… в 1871 г. правительство Соединенных Штатов снарядило экспедицию к полюсу. Начальником этой экспедиции был назначен капитан Галль, хорошо знакомый с полярными странами; помощником его был избран естествоиспытатель доктор Эмиль Бессельс. Для путешествия был построен винтовой пароход, названный «Полярис». Среди экипажа «Поляриса» находились некоторые участники экспедиции Кэна и Гэса, а именно штурман Мортон и эскимос Ганс Гендрик.
Первое время плавание «Полярис» было удачно, но в конце августа на море появились туманы, и вскоре показались плавающие льды. В конце августа мореплаватели открыли новый остров, названный в честь начальника экспедиции землею Галля. В начале сентября льды преградили «Полярису» дальнейший путь, а Галль вынужден был остановиться па зимовку в небольшой гавани «Благодарение богу». Отсюда члены экспедиции предпринимали неоднократно санные поездки для исследования окрестных местностей. В одну из таких поездок сам Галль сильно простудился и умер в начале ноября 1871 г. Смерть начальника была страшным ударом для экспедиции; дисциплина, и раньше не стоявшая на высоте, стала падать, и вскоре между членами экспедиции возникли распри. О дальнейшем пути вперед нечего было и думать. Летом 1872 г., когда судно освободилось от льда, решено было направиться в обратный путь. Но при выходе из гавани «Полярис» был окружен льдами и так стиснут, что пришлось спешно выгрузить с него весь провиант и припасы на лед.
Но этим несчастье не кончилось. Льдина, на которую высадился экипаж, вдруг затрещала и отделилась от судна. На этой льдине осталось 19 человек с помощником начальника экспедиции Тейзоном. Вскоре эта льдина была унесена течением далеко к югу.
Невольные путешественники имели на льдине очень немного съестных припасов п топлива. Для защиты от ветра и непогоды они соорудили из снега небольшую хижину. Льдина, на которой очутились путешественники, имела в окружности около 7 2/2 километров.
Первое время мореплаватели чувствовали себя в безопасности на своем ледяном плоту, который уносило течением и ветром все дальше и дальше к югу.
Но вскоре были съедены все запасы мяса, консервов и жира, и приходилось питаться только мясом случайно встречавшихся тюленей. Haряду с голодом, путешественников волновал и другой вопрос: чем дальше они подвигались на льдине к югу, тем больше увеличивалась опасность погибнуть; от льдины, попавшей в теплое течение, стали отламываться куски и глыбы, и поверхность ее постепенно уменьшалась. Вскоре льдина раскололась пополам, но, к счастью, путешественники успели сесть в лодку, случайно снятую с «Поляриса». Однако лодка была тесна для всех 19 человек, и поэтому путешественники снова перебрались на другую льдину, встреченную на пути. Положение их становилось с каждым днем отчаяннее. Вечно мокрые, путешественники ужасно страдали от холода и недостатка пищи. К счастью, один из них увидел плывущего на льдине белого медведя и удачным выстрелом убил его. Голодная смерть была отсрочена еще на несколько дней.
Путешественники окончательно было приготовились к неизбежной смерти, как вдруг 28 апреля, после семимесячного плавания на льдине, один из путешественников заметил вдали дымок и закричал: «Пароход!». Это слово подействовало на всех магически; все вскочили на ноги, заволновались и стали смотреть на море; вдали виднелся дымок, и показались мачты парохода.
У всех трепетало сердце от страха, что пароход может пройти мимо, не заметив их сигналов. Действительно, этот пароход вскоре скрылся из виду, но к утру следующего дня путешественники заметили другой пароход, с которого увидали сигналы. Вскоре пароход подошел к льдине. Это было китоловное судно «Тигрица».
Можно себе представить, как обрадовались несчастные мореплаватели, когда они очутились на палубе судна!
Оставшиеся на «Полярисе» 14 человек также не погибли и, в конце концов, были спасены. Им удалось полузатонувший «Полярис» подвести к берегу, куда они перенесли все оставшиеся припасы. Из деревянных частей судна путешественники построили себе зимнее помещение, а весною на 2 лодках отправились на юг. 20 дней они плыли, ежеминутно подвергаясь опасности погибнуть в волнах полярного океана, пока, наконец, в проливе Мельвиля их не подобрало одно китоловное судно.
Несмотря на неудачу, научные результаты экспедиции «Поляриса» были, тем не менее, очень значительны. Благодаря новым открытиям карта полярных областей была дополнена и исправлена, а далеко на север, у пролива Смита, было найдено большое обилие полярных животных. Затем Вессельс сделал наблюдение, что в проливе Робсона идущая с юга проливная волна встречается с волной, идущей с севера. Этим наблюдением островной характер Гренландии был установлен с значительной вероятностью и в то же время было доказано, что Земля Гриннеля отделена от Гренландии проливом Робсона, который соединяется с Ледовитым океаном.
Первое время плавание «Полярис» было удачно, но в конце августа на море появились туманы, и вскоре показались плавающие льды. В конце августа мореплаватели открыли новый остров, названный в честь начальника экспедиции землею Галля. В начале сентября льды преградили «Полярису» дальнейший путь, а Галль вынужден был остановиться па зимовку в небольшой гавани «Благодарение богу». Отсюда члены экспедиции предпринимали неоднократно санные поездки для исследования окрестных местностей. В одну из таких поездок сам Галль сильно простудился и умер в начале ноября 1871 г. Смерть начальника была страшным ударом для экспедиции; дисциплина, и раньше не стоявшая на высоте, стала падать, и вскоре между членами экспедиции возникли распри. О дальнейшем пути вперед нечего было и думать. Летом 1872 г., когда судно освободилось от льда, решено было направиться в обратный путь. Но при выходе из гавани «Полярис» был окружен льдами и так стиснут, что пришлось спешно выгрузить с него весь провиант и припасы на лед.
Но этим несчастье не кончилось. Льдина, на которую высадился экипаж, вдруг затрещала и отделилась от судна. На этой льдине осталось 19 человек с помощником начальника экспедиции Тейзоном. Вскоре эта льдина была унесена течением далеко к югу.
Невольные путешественники имели на льдине очень немного съестных припасов п топлива. Для защиты от ветра и непогоды они соорудили из снега небольшую хижину. Льдина, на которой очутились путешественники, имела в окружности около 7 2/2 километров.
Первое время мореплаватели чувствовали себя в безопасности на своем ледяном плоту, который уносило течением и ветром все дальше и дальше к югу.
Но вскоре были съедены все запасы мяса, консервов и жира, и приходилось питаться только мясом случайно встречавшихся тюленей. Haряду с голодом, путешественников волновал и другой вопрос: чем дальше они подвигались на льдине к югу, тем больше увеличивалась опасность погибнуть; от льдины, попавшей в теплое течение, стали отламываться куски и глыбы, и поверхность ее постепенно уменьшалась. Вскоре льдина раскололась пополам, но, к счастью, путешественники успели сесть в лодку, случайно снятую с «Поляриса». Однако лодка была тесна для всех 19 человек, и поэтому путешественники снова перебрались на другую льдину, встреченную на пути. Положение их становилось с каждым днем отчаяннее. Вечно мокрые, путешественники ужасно страдали от холода и недостатка пищи. К счастью, один из них увидел плывущего на льдине белого медведя и удачным выстрелом убил его. Голодная смерть была отсрочена еще на несколько дней.
Путешественники окончательно было приготовились к неизбежной смерти, как вдруг 28 апреля, после семимесячного плавания на льдине, один из путешественников заметил вдали дымок и закричал: «Пароход!». Это слово подействовало на всех магически; все вскочили на ноги, заволновались и стали смотреть на море; вдали виднелся дымок, и показались мачты парохода.
У всех трепетало сердце от страха, что пароход может пройти мимо, не заметив их сигналов. Действительно, этот пароход вскоре скрылся из виду, но к утру следующего дня путешественники заметили другой пароход, с которого увидали сигналы. Вскоре пароход подошел к льдине. Это было китоловное судно «Тигрица».
Можно себе представить, как обрадовались несчастные мореплаватели, когда они очутились на палубе судна!
Оставшиеся на «Полярисе» 14 человек также не погибли и, в конце концов, были спасены. Им удалось полузатонувший «Полярис» подвести к берегу, куда они перенесли все оставшиеся припасы. Из деревянных частей судна путешественники построили себе зимнее помещение, а весною на 2 лодках отправились на юг. 20 дней они плыли, ежеминутно подвергаясь опасности погибнуть в волнах полярного океана, пока, наконец, в проливе Мельвиля их не подобрало одно китоловное судно.
Несмотря на неудачу, научные результаты экспедиции «Поляриса» были, тем не менее, очень значительны. Благодаря новым открытиям карта полярных областей была дополнена и исправлена, а далеко на север, у пролива Смита, было найдено большое обилие полярных животных. Затем Вессельс сделал наблюдение, что в проливе Робсона идущая с юга проливная волна встречается с волной, идущей с севера. Этим наблюдением островной характер Гренландии был установлен с значительной вероятностью и в то же время было доказано, что Земля Гриннеля отделена от Гренландии проливом Робсона, который соединяется с Ледовитым океаном.
Лебедев, Н. К.Завоевание земли : Популярная история географических открытий и путешествий / Н. К. Лебедев. - Москва : Государственное издательство, Т. III : Девятнадцатый век и наше время. - 1925. - 416 с. : ил.