Простите, но я ничего не помню о вертолете. На Темп нас забрасывали самолетами ЛИ-2. А дальше работали на вездеходах, преодолевали на них лагуну, отделяющую Темп от Котельного, и дальше отряды расходились по своим маршрутам. Вертолетом иногда летало большое начальство, включая директора института, когда совершались инспекционные поездки по всем работающим отрядам.
И ничего не знаю про 123 экспедицию. Название, честно, странное, такое у геологов не принято. Наша база на Темпе была базой Восточно-Сибирской комплексной партии НПО "Севморгео". Это 1972-75 годы. Кто занял базу после того, как мы завершили съемочные работы - не знаю.
Могу немного дополнить то, что здесь цитировали про помощь вертолетов и самолетов в поисках пропавшего геолога из книги Иванова "Архипелах двух морей". Хотя в письме июля 1973 года эта ситуация описывается несколько иначе.
"Двое рабочих ушли из лагеря. И заблудились. Ни карты, ни компаса у них не было. В тундру оба попали впервые и определять и запоминать местность по заметным ручьям и холмам не умели. Поплутали ночь вместе, а потом поспорили: один считал, что надо идти направо, другой – налево. Поспорили-поспорили и пошли в разные стороны (а этого нельзя делать ни в коем случае!). Один из них через несколько часов вышел на свою реку, где их уже искал один геолог. Стали искать второго рабочего – не смогли найти. И нам на Темп сообщить не могли, у этого отряда тогда не было радиостанции. Радист приехал лишь через два дня. И сразу сообщил нам о случившемся. А человек всё не был найден. Полетел на поиски вертолет – не нашел, полетел самолет "Аннушка" – не нашел. Поехал вездеход. Он ездил зигзагами. Чтобы увидеть человека в тундре, особенно если он сидит или лежит, нужно очень внимательно смотреть и "густо" ездить.
Летчики немного отдохнули и снова отправились на поиски. На этот раз из геологов полетели мы: Косько, Непомилуев, Очаповский и Бондаренко. Должны были смотреть в окна. А самолет летал очень низко и очень медленно. Даже дверь открывали в полете. Человек привязывался веревкой (чтобы не выпасть, если самолет вдруг качнется) и смотрел в дверной проем. Вел самолет тот самый пилот, который посадил эту "Аннушку" поперек полосы во время сильного ветра. Летели и низко и очень осторожно. Кроме оленей, никого не увидели. Пролетели над лагерем. Из палатки вышел человек и поднял вверх скрещенные руки – это означало, что рабочего всё еще не нашли. Самолет стал разворачиваться, чтобы продолжить поиск, и тут мы увидели вездеход. Пролетели над ним, бросили "вымпел" (белый мешочек с хвостом, в мешочке камень для тяжести, чтобы ветром далеко не унесло, и записка). В записке мы просили людей помахать нам шапками, если они нашли пропавшего. Пока они подобрали вымпел, самолет сделал круг и прошел совсем над вездеходом. Нам махали шапками. И мы увидели того, кого искали. Человека нашли живым! Он трое суток блуждал в тундре. Холодный, голодный. Но живой."
Только в 1975, когда мы вели так называемые "увязочные" работы, некоторые отряды, возможно, изредка перебрасывались вертолетами с места на место. Но в нашем отряде такого не было. И лишь в сентябре вертолет забрал груз и людей с реки Балыктаах на Темп.
3 сентября 1975 года.