1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Июль 2009 23:52

 pole-4-1989-01.jpg
(раритеты полярной филателии)
В. Бойко, член клуба, О. Чуткин, председатель клуба «Полярфил»
«Филателия СССР» 4/1989

СССР и Канада — соседи: их фасады, обращенные к полюсу, смотрят друг на друга. Над ними сияют одни и те же звезды — Большая Медведица и Полярная звезда, но их разделяет застывшая чаша Северного Ледовитого океана — огромная ледяная пустыня, суровая и неприступная. И еще ни один канадец не смог, перешагнув через нее, прийти в гости к русскому, а русский — навестить своего канадского соседа.

И вот нашлась горстка смельчаков, решивших наперекор стихии перекинуть мост дружбы и добрососедства через эту великую страну белого безмолвия. Замысел определил интернациональный состав экспедиции и способ ее осуществления — переход на лыжах, метод уже дважды опробованный группой Д. Шпаро под эгидой «Комсомольской правды». Так возникла идея совместной советско-канадской экспедиции по маршруту СССР — Северный полюс — Канада. Ей предшествовала генеральная репетиция, сначала на советской территории — в горах Тян-Шаня, а затем в Канаде, в районе Баффиновой земли, где в течение двадцати дней лыжники тренировались в условиях, максимально приближенных к тем, что ожидали их в предстоящем походе. Филателистам этот факт интересен тем, что имеются почтовые свидетельства тренировочного этапа — письма, отправленные с маршрута.

В экспедиции приняли участие 9 советских и 4 канадских спортсмена. Им предстояло проложить лыжню длиной в 1730 км от мыса Арктический на Северной Земле до мыса Колумбия на острове Элсмир, самого северного в Канадском арктическом архипелаге. Но это было расстояние по прямой, в действительности же они прошли 2000 км. Переход длился 91 день. В пути лыжники неоднократно штурмовали нагромождения торосов, обходили полыньи и трещины, боролись с ледяным встречным ветром, обжигавшим глаза и лица. О всех перипетиях этой беспримерной схватки человека с неумолимой арктической природой подробно сообщалось в печати и передавалось по радио и телевидению.

Остановимся на почтово-филателистическом аспекте этого события. В отличие от предыдущих лыжных переходов в высоких широтах материалы этой экспедиции богаты разнообразными почтовыми сувенирами, которые, без сомнения, по достоинству оценят коллекционеры. Если прежде все почтово-филателистические атрибуты появлялись после завершения путешествия, то теперь они отмечали основные этапы перехода в период его осуществления.

3 марта 1988 г. экспедиция перебазировалась с Диксона на Северную Землю, откуда и стартовала к полюсу. Почтовый груз лыжники, конечно, не несли в своих рюкзаках. Он перебрасывался по воздуху вместе с группой сопровождения, имевшей несколько баз по маршруту следования.

Советской стороной подготовлено и передано экспедиции около 1500 служебных конвертов «Комсомольской правды» стандартного для СССР размера, двух типов (с трафаретной сеткой для почтового индекса и без нее). На них была сделана надпечатка следующего содержания: «Трансарктическая лыжная экспедиция «СССР — Северный полюс — Канада». 1988 г. Московский филиал Географического общества СССР. Клуб «Полярфил». 103112, Москва, ул. 25 Октября, 8/1» (после завершения экспедиции эти конверты поступили по указанному в надпечатке адресу для рассылки по заявкам филателистов, собирающих полярную тематику).

Канадской стороной изготовлено 6000 специальных конвертов размером 112 х 190 мм, на лицевой стороне которых сделана надпись красными буквами «Советско-канадский трансполярный лыжный переход» и даны изображения государственных флагов СССР и Канады вместе с эмблемами организаций-спонсоров — «Спутника» и «Polar Bridge Expedition» (Эскпедиция «Полярный мост»).

По заранее достигнутой договоренности половину тиража канадских конвертов должны были передать через советских участников экспедиции после ее завершения в Московский клуб «Полярфил» для распространения среди наших коллекционеров. Но случилось так, что канадцы задержали эту часть тиража по причинам финансового порядка — расходы советской стороны превысили первоначально запланированные, так как вместо 7 наших лыжников в экспедиции приняли участие 9. Пока этот вопрос остается открытым, но будем надеяться, что долг будет погашен и советские филателисты смогут пополнить этим оригинальным полярным сувениром свои тематические коллекции.

 pole-4-1989-02.jpg
Теперь о штемпелях и маршрутах прохождения почты. Известны два основных маршрута, по которым прошли конверты «Комсомольской правды». Остановимся на них подробней. Наивысшей точки планеты экспедиция достигла 25 апреля 1988 г. в 11 часов 20 минут московского времени. Сюда было доставлено 500 вышеупомянутых конвертов, гасившихся, по словам ответственного за почтовую связь А. Тенякшева, на Северном полюсе 26 и 27 апреля специальным штемпелем Министерства связи СССР с гравировкой «Совместная советско-канадская трансарктическая лыжная экспедиция. Северный полюс». Затем они были переброшены на Диксон и погашены штемпелем получения «Диксон-1 Краснояр. Аэропорт. 30 апреля 1988» (год проставлен полностью). На эти конверты клеилась марка пятикопеечного достоинства из серии «Белые медведи».

Второй маршрут имеет три штемпеля, отражающих три основных этапа экспедиции: Диксон — Северный полюс — Канада. На Диксоне конверты гасились в день старта экспедиции — 3 марта 1988 года (год проставлен полностью), на полюсе — 26 или 27 апреля, в Канаде, в пункте Скарборо, расположенном в штате Онтарио, 15 июня. Эти конверты (их было 1000 штук) франкированы советской маркой номиналом 35 коп. из той же серии.

Конверты же канадского производства шли по одному маршруту — только в Канаду. В основной своей массе они имели следующие гашения: Диксон-1. Краснояр. 3.03.1988 — Северный полюс (дата указана выше) — Канада (спецштемпель с гравировкой «Canada Post. Postes Canada. Ellesmere island. NT. l.VI.88» Указанная дата говорит о том, что именно 1 июня экспедиция достигла Канады. В центре этого штемпеля изображены советский и канадский флаги и нанесена надпись «Polar Bridge Expedition». По сообщению А. Тенякшева, эти конверты гасились в пунктах Резольют, Икалюит и Юрика.

Уместно отметить одну любопытную деталь — все канадские конверты имеют двойную франкировку, что подчеркивает международный характер экспедиции. На канадские конверты клеились указанные выше советские марки номиналом 5 и 35 коп., а также марки почты Канады в 32 или 37 центов. На конвертах с 35-копеечной маркой СССР (около 2000 штук) двойная франкировка преследует чисто символическую цель, ибо франкировка канадской маркой избыточна, так как по правилам номинал советского знака почтовой оплаты уже обеспечивал выход за рубеж. На конвертах же с маркой в 5 коп. (4000 штук) двойная франкировка была вызвана необходимостью. Дело в том, что почтовый тариф на территории СССР — 5 коп., и потому марка указанного достоинства имела силу только до полюса, а далее по правилам Международного почтового союза конверты могли следовать только с франкировкой канадской почты, которая затем гасилась национальным штемпелем. На части советских и канадских конвертов можно встретить штамп «Доставлено на Северный полюс экспедицией СССР — Канада. Почтмейстер экспедиции А. Тенякшев». Иными словами, конверты, доставленные на полюс советским почтмейстером, передавались затем канадскому почтмейстеру (им был назначен член экспедиции Ричард Вебер) для дальнейшей их транспортировки уже по территории Канады.

Но почтово-филателистическая экипировка советских и канадских конвертов этим не ограничивалась: на них также ставились сопроводительные штемпеля оригинального рисунка (с надписями на Двух языках), подготовленные московским клубом «Полярфил» и экспедицией и предназначенные для начального, конечного и промежуточных пунктов: Диксона, Северной Земли, Северного полюса и острова Элсмир. (Воспроизводится полный набор этих штемпелей.)

Филателисты могут задать вопрос: какова судьба советского почтового штемпеля, использованного для гашения конвертов на Северном полюсе? Как свидетельствует письмо на имя начальника ДИЭЗПО Минсвязи СССР, подписанное заместителем главного редактора «Комсомольской правды» и начальником экспедиции, он затонул в самом конце мая в районе полюса вместе со снаряжением экспедиции во время разлома льда на СП-28. Среди филателистов — «полярников» он получил название «Утопленник-2», так как это уже был второй случай, когда штемпель, знаменующий собой достижение человеком наивысшей точки планеты, оказался на дне Северного Ледовитого океана. Напомним, что первым таким «утопленником» принято считать известный сопроводительный штемпель, изготовленный на атомоходе «Арктика» в 1977 г. и использовавшийся для гашения конвертов в день его выхода к Северному полюсу, а затем торжественно утопленный в полярных водах.

Министерство связи СССР отнеслось с должным вниманием к оформлению почтовой стороны экспедиции: кроме указанного спецштемпеля, в ознаменование этого исторического события в освоении Арктики оно выпустило маркированный конверт, карточку с оригинальной маркой, почтовую марку 35-копеечного достоинства и конверт к ней, которые гасились штемпелем первого дня. Открытка и конверт поступили в продажу в конце мая 1988 г. Однако в филателистическом обращении они имеются с более ранним оттиском спецштемпеля, а именно: 25.4.88 (момент достижения экспедицией Северного полюса). Второй оттиск спецштемпеля на этих филматериалах указывает на дату возвращения экспедиции в Москву — 17.06.88 г.

Такая ситуация требует ответа на три вопроса. Почему на спецштемпеле стоит число 25.04.88 г., если известно, что гашение на полюсе производилось 26—27. 04.88 г.? Как могло случиться, что карточка и конверт, поступившие в обращение в мае, были погашены спецштемпелем с апрельской датой? Каким образом объяснить появление на них оттиска с датой 17.06.88 г., если спецштемпель затонул еще в конце мая?

Более или менее определенный ответ можно дать только на первый. Почтмейстер экспедиции А. Тенякшев вылетел со спецштемпелем из Москвы на Диксон и далее на полюс 20.04.88 г. Таким образом, официальным началом его применения можно считать более раннюю дату, чем 26 — 27 апреля. Отсюда и предположение, что он мог использоваться и 25.04.88 г. Но факты этого не подтверждают. В чем же здесь дело? Оказывается, существовал еще один штемпель — дубликатный, который был изготовлен ДИЭЗПО взамен утраченного. Им гасились для продажи через сеть абонементного обслуживания филателистов маркированные конверты и открытка Министерства связи СССР. Все это осуществлялось некоторое время спустя после завершения экспедиции. Учитывая, что это гашение делалось не основным, а дубликатным штемпелем, правомочность такой операции не вызывает сомнений и значение полученных филматериалов не утрачивается. Что же касается дат на штемпелях, то они были призваны подчеркнуть две основные вехи экспедиции — достижение ее участниками полюса и прибытие советских лыжников в Москву.

Отличия двух штемпелей — основного и дубликатного — хорошо видны при сравнении. У основного флаг изображен почти горизонтально, у дубликатного с наклоном, третья слева вертикальная черточка левых сполохов северного сияния у штемпеля — «утопленника» короткая, а у дубликатного — длинная, у основного буквы верхней надписи — более высокие.

Большое значение придавали трансполярному лыжному переходу руководители СССР и Канады. Дважды его участников приветствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. По достижении экспедицией полюса туда прибыли представители советской и канадской общественности для проведения акции мира. На ней было принято обращение к людям Земли, в котором говорится: «На СП сходятся земные меридианы... В этой точке нельзя не думать обо всей планете. Пусть эта замечательная точка объединяет людей, пусть на Земле процветает мир».

Большое международное значение экспедиции отмечается и на канадских конвертах, на обратной стороне которых напечатано: «Две арктические державы, Советский Союз и Канада, веками живущие в мире друг с другом, решили отметить свои добрососедские отношения совместным лыжным переходом... Этот переход сквозь громады ледяных торосов и бескрайние просторы снежных равнин начался в сумерках, в самый холодный период года и закончился три с половиной месяца спустя при свете дня над тающими полярными льдами.

На Северном полюсе участники героического лыжного перехода во время торжественной церемонии, посвященной дружбе между двумя странами, заявили о необходимости помогать друг другу в разумном освоении и использовании богатств арктических районов».

Отмечая огромный вклад экспедиции в дело изучения Арктики и развитие советско-канадских отношений, 9 января сего года председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков вручил всем ее участникам во главе с Д. Шпаро высокие правительственные награды.




КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ
Раритеты? Нет, самоделки!
Е. Сашенков, действительный член Географического общества СССР
«ФИЛАТЕЛИЯ СССР» ?/1989

Помещенная под рубрикой «Полярфил» статья В. Бойко и О. Чуткина «Рукопожатие через полюс» в 4-м номере журнала вызвала по меньшей мере недоумение.

Авторы преподнесли бурную почтовую деятельность советско-канадской лыжной экспедиции как акт особого значения и выразили уверенность, что разнообразные почтовые сувениры «без сомнения, по достоинству оценят коллекционеры». К сожалению, все, что написано далее об этих сувенирах, представляет собой, в Основном, рекламу изделий, инициаторами которых в большей мере явились... авторы статьи. Собственно, они и сами признают частный характер многих материалов. Так, мы читаем: «... сопроводительные штемпеля оригинального рисунка (с надписями на двух языках), подготовленные московским клубом «Полярфил» и экспедицией и предназначенные для начального, конечного и промежуточного пунктов». Добавим: штемпеля-самоделки.

Но это не все. В. Бойко и О. Чуткий уверяют читателей в исключительности «разнообразных почтовых сувениров». Цитирую слова, выделенные ими в тексте: «... Они отмечали основные этапы перехода в период его осуществления». Но позвольте!... Филателистам хорошо известны почтовые материалы состоявшейся всего лишь два года назад полярной экспедиции газеты «Советская Россия». Она стартовала в арктическом поселке Амдерма на берегу Карского моря и прошла вдоль гор Урала, имея при себе специальный почтовый штемпель Министерства связи СССР и штамп регистрации заказных писем с надписью «Передвижное отделение связи». Вот тогда-то и родилась первая в СССР маршрутная экспедиционная почта! Писал об этом и журнал «Филателия СССР».

Советско-канадской лыжной экспедиции Министерство связи посвятило маркированный конверт и почтовую карточку с оригинальной маркой. Однако выпущены они с опозданием. А вот гашения на них почему-то имеют дату достижения полюса. Кто пошел на подделку, изготовив заведомо фальшивый сувенир?

Кстати, филателистическая продукция экспедиции оформлялась сплошь и рядом с досадными ошибками, и об этом авторам статьи следовало бы сказать без обиняков. Например, так называемая двойная франкировка (наклеивание на конверт одновременно советской и канадской марки) не имеет ничего общего с истинным почтовым обращением. Рассуждения же авторов о правилах Всемирного почтового союза в данном случае неуместны. Кстати, экземпляры, действительно побывавшие в почтовом обращении, мало кому известны. Не видим мы их и среди иллюстраций, приводимых авторами.

И последнее — упрек редакции. У статьи есть подзаголовок «Раритеты полярной филателии». Эти слова сопровождают и фотографии конвертов. Сопровождают, увы, не по праву. Во всех словарях немецкое слово «раритет» истолковывается как редкая, ценная вещь, дико-винка... В филателистическом обиходе оно применяется лишь к действительно редчайшим экземплярам. Квалифицируя же рядовой материал как редкость, этим названием мы вводим филателистов в заблуждение... Многие знают, однако, что данные «раритеты» на протяжении долгих месяцев продавались в любом количестве на встречах московского клуба «Полярфил». Ажиотажа не было. Зачем же его искусственно подогревать?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада, 1988

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Сентябрь 2009 15:31

Журнал «Вокруг Света» №4 (2571) | Апрель 1988
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3845/

 VS0488-015.jpg
Лыжня через океан
А. Шумилов, ответственный секретарь экспедиции


Сотни километров остались уже позади, а впереди — тоже сотни. Такого история Арктики еще не знала — лыжный переход через Ледовитый океан. Без нарт, без собачьих упряжек — только рюкзаки за плечами. Они стартовали с острова Комсомолец, самого северного острова архипелага Северная Земля. До полюса — тысяча километров, но полюс для них — только промежуточная цель. Финиш — по ту сторону океана, на острове Элсмир, в архипелаге Королевы Елизаветы.

К заветной точке пересечения меридианов человечество стремилось веками. Фритьоф Нансен, адмирал Макаров, Фредерик Кук, Роберт Пири, Георгий Седов, Руал Амундсен... Кто не знает эти имена? Всего восемь десятилетий назад человек впервые достиг вершины планеты. «Приз века» — писали тогда газеты.


Шестьдесят лет назад в небе над полюсом впервые кружил самолет. Спустя три десятилетия подо льдами полюса прошла атомная подводная лодка. А в 1977 году впервые достигло Северного полюса, сокрушая льды, надводное судно — атомный ледокол «Арктика».

Чуть ли не каждый год рождаются все новые и новые фантастические проекты. К полюсу — на планерах, к полюсу — на снегоходах, к полюсу — на мотоцикле. Наоми Уэмура на собачьей упряжке впервые дошел до полюса в одиночку; Энн Бэнкрофт, хотя и в составе группы, стала первой^ из женщин, достигшей полюса по дрейфующим льдам...

Но и к нынешней экспедиции приковано внимание всего мира. Никто и никогда еще не пересекал на лыжах Северный Ледовитый океан. Впервые в истории «в одной связке», плечом к плечу, идут к вершине планеты советские и канадские лыжники.

«Наша лыжня — это путь из дома в дом,— говорит начальник экспедиции Дмитрий Шпаро.— Если можно соединить два дома лыжней, значит, не столь уж они удалены друг от друга».

Весной 1970 года пятеро москвичей, используя свои отпуска, отправились в туристический поход по Таймыру. От озера Таймыр, которое лежит в самом центре полуострова, пересекли горы Бырранга и вышли к морю Лаптевых. С опаской двигались по припайному льду — вдоль побережья, к островам «Комсомольской правды». Окончили пятисоткилометровое путешествие на мысе Челюскин — северной оконечности материка. Ветер крутил снег и уносил его еще дальше на север — в просторы океана, к полюсу.

«Мы просто не могли не думать,— вспоминал Дмитрий Шпаро,— что по льду от берегов России, от берегов СССР никто еще не достигал Северного полюса. Никто! Так, значит, мы сделаем это!

В те дни газета «Комсомольская правда» праздновала свой сорокапятилетний юбилей. Мы подарили редакции фотографии, подарили камушки — какой еще сувенир придумаешь? Камушки с далекого арктического архипелага, названного именем газеты. Тогда, в редакции, впервые прилюдно были произнесены слова: «Мы пойдем дальше, пойдем к полюсу».

Через год была создана Полярная научно-спортивная экспедиция «Комсомольской правды». Этапы ее известны — переход через пролив Лонга, маршруты по Северной Земле, по Новосибирским островам, многолетние историко-географические поиски на Таймыре, на островах Карского моря. Потом — путешествие по Ледовитому океану: от острова Врангеля к дрейфующей станции СП-23.

Только через девять лет осуществилась наконец мечта. Стартовав с острова Генриетты, семеро советских лыжников достигли Северного полюса 31 мая 1979 года.

Кто-то в шутку или всерьез сказал тогда:

— А что, ребята, может, дальше — прямиком до Канады?

Ясно было одно — экспедиция не кончается. Опять годы тренировок, вновь арктические маршруты.

29 января 1986 года одиннадцать лыжников стартовали с дрейфующей станции СП-26. Снова были торосы, разводья. Громыхали, наползая друг на друга, ледяные поля. Температура на этот раз опускалась до минус 50 градусов, да еще ветер почти все время дул навстречу. Но новым и главным врагом стала непроглядная тьма.

Впервые в истории они шли по дрейфующим льдам во тьме полярной ночи. И переход этот оказался самым трудным из всех арктических путешествий экспедиции «Комсомольской правды».

Из записок Дмитрия Шпаро:

«...Очередная гряда торосов. Четверо включили фонари. Ветер, поземка. Фантастические фигуры под рюкзаками, бешено мчащиеся мириады снежинок. Сверкают в лучах ледяные утесы — картина феерическая. Забудешь ли?..

Очередной раз падаю. На этот раз менее удачно — о скол льдины рассек щеку. Когда преодолеваешь гряду торосов, падения почти неизбежны и при дневном свете. А в темноте — падаешь то и дело. И каждый раз сжимает сердце страхом — любая травма может помешать дальнейшему продвижению. Даже не смертельно опасная: перелом ноги, вывих, ушиб... В темноте мы, по-видимому, не сможем транспортировать пострадавшего...

Самым опасным препятствием остается все же тонкий лед, вода... Сегодня я упал и почувствовал, что лед подо мной проламывается. Каким-то чудом, неистовым рывком перескочил по-лягушачьи на более твердый участок, но и он проломился. Следующий безумный прыжок спас.

Самым первым, еще вначале, провалился Шишкарев. За ним, через несколько дней, искупался Хмелевский. Дважды опасно проваливался Леденев.

Кому не повезло, кто намок, страдает не столько от холода, сколько от чувства вины перед остальными — потеря времени, и он «виноват» в этом. Время мы бережем больше всего — отпуска короткие. После купания приходится ставить палатку, зажигаем сразу три примуса. Пострадавший пьет горячее молоко, надевает сухие носки, белье, свитер. Кто-нибудь сушит над примусом его ботинки — операция, требующая крайней осторожности. А вот верхней одежде замены не предусмотрено, и просушить ее невозможно. На морозе она замерзает, как металлические доспехи средневекового рыцаря становится...

Холод ночью воспринимается все же иначе, чем днем. Сильный мороз, ветер и влага в сочетании с темнотой способны заморозить даже самых стойких. Мерзнем ужасно. Уже неделя — минус 40, минус 50. Да с ветром, вдобавок. Не переждешь в палатке, надо идти. Время...»

15 февраля они достигли полюса относительной недоступности — точки с координатами 84 градуса северной широты, 175 градусов западной долготы. А 7 марта — на тридцать восьмой день пути, оставив позади семь сотен километров, финишировали на советской дрейфующей станции СП-27. Никто не избежал тогда обморожений, причем четверо — довольно серьезных. Одному из радистов пришлось уже в Москве ампутировать два пальца на ноге.

Знаю, им часто задают вопрос — зачем это нужно? Опасности, страдания, лишения — зачем?

Дмитрий Шпаро отвечает на эти вопросы приблизительно так: «Дух приключения — потребность человека. Любознательность — движущая сила развития цивилизации».

Мне довелось участвовать и в тренировках экспедиции, и в некоторых ее маршрутах. Бывает трудно, порой — очень трудно. И в Арктике, и на тренировках. Помню, как после одной из них опытный турист, мастер спорта, высказался категорично: «Вы затеяли нереальное дело. Есть нормы предельного веса. С рюкзаками по полсотне килограммов двигаться неделями — невозможно».

В экспедицию никогда никого не записывали, она всегда оставалась добровольным объединением единомышленников. Тот мастер спорта ушел из нашей группы, как ушли и некоторые другие. Кому-то казались нереальными физические нагрузки. Другие просто уставали верить в осуществление мечты. Ведь год за годом Полюсная экспедиция вновь и вновь откладывалась. А чтобы верить годами в мечту, тоже нужны силы.

Каждое воскресенье наша группа совершала в Подмосковье тренировочный переход: Подрезково — Опалиха. Мокрые от пота, несмотря на мороз, финишировали мы на пригородной платформе. Скидывали устало рюкзаки. К удивлению зрителей, вынимали из рюкзаков канистры и... выливали воду. Тот самый «невозможный» вес — полцентнера, а то и больше.

Два-три раза в неделю все собирались по вечерам, чтобы позаниматься со штангой или пробежать кросс. Принцип тренировок всегда оставался одним и тем же — чем хуже, тем лучше. Не просто двухчасовой бег, а максимально трудный, по пересеченной местности, желательно — по рыхлому снегу, по песку, по вспаханному полю. Три раза в неделю все возвращаются с тренировок домой не раньше двенадцати ночи, по воскресеньям — обязательный лыжный маршрут. А все отпуска — на Таймыре, на Новосибирских островах, на Северной Земле... Никогда и никто из участников не получал каких-либо дополнительных материальных благ. Даже в 1979 году, когда экспедиция впервые в истории достигла на лыжах Северного полюса. Правда, ее участники были награждены премией Ленинского комсомола, но все деньги, с общего согласия, отдали в общественный фонд ЦК ВЛКСМ.

Хотелось бы рассказать о каждом из участников экспедиции — о парторге Анатолии Мельникове, о завхозе Владимире Леденеве, о враче Мише Малахове, о научном руководителе, штурмане Юре Хмелевском, о Михалыче — главном радисте Леониде Лабутине, о радистах Саше Тенякшеве и Саше Шатохине...

Пришли они в экспедицию разными путями, и сами тоже совершенно разные — инженер, рабочий, научный сотрудник, врач, аспирант, студент... Объединяет их всех преданность экспедиции. И еще — высокий профессионализм каждого.

Двери экспедиции всегда открыты — были бы желание да воля. Вася Шишкарев, например, стал участником вопреки множеству, казалось бы, непреодолимых препятствий. Судите сами. Жил он в Казахстане, в поселке Лепсы, километрах в 150 от Талды-Кургана. Работал электромехаником, грузчиком, после армии — монтером связи. А туристский опыт его заключался в нескольких несложных походах по Казахстану. Но прочитал об экспедиции, загорелся и написал Шпаро письмо. Ответ был вежливо-безразличным: живете вы, мол, далековато, но тренируйтесь, если надо поговорить, приезжайте в Москву...

Потом уже Вася рассказывал нам, как после этого письма стал он каждый день заниматься бегом, сшил себе спальный мешок и две зимы спал во дворе, терпеливо снося ворчание матери и насмешки соседей. Затем в одиночку пересек по льду озеро Балхаш. Две сотни километров, рискованное путешествие.


Через два года Шишкарев приехал в Москву, по лимиту устроился разнорабочим, получил временную прописку. И только тогда пришел к Шпаро. На первой же тренировке он поразил всех тем, что почти не отставал во время кросса. Потом научился обращаться с радиостанцией, работать на ключе, освоил премудрости звездной навигации, умело и споро управлялся с многочисленным снаряжением, не отказывался ни от какой работы. Сделался, в общем, необходимым человеком.

По натуре Вася — максималист. По духу, мне кажется,— сродни комсомольцам двадцатых. Свою точку зрения всегда отстаивает, невзирая на лица. Теперь работает на ЗИЛе.

И вот перед Полюсной экспедицией врачи категорически возражают против кандидатуры Шишкарева — у него обнаружился врожденный порок сердца. Но врачи вынуждены были отступить — в тестах на выносливость Вася неизменно оказывался лучшим.

Необычная биография, а для участников экспедиции, в общем-то, даже типичная. Почти такой же путь прошел и Федор Конюхов — он живет на Дальнем Востоке, в Находке. И Миша Малахов — из Рязани. Да разве дело в том, где ты живешь...

Как вы помните, потребовалось девять лет на подготовку Полюсного маршрута. Еще восемь — чтобы получить разрешение на трансарктический переход.

В феврале 1987 года начальник экспедиции Дмитрий Шпаро вылетел в Канаду, выступил по телевидению и рассказал о задуманном переходе. Энтузиастов арктических путешествий и здесь оказалось немало — в ответ пришло три сотни писем. Но участниками этой экспедиции должны были стать только 3—4 канадца.

Группа советских участников за семнадцать лет прошла, так сказать, естественный отбор. Какие, спрашивается, необходимы качества? Сила? Выносливость? Да, конечно! Но ни вес поднимаемой штанги, ни скорость пробегания марафонской дистанции сами по себе ничего не определяют. Необходим еще и экспедиционный опыт, опыт движения по дрейфующим льдам.

Как уберечься от обморожений при встречном ветре и пятидесятиградусном морозе? Как избежать ледяной купели, двигаясь по тонкому, прогибающемуся под лыжами льду? Как организовать переправу через парящее на морозе километровое разводье, забитое кашей из снега и мелких ледяных обломков?

Но даже и опыта, оказывается, не всегда достаточно. Сила экспедиции, ее возможности отнюдь не определяются суммой сил и возможностей отдельных ее участников. Необходимы взаимопонимание и душевное единодушие — то, что называют теперь «психологической совместимостью». Нужен лидер и умение идти за лидером — умение, если хотите, подчиняться. И в то же время каждый из участников обязан постоянно проявлять личную инициативу.

— Дело надо делать по совести,— любит повторять Шпаро,— а не оглядываться, кто что скажет...

В сентябре, уже после тренировочного перехода по Тянь-Шаню, канадские участники пришли в кают-компанию «Вокруг света». Пили чай, откровенно делились впечатлениями о нашей стране, рассказывали о себе.

Ричард Вебер — механик, программист. Инструктор по плаванию на каяках, сплаву плотов. Член сборной Канады по лыжам, участник четырех чемпионатов мира. На вид Ричард — типичный английский джентльмен. Насколько мы их, джентльменов, себе представляем.

— Я учился в Швейцарии,— рассказывал он.— В привилегированной школе, где учились даже дети королей и президентов.

В 1986 году Ричард уже побывал на полюсе. Американо-канадская экспедиция совершила тогда труднейший переход — «в духе Пири». От поддержки авиации они отказались — 8 человек, 5 нарт, 49 собак. Первоначально вес груза на каждых нартах достигал 1350 фунтов (около 610 килограммов). А через 56 дней, когда они достигли полюса, осталось лишь 5 фунтов пеммикана (два с половиной килограмма) и несколько фунтов каши и лапши.

Температура на маршруте опускалась до минус 56 градусов. Были опасные обморожения, двух человек пришлось эвакуировать. Но шестеро — в их числе и Энн Бэнкрофт — праздновали победу.

— Это было изматывающее путешествие,— рассказывал Ричард в кают-компании.— Смесь страданий, трудностей и лишений...— потом помолчал и добавил, улыбаясь: — Это была замечательная мужская работа!


О совместном советско-канадском трансарктическом переходе Ричард высказался коротко и решительно:

— Я перестал бы уважать себя, если бы пропустил такое путешествие...

Лори Декстер держался в кают-компании как-то скованно, застенчиво. Может быть, потому, что невольно привлекал общее внимание. Нечасто ведь кают-компанию «Вокруг света» посещают священники. Однако «послужной список» Лори не может не вызвать уважения. Он официально, в соревнованиях, пробежал 8 марафонов, пять двойных — по 84 километра, пять стокилометровых пробегов. В 1986 году имел третий результат в Канаде на этой дистанции. Неоднократно побеждал в соревнованиях по летнему троеборью (плавание, велосипед, бег) и зимнему (лыжи, коньки, бег), в лыжных гонках, в соревнованиях по биатлону (лыжи и стрельба). К тому же Лори фотограф, кинооператор, радист, умеет работать с секстантом. Он возглавлял многочисленные восхождения на вершины до пятой категории сложности, участвовал в высокоширотной арктической экспедиции на каяках.

Участвовал в нескольких арктических путешествиях — на лыжах с санями. В 1980 году пытался покорить Северный полюс без сбросов с воздуха или другой помощи. Возглавил экспедицию из четырех человек, но переход пришлось прекратить, так как один из участников заболел вирусной пневмонией.

Увлекается игрой на альте, скрипке и мандолине, руководит общинным хором.

Последние 13 лет проповедует христианство среди эскимосов Канады. Изучал латынь, греческий. Свободно говорит по-эскимосски. Умеет добывать огонь трением, освоил эскимосский охотничий опыт, научился строить иглу — эскимосские снежные хижины...

Когда слушаешь рассказы Лори, невольно вспоминаешь слова Амундсена: «Любой человек не так уж много умеет, и каждое новое умение всегда может ему пригодиться».

Физически Лори не столь уж силен, но вынослив и опытен. По характеру доброжелателен, терпелив. В коллектив «вписался» сразу же.

— Лори, тебя не смущает, что четыре месяца придется провести среди атеистов?

Лори стеснительно улыбается:

— Если нам удастся вместе достичь Северного полюса, тогда одно из двух: либо советские участники станут добрыми христианами, либо я сделаюсь коммунистом...

В ноябре—декабре уже в Канаде, на Баффиновой Земле, прошли последние тренировочные сборы. Канадцы оценили качество советских лыж, изготовленных в Мукачеве, а советские участники убедились в достоинствах станковых рюкзаков. Были на этот раз и низкие температуры, и торосы. Была совместная работа.

Готовя материал для журнала, мы не успевали рассказать даже о старте экспедиции. Только об участниках, да и то окончательный состав должен быть назван непосредственно перед стартом.

Сейчас, когда пишутся эти строки, мы знаем только одно — они идут к полюсу. Люди двух разных систем прокладывают лыжню через Ледовитый океан. Из дома в дом.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение Александр Кот » 19 Июнь 2015 23:22

 5670478391_4d5aa33c50_b.jpg
http://www.rg.ru/2013/02/27/expedition.html
Владимир Снегирев, собкор "Российской газеты",27 февраля 2013 г.

ПЕШКОМ ДО КАНАДЫ
Неизвестные страницы из истории экспедиции, которая 25 лет назад прогремела на весь мир

3 марта 1988 года на мысе Арктический (архипелаг островов Северная Земля) наблюдалась невиданная для этих широт картина: кутаясь в пуховые куртки и притоптывая на лютом морозе, советские и иностранные корреспонденты окружили стайку лыжников. Свет юпитеров, вспышки фотокамер... Что за чудо в полярной глуши? И отчего такими озабоченными выглядят облаченные в походное снаряжение тринадцать лыжников? А-а, вот оно что: этим ребятам предстоит прямо сейчас ступить на дрейфующий лед и сделать то, на что не замахивался прежде никто. Пройти пешим ходом от берегов СССР через полюс до Северной Америки. То есть пересечь весь Ледовитый океан.

"Полярный мост" - такое название получила международная спортивная экспедиция, которая стала одним из ярких событий эпохи перестройки. 26 апреля ее участники - девять наших и четыре канадца - достигли Северного полюса, где по этому поводу состоялась трогательная церемония с присутствием министров СССР и Канады. Затем парни снова пристегнули к ботинкам свои широкие лыжи и теперь взяли курс на юг - к канадским берегам.

Спустя 90 дней после старта экспедиция благополучно финишировала на острове Элсмира, и дальше последовало то, что всегда венчает любое грандиозное дело: прием у канадского премьер-министра и прием у председателя Совмина в Москве, высокие награды обеих стран, восторженная пресса, фильмы и телепередачи...

Конечно, это не была чисто спортивная акция. Как не была она и только политической, призванной укрепить доверие между вчерашними врагами. Там все сошлось - и желание установить красивый рекорд, и заинтересованность лидеров двух арктических держав таким необычным образом содействовать "глобальному потеплению", а еще там случилась очень важная человеческая история, в ходе которой посланцы двух цивилизаций, прежде мало знавшие друг друга, девяносто дней жили в одной палатке, делали общую опасную работу, а затем сообща делили радость своей победы.

"Арктика после этого не изменилась, - ответил на мой вопрос после финиша канадец Ричард Вебер. - Изменились мы. И я надеюсь, к лучшему".

Когда я сел за эти заметки, то задумался: что интереснее для читателя - рассказать про сам поход или про то, что ему предшествовало, что осталось "за кадром". И в итоге склонился ко второму, даром, что имел к тем событиям самое прямое отношение.

Еще неизвестно, что же было труднее - пройти этот ледовый маршрут длиной в две тысячи километров или "пробить" идею трансарктической экспедиции - сначала в коридорах Старой площади, затем в чиновничьих кабинетах Оттавы, а "пробив", найти канадских ребят, способных на такой подвиг, организовать тренировки, уговорить спонсоров, решить миллион дипломатических, таможенных, организационных и прочих проблем. Удивительно, но всего за год все эти трудности были преодолены. Не без приключений, разумеется.

Я говорю про поиски канадских ребят, потому что с советскими было проще: идея перехода принадлежала участникам полярной экспедиции "Комсомольской правды", которые в 79-м впервые на лыжах дошли до Северного полюса, а в 86-м также впервые совершили поход по арктическим льдам в условиях абсолютной полярной ночи.

***

Первый канадский претендент, которого мы нашли в марте 1987 года, приехав с Дмитрием Шпаро в Оттаву, был Ричард Вебер. И это сразу оказалось "попаданием в десятку". Ричард был чемпионом Канады по лыжным гонкам, членом национальной сборной. И по Арктике он успел к тому времени походить, правда, только по островам. Среднего роста, плотный, с румянцем на щеках, он с первых минут нам понравился. Упрямо сжатый рот, высокий с залысинами лоб, нос с горбинкой. Выслушав Дмитрия, Ричард сначала впал в глубокую задумчивость, а затем сказал, что готов отказаться от всех своих планов ради такого дела.

Следующим стал священник с Баффиновой Земли Лори Декстер. Узнав о проекте, он взял за полторы тысячи долларов билет на самолет и прилетел в канадскую столицу, чтобы попытать счастья. Лори не выглядел богатырем, но что-то в нем было такое, что привлекло внимание начальника экспедиции, и он взял священника на заметку.

Телефон в номере отеля "Аристократ", где мы остановились, звонил тогда, не переставая. Ведущие канадские газеты написали о том, что "сумасшедший русский ищет таких же безумных местных парней, чтобы связать лыжней два материка". Безумные звонили и приходили каждый день. Нам требовалось отобрать четырех. Таким был договор с канадским МИДом: на лыжню выйдут четыре канадца и семь русских. Однако с двумя следующими кандидатами все сложилось очень непросто.

В итоге к лету определились еще несколько, как нам казалось, достойных ребят, и на тренировочный сбор в Союз было решено пригласить шесть канадцев - чтобы по итогам тренировок сделать окончательный выбор. В начале августа они приехали в Москву, а затем мы все вместе отправились в Чимбулак, откуда после краткой акклиматизации должны были пройти горный маршрут по Тянь-Шаню до озера Иссык-Куль.

***

Когда наши ребята из экспедиции "КП" попытались помочь канадцам поднять на шестой этаж гостиницы "Спорт" громоздкий багаж, дежурная по этажу стала хватать их за рукава: "Почему идете к иностранцам? Где разрешение? Кто позволил"? Парни не знали, куда деваться от стыда. Вот такие еще сохранялись времена. Но самое забавное состоит в том, что спустя три часа та же самая дежурная умудрилась "не заметить" девиц легкого поведения, которые пришли на этаж, чтобы соблазнять наших иностранцев.

***

15 августа. Спортбаза Чимбулак. За нашим столом в столовой сидят Мельников, Стрезев, Вебер и я. Ричард нас удивляет тем, что не ест черную икру, которую подают согласно рациону Госкомспорта, предусмотренному для такого рода сборов. Говорит, что в икре много соли, а это вредно. Ну, не ешь ты икру, так отдай ее товарищам, нет, он повадился сдавать деликатес вместе с грязной посудой на мойку. Петя Стрезев ему недвусмысленно намекнул, что так нельзя. Вебер с пониманием отнесся к этому совету.

***

23 августа. Ричард преподал нам всем хороший урок. Сегодня, на шестой день непростого пути по Тянь-Шаню с 40-килограммовыми рюкзаками, он вдруг достает из своего рюкзака груду пустых банок из-под консервов. Мы как раз шли мимо стойбища киргизов. Ричард: "Раз здесь живут люди, значит, у них должно быть специальное место для захоронения мусора". Оказывается, он этот мусор собирал все дни, пока мы шли по горам. Он себе просто не представлял, что даже крохотную бумажку можно вот так взять и бросить на землю в этих диких горах.

***

Из записей Р. Вебера: "Советское походное снаряжение, видимо, достойно выполняло свою задачу в прошлом, и советские парни чувствуют себя уверенно в этой одежде. Но если честно, то это снаряжение, которым пользовались наши отцы. От их ботинок у всех на ногах кровавые мозоли, от рюкзаков на плечах красные следы. Я уже знаю, что эти ребята совершили ряд хороших походов на Севере, но с точки зрения западного человека это произошло не благодаря их снаряжению, а вопреки ему.

***

Следующая тренировка состоялась спустя три месяца в канадской Арктике. Из Оттавы мы прилетели в маленький эскимосский поселок Икалюит. В последний вечер перед выходом в тренировочный поход по тундре среди канадцев и наших произошел спор, где справлять малую нужду. Мы всегда делали это за пределами палатки, даже в самый сильный мороз. Дмитрий довольно прозрачно намекнул, что и канадцам хорошо бы следовать этому правилу. Однако Ричард не согласился: давайте в палатке, в банку. Толя Федяков ему возразил:

- Как же так? Настаиваете на том, чтобы посуду после еды каждый раз мыть, а сами рядом с...ть будете.

Мельников его поддержал:

- Наш русский обычай предполагает туалет на улице.

- А наш американский обычай - отливать в палатке.

Так ни до чего и не договорились.

***

Этот короткий поход по тундре Баффиновой Земли принес нам неприятные неожиданности. Сначала Жак и затем Жильбер - два франкоканадца из Квебека - отказались от дальнейшего участия в проекте. Сырая палатка, сильный холод, тяжелый рюкзак... Они были альпинистами, привыкли к совсем другим нагрузкам. Дмитрия особенно опечалил отказ Жака, на которого он возлагал большие надежды и ставил его в своем внутреннем рейтинге вторым после Ричарда. Он пытался его уговаривать, приводил всякие аргументы, но француз стоял твердо.

Утром я спросил Лори Декстера, что он думает по этому поводу?

- В нашем деле пятьдесят процентов это физическая сила и пятьдесят - голова, - деликатно ответил священник. - Если умом ты отказался от борьбы, то никакие силы уже не помогут.

***

Но и это еще не все. Не дождавшись окончания тренировочного сбора, я улетел по делам в Москву. 15 декабря позвонил в Икалюит. Дима сразу снял трубку, и у нас состоялся довольно странный разговор.

- Дмитрий, - спросил я его, - как дела?

- Все очень хорошо, - ответил он, однако я сразу заподозрил неладное, потому что таким тоном об успехах не говорят.

- Как французы? - уточнил я. - Не передумали?

- Их позиция остается прежней, - сухо констатировал Шпаро.

- Выходит, канадцев остается трое?

Голос Дмитрия сделался неуверенным, таким я не помнил этот голос:

- Видишь ли, вчера о своем отказе заявил Грэм. Это был для меня совершенно неожиданный удар. Он все последние дни чувствовал себя хорошо и вполне вписался в состав.

От удивления я едва не выронил трубку. Что же получается: Жак, Жильбер и Грэм спеклись, еще одного канадца по имени Джерри Дмитрий сам не захотел видеть в составе. Значит, их осталось всего двое? А до старта меньше трех месяцев. И что делать? МИД Канады ни в какую не согласится с тем, что на маршруте будет только два их участника. Кошмар...

***

А судьба продолжала играть с нами свои злые шутки. Слава Богу, к моменту старта канадцы смогли укомплектовать свой состав, там появились еще два вполне сильных парня Крис Холоуэй и Макс Бакстон. В конце февраля они прилетели в Москву, и затем мы всей оравой вылетели в Диксон. Четыре канадца и полтора десятка русских из экспедиции "КП". Следом прилетели с полсотни журналистов.

Вообще-то наших, как я уже говорил, должно было быть семь, но Дмитрий до самого последнего момента все никак не мог определиться с окончательным выбором. Он тянул, тянул... И мы его понимали: все наши ребята много лет отдали тренировкам, все горели желанием ступить на лед. Кому из них отказать? Как определить, какие из десяти твоих пальцев на руках оставить, а без каких можно обойтись?

Дорого стоила ему эта нерешительность.

Уже в Диксоне, где мы провели несколько дней перед стартом, Дмитрий сумел дозвониться по телефону до Оттавы и уговорил канадский МИД на то, чтобы советских участников было не семь, а восемь. Уф, гора с плеч... На общем собрании он объявил окончательный состав.

И тут случилось неожиданное. Федя Конюхов, который по раскладу не попал в маршрутную группу, устроил самую настоящую истерику. Сначала он на коленях (не преувеличиваю!) принялся уговаривать Дмитрия взять и его. Но тут уж канадские участники встали насмерть: и без того ваша квота выросла, а палатка, между тем, не резиновая, она рассчитана только на одиннадцать человек. Да и МИД ни за что не пойдет на новые уступки. Дело-то деликатное, паритет.

Но Федор не желал слышать разумных аргументов. И его тоже можно было понять: он шесть лет готовился, жил с нами этой идеей, стал одним из самых надежных... Что же делать? То ночное собрание в библиотеке диксоновского аэропорта я буду помнить всю жизнь. Когда Федя понял, что шансов у него нет, он после слез и уговоров вдруг выбежал на середину комнаты и заявил - только теперь не просительным, а угрожающим тоном:

- Ах, так! Тогда я уничтожу всю вашу экспедицию.

Он стремглав выбежал вон, а через минуту вернулся с дорогим канадским теодолитом на треноге и, широко размахнувшись, хрястнул им по дверному косяку. Потом бросился с этой штуковиной на ребят. Мог бы и покалечить. Во всяком случае, немного крови тогда пролилось. Еле его утихомирили. Потом он вырвался, убежал в ночь, в торосы, окружавшие остров Диксон. А когда его нашли и вернули, стал нести такое... "Если вы меня не возьмете, подожгу ваши дома". "Убью ваших родственников". "Добьюсь, чтобы вас всех посадили".

Утром, после бессонной для всех нас ночи, он попросил, чтобы мы заказали ему разговор с КГБ города Находки, откуда Конюхов был родом.

- Алло, - сказал он, когда соединили. - Это КГБ? У меня есть для вас очень важная информация. Встречайте меня в Москве прямо у трапа самолета, иначе они меня убьют. - И повесил трубку.

По существу, Федя Конюхов - еще вчера наш общий любимец, художник, добряк, славный малый - тогда совершил по отношению к товарищам настоящий террористический акт. Захват заложников. Представляете: уже на весь мир было объявлено о старте первой в истории международной трансарктической экспедиции, уже в Диксон слетелись представители крупных газет, агентств и телекомпаний, а тут такое... Причем напомню, все это происходило на глазах у ошеломленных канадцев.

Посовещавшись, решили отложить вылет к месту старта на полсуток. Стали думать: как быть? Самое неприятное заключалось в том, что все поверили: в таком состоянии Конюхов и действительно был способен натворить бед. Ну, как можно было отправляться в трехмесячный путь, оставив за спиной на земле подобную "мину"?

Канадцы все это время держались отдельной кучкой, сочувственно поглядывая в нашу сторону, понимая, в какой капкан мы попали. А время шло... Наконец Шпаро объявил свое решение:

- Поскольку по достигнутому между нашими странами соглашению на маршрут СССР - Канада мы не можем взять тринадцать человек, я предлагаю включить Федора в группу с условием, что он идет только до полюса. Можно сказать, идет как запасной участник.

Канадцы, отойдя в сторону, собрались в кружок и стали совещаться. Федор сел на диван, закрыл ладонями лицо и зарыдал. "Парни, я не подведу. Только не бросайте меня".

Спустя несколько минут Ричард повернулся к нам, поднял руку:

- Вы знаете, что по условиям соглашения все расходы после полюса, в том числе на территории Канады, несем мы, - сказал он без всяких вступлений. - Но у нас очень мало денег. Если вы заплатите за восьмого и девятого участников шестнадцать тысяч долларов и если наш МИД не будет против, тогда мы согласны расширить русскую квоту до девяти человек.

Шпаро тут же снова заказал телефонный разговор с Оттавой.

На следующие сутки с мыса Арктический тринадцать человек ступили на океанский лед.

***

Василий Шишкарев о финише экспедиции "на том берегу":

- Первым Канаду увидел Крис, это случилось еще дней за пять до конца. Но особого энтузиазма никто не выказал, так как боялись ошибиться. 29 мая туман рассеялся, вечером на горизонте стали отчетливо видны горы. До берега оставалось километров сорок. Договорились, что на землю ступим все вместе, все тринадцать человек. 3 июня остановились перед грядой камней. Володя Леденев попросил притормозить, чтобы он успел перезарядить свою кинокамеру. Потом общий крик "Ура!" - и все разом сделали последний шаг со льда на твердую землю.

***

Володя Леденев:

- Канадцы, конечно, большие индивидуалисты. Например, Лори Декстер понимал, что в трудные минуты ему смогут помочь только советские, на своих он не рассчитывал. Он и оделся-то во все наше.

Интересно, что как только вышли на прибрежный шельф у канадских берегов, Макс Бакстон сразу сказал: "Ребята, теперь мы должны весь мусор собирать в мешки и на берегу его захоронить".

***

Михаил Малахов:

- Уступая просьбам канадцев, мы постепенно тоже перешли на бессолевую диету. Сначала это вызывало почти у всех наших раздражение, и до последнего дня кое-кто из ребят соль употреблял, но постепенно таких становилось все меньше. Необходимое количество соли мы получаем с пищей, а "подсолить" - это просто привычка.

***

Из газеты "Торонто стар": "Дмитрий Шпаро в интервью отметил, что канадцы более меркантильные, чем русские. "Я бы на их месте меньше думал о деньгах". Возможно, он забыл, что это их собственные деньги, а за русских платило государство. У самого Дмитрия денег нет и, видимо, никогда не будет".

***
 5670987826_fd0ae88de0_b.jpg

25 лет минуло с тех пор. После завершения похода очень скоро выяснилось, что уйдя из коммунизма в капитализм, нельзя вернуться обратно. Вся страна проделала вслед за нами этот непростой, временами трагический, путь.

Каждый из участников "Полярного моста" сделал свой выбор. Комсорг полярной экспедиции Володя Леденев теперь успешный предприниматель. Вася Шишкарев возглавляет рабочее движение на ЗИЛе. Малахов и Вебер спустя несколько лет вдвоем совершили первый в истории лыжный поход на полюс и обратно без поддержки авиации, за что Миша получил Звезду Героя России. Два наших парня уехали жить за океан. Двух уже нет. Священник Лори Декстер сложил с себя свой сан и сейчас, как и Вебер, зарабатывает на организации полярных путешествий. Макс переехал жить во Францию.

Федор Конюхов теперь знаменитый путешественник, но почти всегда он отправляется в путь в одиночку. И, кажется, я понимаю, почему.

Дима Шпаро в самом деле не стал миллионером. Уже много лет он возглавляет Фонд "Клуб Приключение", по - прежнему придумывает и осуществляет исключительно планетарные проекты, связанные с полярными путешествиями. Большое место в его программах занимают дети и инвалиды.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение Александр Кот » 19 Июнь 2015 23:25

Ежедневные отчеты команды, переданные с острова Средний, полярной станции Северный полюс 28 и в Resolute Bay, Канада.
DAY/TIM UTC LATITUDE LONGITUDE REMARKS PROGRESS
======== ===
=== ========== ================================== ========
03Mar 07:31 81d15.0mN 95d50.0mE Starting point on Cape Arktichesky
03Mar 11:24 81d21.2mN 96d12.8mE 7km
04Mar 11:13 81d32.3mN 97d 0.0mE -28dC 20km
05Mar 12:44 81d35.8mN 96d52.4mE -21dC Snow wind 33meters/sec 14km
06Mar No significant progress - Open water – Very windy - camped early 0km
07Mar 12:23 81d56.6mN 97d15.1mE 17km
08Mar No position report 20km
09Mar 12:30 82d09.3mN 97d47.0mE -30dC 12km
10MAR 11:58 82d16.9mN 97d24.6mE -45dC 20km
11Mar 11:36 82d28.8mN 97d13.0mE
12Mar No position report 25km
13Mar 11:16 82d52.2mN 97d19.8mE -42dC wind 3-4meters/sec 24km
14Mar <1st air drop successful on 14MAR >
15Mar 13:00 82d58.7mN 97d28.9mE <Team built igloo and stayed till >
16Mar <17Mar for R&R and experiment >
17Mar 13:00 83d11.7mN 97d26.6mE -35dC SE wind 3-5meters/sec 24km
18Mar 13:00 83d37.9mN 97d21.7mE -31dC no wind or open water good cond 22km
20Mar 11:40 83d51.8mN 97d27.4mE -36dC wind 1-2mps good ice & spirits 26km
21Mar 13:00 84d03.5mN 97d40.4mE -39dC ice excellent few leads&hummocks 21km
22Mar 13:02 84d19.0mN 97d02.9mE Everything good ice, temp, progress 28km
23Mar 13:00 84d28.9mN 96d12.4mE -33dC Strong head winds 20-40km/hr 15km
24Mar 13:00 84d25.6mN 95d58.2mE -37dC wind 40km/hr snowstorm 0km
25Mar No position report
26Mar 12:15 84d43.1mN 95d50.5mE -42dC Clear wind NW 2-3mps 2days prog 32.4km
27Mar 10:48 85d00.1mN 95d31.5mE -45dC clear wind light good ice 31km
28Mar 10:26 85d07.1mN 95d17.4mE -38dC Open water a problem 12km
29Mar 11:38 85d18.9mN 94d55.3mE -35dC 2nd air drop a success - stopped 24km
30Mar No change <Stopped at drop point for R&R >
31Mar No change <and experiments>
01Apr 11:12 85d23.2mN 93d40.0mE -37dC Slept in before starting 8km
02Apr No position report
03Apr 11:49 85d48.8mN 92d20.5mE -36dC Everybody ok
04Apr 10:39 86d00.7mN 91d44.5mE -37dC 22km
05Apr 11:01 86d12.4mN 92d07.2mE 421km to go to the pole 22km
06Apr 10:57 86d26.3mN 93d18.3mE -40dC Lots of ice everybody ok 27km
07Apr 10:08 86d40.6mN 92d38.6mE -28dC 600km total 369km to the pole 26km
08Apr 11:55 87d00.2mN 91d03.5mE -28dC Best single day progress 37km
09Apr 10:38 87d14.2mN 91d48.4mE
10Apr 11:37 87d32.6mN 93d29.5mE -30dC 272km to the pole everything ok 34km
11Apr 12:06 87d42.4mN 94d55.7mE -30dC Estimating pole April 24-26 18km
12Apr 10:49 88d02.7mN 95d34.9mE -30dC 235km to pole 37km
13Apr 10:42 88d10.4mN 96d45.2mE Start of trek before air drop 15km
13Apr 88d11.4mN 97d07.0mE Air drop coordinates
14Apr 11:45 88d11.4mN 95d09.9mE Movement due only to ice drift
15Apr 10:35 88d10.7mN 91d48.2mE Movement due only to ice drift
16Apr 10:30 88d08.9mN 90d44.6mE Movement due only to ice drift
17Apr 11:00 88d20.3mN 91d28.9mE -32dC 185km to pole 25km
18Apr 11:10 88d33.9mN 91d47.9mE -30dC 27km
19Apr 11:58 88d45.8mN 94d31.6mE -35dC 140km to pole 27km
20Apr 11:05 89d00.0mN 95d42.8mE -30dC Now estimating pole on 25Apr 25km
21Apr 11:33 89d11.9mN 89d20.6mE -22dC Wind NE 43kts bad conditions 20km
22Apr 12:39 89d21.2mN 80d26.2mE -20dC 64km to pole 21km
23Apr 89d30.9mN 87d54.9mE -20dC 46km to pole ETA 25Apr 18km
24Apr 11:13 89d46.4mN 107d25.7mE -25dC 24km to the pole 28km
25Apr 10:12 89d56.6mN 147d18.8mE 6km to pole 22km
26Apr 16:00 90d00.0mN The North Pole
27Apr 90d00.0mN Official Canadian/Russian meeting
28Apr 11:21 89d51.1mN 109d53.9mW
29Apr 10:30 89d48.2mN 106d55.0mW
30Apr 10:32 89d37.9mN 94d29.8mW
01May 11:49 89d18.6mN 90d17.4mW -10dC wind 25km/h vis 4km light snow 36km
02May 11:29 89d05.6mN 86d03.0mW
03May 11:58 88d46.6mN 81d41.8mW
04May 10:15 88d31.7mN 81d07.3mW -5dC Open water could become a prob 28km
05May 11:41 88d14.4mN 81d13.6mW
06May No position report
07May 11:54 87d43.5mN 81d31.5mW
08May 10:48 87d25.4mN 81d13.9mW
09May No report available
10May 11:36 86d56.6mN 79d20.3mW
11May 10:28 86d44.7mN 77d32.1mW Approximately 358km from pole 22km
12May 12:12 86d39.7mN 75d38.6mW Approximately 400km from finish 10km
13May No movement stopped for resupply aircraft - 1st attempt failed
14May 11:47 86d37.5mN 75d19.9mW Resupply successful - Drift movement only
15May 10:37 86d36.0mN 75d39.2mW Drift movement only
16May 11:02 86d37.3mN 75d48.4mW Drift movement only
17May 11:00 86d21.3mN 76d29 mW Trek now underway again
18May 10:17 86d06.4mN 77d25.1mW
19May 11:37 85d56.1mN 77d06.4mW -11dC 300km remaining 20km
20May 10:44 85d41.7mN 76d54.8mW -9dC 273km remaining to go 27km
21May 11:42 85d28.2mN 77d09.5mW -10dC 24km
22May 10:22 85d15.8mN 77d04.9mW -8dC Rough ice-problem with lead 24km
23May 10:12 84d59.4mN 77d19.2mW -7dC Lots of water on ice 197km to go 28km
24May 13:48 84d40.2mN 75d47.4mW Wind north 30km/h good ice 35km
25May 11:50 84d28.2mN 75d31.5mW -7dC Planning for big lead near land 22km
26May 11:20 84d16.3mN 75d17.2mW -6dC Rough ice but a little sun 22km
27May 11:09 84d00.4mN 74d35.2mW -6dC Rough ice and foggy 99.9km to go 22km
28May 11:34 83d47.8mN 74d40.2mW -6dC Very rough ice 23km
29May 10:48 83d33.6mN 74d27.3mW -6dC Good ice light wind 26km
30May 10:58 83d24.7mN 74d39.0mW -14dC Very rough going very windy 10km
31May 10:25 83d12.9mN 74d18.8mW -10dC Skiers still moving 21km to go 21km
01Jun 11:39 83d06.8mN 74d39.2mW Moving after 1-hour rest 18km
01Jun 14:35 The TREK is complete at Ward Hunt Island
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение fisch1 » 29 Январь 2018 13:34

Ремнев Н.Через полюс-транзитом //Советское фото 1989 №3 с.6-7

 СФ 1989-03 с.6.png
 СФ 1989-03 с.7.png
fisch1
 
Сообщения: 1663
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение Polarstern » 01 Февраль 2018 06:45

Англоязычная Википедия об этой экспедиции:

https://en.wikipedia.org/wiki/Soviet%E2 ... Expedition

https://www.quarkexpeditions.com/ru/why ... rie-dexter
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 745
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

1988: Лыжная экспедиция СССР—Северный полюс—Канада

Сообщение SVF » 18 Апрель 2018 16:22

О. Диксон. 80-е годы. Номер пока не определил:
 АН-74.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4445
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения