© Л. И. ОВЧИННИКОВАТомск
МИТРОФАН БЕРИНГОВ: СИБИРСКИЙ ПЕРИОД
Митрофан Михайлович Берингов стоит у истоков создания художественной коллекции в 1920-е годы в Томске. Сибирские годы - важная веха его творческой биографии. Об этом периоде до сих пор известно немного. В официальных и архивных документах, на страницах газет сохранились только отдельные факты.
Ценным источником является портрет художника (Бумага, акварель. 36x22, 5. Частная коллекция), исполненный М. Б. Вериго в Томске. Представление о его личности дополняет описание ее первой встречи с будущей моделью, оставленное через много лет на страницах мемуаров.
«Наружность Берингова была такова, что сразу внушала впечатление о человеке необычном м незаурядном. Это впечатление возникло не от каких-то ярких, что называется, фотогеничных его черт или от какой-либо оригинальности его одежды - оно исходило от всего его существа, от той внутренней своеобычности, которая угадывалась во всем. И странное, даже тревожное впечатление возникло при общении с ним: энергия, решительность, быстрота движений все время были стянуты уздой неослабевающей внутренней сосредоточенности и замкнутости.
Посаженные близко друг к другу темные небольшие глаза, дымные без блеска, смотрели откуда-то из глубины напряженно и сильно сквозь очки с незаметной оправой. Это был нелегкий человек, живший одновременно в двух мирах.
В тот вечер он пришел приглаженный, подтянутый и скованный. «Сидел, будто аршин проглотил», как он сам потом сказал о себе.
На нем был френч и брюки галифе из коричневого вельвета в рубчик, синие обмотки с ботинками, голубоватая сорочка с темно-вишневым галстуком. В противоположность большинству людей, с которыми я общалась в то время, Берингов был небезразличен к своей одежде <... >.
Он был высок, строен и гибок; в его движениях и позах был лаконизм и энергия. Маленькая голова была твердо острижена. Во всем его существе, в каждой мышце, ощущалось скованное напряжение пружины, готовый к действию заряд. Во всем его облике было крепкое равновесие бронзовой скульптуры, стоящей вольно, без опор. Это чувствовалось особенно хорошо, когда он, стоя, рассматривал своими дальнозоркими глазами, держа на отлете в вытянутой руке и откинув голову назад, какой-нибудь рисунок, или читая бумагу, как это было у него в привычке <... >.
В его облике и манерах было то естественное своеобразие, которое выражает внутреннюю самостоятельность без оглядывания на других» [1].
К образу Митрофана Берингова обращались известные живописцы: в 1927 году - Ф. Богородский (Таганрогская картинная галерея), в 1928 - А. Герасимов (Астраханская картинная галерея). В портретах тоже подчеркивалась почти военная выправка модели. Современники остро чувствовали созвучность его личности своему времени.
Долгие годы творчество и политика для художника были нераздельны. Сын псаломщика, он с детских лет с увлечением рисовал, а во время учебы в Пензенской духовной семинарии (1903-1905) начал заниматься живописью у И. К. Градковского и утвердился в стремлении стать художником. События революции 1905 - 1907 годов резко нарушили планы. За участие в революционном движении юноша три года провел в заточении в крепости (1908-1911). Оказавшись на свободе, продолжил занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1913-1915) у А. А. Рылова и Н. К. Рериха, впервые принял участие в выставке. Вихрь событий следующих лет снова не оставлял места для творчества. Призванный в армию в 1915 году, он вновь оказался на гребне событий. Будучи солдатом, в 1917 году одним из первых исполнил карандашом с натуры портрет В. И. Ленина в Смольном. Следующий год художник встретил в Мариинске Томской губернии, где участвовал в работе Революционного комитета.
Точное время появления М. Берингова в Томске неизвестно. Оно пришлось на разгар гражданской войны. В начале июня 1919 года его имя появилось на страницах местных газет в связи с работой в жюри конкурсной выставки плакатов, которая была объявлена Комитетом помощи армии.
При деятельном участи М. Берингова началось восстановлении советской власти в городе, о чем писал в воспоминаниях художник Н. Котов. В его отряде «в ноябре-октябре 1919 было уже 60 офицеров и один генерал. Последнего сосватал художник Митрофан Берингов, живший в то время в Томске» [2]. Город при участии художников (В. Лямин стал первым комендантом) был освобожден собственными силами, бойцы Красной армии появились 20 декабря, через три дня после этого.
После восстановления советской власти М. Берингов деятельно включился в работу по организации культуры и сохранению наследия. Он стал агентом только что созданной при Губернском отделе народного образования секции охраны памятников искусства и старины. Как член комиссии по выявлению культурных ценностей, он обнаружил и передал в краеведческий музей семь работ П. Кончаловского и три произведения В. Сурикова [3], которые с 1982 года хранятся в художественном музее [4].
В марте 1920 года Митрофан Михайлович был назначен заведующим секцией охраны памятников искусства и старины, а после реорганизации ее в отдел с июля 1920 по май 1921 года возглавил работу одного из трех подразделений
- подотдела музеев и охраны памятников искусства и старины. В это время он вместе с коллегами рисовал старые деревянные строения Томска по заданию архитектурного подотдела. В фондах краеведческого музея сохранилось двенадцать графических работ, которые исполнены в июне-июле 1920 года карандашом и тушью. Монументалист по складу дарования, он, не поступаясь достоверностью, в лучших работах создал впечатляющий художественный образ уходящего Томска. В сентябре этого же года эти работы в числе первых вошли в коллекцию краевого музея.
В художественном музее находится три графические работы. В рисунках выразительна сильная обобщающая линия. Наиболее интересна акварель «Крыши», отличающаяся свободой мазка и колористической гармонией.
Оставшиеся в Томске работы не позволяют судить о масштабе дарования. Произведения этого времени не выявлены или неизвестны. Хотя общественная деятельность почти не оставляла времени для творчества, по воспоминаниям М. Вериго, он был полон замыслов и «переживал новый подъем вдохновенья и надежд» [5]. При посещении скромного съемного жилища коллеги она отметила запах смолы, скипидара и приготовленные к работе принадлежности. Увиденные картины «произвели сильное впечатленье серьезностью и цельностью замысла <... > Они раскрывали общую тему стихийной или космической судьбы Земли <... >. Картины были построены крупными планами, цветовыми плотными цельными массами предметных тел, мало выраженная объемность которых не разрушала плоскость полотна <... >. Картины были написаны в неяркой гамме охристых тонов, обобщенно по формам, довольно гладким письмом <... >. Эта живопись <... > не опиралась на непосредственные впечатленья глаза» [6].
Эти слова, написанные через много лет, имеют непреходящее значение. По признанию самого Берингова, коллега «проникла в самую суть его замыслов» [7]. Всего М. Вериго увидела пять или шесть картин размером около метра на шестьдесят-восемьдесят сантиметров, которые были исполнены в Петрограде, а в Томске дописывались. Видимо, четыре из них автор показал на томской выставке в апреле 1920 года, организованной секцией художников при профсоюзе работников свободных искусств и включавшей произведения представителей всех направлений
- от академизма до футуризма [8]. По воспоминаниям М. Вериго «стена с его картинами была магнитом, притягивающим внимание зрителей. Картины вызывали размышленья, различные толкованья и споры. Большинство понимало их как символические <... >. Но Берингов писал не символы, а подлинные для него видения» [9]. На страницах газеты «Знамя революции» отмечалась, что его работы выделялись «продуманностью и тщательностью письма, выдержанностью тона, законченностью рисунка» [10].
С 1922 года деятельный участник исторических событий жил в Москве и создал ряд картин на историко-революционные темы: «В. И. Ленин в Михайловском манеже среди броневиков в ночь на 25 октября» (1923), «Красногвардейский патруль» (1924), «Взятие Бастилии» (1926), «Штурм Кронштадта» (1926). Он включился в работу АХРР, вошел в состав президиума, успешно показал свои работы на IX, X, XI выставках этой ассоциации. Ко второй половине 1920-х годов прежняя тематика была исчерпана или изменилась оценка событий недавнего прошлого.
Новый этап творчества начался после встречи с людьми и природой Заполярья, плаваний по Ледовитому океану, в том числе на легендарном ледоходе «Седов». Появились картины «Рыбаки Мурмана» (1925), «Ледяной поход Балтфлота» (1928), «На тральщике» (1930), «Мыс Челюскина» (1934).
Итоги творчества подвели выставки в столице в 1932 году (совместная с В. В. Крайневым) [11] и 1934 годах. (Советская Арктика в произведениях М. М. Берингова и др.) [12].
Конечная дата жизни художника - 1937 год. Репрессии его миновали, как и большинство бывших ахрровцев. А могли бы и коснутся. Картина «Свадьба слепых» (1929) тематически выламывалась из творчества и явно допускала неоднозначную трактовку. Строгие судьи, набиравшие силу на рубеже десятилетий, этого не поняли или упустили из виду. Возможно, просто до автора не дошла очередь.
Участие в политической жизни не было первостепенным в насыщенной событиями биографии. По воспоминаниям М. Вериго, он считал, что без творчества художнику «не прожить» [13].
Творческое наследие М. М. Берингова выдержало испытание временем. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в ряде других крупных музейных собраниях. В их основе лежат единые для послереволюционного двадцатилетия принципы мировосприятия и творческого мышления.
Каталог произведений М. М. Берингова в музеях г. Томска
Составители А. В. Брянская, Л. И. Овчинникова
Окно дома. 1920 Бумага, карандаш. 14x26, 5
Внизу слева: Окно дома по Татарскому пер. № 19. М. Берингов 1920 2 июня. Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1408)
Старый дом по ул. Р. Люксембург. 1920
Бумага, тушь. 39, 5x26 Внизу справа: М. Берингов - 20 г. VII Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1343)
Улица Гоголевская 17; Дом со двора. 1920
Бумага, тушь. 25, 5x18 Вверху справа: Гоголевская 17
Внизу слева: М. Бер 20 г. VII застрахован еще в 1827 году рис. 1920 год 10 июля, М. Берингов
Томский областной краеведческий музей
(ТОКМ 1347)
Александровский пер. 22. Старый дом. 1920
Бумага, тушь. 19, 3 х 13, 2
Внизу справа: Александровский пер. 22, 18 июля 1920 года М. Берингов.
На обороте надпись (авторская?): Угол Александровского переулка и Александровской улицы
Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1348)
Дом по ул. М. Кирпичная, 2. 1920-е Бумага, тушь. 39, 3x30,7
Справа вверху: Малая Кирпичная № 2, вросший в землю дом, одна из старейших построек г. Томска. Рис. 16 июля 192... года. М. Берингов.
Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1342)
Подъем с Монастырского луга на Шумихинский переулок. 1920-е Бумага, карандаш. 25.5x34,5
На обороте надпись: Подъем с Монастырского луга на Шумихинский переулок Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1344)
Прасоловский переулок, 14. Дом, ворота. 1920-е
Бумага, тушь. Акварель. 28, 5x24
Внизу справа: Прасолов, переул. № 14. М. Бер.
Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1345)
Семинарский переулок. Ворота. На об. в верхней половине в центре карандашный набросок сидящей женской фигуры. 1920-е
Бумага, тушь. 32x17,7
Внизу справа: На Семинарск. пер.
На обороте надпись (авторская?): Стар., заплот по Семинарскому переулку Томский областной краеведческий музей (ТОКМ 1346)
№№ 1342-1348, 1408 пост, в 1925 из Комитета по охране памятников искусства и старины, куда переданы в 1920
Крыши. 1920-е
Бумага, акварель. 15x19,5
На обороте: М. М. Берингов
Пост в 1982 из ТОКМ
Томский областной художественный музей
(Г-2062)
Человек на скале. 1920-е Бумага, тушь, перо. 8,4x8
На обороте: Рис. Митрофан Михайлович Берингов
Пост в 1982 из ТОКМ Томский областной художественный музей (Г-2060)
Женщина. 1920-е Бумага, тушь. 15,5x7 Внизу справа: М. Беринг...
Пост в 1982 из ТОКМ, куда до 1923 Томский областной художественный музей (Г-2061)
Библиографические ссылки и примечания
1. Вериго М. Б. Время забывать. Время вспоминать. Из книги мемуаров // http: //arteology. ru/artists/verigobiography/.
2. Котов Н. Г. Воспоминания о Томске в период гражданской войны // Архив Томского областного краеведческого музея. Оп. 6. Д. 12. Л. 15.
3. Архив Томского областного краеведческого музея. Оп. 5. Д. 1. Л. 3.
4. Каталог собрания Томского областного художественного музея. - Томск: Изд-во «Красное знамя», 2012. - С. 39, 48-49, 133, 137, 174.
5. Вериго М. Б. Указ. соч.
6. Там же.
7. Там же.
8. Знамя революции. - Томск. - 1920. - 11, 18. 30 апреля.
9. Вериго М. Б. Указ. соч.
10.Знамя революции. - Томск. - 1920. - 30 апреля.
11.За Полярным кругом. Работы художников М. М. Берингова и В. В. Крайнева. Каталог выставки. - М., 1932.
12. Советская Арктика в произведениях художников М. М. Берингова и др. - М., 1934.
13. Вериго М. Б. Указ. соч.