ЛОС-АНЖЕЛОС—ЛЕДОВИТЫИ ОКЕАН—МОСКВА
13 сентября Герой Советского Союза тов. Леваневский и штурман Левченко прилетают в Москву, блестяще заканчивая свой перелет, который сыграет огромную роль и освоении нового северного воздушною пути. Трудящиеся столицы тепло встречают отважных пилотов, пролетевших грандиозный воздушный путь в 10 тысяч километров по маршруту Лос-Анжелос — Ледовитый океан — Москва.
Самолет Леваневского, окрашенный в синий и красный цвета, с надписью на крыльях белыми буквами «СССР-Н-208», взял старт и Лос-Анжелосе 5-го августа в 10 час. 30 мин. вечера по московскому времени. Прекрасный и быстроходный моноплан, весь изготовленный из дюраля, быстро поднялся в воздух, взяв курс на Сиэтль — Жюно — Фэрбенкс — Ном — Уэллен...
В освоении воздушных путей в Америку через Север ведущая роль принадлежит Советскому Союзу.
Есть два основных направления полетов из Советского Союза в Америку. Первое — это путь через Северный полюс. Он наиболее короток, но потребуется еще много времени, прежде чем он станет доступным для регулярных рейсов. Второе — это воздушный путь в Америку из Советского Союза, который проходит через Сибирь, Камчатку, Чукотский полуостров, Берингов пролив и Аляску. Эта трасса представляет громадные трудности, но она все же наиболее близка к осуществлению. На этом маршруте уже не раз совершали полеты советские и американские летчики. Но никто полностью до этого всю эту воздушную трассу еще не осваивал. Как известно, два американских летчика — Маттерн и Вилли Пост — пытались пролететь по этой трассе. Летчик Маттерн потерпел в 1933 г. аварию в Анадыре. Тов. Леваневский доставил Маттерна на своем самолете в Ном. В 1933 голу Пост, совершая кругосветный перелет, благополучно перелетел из Москвы в Фэрбенкс. Но делая в 1935 г попытку перелететь в Советский Союз через Аляску, Вилли Пост трагически погиб.
Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко тщательно готовились к труд пому перелету. Изучали каждый участок, намечали наиболее короткий и прямой путь Известный американский полярный исследователь Стефенсон, желая Леваневскому успеха в полете, не советовал ему лететь по северу Аляски и предлагал более южный, но более длинный путь. Герой Советской Союза не искал легких путей. Будущая трасса должна быть короткой, и он решил лететь по северу Аляски. Леваневский не собирался ставить рекордов. Цель его перелета — изучение аэрологических условий в высоких широтах, подробное изучение ближайшей трассы Советский Союз — Америка.
Маршрут в 19 тысяч километров завершен. Но не только гигантское расстояние определяет трудности этого исключительного перелета. Летчикам пришлось преодолеть самые различные метеорологические барьеры, пробиваться в дожде, в тумане, в облаках. Они летели над мало изученными, а порой м почти неисследованными районами, шли над тундрой, горными хребтами, тайгой. Преодоление этих трудностей потребовало от экипажа подлинного героизма, величайшей выдержки, огромного летного опыта.
Самым трудным этапом перелета было побережье Тихого океана, побережье Канады. Пролетая над территорией Канады, самолет попал в тяжелые атмосферные условия. Стояли сплошные туманы, беспрерывно лил дождь. Леваневский решил пробиться сквозь туман и лететь на Аляску. Весь путь от Сиэттля до Жюно Леваневский и Левченко летели вслепую, то на большой высоте над облаками, то ниже их, то над самой поверхностью моря. Дожди, туманы и ветры преследовали их всю дорогу. Особенно густой туман стлался наз Тихим океаном. Видимость совершенно отсутствовала. Самолет прижимало к воде. Посоветовавшись с Левченко. Леваневский решил пойти па посадку. Посадка была совершена близ острова Гуз-Айленд. Над океаном опустилась ночь. Всю долгую ночь Леваневский и Левченко провели в борьбе со штормом. Течение относило самолет к камням. Но раздеваясь. они в костюмах спрыгнули в воду и мужественно вступили в борьбу со стихией, чтобы отстоять самолет. Они падали и вновь подымались, цеплялись за песок, за камни, за гальку. Самолет удалось увезти от скал. На рассвете шторм стих, по начался отлив. Самолет оказался на мели и пришлось ждать еще день до полного прилива.
