Oleg1969 » 28 Апрель 2020 22:13
Из статьи Светланы Николаевны Протопоповой зав. муниципальным архивом Аллаиховского улуса (района). Аллаиха - мой край родной. (Якутский архив 1, 2011)
На Севере, где царят бездорожные просторы и населенные пункты расположены далеко друг от друга, сложно прожить без авиации. Первый самолет в небе Аллаихи
появился в августе 1929 г. Это был 2−местный гидросамолет, сделавший посадку в Русском Устье. Экипаж самолета состоял из летчика О.Кальвица
и бортмеханика Леонгарда. Их целью был полет вдоль побережья Северного Ледовитого океана от залива Лаврентия до устья реки Лены. В 1940 г. в
связи с введением трансарктической авиалинии Архангельск – Бухта Угольная возникла необходимость строительства взлётно−посадочной площадки на косе р.Индигирки
на участке Барылас. В тяжелый военный 1943 г. началось строительство полосы, для которого была проведена мобилизация всего населения с.Чокурдах. И рабочие и
служащие обязаны были отрабатывать на строительстве полосы ежедневно после работы по 3 часа. В 1948 г. решением Аллаиховского райисполкома было определено
строительство здания аэропорта в с.Чокурдах. В 1952–1954 гг. на реку Индигирка садились гидросамолеты типа «Каталина», Б−6 и на участке «Барылас» — Ли−2,
Ил−12. Действующая в настоящее время взлетно−посадочная полоса, строительство которой началось в 1949г., была сдана в эксплуатацию осенью 1960 г.
С середины 1960−х гг. в Чокурдахском аэропорту стали совершать посадку самолеты АН−2, ИЛ−14,ТУ−134. Чокурдах был связан регулярными линиями с Москвой,
основными городами Сибири и Дальнего Востока, Архангельском и другими городами страны. Авиапредприятие в течение многих лет занимало одно из ведущих мест
в республике. Авиапорт Чокурдах был расположен на авиатрассе союзного значения. Это накладывало на коллектив авиапорта большую ответственность по обеспечению
безопасного движения воздушных судов, выполнявших рейсы центрального расписания, обслуживающих высокоширотные экспедиции «Северный полюс» и проводку
морских судов по Северному морскому пути и другие важные государственные задания. Перевозка пассажиров, почты, рыбаков, геологов, аэросъёмка, ледовая разведка –
- вот далеко не полный перечень повседневных забот авиаторов Аллаихи. В 1990 гг. численность трудового коллектива Чокурдахского авиапредприятия составляла 450
работников. Здесь трудились специалисты своего дела Н.Д.Скарин, Н.Ф.Живков, Г.Рутман, Л.К.Басов, Е.Л.Соколовский и другие.
Начальниками аэропорта и командирами ЧОАЭ и ЧАП в разные годы работали: Д.И.Михайлов (1941 г.), С.Т.Шубкин (1945 г.), Г.Д.Мушенков (1947), А.А.Муратов (1985—1993 гг.),
А.П.Мишин (1996—2003 гг.), А.Е.Половинко (2004—2011).