Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 22:52

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5138
Мегер Павел Власович
1912 - 23. 2. 22.01.1942
Герой Советского Союза
Даты указов 1. 03.02.1940 ( медаль № 240)
 bbe1f5490c97.jpg
Мегер Павел Власович судовой кок (повар) ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути; первый из одесситов-моряков, удостоенный звания «Герой Советского Союза».

Родился в 1912 году в городе Одессе (с 1965 года – город-герой), ныне областном центре Одесской области Украины, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и Одесскую школу юнг. Был матросом на судах Черноморского морского пароходства.

В 1932-36 годах служил в Военно-Морском Флоте. С 1936 года ходил в плавания на ледоколе «Ермак» на Севере.

С августа 1937 года по январь 1940 года Павел Мегер – судовой кок (повар) на ледокольном пароходе «Георгий Седов». На дрейфующем во льдах Северного Ледовитого океана судне в течение 812-и дней он переносил все трудности, выпавшие на долю экипажа, проявляя при этом мужество и стойкость.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость» повару ледокольного парохода «Георгий Седов» Мегеру Павлу Власовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 240).

Согласно этому же Указу, каждому из 15-и участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в сумме 25000 рублей.

В 1941 году отважный полярник учился в Московском мореходном техникуме.

В годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза комсомолец красноармеец Павел Мегер - разведчик 420-го стрелкового полка (122-я стрелковая дивизия, Карельский фронт). В одном из боёв, 23 февраля 1942 года, он пал смертью храбрых. Похоронен в Мурманске (с 1985 года – город-герой).

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

Грамота Героя передана на хранение Музею Краснознамённого Северного флота.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 23:01

 Мегер П.В_177.jpg

В ремонте руля активно участвовал наш повар П.В. Мегер
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Январь 2009 11:16

http://eho-ua.com/2008/05/27/print:page,1,poljarnik_iz_juzhnojj_palmiry.html
Информационное издание "ЭХО"

Полярник из Южной Пальмиры

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года гласил следующее: «За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость» повару ледокольного парохода «Георгий Седов» Мегеру Павлу Власовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 240). Согласно этому же указу, каждому из участников дрейфа, удостоенных этих высоких наград, была вручена денежная премия в сумме 25000 рублей.
К моменту подписания указа высшей степени отличия в СССР были удостоены уже 232 человека. Но и при этом 15 героев-седовцев стали в советской истории первыми. Они и навсегда остались единственным экипажем гражданского судна, весь состав которого был удостоен этого звания. Каждый из них навсегда остался первым Героем и в своей морской специальности. Кроме того, почти все седовцы стали первыми Героями в своих поселках, районах, городах, областях. Так, Бадигин стал первым Героем города Пензы, Буйницкий – Читы, Полянский – Вологды, Шарыпов – Архангельска, Мегер – Одессы. Все 15 героев-седовцев принимали участие в Великой Отечественной войне.

Павел родился в 1912 году в семье рабочего. После окончания 7 классов и Одесской школы юнг начал свою трудовую жизнь матросом и кочегаром на кораблях Черноморского торгового флота. В 1932-36 годах служил в Военно-морском флоте. Мечты о дальних странствиях привели молодого моряка на север. После демобилизации Павел Мегер в 1936 году ходил в плавание на ледоколе «Ермак» в Заполярье.

Героика тридцатых
1937 год был годом больших героических и трагических морских и воздушных экспедиций в Арктике. 274-дневный дрейф четверки папанинцев, перелеты из Москвы в США через Северный полюс экипажей В.Чкалова и М.Громова, трагическая гибель экипажа С.Леваневского в районе полюса, длительное пленение льдами в северной части моря Лаптевых трех ледокольных пароходов «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов».
Дрейф «Георгия Седова» явился одной из наиболее выдающихся экспедиций в истории отечественного и мирового исследования Центрального Арктического бассейна. Осенью 1937 года внимание всего мира было приковано к дрейфу папанинской полярной станции «Северный полюс». И как-то не было обращено достаточно внимания на то, что в другой части Арктического бассейна, на расстоянии примерно трех тысяч километров от станции «СП», морозы начались раньше обычного, и море стало покрываться льдом. В этот период научная экспедиция на ледокольном пароходе «Г.Седов» вела исследования в районе Новосибирских островов. Работа уже завершалась, когда пароход направили на помощь судам Ленского каравана, застрявшего в море Лаптевых.
Но из-за наступившей ранней зимы даже хорошо подготовленные ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Г.Седов» оказались в ледовой ловушке.
Научные исследования были возложены, в основном, на пароходы «Садко» и «Седов». В их задачу входило, кроме широкомасштабных гидрографических работ, выяснение существования в северной части моря Лаптевых гипотетической Земли Санникова, а также организации новой полярной станции на острове Генриетты.
В сентябре полярная станция была построена, а что касается Земли Санникова, то поход «Седова» до 78-й параллели и обследование моря Лаптевых к востоку не обнаружил никаких признаков суши в том районе, где она предполагалась.
Уже в конце сентября море севернее 74 широты покрылось льдом, и на «Седове» во время гидрографических работ были повреждены лопасти винта при попытке пробиться через ледяные преграды. К «Садко» и «Седову» присоединился ледокольный пароход «Малыгин» и они пытались пробиваться на восток, к Берингову проливу. Но их усилия оказались тщетными. Громадные стальные корпуса, несмотря на наличие тысяч лошадиных сил их машин и опыт полярных плаваний экипажей, оказались бессильными перед мощными льдами.
Три парохода превратились в безвольные игрушки дрейфующих льдов. На борту этих трех судов находилось 217 человек. Среди них были ученые, рабочие-строители и большая группа студентов Гидрографического института, проходивших «летнюю» практику на пароходе «Г. Седов».
При сложившихся обстоятельствах снабжение теплой одеждой и продовольствием такого большого числа людей создавало большие трудности. По указанию с Большой Земли экипажи судов начали готовить ледовые аэродромы для приема самолетов и эвакуации людей.
Вылетевшие 3 апреля 1938 года из Москвы самолеты с опытнейшими полярными летчиками А.Алексеевым, П.Головиным и Г.Орловым достигли района дрейфа судов, в течение двух недель вывезли со скованных льдами судов 184 человека и перебросили туда около семи тонн продовольствия и снаряжения.
К трем судам, зажатым льдами, на которых осталось 33 человека, спешил на помощь, используя короткое лето, «дедушка ледокольного флота» «Ермак», построенный на заводе Армстронга в английском Ньюкастле под личным наблюдением флотоводца и знатока корабельного дела адмирала Степана Осиповича Макарова.
Преодолевая тяжелые льды и туман, окутавший все вокруг густой пеленой, «Ермак» 27 августа, расцвеченный флагами, подошел к судам, отнесенным течениями и ветрами еще севернее. Так далеко на север не доходило еще ни одно судно в свободном плавании.

В полярном плену
«Ермак» помог пароходам «Садко» и «Малыгин» освободиться от ледяных оков. С «Седовым» же дело обстояло хуже. Поврежденный руль не давал ему возможности свободно двигаться, чтобы приблизиться к ледоколу, а густой туман и мощные ледяные поля воспрепятствовали «Ермаку» взять его на буксир. Командование экипажем «Седова» было поручено бывшему второму штурману «Садко» Константину Бадигину, молодому, 28-летнему, но уже опытному моряку. От матроса он дослужился до помощника капитана. Он совершил много далеких рейсов, побывал во всех крупных портах Советского Союза и Западной Европы, в Египте, Алжире, Аравии, Турции, на Филиппинских островах, в Китае, Японии, Канаде, США, Южной Америке. Пароход «Георгий Седов» не был новым судном, и совсем не предназначался для такой экспедиции. Построенный в Глазго в 1909 году для плаваний у берегов Ньюфаундленда и в заливе Св.Лаврентия, «Седов» по своей конструкции не был приспособлен к сильным ледовым сжатиям, как например, нансеновский «Фрам», который благодаря яйцеобразной форме нижней части корабля при ледовых сжатиях выжимался из льдов вверх. Корпус же на «Седове» принимал всю силу ледовых сжатий на себя.
В 1916 году судно было приобретено Россией. В 1920 году оно участвовало в первой советской арктической экспедиции к устьям рек Обь и Енисей. В 1928 году «Седов» искал в районе Земли Франца-Иосифа пропавших участников экспедиции на дирижабле «Италия». В 1930 году экспедицией на этом корабле впервые исследовалась северная часть Карского моря и тогда были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта и архипелаг Седова к западу от Северной Земли.
...Когда, ввиду сложившихся обстоятельств, «Седов» вынужден был остаться во льдах, на него с «Ермака» было перегружено все лучшее, что было в кладовых ледокола. Команда «Седова» была укомплектована не только своими моряками, но и членами экипажей с ледокола «Ермак» и парохода «Садко». Желающих остаться на зимовку было много. Сорок заявлений с такой просьбой принесли командованию матросы, кочегары, механики. С «Ермака» на «Седов» пришли два совсем молодых камбузника – новичков в Арктике, закадычных друзей – Павел Мегер и Иван Гетман. В своем коллективном заявлении, поданном командованию, они написали: «Готовы дрейфовать сколько нужно, только не разлучайте нас».
В состав команды «Седова» вошли пятнадцать моряков, оставшихся на второй год зимовки, по доброй воле согласившихся остаться на корабле, не страшась предстоящих трудностей. И на этот раз оказались правдивыми слова, распространенные среди моряков: «Кто однажды глотнул крепкого соленого воздуха, тот навсегда становится его пленником».
...На прощальный сигнал «Седова» – «Счастливого плавания» «Ермак» ответил: «Счастливой зимовки», дал три протяжных отходных гудка, и густая пелена снега стала быстро закрывать силуэты трех кораблей. «Георгий Седов» с горсткой людей остался в безбрежных ледяных просторах Северного Ледовитого океана один. День 30 августа 1938 года был первым днем одиночного дрейфа судна. Он врезался в память каждого из команды.

812 дней дрейфа
В сентябре, несмотря на позднее время года, была предпринята еще одна попытка освободить «Седова» из льдов новым мощным ледоколом «Иосиф Сталин» в его первом рейсе в Арктику. Но побороть могучие ледяные поля и пробиться к цели он не смог. Плавание «Седова» по воле стихии продолжалось. В первую годовщину дрейфа судно находилось за 84-й параллелью.
Опыт плаваний в Арктике, различные тяжкие неожиданности, преподносимые суровой стихией, погрузившей не один корабль в океанскую пучину, заставил команду предпринять необходимые меры предосторожности на случай вынужденного оставления судна. На ледяном поле, вдали от корабля, были образованы склады продовольствия, горючего, снаряжения.
Казалось, ничто не предвещало каких-либо грозных событий, но уже 26 сентября 1938 года «Седов» пережил серьезное испытание. Судно внезапно накренилось на левый борт, выпрямилось, а затем повалилось на правый со страшным скрежетом трущихся о борт льдин. Еще немного и все грузы на корабле сорвались бы со своих мест и обрушились на правый борт. Это было бы началом трагического конца. Вода с яростью хлестала внутрь корабля. Через несколько минут был объявлен аврал, и весь экипаж, за исключением радистов, был в машинном отделении. Брандсбойт не справлялся с откачкой. Моряки по очереди, надевая водолазный костюм, опускались в ледяную воду, пока не заделали отверстие.
В ночь с 11 на 12 ноября ледовая обстановка снова вызвала большое беспокойство и тревогу у моряков. Огромный ледяной вал, сокрушающий на своем пути другие глыбы льда, подступал к судну. Но эта громаднейшая льдина весом в сотни тонн, к счастью, прошла мимо, рассеяв созданные моряками запасные базы продовольствия, снаряжения, взрывчатки на расстояние многих сотен метров вокруг судна. Часть запасов унесло далеко на север.
Для организации новых баз потребовалось снова перетащить около 16 тонн груза на расстояние километра по нагромождениям двухметрового льда или по рыхлому снегу, скрывавшему множество предательских трещин. Три осенних месяца были очень тяжелыми для горстки людей. За это время 51 раз наступал лед, и 51 раз моряки побеждали природу. Для уменьшения нажима льдов на борт судна седовцы недалеко от корабля взрывами крошили льдины, создавая что-то вроде буфера.
Научные наблюдения, несмотря ни на какие трудности, продолжались. Пренебрегая опасностью, люди сходили на лед и, невзирая на темноту полярной ночи, проводили различные исследования и измерения в совсем не исследованных районах Ледовитого океана. Но не всегда все было благополучно.
Тяжелые условия дрейфа сказывались на усталости команды. Это понимали на Большой Земле. Поэтому был укомплектован новый состав экспедиции для смены экипажа «Седова». Но сделать это в условиях полярной ночи было нелегко, и в середине февраля 1939 года, взвесив все обстоятельства, начальник Главсевморпути И.Д.Папанин обратился телеграммой к седовцам с просьбой довести дрейф до конца силами своего коллектива.
Капитан Константин Бадигин, собрав экипаж и прочитав телеграмму, не желая никакого давления, обратился к морякам с вопросом – кто хочет улететь на материк, и кто хочет остаться на корабле, разъяснив, что каждый волен поступать как решит сам. Один за другим моряки заявляли, что хотят остаться на корабле до конца дрейфа. Последним говорил кок Павел Мегер: «Одному лететь в Москву как-то неудобно, я к такому комфортабельному обслуживанию не привык. Стоит ли за одним поваром самолет присылать? Придется мне еще сварить сотни две борщей в моем холодном камбузе…».
После двух зимовок дружная и сплоченная команда решила довести дрейф до конца силами своего коллектива. Известно, что Павел Мегер увлекался рисованием. Его сохранившийся альбом испещрен зарисовками из жизни в ледяной пустыне.

