Устьянцев Л. Г. За 20 лет авиации / Л. Г. Устьянцев. - Москва ; Ленинград : журн. "Вестник воздушного флота", 1925. - 78, [1] с. : ил., портр.; 22 см. - (Библиотека красного воздушного флота. 1-я серия; [№ 2]).
Оглавление.
Предисловие ............................................................................................. 3
Доисторический период авиации ................................................. 7
Двадцатилетний юбилей авиации . . . ..............................15
Важнейшие события в развитии а в и а ц и и ............................. 19
Мировые рекорды а в и а ц и и ...........................................................23
О ч ер к развития авиации в Р о с с и и ............................................43
Довоенные русские рекорды ......................................................57
Выдающиеся деятели а в и а ц и и ......................................................59
Пионеры русской а в и а ц и и ...............................................................69
ПРЕДИСЛОВИЕ.
На современном нам книжном рынке еще не появлялось
трудов, в которых весь процесс рекордных достижений авиации
был бы представлен в форме одного последовательного и систематического
обзора. Большею частью сведения и данные рекордов
находятся рассеянными по многочисленным брошюрам и журналам,
главным образом, иностранным.
Вместе с тем, ничто не может более выразительно характеризовать
прогресса авиации, как сводка данных движения ее
рекордов, сопутствуемая наглядной диаграммой.
Разбросанность этого рода сведений по разным углам авиационной
литературы препятствует цельности суждения о степени
интенсивности успехов авиации и затрудняет практическое пользование ими.
Собрать и систематизировать такие материалы в общую
сводку, отобрав, по возможности, данные, более заслуживающие
доверия, и послужило основным мотивом для составления настоящего труда.
Первоначально брошюра была задумана в виде скромного
обзора рекордных достижений авиации, в сопровождении иллюстраций
их участников. Впоследствии стремление к более полному
освещению этой темы побудило нас коснуться возможно
шире исторических фактов и наиболее выдающихся практических
деятелей авиации. Будучи в то же время стеснены конечным
объемом брошюры, мы должны были ограничиться самым конспективным
изложением, довольствуясь в отдельных случаях лишь
поверхностным упоминанием о многих немаловажных фактах.
Следуя первоначальному замыслу брошюры, мы стремились придерживаться
основного ее направления в сторону рекордных достижений,
в ущерб, понятно, полноте и ясности исторической стороны.
При выборе между портретами наиболее видных деятелей
авиации, мы, конечно, руководствовались степенью их исторического
значения. Такой подбор, несомненно, в значительной степени
субъективен. Но и помимо этого, в тех спорных случаях,
когда невозможно было с несомненностью установить преимущества
одного лица перед другим, мы, не оказывая предпочтения,
должны были руководствоваться соображениями внешних причин—
в чем и оговариваемся на случай расхождения мнений о качестве
нашего подбора, В смысле сведений о достижениях русской авиации, вопрос
оказался наиболее трудным, так как история русской авиации не
подвергалась углубленному исследованию и обработке.
Таким образом, в отношении разработки всей взятой нами
на себя темы задача оказалась значительно более сложной, чем
это можно было предположить на первый взгляд.
Благодаря скудности имевшихся в нашем распоряжении материалов,
затруднительности розыска сведений по разнообразным
источникам и, главное, частой противоречивости их, представлялось
крайне затруднительным, при ограниченности пространства,
дать достаточно исчерпывающий и точный материал, с полным
ручательством за его абсолютную непогрешимость. Поэтому, если
бы в этом отношении здесь оказались возможны даже крупные
пробелы и погрешности, мы рассчитываем, что со стороны всех
тех, кто на основании своих личных воспоминаний или имеющихся
в их распоряжении материалов располагает правильными
данными,— эти недостатки должны вызвать не упрек, а лишь послужить
прецедентом для их устранения, ради установления исторической
истины. Это тем более имеет место в отношении настоящего
труда, что им имелось в виду, как уже было сказано,
дать не исторический обзор прогресса авиации, но лишь конспективную
сводку всего наиболее значительного за 20 лет, в качестве справочного материала.
При этом мы касались исключительно лишь моторной авиации,
в собственном смысле слова, оставляя в стороне достижения
планеров, геликоптеров, орнитоптеров и т. д.
Большим недостатком и пробелом настоящего труда является
отсутствие в нем специального отдела, посвященного Красной авиации.
Пропуск этот был неизбежным. В силу особых условий возникновения
и характера развития Красной авиации, она имеет
совершенно самостоятельную историю. Это обстоятельство настолько
усложняло вопрос, требуя специального изучения его,
что мы, при отсутствии в нашем распоряжении достаточных материалов,
не рискнули взять на себя этот труд.
В задаче по сбору сведений и иллюстрационного материала нам оказали большую услугу т.т. инж. Г. П. Адле р , Н. Д. А н о щ е н к о и Н . В. Ф а у с е к (последним предоставлена значительная часть помещенных здесь биографий), за что мы и приносим им свою сердечную благодарность.
Л. Устъянцев.