От Аляски до Уэллена Леваневский летел через Фэрбенкс и Ном. На участке между Номом и Якутском он избрал несколько необычный маршрут перелета. Он полетел по побережью Ледовитого океана до бухты Тикси и только там повернул на Якутск. Перелет по этому, почти не изученному маршруту представляет большое значение для определения наиболее выгодного направления трассы от Якутска на Чукотский полуостров. Успешный перелет тов. Леваневского через этот чрезвычайно трудный участок доказывает, что полеты там вполне возможны. С другой стороны, это является новым доказательством возможности организации воздушного сообщения из Советского Союза в Америку через Сибирь и Дальний Восток.
Самолет Леваневского построен близ Лос-Анжелоса на заводе «Вальти». Он оборудован одним мотором «Райт-Циклон» мощностью в 890 л. с. Самолет имеет максимальную скорость 310 километров в час. Практический потолок его — 5900 метров, что особенно важно для Арктики, когда приходится подыматься над горными вершинами, облаками или набирать высоту, спасаясь от угрозы обледенения. Самолет оборудован самой совершенной аппаратурой для слепых полетов, радиокомпасом, радиотелеграфными установками. Много внимания уделено его внутреннему оборудованию. Внутренняя отделка его комфортабельна и уютна. В удобных, мягких креслах можно не только сидеть, по и спать. Шум мотора еле доходит до пассажира. Отепление самолета устроено так. что все приборы и оборудование работают безотказно в диапазоне температур от плюс 25 до минус 50 градусов Цельсия. Даже пролетая над Арктикой, пилоты не надевали теплых костюмов. Особое внимание Леваневский уделил при оборудовании самолета борьбе с возможным обледенением. Во всех местах самолета, подверженных обледенению, установлены специальные антиобледенители.
На всем пути от Лос-Анжелоса до Якутска пилоты вели хронологические наблюдения, изучали температуру, влажность, условии посадок, метеорологические условия, количество осадков. Они собрали большой научный материал, который освещает все стороны воздушного пути. Многое еще подвергнется дополнительному изучению или уточнению.
Отважные летчики приближаются к столице. Одним полетом они впервые в истории авиации охватили Калифорнию, Орегон, Вашингтон, Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Сибирь... Во всех городах, где тов. Леваневский совершал посадку, его тепло встречали трудящиеся. Радостно примет 13 сентября Москва Герои Советского Союза тов. Леваневского и отважного штурмана тов. Левченко, в совершенстве владеющих летним мастерством.
Леваневский и Левченко своим мужеством, отвагой, выдержкой еще раз показали всему миру, каких людей воспитывает наша прекрасная родина под руководством коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина, чье ими вдохновляло летчиков на всем протяжении замечательного перелета.
(ТАСС).
Леваневский прилетел в Свердловск
ОМСК, 11 сентября. (ТАСС).
Сегодня, воспользовавшись благоприятной погодой, Герой Советского Союза тов. Леваневский и штурман Левченко, совершающие перелет Лос-Анжелос - Москва, в 7 часов 45 минут утра вылетели из Омска, взяв курс на Свердловск.
*
СВЕРДЛОВСК. 11 сентября. (ТАСС).
Самолет т. Леваневского сегодня в 11 час. 18 минут по московскому времени приземлился на Свердловском аэродроме. Отважный экипаж самолета был встречен представителями областных и городских организаций во главе с секретарем обкома ВКП (б) т. Кабаковым, председателем облисполкома т. Головиным, командующим войсками Уральского военного округа комкором Гарькавым, летчиками и начальствующим составом Красной армии.
После отдыха Леваневский и Левченко вылетают в последний этап перелета — через Казань в Москву.
ДНЕВНИК РАДИСТА
10 сентября в 0 час. 27 минут по московскому времени радисты Новосибирска получили распоряжение обслужить связью тов. Леваневского во время его полета на участке Новосибирск — Омск.
В 3 часа все готово: аппараты проверены, люди на местах.
В 8 час. 07 минут самолет поднялся в воздух над Красноярском.
В 8 час. 14 мин. даем ему первую метеорологическую сводку. Поступают тревожные вести о плохой погоде на нашей трассе.
В 8 час. 43 мин. самолет прошел Кемчуг, идет в дождь.
В 8 час. 53 мин. — идет в дожде.
В 9 час. 05 мин. — пошел на Назарово, обходит дождь.
Тов. Леваневский еще раз показал свое замечательное искусство преодолевать всякие препятствия: в исключительно неблагоприятных условиях он блестяще пролетел 1500 километров и благополучно сел на омском аэродроме.
Радист ГОРНЫХ.