Кузякин И. Советы полярного повара. Библ. «Стахановцы Арктики», 1939.
Меня часто спрашивают: «Скажи,Иван Семенович, что тебя, человека пожилого,
многосемейного, вдруг потянуло в холодные места?Или Москва надоела».
Трудно в нескольких словах ответить на этот вопрос. Желание побывать в Арктике п о я в и л о с ь у меня давно. Однажды я прочитал в газете заметку об одном краснофлотце, который был коком на военном корабле. На тактических учениях, выполняя боевую задачу,корабль попал в шторм. В тяжелых условиях моряки доблестно несли
боевую службу. Краснофлотец-кок в этот день приготовил особенно вкусный
обед. Он понимал, что его товарищи устали и им нужно хорошо пообедать и
отдохнуть. Заметка еще больше укрепила мое решение поехать в Арктику.
Я много слышал о полярниках, людях мужественных, отважных и смелых.
Они избрали себе жизнь опасную и интересную, для того чтобы двигать вперед науку для блага нашей страны.
Вот я и подумал: «А что, если ты, Иван Семенович, старый товар, своей заботой
об этих людях поможешь их большой работе?» Дома все в порядке, дети
подросли, определились. „Сыновья, Петр и Василий, работают на московских заводах,
четыре дочери тоже работают, вышли замуж, живут в достатке.
В Главсевморпути приняли мое предложение и направили меня на полярную станцию острова Врангеля, предупредив, что работа будет не легкая. Я и сам понимал, что хорошее и вкусное питание организовать на зимовке не легко. Хорошая же кухня — немалое подспорье в работе полярников.
И вот три года я проработал на полярной станции острова Врангеля. Самое главное, чего я добился, это разнообразия блюд. В течение декады у нас никогда не повторялись одни и те же блюда. Однажды, за квартал было изготовлено 155 разнообразных блюд.
В значительной степени разнообразие блюд достигнуто за счет медвежатины.
Остров Врангеля находится в особом положении. На острове в обилии водится медведь, существует промысел на него. На других полярных станциях положение иное. Убой белого медведя по всей западной части и во многих восточных районах Арктики запрещен.
Однако по всей Арктике есть морской зверь. В полярной кухне он почему-то употребляется очень мало и с большой опаской. В западном секторе в готовку идет только печень нерпы, а иногда печень морского зайца.
Мясо морского зверя при умелом приготовлении может с успехом применяться и послужить украшением полярного меню.
Недавно я получил радиограмму с острова Диксона, в которой сообщалось, что полярники довели ассортимент своей кухни до 90 блюд. Значит ширится соревнование поваров полярных станций! Для всех нас основные показатели в соревновании — это разнообразие блюд, вкусное и полноценное питание, рациональная экономия продуктов.
Хорошая работа не остается незамеченной. Когда о моих успехах узнали в Главном управлении Севморпути, товарищи О. Ю. Шмидт и Л. Ю. Белахов прислали такую телеграмму: «С большим удовлетворением прочли ваше сообщение об организации дела питания. Чувствуется любовь, большевистское отношение к порученному делу. Желаем дальнейших успехов. С вашим опытом предлагаем ознакомить работников питания всех полярных станций».
Вот мне и захотелось рассказать о своей работе на полярной станции, чтобы другие повара наших станций и сами полярники смогли применить кое-что из моего опыта для улучшения дела питания, прежде всего за счет использования «местного сырья» — белого медведя, морского зверя и птиц.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Первый экзамен
Осваиваем медвежатину
Мясо морского зверя и птицы
Хлебные изделия
Наше меню
Указатель страниц с рецептами блюд