"Newport"/"Blencartha"/"Pandora II"/"Св. Анна".

От ладьи и коча до атомохода.

"Newport"/"Blencartha"/"Pandora II"/"Св. Анна".

Сообщение Александр Андреев » 14 Октябрь 2008 16:49

Изображение

"Blencartha" — из книги Helen Peel ""Polar Gleams".

http://www.archive.org/details/polargleamsaccou00peelrich
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Newport"/"Blencartha"/"Pandora II"/"Св. Анна".

Сообщение Александр Андреев » 14 Октябрь 2008 16:50

Изображение

"Св. Анна" на Неве.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Newport"/"Blencartha"/"Pandora II"/"Св. Анна".

Сообщение Александр Андреев » 14 Октябрь 2008 17:03

Судно экспедиции Г. Л. Брусилова.

Из книги

Владилен ТРОИЦКИЙ
Подвиг штурмана Альбанова
...
Испросив отпуск, он (Г. Л. Брусилов — прим. ) отправился в Англию и за 20 тысяч рублей купил там старую, но еще крепкую паровую шхуну "Пандора". Ее переименовали в "Св. Анну"- по имени А. Н. Брусиловой, отпустившей на снаряжение экспедиции 90 тысяч рублей. Судно это строилось в 1867 году специально для поисков пропавшей в Канадской Арктике в 1845 году английской экспедиции Франклина. В 1893 и 1896 годах под названием "Бланкатра" эта шхуна плавала к устью Енисея в составе торговых экспедиций английского капитана Д. Виггинса. Шхуна имела тройную дубовую обшивку толщиной до 0,7 метра, длина ее корпуса была 44,5 метра, ширина 7,5 метра, осадка 3,7 метра, водоизмещение — около 1000 тонн (231 регистровая тонна). По парусной оснастке это трехмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте относилось к баркентинам, но для краткости Брусилов называл его шхуной. На судне имелось достаточно комфортабельных кают с паровым отоплением, в носовой части по бортам установлены две гарпунные пушки.
...


По-видимому, у Вл. Троицкого ошибка. "Newport", в отличие от "Пандоры", не имел отношения к поискам экспедиции Франклина. В дальнейшем, яхта о которой мы говорим, получила имя "Пандора II", что видимо и стало источником ошибок. К тому же, принадлежала яхта в это время Аллену Янгу, владельцу просто "Пандоры".
Вообщем, надо разбираться.

Интересная информация здесь :

http://www.go4travel.ru/blog/8/95/95608.html


Снова о "Святой Анне"

В некоторых источниках утверждается, что «Святая Анна», прежде называвшаяся «Пандорой», принимала участие в поисках последней экспедиции Франклина. Информацию о «Пандоре» оказалось найти легко. На этом судне сэр Ален Янг безуспешно пытался пройти Северо-Западным проходом в 1875 г. Сам Ален Янг подробно описывает это путешествие (Allen Young. Cruise of the “Pandora”. London: printed by WM. Clowes & Sons, 14, Charing Cross, S.W. 1876). Янг был ключевой фигурой в поисках Франклина – в 1857-59 гг. он был капитаном «Фокса» - судна Мак-Клинтока. Судьба экспедиции Франклина – пожалуй, наиболее трагичная и впечатляющая в истории Арктики. По разным оценкам, в поисках Франклина только с 1847 по 1859 г. участвовало от 17 до 70 экспедиций (W.G. Ross. The type and number of expeditions in the Franklin search 1847-1859. Arctic. Vol. 55. No. 1 (March 2002). P. 57-69). Оказалось, что «Пандора» была построена в 1861 г. на верфи Пемброк (Pembroke), в 1875 продана Янгу, 1878 г.была перепродана нью-йоркскому издателю газет Беннету, переименована в «Жаннетту», и в июне 1881 года раздавлена льдами севернее Новосибирских островов (американская экспедиция Де Лонга) (Источник – http://www.history.navy.mil/index.html - Naval Historical Center).
Предысторию же брусиловской «Святой Анны» мне удалось найти у Нансена (пер. с англ. - мой)


Собрав все воедино, я должен сказать, что дело выглядело плохо. По всей вероятности судно должно было попасть в ледовый плен где-нибудь в Карском море в сентябре 1912 г. Но она была старым судном. Насколько мне удалось выяснить, она была старым британским военным кораблем «Ньюпорт», купленным годы назад у Адмиралтейства сэром Алленом Янгом и переименованным в «Пандору II». Впоследствии она принадлежала мистеру Пофаму (Mr. Popham), и под именем «Бленкатра» (Blencathra) совершила несколько путешествий на Енисей в девяностые. Не стоило ожидать, чтобы она была очень прочной в ее годы, и очевидно, она не могла в течение долгого времени противостоять давлению, прежде чем отправилась на дно. (Fridtjof Nansen. Through Siberia: The land of the future.)

Таким образом, «Пандоры» было две, и принадлежали обе одному человеку, и судьба их была одинаково печальной (как вы яхту назовете…) .

Впрочем, про историю «Пандоры II» мне найти пока ничего не удалось, а вот пути «Бленкатры» в Карском море прослеживаются (I.R. Stone. Joseph Wiggins (1832-1905). Arctic. Vol. 47. No. 1. (December 1994). P. 405-410.). Ф.У. Либурн-Пофам (F.W. Leybourne-Popham) организовал в 1893 г. туристический рейс для богатых клиентов на своей яхте «Бленкатра» (бывшая «Пандора» Алена Янга). Судно приняло на борт необычную команду – в нее входили две женщины, одна из них – мисс Хелен Пил (Helen Peel), которая позже написала о своих приключениях книгу «Полярные сполохи» (“Polar Gleams”, London, 1894). Еще одним участником экспедиции был Ф.Джексон, который таким образом набирался опыта для своей Арктической экспедиции. Целью Пофама и Уиггинса был не только лишь арктический туризм – но это уже другая история.

Вряд ли стоит сомневаться в словах Нансена. Тем более что сам Альбанов, хотя и отмечает, что «Святая Анна» судно хорошее, во всяком случае, лучше разных "Нимвродов" и "Мучеников фок", тем не менее, рисует мрачную перспективу:

…в холодную, бурную, полярную ночь, когда кругом завывает метель, когда не видно ни луны, ни звезд, ни северного сияния, ты внезапно будешь грубо пробуждена от своего сна ужасным треском, злобным визгом, шипением и содроганием твоего спокойного до сего времени ложа; с грохотом полетят вниз твои мачты, стеньги и реи, ломаясь сами и ломая все на палубе? В предсмертных конвульсиях затрещат, ломаясь, все суставы твои и через некоторое время лишь кучи бесформенных обломков да лишний свежий ледяной холм укажут твою могилу.


Он же отмечает, что «Анна» старше «Фоки» на три года, т.е. построена около 1867 г., т.е. «Анне» было 45 лет, когда она отправилась в последний рейс из Александровска-на-Мурмане (сейчас - Полярный)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Newport"/"Blencartha"/"Pandora II"/"Св. Анна".

Сообщение Александр Андреев » 15 Октябрь 2008 02:30

alex_andr пишет:Оказалось, что «Пандора» была построена в 1861 г. на верфи Пемброк (Pembroke), в 1875 продана Янгу, 1878 г.была перепродана нью-йоркскому издателю газет Беннету, переименована в «Жаннетту», и в июне 1881 года раздавлена льдами севернее Новосибирских островов (американская экспедиция Де Лонга)

...

Таким образом, «Пандоры» было две, и принадлежали обе одному человеку, и судьба их была одинаково печальной (как вы яхту назовете…) .

...

Две "Пандоры"... Одна "Жанетта", другая "Св. Анна"....
В самом деле, название надо выбирать тщательнее, вдумчивее. Или ходить по Арктике на а/л.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения