Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Адольф Милованов » 23 Январь 2017 14:24

Позволю немного уточнить биографию М.И. Шевелёва или кое что добавить к ней, используя сохранившиеся документы в РГАЭ. Фонд 9570. Оп. 1. Дело 363. Материалы по чистке Советского аппарата Комсеверпути (протоколы, докладные записки, списки, заявления) 10.1-2.10.30г. 240л.
Лист 97. Протокол заседания комиссии по чистке соваппарата «Комсеверпуть». В составе: Предкомиссии Москвин, члены: Лавров, Воробьёв, Розин, Ефтин. Председатель - Москвин. Секретарь – Новосёлова. От 19.5.1930г.
12. Шевелёв Марк Иванович Зам. Зав. Научно-Изыскат. отделом.
По происхождению мещанин.
1918-20 г. подручн. слесарь Тогамрок (наверное Таганрог)
1921-22г – в Красной армии добров. рядов. (видимо, доброволец, рядовой)
1922г. завод «Кр. Лётчик», слесарь II руки маст.,
1922-23г. учёба в Рабфаке;
1923-24г. Институт Путей Сообщения – студент;
1924-26г. студент Высш. Техн. Учил. и работает на аэродроме механиком;
1926г. – авиационный механик;
1926-28г. Ст. секр, Зам. Наркомторга СССР;
VI-28г по V.29г. Директор Управления заграничных операций в НКТ СССР Москва.
Лист 188. №36. Шевелёв М.И. … Работник хороший, инициативный, пользуется авторитетом, в общественной работе принимает активное участие.
Лист 233об.-240. Правление: … №3 Шевелёв Марк Иванович 1904г. Член Правления, член ВКП(б) Москва
Работник больших способностей. Выдержан. В выпивке не замечен.
(Всего по Комсеверпути 120 человек по списку по всем управлениям)
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Адольф Милованов » 12 Март 2018 12:44

РГАЭ. Ф. 743, оп.1. Шевелёв Марк Иванович. Личный архив. 1904-1991.
...
Дело 329 (1923-46,70). Дело о командировках.
Л. 1. (маленький, жёлтый от времени листок)
Канцелярия Института инженеров путей сообщения.
20 марта 1923 г.
Шевелёв командируется в Москву в Общество друзей
воздушного флота за получением Устава этого общества.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Historik » 11 Октябрь 2018 11:07

 Шевелёв-Шмидт.jpg

Участники ВШЭ на Северный полюс на лётном поле у самолёта Н-170 М.В.Водопьянова (слева-направо): П.Г.Головин, М.И.Шевелёв, И.Т.Спирин, О.Ю.Шмидт, М.В.Водопьянов, А.Д.Алексеев, В.С.Молоков. Весна 1937 г. -
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=1
 Шмидт-Шевелёв-Тёмин.jpg

М.И.Шевелёв (слева) с О.Ю.Шмидтом(справа) у самолёта Н-170 - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =3&index=6
Из архива фотокора Виктора Антоновича Тёмина (1908-1987).
 Шевелёв-Водопьянов-04.1938.jpg

Зам. начальника ГУСМП М.И.Шевелёв (в центре) с и.о. начальника УПА М.В.Водопьяновым (справа) и начальником аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбригом И.Т.Спириным (слева) на лётном поле среди встречающих экипажи Н-169 И.П.Мазурука и Н-213 Ф.Б.Фариха. Москва, 3 апреля 1938 г. - https://187011.selcdn.ru/thumbnails/pho ... y_1024.jpg
 Шевелёв=Водопьянов2.jpg

М.И.Шевелёв (в центре, спиной), М.В.Водопьянов (слева), И.Т.Спирин (справа). Там же.
 шевелёв3.jpg

С дочерью И.П.Мазурука Ириной. Там же - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... te_page=44
Из архива Устинова Александра Васильевича (1909-1995), предоставленного его дочерью Нинель Александровной Устиновой.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Historik » 11 Октябрь 2018 12:19

 567324032.jpg

Участники экспедиции к Северному полюсу (слева-направо): О.Ю.Шмидт, А.Д.Алексеев, М.В.Водопьянов, М.И.Шевелёв, И.Т.Спирин. 22 июня 1937 г.
Фото корреспондента Союзфото В.Богданова – из фондов ФГБУК «Государственный исторический музей» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13086029
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Historik » 22 Октябрь 2018 13:59

В период ВВЭ "Север" (март-июнь 1937 г.):
 Шевелёв.jpg

 Шевелёв-Шмидт.jpg

С начальником экспедиции О.Ю.Шмидтом (справа).
 Спирин-Шевелёв.jpg

С флаг-штурманом экспедиции И.Т.Спириным (слева).
Снимки фотокора Вдовенко Бориса Евгеньевича (1909-1995) - из коллекции ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13499762;
http://goskatalog.ru/portal/#/collectio ... ru/portal/#/collections?id=11297754
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Historik » 09 Ноябрь 2018 14:36

 с лётчиками.jpg

Участники ВВЭ "Север" (слева-направо): И.Т.Спирин, В.С.Молоков, И.Д.Папанин, М.С.Бабушкин, М.И.Шевелев. о. Рудольфа, апрель 1937 г. Из коллекции ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5581234
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение ББК-10 » 09 Август 2019 11:33

Костер, 1964, №8, с.4-6

АВАРИЯ

Л. Гаевский
Рисунки Ю. Галецкого

 Костер, 1964, №8, с.4-6 АВАРИЯ - 0004.jpg
Как-то в ноябре 1930 года на одном из подмосковных аэродромов к механику Ростиславу Проварихину подошел плотный человек в меховых унтах. Вокруг зашептались. Это был знаменитый летчик.
— Я видел, как ты шуруешь у моторов... Хочешь в полярную авиацию?
— Разве есть такая?
— Если нет, так будет!
***
В середине сентября 1932 года самолет «СССР H-З» с очередным специальным заданием по программе Международного полярного года вылетел на Землю Франца-Иосифа. В такие высокие широты не залетал еще ни один самолет в мире.
В Баренцовом море, недалеко от Новой Земли, показались густые и темные облака. Они шли низко, над самым морем.
Молодой штурман Дальфонс тихо сказал:
— Бора...
Больше никто ничего не говорил, но в самолете воцарилась тревога. Все оцепенели. Люди знали, что такое ново-земельская бора. Бывалые полярники рассказывали, что северо-восточные ураганные ветры поднимают с земли камни...
Командир корабля Порцель повернул штурвал, и самолет послушно направился к морю. Экипаж понял маневр: в случае чего —
посадка на воду. Справа от самолета проплывали хаотические нагромождения скалистого острова, внизу над морем проносилась белая стружка сорванной ветром пены.
Самолет задрожал. Упругая стена стала на пути воздушного корабля. Надрывно гудели моторы. Напор ветра был так силен, что машина почти висела на месте. Привычные звуки работающего двигателя исчезли: их поглотил сплошной свист урагана. Самолет дрогнул и накренился в левую сторону. Удар. Послышался скрежет разрываемого металла. Еще удар! Оторванное крыло грохнуло по хвосту. Потерявший управление самолет беспорядочно закувыркался вниз и врезался в воду.
Через несколько секунд вынырнул человек. Это был второй бортмеханик Виктор Чечин. Он огляделся вокруг и увидел деревянные обломки, пробковые пояса, плавающий хвост самолета. Виктор ухватился за него. В волнах показалась еще одна голова.
— Ростислав! Плыви сюда! — крикнул Чечин.
— Где командир? — в ответ прокричал Проварихин.
— Ищи!
Проварихин плыл, то и дело окуная голову в воду. Кровь заливала ему глаза.
— Вижу! — крикнул Виктор.
Метрах в пятнадцати мелькнуло что-то. Виктор и Ростислав бросились к этому месту. А когда человек снова вынырнул, его подхватили товарищи.
Научный сотрудник Марк Шевелев был почти без сознания. Помощь подоспела вовремя. Оба бортмеханика отбуксировали Шевелева к плавающему хвосту. Они долго кричали, надрывая легкие.
Никто не отозвался.
— Значит... — сказал Чечин.
Проварихин молчал. Шевелев лежал лицом
вниз на деревянных переборках хвоста. Волны били, окатывая людей, и было не разобрать: плачут они или это стекает морская соленая вода...
— Темнеет, — сказал Ростислав, — пора плыть...
Катастрофа произошла в пяти километрах от берега. Трое, оставшихся в живых, на деревянных обломках поплыли к острову. Чтобы не утонуть, пришлось сбросить унты, меховую одежду.
— Что будем делать? — спросил Виктор, когда все выбрались на берег.
Кругом скалы, ледники. Тишину нарушает мерный грохот прибоя.
— Пойдем к Матшарской полярной станции,— ответил Ростислав. — Будем идти, пока есть силы.
Шевелев лежал на камнях.
— Нас должны искать,—сказал он еле слышно.
— Безусловно, — ответил Проварихин.
Проварихин понимал, что в такую погоду их найти будет трудно. На этом голом острове даже костер не разжечь.
Наступила ночь. Ветер стих. Люди шли вдоль берега к югу, шли по колючему льду, как по рашпилю. Через несколько часов пути их ноги были стерты в кровь.
Шевелев часто падал.
— Я ищу съедобную растительность, — грустно шутил он.
Ему было труднее, чем выносливым бортмеханикам. К утру Шевелев совсем выдохся. Проварихин взял его руку и положил себе на плечо.
— Держись! — коротко бросил он.
Тот снял руку.
— Не могу... Я должен, как все...
Подошел Виктор. Теперь обе руки Шевелева
легли на широкие плечи бортмехаников.
— Так будет лучше, — сказал Виктор.
— Подчиняюсь силе, — улыбнулся Шевелев.
Трое двинулись дальше: Ростислав — справа, Виктор — слева, Марк—в центре. Он совсем не мог ступать стертыми, кровоточащими ногами.
— Вот что, братцы, — сказал Шевелев, пройдя несколько десятков шагов. — У меня
есть идея. Вы оставляете меня здесь. А потом придете... Когда доберетесь до зимовки...
Ростислав повернулся к нему:
— Ты что, с ума сошел? Осталось километров десять!
— Оставьте меня, я прошу. Мне не пройти и десяти шагов.
Марк снял свои руки с плеч товарищей.
Полураздетые люди стояли на каменистом берегу полярного острова. Луна раскаленной добела болванкой неподвижно повисла над морем.
— Может быть, так в самом деле лучше, — нерешительно сказал Виктор. — Мы с тобой быстро доберемся до станции, пришлем помощь...
Усталость охватила Проварихина. Хотелось лечь на камни, не двигаться. Ноги стали свинцовыми. «Как быть? — думал он. — Нам не донести Шевелева по этой адской дороге. И оставить его здесь...»
— Нечего раздумывать, ребята... Я буду здесь ждать...
Шевелев лежал с закрытыми глазами, не решаясь смотреть на товарищей. Они пожали ему руку и, не оглядываясь, ушли.
Проварихин с трудом передвигал ноги. В голове гудело, глаза застилала пелена. Дважды он упал, наступив на острые камни. Поднявшись, оп поднял руки к лицу и начал тереть нос, щеки, уши, лоб.
Все происшедшее встало в памяти. Комок подступил к горлу. Марк — он лежит один. Покинутый. Брошенный товарищами. Как ты будешь смотреть в глаза людям?
— Виктор!
Тот обернулся. Два товарища смотрели друг на друга с полминуты. Затем, не говоря ни слова, они повернули обратно.
Несли Шевелева поочередно, на спине. Шли весь день, а когда тусклое солнце скрылось за горизонтом и стало темно, далеко впереди показались огни полярной станции.
...Радист передавал в Управление очередную метеосводку. Остальные зимовщики отдыхали. Вдруг с тихим скрипом открылась дверь. В черном проеме, привалившись к косяку, стоял человек. Одежда висит клочьями, на лице засохшая кровь. Он тяжело дышит, губы беззвучно шевелятся. Человек рукой показывает за дверь.
В Арктике не принято расспрашивать. Зимовщики бросились на поиски. Неподалеку от домика они обнаружили двоих израненных людей.
***
Летчик-ветеран Ростислав Борисович Проварихин живет сейчас в Рыбинске. История, которую вы прочли, рассказана им самим.
Заканчивая, Проварихин сказал:
— Вот так чуть не случилась катастрофа.
— Как не случилась?!
— Да я не о той, с самолетом. Та сама собой. Но если бы мы тогда бросили Марка... Нет, не хочу даже думать, что так могло случиться.


Проварихин Ростислав Борисович, заместитель начальника цеха авиационного завода №26, в 1943 г. награжден орденом "Знак Почета"
 Знак Почета-1.jpg
 Знак Почета-10.jpg
 Знак Почета-6.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Георгий Паруирович » 09 Декабрь 2019 15:20

Фото могилы Шевелева на Троекуровском кладбище в Москве http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... levmog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Адольф Милованов » 10 Декабрь 2019 15:08

Георгий Паруирович пишет:Фото могилы Шевелева на Троекуровском кладбище в Москве http:/

Вы повторяетесь. Фото его могилы уже размещено в первом посте этой темы. А если уж размещать, то последнее фото с изменениями.
 Шевелёв Троекуровское.JPG
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Historik » 15 Сентябрь 2020 12:19

Именем М.И.Шевелёва было названо судно Министерства речного флота СССР, эксплуатировавшееся на р. Волге, и улица в г. Екатеринбурге.
 Алексеев Анат. Дм._83.jpg

1932-1934 гг. Начальник Управления воздушной службы ГУСМП при СНК СССР М.И.Шевелёв (2-й слева) с подчинёнными полярными авиаторами. Крайний справа - командир экипажа А.Д.Алексеев, 4-й слева - бортмеханик
В.С.Чечин (11 октября 1932 г. в катастрофе самолёта «Дорнье» Валь Н-3 в Белужьей губе (пролив Маточкин Шар) он спас М.И.Шевелёва).
Фото из темы - viewtopic.php?f=14&t=8406&start=45
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Кара » 22 Август 2021 16:53

Шевелев Марк Иванович,
1904 - 1991 гг.
 chelyuskincy-img-013.png


В шестнадцать лет призван в ряды Красной Армии, принимал участие в Гражданской войне.

В 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения. В 1928 году проходил службу в РККА.

Позднее Шевелёв, являясь начальником Полярной авиации Главного управления Севморпути, он в мае 1937 года руководил высадкой в районе Северного полюса экспедиции во главе с И. Д. Папаниным и доставкой оборудования для научной станции «Северный полюс-1».

Во время Великой Отечественной войны М. И. Шевелёв был заместителем командира авиационной дивизии, начальником штаба Авиации дальнего действия, затем — начальником воздушной трассы Красноярск — Аляска.

После войны в 1955 году Шевелёв окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

В 1971—1988 годах Шевелёв государственный инспектор Севморпути. Руководитель пятнадцати высокоширотных экспедиций, в том числе перелёта Москва — Антарктида — Москва. В 1977 году обеспечивал стратегическую ледовую разведку для успешного прорыва атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу.

Фрагмент воспоминаний генерал-лейтенанта авиации, начальника Полярной авиации Главного управления Северного морского пути, Героя Советского Союза М. И. Шевелёва о роли первых советских самолетов в успешном проведении спасательной операции по эвакуации челюскинцев.

Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612.
Время звучания:
3 мин. 32 сек.
06_shevelyov.mp3
Audio Player
00:0003:32

Взято с
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Шевелев Марк Иванович (Израилевич) (1904-1991)

Сообщение Адольф Милованов » 24 Август 2021 08:11

У самолёта Ан-12 СССР-04363. Слева направо: замполит НК ОАО И.И. Тютюнькин, Начальник Полярного управления М.И. Шевелёв, замполит УПА М.А. Филипенин, ???, командир Нижнеколымского авиаотряда В.И. Кузьмин.
 Ан-12-04363 Полярной авиации.jpg
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения