Рыбников Алексей Александрович (1887-1949)
русский и советский живописец, театральный и книжный художник, ученый-реставратор и педагог.
Член обществ «Жар-Цвет» и «4 искусства».
Советская Арктика: в произведениях художников В. П. Беляева, М. М. Берингова, А. А. Меркулова, А. А. Рыбникова и С. А. Стороженко / Всероссийский кооперативный союз работников изобразительного искусств. - Москва : Всекохудожник, 1934.
С. 20 – 25.
А. А. РЫБНИКОВ
Автобиография
Родился в 1887 г. По окончании общего среднего образования в 1905 г. начал заниматься живописью.
Художественное образование получил в Харьковской школе рисования и живописи, а потом в студии художника Ф. И. Рерберга в Москве.
Работал как художник, участвуя на разных выставках, а в 1919 г. организовал свою персональную выставку в Москве. Кроме того занимался технологией живописи, работал по этой специальности с 1919 г. в ГТГ, руководя реставрационным отделом. По технике и технологии живописи мною написаны: «Фактура классической картины» и «Техника масляной живописи». Кроме того редактировал переводы трактатов о живописи Ченинно и Бергера.
На севере работал с 1925 г. до 1928 г. в Беломорском, Онежском и Северо-Двинском районах.
В 1933 г. участвовал в 1-й Ленской экспедиции.
Из отдельных северных бассейнов полностью освоен в течение последних шести лет Енисейский, причем центром этого ценнейшего северного сектора стали остров Диксон на Карском море (у устья Енисея), Красноярск и, созданный советским правительством за полярным кругом, новый город Игарка.
Ежегодно Карская экспедиция проводит через льды Карского моря десятки советских и иностранных судов, через остров Диксон, являющийся базой для проводящих «Карскую» ледоколов на Енисей в Игарку, за драгоценным экспортным лесоматериалом.
Опираясь на уже освоенный Енисейский бассейн, была задумана и в 1933 г. проведена под общим руководством члена коллегии ГУСМП, Бориса Васильевича Лаврова, 1-я Ленская экспедиция, положившая начало освоению Лены и Хатанги. Коммерческие грузовые пароходы Совторгфлота, отданные во временную аренду ГУСМП, «т. Сталин», «Володарский» и «Правда» — были погружены (первые два — промышленными и продовольственными товарами, предназначенными для Якутии, и третий — оборудованием для нефтеразработки в бухте Нордвик) и проведены ледоколом «Красин», впервые в истории Арктики, через мыс Челюскин (проливом Вилькицкого) через море Лаптевых, в бухты Тикси (устье Лены) и Нордвик (устье Хатанги).
На арктическом фронте, как на каждом участке нашего строительства, героический масштаб работ дает художнику богатейший материал.
Вместе с начальником «1-й Ленской» Б. В. Лавровым прошел по Енисею на гидроплане (Амфибия 145) от Красноярска через Игарку на остров Диксон. Этот путь—от старого царского умирающего Туруханска до насыщенного новой жизнью и творчеством города Игарки — нашел свое отражение во многих моих этюдах. Отсюда из так называемых «Ворот Арктики» 1-я Ленская вышла в свой исторический рейс.
Следующая группа этюдов передает все трудности, ставшие на пути экспедиции по дороге на мыс Челюскин — туманы, штормы и льды («1-я Ленская во льдах», «Русанов в тумане», «Киловатор 1-й Ленской» и «Плато Астропа»). Но нет препятствий, которых не преодолела бы организованная непреклонная воля человека. 1-я Ленская пробивается через архипелаг Норденшельда, минует плато Астропа и, впервые в истории Арктики, мыс Челюскин обогнут груженым караваном «1-й Ленской».
В Якутию доставлены необходимые товары, на устье Лены, в бухту Тикси, экспедицией переведен красавец буксир «Первая пятилетка» с лихтером, чем и положено начало реального освоения богатств бассейна Лены.
Но уже во время труднейшей разгрузки кораблей в Тикси зажглось разноцветными огнями и заполыхало ночное небо. Молниеносно и грозно наступала арктическая зима, оледенело море и за сутки молодой лед прибавлял в своей толще несколько сантиметров. Выполнив в основном задание партии и правительства, двинулась «1-я Ленская» в обратный путь, но даже с помощью «Красина», уже потерявшего во льдах левый бортовой винт, грузовые суда не смогли форсировать страшных льдов Челюскина и становятся под защитой островов Самуила на зимовку, предоставляя возможность своим сильнейшим товарищам ледоколам «Красину», «Русанову» и «Сибирякову» пробиваться домой.
Вчера еще крепкий коллектив «1-й Ленской» жил одной мыслью и желанием — пробиться сквозь льды, сегодня — это уже коллектив «зимовщиков Самуила» — людей, отрезанных от мира на долгую полярную ночь.
Ясно, что людям такой энергии, мужества и долга не страшны полярные льды, мрак и холод, но все же последние прощальные гудки остающихся на зимовку кораблей незабываемы.
Уходят ледоколы, и зимовка у Самуила исчезает за ледяными полями.
Труден был обратный путь ледоколов. Тяжелые льды затирают идущего вслед за «Красиным» «Русанова». Ушедший ранее «Сибиряков» затерт во льдах, откалывается вручную и просит о помощи. Выли дни, в течение которых «Красин» проходил менее мили, расходуя в тяжелой работе до 100 тонн угля.
Встала реальная угроза нехватки угля и питьевой воды. Но, наконец, подул долго ожидаемый Зюд-Вест, появились разводья и угроза зимовки ледоколам в открытом море миновала.
Отдельные моменты обратного пути (я возвращался на «Красине») запечатлены в этюдах «Черный шторм в Баренцовом море», отдаленный «мыс Желания» и, наконец, остров голубых песков, мрачный «Кильдин» и Кольское побережье.
ЭТЮДЫ (масло).
От Красноярска до о-ва Диксона.
1. Енисей под Красноярском.
2. «Белые Столбы» под Красноярском.
3. Придивинская верфь на Енисее.
Погрузка баржи «скотница».
4. Туруханск.
5. «Курейка». Пороги ниже водопада.
6. Тайга с аэроплана.
Игарка.
7. Общий вид (панорама).
8. Порт. Погрузка леса.
9. Постройка 8-го причала.
10. Экспедиционные судна «Сталинец» и «Дель-
11. Лесной город. Штабеля досок.
12. Промывка бревен.
13. Ночь на Енисее.
Остров Диксон.
14. Бухта с радиостанцией.
15. Камни. Могила неизвестного.
16. Проливы Превен и Дельта в пургу.
17. Бухты в ясную погоду.
18. Береговые камни.
19. Питомник ездовых собак.
Поход «1-й Ленской».
20. «Сибиряков» ведет во льдах «Правду».
21. Корабли 1-й Ленской во льдах.
22. «Русанов» в тумане.
23. Кильватор 1-й Ленской.
24. «Красин» в тумане.
25. Плато Аструпа (пролив Вилькицкого).
26. Шторм в море Лаптевых.
Бухта Тикси.
27. Вид на бухту издали с моря.
28. Гора Ландина.
29. «1-я пятилетка» в бухте Тикси у Булункана.
30. Общий вид на юговосток.
31. Бухта Тикси в пургу.
32. Шхуна «Прончищев» в бухте Тикси.
33. Место гибели шхуны Норденшельда «Заря».
34. Оттепель. Горы Тикси.
35. Общий вид на запад.
36. Общий вид. Горы в тающем снегу.
Баренцово море.
37. Шторм.
38. Шторм.
39. Морской заяц.
40. Мыс Желанья (Новая Земля).
41. Льды при закате.
Кольское побережье.
42. Остров Кильдин.
43. Горы.
44. У Кольского побережья (шхеры).
Картины по этюдам 1-й Ленской.
45. 1-я Ленская во льдах.
46. «Русанов» в тумане.
47. Бухта Тикси.
© Обработка, OCR-ББК-10