НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ СУДЕБ
Отец сибирских городов - Енисейск - готовится к 400-летию. В его истории особое место занимают имена легендарных первопроходцев российского Севера: Семёна Дежнёва, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга... Но в этом пересечении человеческих судеб особенно важно сохранить для потомков связь Енисейска с личностью Никифора Бегичева - русского моряка, исследователя красноярского Севера. Его имя известно ныне далеко за пределами России.
Именно Енисейск сохранил бесценные свидетельства о жизни Никифора Алексеевича. В этом городе он побывал дважды - в 1914 и 1919 годах - и всегда останавливался у своего знакомого, Григория Семёновича Попова, в доме, который стоял на одной из тихих окраинных улиц города.
Здесь, в Енисейске, в 1914 году Никифор Бегичев женился на Анисье Григорьевне Турбиной и уехал с ней в Авамскую тундру, потом семья поселилась в своём доме в Дудинке. После гибели главы семейства в 1927 году его жена вместе с детьми переехала в Енисейск. В енисейском доме Бегичевых было три комнаты, кухня, сени. Из вещей, принадлежавших Никифору Алексеевичу, по данным архива Енисейского краеведческого музея, сохранились буфет, два комода, две железные кровати и большой портрет исследователя.
Четвёртого сентября 1951 года в Енисейске состоялось совещание по вопросу об оформлении дома Бегичевых как исторического памятника. Сама семья исследователя в разные годы передала в Енисейский краеведческий музей портрет Никифора Алексеевича в большой старинной раме, морской компас и ружьё выпуска 1886 года.
Возможно, это именно то ружьё, которое в 1910 году было выдано Бегичеву Академией наук в Петербурге, накануне его нового исследовательского похода на открытые им ранее в устье Хатанги острова. А может быть, этот трёхствольник был у Бегичева ещё в 1903 году, в экспедиции по спасению барона Толля. Если бы не опыт, сила и мужество Никифора Алексеевича, экспедицию, которую возглавлял лейтенант Александр Колчак, ждала неминуемая гибель от голода и цинги. Да и сам лейтенант был обязан жизнью Бегичеву.
"Двадцать третьего апреля 1903 года из устья Яны вышли мы с Колчаком на оленях с вельботом к океану,- рассказывал Бегичев.- Идём медленно, собак много, они везут только вельбот да свой корм, а людям жрать нечего. Колчак набрал с собой какие-то экстракты, лепёшки, маленькие сухарики и говорит, что это очень питательно. А какой чёрт питательно: проглотил и всё тут! Уже обратно возвращаться хотели, как вдруг увидел я в бинокль стадо в 18 оленей, пошёл и шесть уложил..." (из архива Н. К. Ауэрбаха).
"Я увидел впереди трещину, с разбегу перепрыгнул её. Колчак тоже разбежался и прыгнул, но попал прямо в середину трещины и скрылся под водой. Я бросился к нему, но его не было видно. Потом показалась его ветряная рубашка, я схватил его за неё и вытащил на лёд... Но это было недостаточно - под ним опять подломился лёд, и он совершенно погрузился в воду и стал тонуть. Я быстро схватил его за голову, вытащил еле живого на лёд и осторожно перенёс... к берегу. Он благодарил меня, сказал - "в жизни никогда этого случая не забуду..." (из дневника Н. Бегичева).
В 1916 году Никифору Алексеевичу было присвоено звание Потомственного Почётного гражданина города Енисейска - несмотря на то, что его социальное происхождение, по закону, не давало такой возможности.
"Произошло это так,- писал в 1969 году енисейский краевед А. Попов.- Никифор Бегичев возвращался в Енисейск из очередной экспедиции. В это время в городе проездом находился губернатор. Когда его превосходительство узнал, что в Енисейск прибыл человек, известный далеко за пределами России, которого знали и уважали адмирал Макаров и полярный исследователь Нансен, губернатор наградил Бегичева званием Потомственного Почётного гражданина города Енисейска".
В 1927 году в Енисейск был сослан бывший консерватор (смотритель.- Прим. ред.) Пушкинского дома в Петербурге Пётр Митрофанович Устимович. Работая на добровольных началах научным сотрудником Енисейского музея, он познакомился с семьёй Бегичевых. Перед отъездом из ссылки Пётр Устимович получил от них часть семейного архива, в котором были дневниковые записи полярного исследователя в тетрадях и на листках. Они были переданы потом в Академию наук на хранение.
***
Никифор Алексеевич Бегичев (7 [19] февраля 1874 года - 18 мая 1927 года) - русский моряк, полярный путешественник.
Родился в Астраханской губернии. В 1895 году был призван на военную службу во флот. В 1897-1900 годах ходил на учебно-артиллерийском крейсере "Герцог Эдинбургский" матросом и боцманматом в походы в Атлантическом океане. В 1900-1902 годах был боцманом полярной экспедиции барона Эдуарда Толля на парусно-моторной шхуне "Заря"; тогда руководитель и несколько членов экспедиции, вышедшие в отдельный поход, пропали, но судно с большей частью людей смогло вернуться на материк.
В 1903 году Никифор Бегичев в группе под руководством лейтенанта Александра Колчака принял участие в поисках пропавших членов экспедиции Эдуарда Толля.
В 1904 году после начала русско-японской войны Никифор Бегичев служил на миноносце "Бесшумный", который участвовал в попытке прорыва 1-й Тихоокеанской эскадрой блокады Порт-Артура.
После войны Бегичев уехал жить на север, в район нижнего течения Енисея, занимался пушным промыслом, исследовал полуостров Таймыр. В 1908 году в устье рек Хатанги и Анабара, впадающих в море Лаптевых, открыл два острова, впоследствии названные его именем - Большой Бегичев и Малый Бегичев.
В 1915 году возглавил доставку почты и эвакуацию части моряков с барка "Эклипс", отправленного на поиски экспедиций Брусилова и Русанова, а затем с застрявших во льдах ледокольных пароходов "Таймыр" и "Вайгач".
С 1921 года Никифор Бегичев участвовал в советско-норвежской экспедиции по поискам двух пропавших на Таймыре членов экспедиции Руаля Амундсена и обнаружил останки Пауля Кнудсена. В 1922 году в составе экспедиции геолога Николая Урванцева на берегу острова Диксон нашёл останки Петера Тессема.
Весной 1926 года Никифор Бегичев во главе артели охотников ушёл в тундру. Долго от группы не было никаких известий, и только летом 1927 года вернувшиеся охотники рассказали, что он умер от цинги на зимовке у реки Пясины.
В 1964 году в посёлке Диксон сооружён памятник Бегичеву, под которым перезахоронили его останки.
Татьяна ИГНАТЬЕВА, научный сотрудник Енисейского краеведческого музея.
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.
"Красноярский рабочий" 7 ноября 2013
http://www.krasrab.com