отплыть всего на 15 метров, когда пароход исчез с поверхности моря. К счастью воронка оказалась не очень большой, а котлы "Крестьянина" не взорвались. Через пять минут мокрого и продрогшего механика подняли на одну из шлюпок.
Как только пароход затонул, на дистанции 2-3 кабельтова от места его гибели всплыла немецкая подводная лодка. Она подошла к шлюпке №-1 и офицер находящийся на мостике обратился к экипажу "Крестьянина" на английском языке. Его интересовало название судно, порт назначения и характер перевозимого груза. Старший помощник Степанов дал исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, явно разочаровав ими германских подводников. Тем не менее офицер извинился за потопление парохода и указал рукой направление к берегу. Вслед за этим лодка скрылась под водой курсом норд-ост.
После ее ухода шлюпки подошли борт к борту и капитан Николаев пересчитал своих подчиненных. Оказалось, что из 44 человек находившихся на борту в момент торпедирования, спаслось 38. Из них 25 человек находилось в шлюпке №-1 и 13 в шлюпке №-2. Распределив людей поровну, капитан приказал начать движение к берегу курсом 90°. Вначале шлюпки шли вместе, но к 06.00 потеряли друг друга из вида.
Шлюпкой №-1 командовал старший помощник Степанов. На ней удалось поднять парус, что позволило существенно увеличить скорость хода и облегчало работу на веслах. К 04.00 ветер изменился, и шлюпка легла на курс 120-130°. Утром в 10.50 она достигла южной оконечности острова Междушарский, где моряки развели костер и приготовили пищу. Одновременно было организовано наблюдение за морем. В 14.00 на горизонте появилась шлюпка №-2, которая через час пропала из видимости. Оставив на месте стоянки записку для капитана, Степанов продолжил движение на веслах вдоль острова и в 20.00 заметил на берегу полуразрушенную избушку. В ней моряки заночевали, а в 09.00 2 августа вновь двинулись в путь. В 20.00 шлюпка достигла северной оконечности острова Междушарский, где команда высадилась на берег и провела всю ночь у костра. Лишь 3 августа в 14.00 уже на подходах к Белушьей губе потерпевших обнаружил и отбуксировал в становище моторный катер.
Шлюпка №-2 под командованием капитана Николаева через несколько часов после начала движения к берегу была отнесена сильным ветром в море. Она не имела паруса и могла идти только на веслах. 2 августа в 10.00 ей с трудом удалось пристать к южному берегу полуострова Гусиная Земля. К этому времени от переохлаждения умер кочегар Л.М. Бауков, пополнив скорбный список еще одной фамилией. Три человека серьезно заболели. На берегу моряки развели костер, обогрелись и приготовили пищу. З августа в 16.00 шлюпка №-2 покинула место стоянки и через шесть часов достигла Белушьей губы.
22 августа экипаж парохода "Крестьянин" был взят на борт ТЩ-39 (быв. рыболовный траулер РТ-16 "Ленин") и 26 августа доставлен в Архангельск.{55}
Позднее выяснилось, что именно этот тральщик стал случайным свидетелем гибели парохода "Крестьянин", когда следовал из губы Тюва на Новую Землю. Он мог без труда оказать помощь экипажу гибнущего судна, если бы командир ТЩ-39 старший лейтенант А.А. Гунин проявил немного инициативы и смелости. К сожалению, этого не случилось и оставшиеся в живых моряки в течение долгих часов боролись за свою жизнь самостоятельно. А события между тем развивались следующим образом.
1 августа 1942 года на подходах к о. Междушарский с ТЩ-39 обнаружили пароход на курсовом углу левого борта 40°. Дистанция до него составляла 80 каб. Через 20 минут судно закрыло нашедшим туманом, а в 01.18 на ТЩ-39 услышали взрыв. Вначале старший лейтенант Гунин решил, что пароход по какой-то причине произвел выстрел из артиллерийского орудия, но затем изменил свое мнение. Причиной этому стал доклад, поступивший из машинного отделения, личный состав которого отчетливо слышал подводный взрыв. Стало ясно, что обнаруженный ранее пароход, скорее всего, торпедирован подводной лодкой противника. Однако понимание этого не заставило Гунина изменить курс для оказания помощи терпящим бедствие. Тральщик продолжал следовать по назначению.
В 02.15 при подходе к острову Подрезов на курсовом углу 80° левого борта на дистанции около 100 каб. сигнальщики ТЩ-39 обнаружили в дальномер силуэт неизвестного корабля. Он шел встречным курсом и вскоре был опознан как подводная лодка. В 02.15, когда расстояние сократилось до 78 кабельтовых, субмарина изменила курс и пропала из видимости. Еще через два часа ТЩ-39 встал на якорь в губе Белушья.{56}
{54} U-Boot-Archiv KTB U-601 за 25.07 - 03.08.1942
Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ) Фонд - 9570, Опись - 2, Дело - 1445, Лист - 44
{55} РГАЭ, Фонд - 8045, Опись - 3, Дело - 760, Листы - 278 - 314
{56} ОЦВМА, Фонд - 12, Дело - 6583, Лист - 14
ЦВМА, Фонд - 1146, Опись - 06540, Дело - 1, Листы - 60 - 62