Подвиг во льдах
За время дрейфа «седовцам» пришлось перенести много тяжелых испытаний. 153 сжатия льдов грозили гибелью корабля и высадкой команды на лед, как это было в 1934 году с «Челюскиным». Последний опасный натиск льдов имел место в конце декабря, а 6 января 1940 года «седовцы» увидели желанные огни мощного ледокола.
Могучий флагманский корабль «Иосиф Сталин» шел к «Седову» по радиопеленгу и вскоре к небу взлетели мириады разноцветных огней, прорезая мрак полярной ночи. Встреча ледокола и плененного льдами корабля состоялась 13 января 1940 года в кромешной тьме. На палубе ледокола заиграл духовой оркестр. Взлетели ракеты и густой гудок разрезал полярную тишину, на который отозвался другой – седовский.
Колоссальный материал длительных наблюдений, собранный во время дрейфа, представлял для науки большую ценность. Одновременность метео– и гидрологических наблюдений «Седова», дрейфующей станции «Северный полюс» и ледокола «Ленин», дрейфовавшего в этот период в юго-западной части моря Лаптевых, дали возможность ученым выяснить схему циркуляции льдов в восточной части Центрального Арктического бассейна.
Систематические метеорологические наблюдения, производимые через каждые два часа, и передаваемые по радио на Большую Землю, оказали неоценимую услугу синоптикам.
«Седовцами» севернее Земли Франца-Иосифа была открыта большая океаническая впадина, глубиной более 5 тысяч метров.
Мужественных людей, переборовших погоду и холод, тьму и однообразие полярных будней радушно и тепло встречали в Мурманске и Ленинграде. 4 февраля 1940 года на Белорусском вокзале Москва с ликованием встречала «седовцев», а в Кремле состоялся прием героев. 3 февраля 1940 года «Георгий Седов» был награжден орденом Ленина, с сентября 1941 по май 1942 года входил в состав Беломорской военной флотилии в качестве ледокольного парохода под названием «ЛД-3», а в 1967 – на 58 году существования – ветеран ледокольного флота был разрезан на металл.
После всех перенесенных трудностей, выпавших на долю экипажа, проявленных при этом мужества и стойкости, в 1941 году П.Мегер поступил в Московский мореходный техникум. Но планам отважного полярника помешало коварство врага. В годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза комсомолец красноармеец Павел Мегер – разведчик 420-го стрелкового полка (122-я стрелковая дивизия, Карельский фронт) , участвовавшего в боях с гитлеровцами на Кандалакшском направлении. Старшина 2-й статьи командовал разведывательным взводом. В одном из боёв в тылу врага, 23 февраля 1942 года, отважный воин пал смертью храбрых. Прах его покоится в Мурманске на городском кладбище – на Мемориале защитников Заполярья. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени. Его грамота Героя передана на хранение Музею Краснознамённого Северного флота.
К сожалению, летом прошлого года вандалы дважды осквернили могилу Героя. Сначала они ограничились тем, что просто уронили надгробие. Но через две недели они полностью разрушили гранитную плиту, расколов ее на две части. Восстановлению памятник не подлежит. Никаких антирелигиозных надписей или нацистских свастик попиратели святого не оставили. По факту надругательства над могилой было возбуждено уголовное дело. Варварам грозило до трех лет тюремного заключения, но, как водится у нас – славян, преступников не нашли.
Известно, что уже несколько лет городские власти ходатайствуют перед россиянами о перезахоронении в Одессе останков одного из основателей Одессы – адмирала Иосифа де Рибаса. В конечном итоге справедливые пожелания одесситов несомненно сбудутся. В этой связи хотелось бы пожелать нашим управителям проявить настойчивость и обратиться к мурманчанам с законным требованием – возвратить на родную землю прах нашего земляка. А место на Аллее Славы первому Герою города-героя непременно найдётся.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Январь 2009 14:19

ЦАМО Ф.58, оп.818883, д.247
 058-0818883-0247-00000052.jpg
 00000053.jpg
 058-0818883-0247-00000054.jpg

Номер записи 1567231
Фамилия Мегер
Имя Павел
Отчество Власович
Дата рождения __.__.1912
Место рождения г. Одесса, ул. Ленина, д. 26
Последнее место службы 122 сд
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия убит
Дата выбытия 22.01.1942
Место выбытия Мурманская обл., г. Мурманск
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 247
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Январь 2009 17:43

padsee пишет:http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5138
Мегер Павел Власович
В годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза комсомолец красноармеец Павел Мегер - разведчик 420-го стрелкового полка (122-я стрелковая дивизия, Карельский фронт). В одном из боёв, 23 февраля 1942 года, он пал смертью храбрых. Похоронен в Мурманске


Я не знаю откуда авторы брали информацию.
Выше приведен конкретный документ.
П. В. Мегер погиб 22.01.1942 - убит в разведке.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Декабрь 2011 20:45

Книга памяти. Мурманская область. Том 1 : том1-с307.jpg
МЕГЕР Павел Власович, 1912, г. Одесса, русский, участник 812-суточного дрейфа на ледоколе "Георгий Седов", повар, Герой Советского Союза (3.02.1940), депутат Мурманского городского Совета депутатов трудящихся, Мурманский ГВК, рядовой 420 стрелкового полка 122 стрелковой дивизии, погиб в бою 22.01.1942 на Кандалакшском направлении, пох. в Мурманске на горкладбище.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение Юрий Клименко » 27 Май 2012 21:16

http://www.b-port.com/history/item/81832.html
27 Мая 2012 года, 12:50
Сегодня – 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, полярника Павла Мегера. Он похоронен в Мурманске, на старом кладбище. Один день в истории


Павел Власович Мегер родился 27 мая 1912 года в Одессе. Окончил 7 классов и Одесскую школу юнг. Был матросом на судах Черноморского морского пароходства.
В 1932-1936 годах служил на Северном флоте. С 1936 года ходил в плавания на ледоколе «Ермак» на Севере.
С августа 1937 года по январь 1940 года Павел Мегер – судовой кок на ледокольном пароходе «Георгий Седов».
На дрейфующем во льдах Северного Ледовитого океана судне в течение 812 дней он переносил все трудности, выпавшие на долю экипажа судна, проявляя мужество и стойкость.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость повару ледокольного парохода «Георгий Седов» Мегеру Павлу Власовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 240).
Кроме того, каждому из 15 участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в сумме 25000 рублей.
В 1941 году отважный полярник учился в Московском мореходном техникуме.
 7_3.jpg
В годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза комсомолец красноармеец Павел Мегер - разведчик 420-го стрелкового полка 122-й стрелковой дивизии Карельского фронта.
В одном из боев, 23 февраля (22 января - по документам ОБД Мемориал)1942 года, Павел Мегер пал смертью храбрых. Награжден орденом Красного Знамени.
Неплохо рисовал, его рисунками иллюстрирована книга воспоминаний моряков «Рассказы седовцев».
Похоронен в Мурманске, на старом городском кладбище (на фото– мурманские «одесситы» у могилы героя).
Грамота Героя передана на хранение Музею Краснознаменного Северного флота.
Именем Павла Мегера названа улица в Одессе.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение kompan » 26 Апрель 2015 11:40

 Левов А.М._03.jpg
 Мегер П.В._02.jpg
Уважаемые Форумчане,

в связи с подготовкой материалов ко Дню Победы, обнаружил в семейном альбоме интересное фото 1940 г. :tnxman:
Один из родственников жены, был близким другом П.В.Мегера.

С уважением,
kompan.
Аватара пользователя
kompan
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 14 Апрель 2013 08:38

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2015 10:34

 МЕГЕР ПАВЕЛ ВЛАСОВИЧ.jpg
Фото Факила Сагатаева
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение fisch1 » 14 Сентябрь 2018 21:39

Повар,моряк,художник//Смена 25 января 1940 №19 (4443)

 1.jpg
 Повар,моряк,художник.смена №19 1940.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение fisch1 » 28 Октябрь 2018 20:50

 мегер п..png
Земля Павла Мегера
(Рассказ журналиста)
Зимой 1942 года, когда немцы бешено рвались к Мурманску, на подступах к городу пал смертью храбрых Павел Власович Мегер — Герой Советского Союза,участник знаменитого дрейфа ледокольного парохода «Г. Седов». В морской пехоте, куда он пришел добровольцем как рядовой краснофлотец, Мегер прославился своими дерзкими разведками и вылазками в тыл врага, Он не упускал случая привести с собой «языка»...

В январе 1940 года после двухлетних странствований во льдах Северного Ледовитого океана вернулись на Большую Землю 15 моряков, героический экипаж корабля «Георгий Седов». Всем пятнадцати морякам Правительство присвоило звание Героев Советского Союза. Прямо из Мурманска они приехали в Москву. Столица встретила их цветами. Советский народ чествовал, их. После многих месяцев мытарств и тяжелых трудов пришли заслуженная награда и отдых...
Да, они, конечно, устали. И не только от напряженной работы, но от арктической тишины, от одиночества. Теперь им хотелось пожить на Большой Земле, хотелось побыть в кругу своих семей. После встречи с руководителями Партии и Правительства в Кремле, после того, как они побывали в гостях у рабочих крупнейших предприятий Москвы, седовцы думали разъехаться по домам. Но...
— Работа не окончена, —сказал им руководитель Главсевморпути И. Д. Папанин.—'Вы дрейфовали во льдах не для себя, а для всего советского народа. За три года вы
собрали массу ценных наблюдений. И то, что вы пережили,то, что каждый лично перечувствовал, — все это вы должны теперь припомнить и записать. И сделать это надо не откладывая, пока память бережет подробности. Сегодня вечером машины отвезут вас в подмосковный дом отдыха«Братцево». Там в течение нескольких дней вы будете рассказывать писателям и журналистам о своей работе и своих приключениях.
Мне было поручено записать рассказы повара экспедиции,молодого моряка комсомольца П. В. Мегера.
Дом отдыха «Братцево» стоит в стороне от железной дороги. Он окружен еловым лесом, там тихо и очень покойно. Однако живой ,веселый, темпераментный одессит Мегер или, каквсе его называли, Паша меньше всех хотел покоя.
-Послушайте меня по секрету, — сказал он, как только мы познакомились, —разве я отказываюсь работать? Ничего подобного. Но в Москву из Одессы приехала моя дорогая. Я имею в виду жену. Мы поженились за год до дрейфа, и теперь считается, что она уже четыре года замужем. Она скучает в Москве, а я скучаю в Братцеве. Давайте без шума уедем сейчас в Москву, и там, я вам клянусь, мы будем работать еще лучше...
To-есть меня не станет глодать тоска...
Бегство из Братцева не состоялось. В тот же вечер мы сели работать. Паша был очень хмуро настроен. Он пытался свалить свое настроение на ужин:
— Разве можно вспомнить что-нибудь после такого ужина?
Конечно, соус был на высоте, но отбивные... Любой корабельный кок сделает вам отбивные в миллион раз лучше.
Я, если хотите знать, не повар. Я кочегар, но мой отец был коком, ходил двадцать лет Одесса— Владивосток и обратно.
Так что не сомневайтесь, я видел, что такое настоящая кухня. Поверьте, я и сам делал на «Седове» отбивные из белой медведицы, дай бог каждому на праздник!
Он говорил в этот вечер о чем угодно: о хоккейном матче «Спартак» — «Динамо», о превосходстве пояса в сравнении с подтяжками, о лондонских туманах и японских
банях, но о дрейфе «Седова» он говорить не пожелал или,если ему поверить, не смог.
Утром, до завтрака, я выглянул в окно. За ночь выпал снег. Деревья Стояли совершенно белые; кустики, обрамлявшие аллеи, походили на сугробы, а самых аллей и вовсе не
было видно. Еще только светало. Из кухни доносился звон посуды и лязг ножей. В саду никого не было. Только я собрался повернуться на другой бок, чтобы заснуть еще на
полчаса, как вдруг из-за угла дома появилась фигура моряка в бушлате. Он был без шапки. По волнистой беспорядочной прическе я узнал Павла Мегера.
Утопая по колено в снегу, корабельный повар углубился в сад. Он прошел шагов пятьдесят, оглянулся на дом и, вероятно убедившись, что никто за ним не следит, принялся ногами разрывать снег. Минуту спустя он так увлекся,что стал помогать руками, потом достал какой-то блестящий предмет, кажется снял с пояса большой нож.
«Что он там закапывает?» Я был заинтригован. Мегер вскоре разогнулся, положил что-то в карман и в несколько скачков вернулся к дому.
В десять утра, сразу после завтрака, стенографистка и я ждали его в отведенной для работы комнате. Мегер задержался.
Я хотел уже было итти на поиски, как вдруг услыхал звуки рояля. Кто-то пытался разыграть начало
венгерской рапсодии Листа. Бросив лирическое вступление,пианист перепрыгнул в мажорную часть и, надо сознаться,вложил в нее если не мастерство, то настоящую страстность.
— Паша, отставить! — крикнули с антресолей.
По окающему говору можно было безошибочно узнать боцмана «Седова»- архангелогородца Буторина.
— Не мешай, Паша, работать.
— Есть не мешать работать, — пробурчал Мегер.
С шумом захлопнув крышку рояля, он пошел мне навстречу.
Мы у сели у стола, стенографистка обмакнула перо в чернила. Минуту спустя она повторила это движение; чернила снова высохли. Павел Мегер молчал. Он даже не отвечал на вопросы. Лицу своему он придал преувеличенно задумчивое выражение.
— Скажите, Павел Власович, а что это вы зарыли сегодня утром в снегу?
Мегер не изменил своей позы, он даже попытался с о хранить прежнее выражение задумчивости, но краска поползла по его лицу or шеи и вскоре залила уши, виски и лоб.
Мне пришлось повторить вопрос. Я сделал незаметный знак стенографистке. Она записала ответ и он потом вошел в книгу, которую мы вместе сделали.
— Некоторые моряки считают, — медленно сказал Мегер,— что грубость обязательна для морского волка и надо быть равнодушным ко всем красотам природы. Они думают,
что при виде желанного берега слово «Ах!» вырывается только у неопытного' юнги или у слишком чувствительного пассажира. Я был убежден раньше, что это мнение южных моряков, но архангельские и мурманские ребята еще глубже прячут свои чувства и смотрят на красивее виды и
родную землю без восторга. Конечно, это притворство. А мне как моряку, любящему рисовать, трудно притворяться равнодушным. Наоборот, я подолгу любуюсь красивыми видами, чтобы потом получше их изобразить.
Это было предисловие, после которого опять наступило длительное молчание. В конце-концов Мегер все-таки признался.Он вынул из кармана горсть темной, мокрой, оттаявшей
в комнате земли. На этот раз он сказал очень коротко:
— Земля!
Три года он не видел земли. В Мурманске, где седовцы высадились на берег, все было покрыто снегом. И по дороге в Москву тоже все было заснежено. В городе он увидел асфальт, булыжники мостовой, но земли и тут не нашел. А ему очень хотелось увидеть, потрогать, взять в руки
настоящую землю. Но он стыдился своего чувства. В это утро по секрету от товарищей рн пошел в сад, разрыл снег и ножом вырезал кусок мерзлой подмосковной земли.
Я обещал ему сохранить его признание в секрете, хотя и не понимал, почему он так настаивает на этом.
Позднее я узнал его лучше. Это был мечтательный, немного сентиментальный, романтически настроенный и несомненно одаренный человек. Кроме того, он был очень мнителен.
И больше всего на свете он боялся обнаружить перед товарищами свою впечатлительность.
Признание, на которое он в то утро решился, помогло ему разговориться. Он притащил свой дневник и альбом —83 карандашных рисунка; некоторые из них были раскрашены.
Рисовал Мегер во время дрейфа. Он попытался дать картину всей жизни седовцев: подробности быта, самодельное оборудование, инструменты. Он зарисовал и корабельную баню, и прачечную, и плетение сулемаистры, и наращивание троса для измерения океанских глубин, и охоту на медведей, и демонстрацию в день XXI годовщины Октябрьской революции на 85-й параллели.
Он смотрел на свои рисунки, вспоминал и рассказывал.
Стенографистка еле успевала записывать. Так создавалась книга, которая потом была опубликована в журнале «Молодая гвардия».
Я принимал участие в создании и редактировании этой книги, не мне судить о ее достоинствах и недостатках. Но в процессе работы я познакомился и подружился с советским моряком Павлом Мегером, обыкновенным и в то же время особенным, простым и сложным, дерзким и застенчивым.
При всех противоречиях своего характера эго был цельный человек.
Его биография несложна и очень типична для молодого моряка. Вот, как он сам о себе рассказывал:
«Из газет многие люди знают, что я повар. По это не совсем правильно. До дрейфа на «Седове» я ничего общего с этой профессией не имел. Теперь я, конечно, повар, потому что умею варить, жарить, сделать фрикадельки, испечь пирожное «полярный наполеон» и приготовить компот из любых фруктов — пускай это будуг бананы или ананасы,или просто сушеные яблоки. Но я умею делать и еще кое-что. Моряк должен стараться все уметь.
Одесские мальчуганы с пятилетнего возраста плавают в море и приобретают такой навык, что могут нырять в глубину и доставать застрявшие в водорослях крючки рыболовов.
К десяти годам, уплывая в море, они не оглядываются и не спрашивают, какого мнения о них родители.
И в моей детской жизни гораздо больше времени занимало море, чем помощь маме по хозяйству. Зато мы с дядькой приносили домой много бычков и камбалы.
Когда мне исполнилось четырнадцать лет, я и еще трое таких же мальчуганов наняли шаланду, на несколько недель ушли в сторону Очакова за скумбрией.
В те дни часто штормило и дома нас уже похоронили.Это было неверно. Мы не только остались живы, но еще привезли шесть тысяч штук скумбрии. Часть мы продали.
Помимо всего прочего я купил себе красную рубашку и явился в ней на порог квартиры, как привидение с того света. Все были рады. Я доказал, что правильно провожу каникулы и сам умею вести борьбу с опасностями.
Отец плавал поваром на «Трансбалте». Он вернулся и объяснил матери, что такие ребята, как я, в море не пропадают.
Подошло время и в 1928 году отец велел мне итти в школу юнг. Он купил мне лаковые туфли. И я стал взрослым.
В 1930 году я окончил школу юнг и меня послали на практику. Я обивал ржавчину с борта парохода «Крым».
На борту была не только ржавчина, но еще и ракушки.Они налипли на обшивку корабля в двух морях. Мне оченьзахотелось побывать за границей — увидеть все своими глазами.
Я старался, объявил себя ударником. Мое стремление поняли и назначили матросом.
С тех пор я моряк. Я видел иностранные города, штормы ,разные дни и ночи и тропический дождь и, наконец,северное сияние во льдах.
Сперва я плавал по южным морям. Во время жары в Индийском океане я работал кочегаром и получал от командования премии за экономию угля. Но интересовался я не только кочегаркой. Я смотрел за борт, как всходит и заходит солнце в разных местах мира и как живут люди. Я видел красивое и некрасивое и многое из этого рисовал себе на память.
Почему я попал с южных морей на Север? Все связано с тем, что мы моряки — люди, которые не любят подолгу сидеть на одном месте. У нас моряков, которые подолгу сидят дома, называют «бичами». Это, если объяснить по-русски, потому, что они привязаны к берегу вроде как бечевкой. По-английски «бич» означает: берег.
Я родился в Одессе, жил там долго и все мои родственники и близкие друзья — на Черном море. Я побывал в Турции, в Греции, в Италии, в Египте, в Японии, но всякий раз возвращался в Черное море, в Одессу. После женитьбы я некоторое время работал на берегу, на крекингзаводе кочегаром. Я неплохо работал и даже имел изобретение: приспособление для чистки котла на ходу.
Дома все шло, как надо в хорошем молодом семействе.Но у меня был друг на Севере. Он мне писал из Мурманска.Он уже работал там и плавал в Карское море и в море Лаптевых,а я никогда не видел настоящих льдов. Я читал про айсберги, про торосы и ропаки, но мне хотелось увидеть их глазами.
Жена и друзья проводили меня на вокзал, я уехал в Мурманск. Это был незнакомый город, но там требовались моряки. Когда я в 1933 году в Бремене принимал с командой пароход, который потом назвали «Охотск», то за месяц,пока мы там жили, я насмотрелся, как моряки ходят безработными.
Там «бичевали» по нескольку лет. А когда я приехал в Мурманск, отдел кадров «Рыбтреста» устроил мне экзамен. Мне дали лист бумаги, я начертил все правильно,как полагается кочегару первого класса.
В тот же вечер меня послали дежурить. В море шли тральщики. Людей нехватало. Меня определили на «Рыбец».Это было рыболовное судно.
В море мы работали три месяца. Делали каждый месяц по рейсу. Ловили треску и вообще разную рыбу. Рыбы мы привозили много. Сдавал я кочегарку с товарищами на «отлично». Работать бы и работать на «Рыбце».
Но тут я узнал, что Главсевморпути набирает людей на «Ермак»...
Павел Мегер перешел работать на ледокол «Ермак».
Ему так хотелось пойти в ледовое плавание, что он согласился поступить камбузником, т. е. рабочим по кухне: в машинной команде мест не было.
«Ермак» уходил в Арктику, чтобы вывести из льдов моря Лаптевых застрявшие там ледокольные корабли:.«Малыгин», «Садко» и «Седов». Могучий ледокол, преодолев все преграды, подошел к дрейфующему каравану...
«По радио нам сообщили, — рассказал Мегер, — что у них нехватает людей, что они не справляются с машинами.
На «Ермаке» стали спрашивать, кто хочет перейти к ним. И тогда мы, камбузники, дали согласие перейти в кочегарку. Вот что мы написали в нашу печатную газету «Сквозь льды»:
«Все члены экипажа ледокола «Ермак» отлично понимают ,что сейчас решается успех операции по выводу судов каравана «Садко». Поэтому, узнав, что в кочегарке нехватает кочегаров, что это может отразиться на работе ледокола, мы не раздумывая, решили стать к топкам...
Камбузники Мегер, Гетман.Уборщик Дьяков».

А еще через несколько дней, когда было решено один из кораблей к а р ав ан а— «Георгий Седов»— из-за неисправности оставить дрейфовать во льдах, Мегер тотчас же предложил
свои услуги: пусть его направят в команду «Седова»,он будет дрейфовать вместе с другими четырнадцатью моряками. Его послали поваром.
Назначая Мегера на эту должность, командование знало, что он впервые берется кормить людей. Но у него все же был, хотя и небольшой, опыт работы на кухне, и отецего работал коком.
Мегер рисковал. Он должен был не только варить обеды,но и печь хлеб. Кроме того перед ним возникли особые трудности: из пятнадцати седовцев только он и еще один моряк Гетман были черноморцами. Никогда еще они не работали в условиях полярной ночи. Никогда им не приходилосьвстречаться с морозами и дикими ветрами Арктики.
Те, кто захочет подробно узнать, как Мегер стал поваром,как он стал настоящим полярным моряком и получил признание своих северных товарищей, пусть прочтут «Альбом повара».
Он вернулся из дрейфа все таким же веселым, темпераментным и разговорчивым южанином. Но северный поход его закалил, научил переносить без жалоб морозные вьюги,тяжелая физическая работа укрепила его мышцы. По это еще не все. Павел Мегер — одессит и черноморец — полюбил Север и северных людей и суровые каменистые берега этого далекого края.
После дрейфа он, как и большинство седовцев, стал учиться. Временно поселился в Москве. Он был студентом мореходного техникума, когда немецкие фашисты вероломно напали на Советский Союз. В тот же день Павел Мегер подал заявление в военкомат с просьбой направить его в Северный флот. Кочегар первого класса и корабельный повар с трехлетним арктическим стажем, он был. хорошо подготовленным бойцом: умел обращаться с винтовкой, пулеметом и автоматом.
 мегер.png
Мегер любил Советскую землю, любил море и жизнь.Защищая Мурманск от немецко-финских фашистов, он храбро дрался и, раньше чем его достала вражеская пуля, он уничтожил немало захватчиков.
Павел Мегер был моряком. Он обошел всю Советскую землю, он хорошо знал ее, любил ее и заслужил звание Героя Советского Союза еще в мирные, спокойные годы. Он хорошо защищал родную землю и погиб, как герои.

Полярники в Отечественной войне : (очерки и документы). [Москва] : Изд-во Главсевморпути, 1945.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мегер Павел Власович (1912 - 22.01.1942)

Сообщение Historik » 30 Октябрь 2018 11:55

 Мегер1.jpg

 Мегер2.jpg

 Мегер3.jpg

 Мегер4.jpg

Мегер - Фронтовой приказ №: 156 от: 13.03.1942 г. Издан: ВС Карельского фронта. ЦАМО РФ, Ф. 33, Оп. 682524, д. 45, № записи 10806963. 13.03.1942 г. - орден Красного Знамени -
http://podvignaroda.ru/?#id=10806963&ta ... lDocument; http://podvignaroda.ru/?#id=10806963&ta ... ilDocument
 Мегер5.jpg

 Мегер6.jpg

 Мегер7.jpg

Донесение о безвозвратных потерях. ID 1567227. Номер донесения 1371. Тип донесения - Донесения о безвозвратных потерях. Дата донесения - 06.02.1942 г. Название источника информации - 122 сд –
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1567227&p=1
 Мегер8.jpg

 Мегер9.jpg

 Мегер8-1.jpg

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86005625
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения