ПИЛОТ А. Е. ГОЛОВАНОВ.Начальник Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота.ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.В день праздника советской авиации невольно хочется оглянуться назад, обозреть, хотя бы мимолетно, пройденный авиацией путь и сравнить его с настоящим.
Какой гигантский скачек за четверть века!
...1909 год. Гениальный француз Блерио (недавно умерший) на созданном им моноплане перелетает черев Ламанш и устанавливает первый мировой рекорд. Невелик этот рекорд по современным масштабам. 36 километров от одного берега до другого Блерио летит 37 минут! Но задача решена.
В мае 1910 года на московском ипподроме совершает первые полеты Уточкин. Величайшее достижение человеческого гения — самолет становятся объектом наживы кучки алчных московских предпринимателей. Полеты Уточкина "не выше крыши" оцениваются, как забава, как новое развлечение, на котором можно нажиться. Лишь в июле 1911 года, то - есть, спустя два года после знаменитого перелета Блерио, царское правительство отпускает субсидию Всероссийскому аэроклубу на организацию перелета Петербург—Москва.
Медленно развивается авиация в царской России. Бюрократическая машина самодержавия давит творческую мысль первых энтузиастов летательного дела. Первые самолеты строятся исключительно по заграничным образцам. Своей авиационной промышленности страна не имеет.
Империалистическая война дала большой толчок развитию авиации в передовых капиталистических странах, особенно в Германии. Немецкие «Таубе» и «Альбатросы» становятся грозной силой на фронтах кровавой бойни 1914—1918 гг. Царская .Россия почти ничего не может противопоставить воздушным силам немцев. Героически гибнут отдельные летчики-храбрецы (Нестеров и др.). Отсталая русская промышленность, целиком зависимая от заграницы, слепо копирует французские «Фарманы» — тихоходные, малоустойчивые машины с ограниченным радиусом действия.
Плохое авиационное наследство получили рабочие и крестьяне нашей страны после завоевания власти в Октябре 1917 года. На многочисленных фронтах гражданской войны красные летчики на «гробах» защищали власть советов.
Прошло 27 лет с момента первого полета Блерио. Техническая мысль неустанно работала над усовершенствованием летательного аппарата и достигла колоссальных успехов. В 1936 году истребители достигают скорости 500—600 километров в час, берут «потолок» в 11-12 тысяч метров и более, радиус их действия достигает 1000 километров. Неизмеримо возросли скорость, дальность полета и «потолок» современного тяжелого самолета.
Советская авиация — ее конструкторы, инженеры, летчики, самолетная и авиамоторная промышленность — идет в авангарде современных достижений авиационной техники. На базе выполнения великого плана пятилеток, поставивших нашу страну в число передовых индустриальных стран мира, создана мощная советская авиация. Советские летчики, гордые соколы советской страны, любимые и лелеямые партией, великим Сталиным, всей страной, на летательных машинах, построенных нашими конструкторами, на наших фабриках и из наших материалов, с нашими моторами, показывают всему миру, как далеко двинулась вперед советская авиация. Мы гордимся Героями Советского Союза — Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, пролетевшими из края в край страны без посадки 9374 километра, проложившими великий воздушный путь от красной столицы до Тихого океана. С величайшей любовью мы наблюдаем за высотными полетами славного Коккинаки, штурмующего высоты стратосферы на обыкновенных транспортных самолетах, уже перекрывшего высотные рекорды капиталистических стран. Имена Водопьянова, Молокова и других Героев Советского Союза, покрывших себя вечной славой при спасении челюскинцев, знает теперь весь мир.
Успехи советской авиации видны на примере нашего края. Давно-ли самолет не только для сибирских деревень, но и некоторых городов был диковиной. А ныне десятки воздушных дорог вдоль и поперек пересекают край. Транспортная авиация Восточной Сибири, играющая сейчас огромную культурно-экономическую роль в народном хозяйстве края, является детищем передовой социалистической промышленности.
20 июля 1926 года летчиком Галышевым была проложена первая воздушная линия из Улан-Удэ в Улан-Батор. С этого момента ведет свою «родословную» транспортная авиация Восточной Сибири.
За десять лет обширнейший край покрылся сетью воздушных трасс, протяжением в общей сложности около 10 тысяч километров.
Наши транспортные самолеты регулярно возят грузы и пассажиров по линиям: Иркутск — Новосибирск, Иркутск — Чита, Улан-Удэ — Улан-Батор, Иркутск — Бодайбо, Иркутск — Якутск, Иркутск — Жигалово, Нижнеудинск — Бирюса, Нижнеудинск — золотые прииски. Каждый день десятки самолетов направляются в самые отдаленные уголки края, доставляя почту, ценные грузы, перевозя врачей, техников, инженеров, учителей, рабочих для освоения богатств края, для строительства новой культуры на многочисленных новостройках, шахтах, приисках.
Прокладываются новые воздушные линии. На очереди оборудование сухопутной воздушной трассы Иркутск—Бодайбо, которая значительно сократит расстояние до золотой жемчужины края. Недалеко то время, когда мощные, оборудованные по последнему слову техники, советские самолеты тяжелого типа будут совершать постоянные рейсы вдоль берегов Байкала. Недалеко то время, когда наши самолеты появятся в центре отдаленнейшего национального Катангского района — Ербогаченах. Регулярными, — зимой и летом, — станут рейсы в Калакан — центр Витимо-Олекминского национального округа.
Восточно-Сибирское управление гражданского воздушного флота в скором времени будет крупнейшим в Союзе по протяженности авиалиний и по масштабу производимых самолетами транспортных работ. 800 тысяч тонно-километров имело в своем активе наше управление за 1935 год. Это значительно больше, чем за все восемь предыдущих лет. 1.600.000 тонно-километров налетают наши летчики в текущем году (за минувшие месяцы мы уже перевалили за миллион).
Значительно улучшилось техническое оснащение наших воздушных линий. Увеличилась грузоподъёмность машин. Налажена диспетчерская служба и техническая связь. С будущего года каждый самолет будет радиофицирован. Все идет к тому, что в скором времени восточносибирские воздушные линии будут иметь первоклассное оснащение. Это обеспечит полеты днем и ночью, зимой и летом, в самые отдаленные точки края. Уже сейчас в летнее время рейс Иркутск — Якутск совершается многими нашими пилотами в одни сутки против двух с половиной в прошлые годы.
Таковы общие цифры и факты, достаточно убедительно говорящие о том, как растет и крепнет транспортная авиация Восточной Сибири.
Самолет входит в быт. При его посредстве убыстряются темпы хозяйственной жизни, связываются воедино отдаленные территории, сокращаются расстояния, растет социалистическая культура. Трудно переоценить все хозяйственное и культурное значение авиации, если вспомнить общеизвестные цифры, не раз приводившиеся нами, о том, сколько за минувшие годы перевезено грузов, пассажиров, писем, книг, газет, журналов. Напомним недавний факт, связанный с открытием линии Иркутск — Жигалово. Краевая газета, доставлявшаяся раньше через 10—15 дней, сейчас читается жителями Жигалово в день ее выпуска. Больные колхозники и рабочие, нуждающиеся в срочной операции, доставляются в Иркутск через пару часов.
Трудна и ответственна работа летчика, особенно в условиях Восточной Сибири. Климат нашего края чрезвычайно суров. Погода крайне непостоянна и изменчива. Летом сильные грозы и туманы, зимой — страшные морозы, метели и снегопады часто преграждают путь самолету, сбивают его с пути. Нужда величайшая выдержка, хладнокровие и умение, чтобы водить самолеты без аварий.
Спросите любого нашего летчика о его работе. Он, пожалуй, не найдет ничего такого в своей летной практике, что можно было бы отнести к числу героических дел. — «Летаю безаварийно», — вот, что скажет каждый из них. Между тем, это «летаю безаварийно» — результат большой учебы, смелости, отваги, а главное, большой ответственности за порученное дело.
Недавно был такой случай, который лучше многих слов познакомит с летной практикой наших пилотов.
11 августа, двухмоторный гидросамолет «АНТ-7» вылетел па Якутска на Иркутск, имея на борту 11 пассажиров и ценный груз. При перелете с Лены на Ангару нужно лететь по сухопутью от Грузновки до Балаганска, пересекая горно-таежную, мало обжитую местность. Вдруг у одного из моторов сломался коленчатый вал. Погода неважная. От Лены с ее просторными плесами гидросамолет ушел уже далеко. Как быть? Пилот Петраков не растерялся и не потерял способности ориентировки. Развернувшись на 180 градусов, он на одном моторе достиг реки Илги и благополучно сделал посадку. Люди и самолет спасены. Таких «происшествий» имеет не мало за своими плечами каждый старый летчик. Было, например, несколько случаев, когда зимой у самолета отрывалась одна из лыж, и наши летчики благополучно садились на одну (Кирсанов, Петраков, Асямов и др.).
Наши кадры летчиков, бортмехаников и инженеров состоят преимущественно, из молодежи в возрасте, до 23-24 лет. Надо, кстати сказать, что с 1934 года летно-технический состав Восточно-Сибирского управления увеличился в два с половиной раза. Это также один из показателей быстрого роста транспортной авиации в нашем крае. Партия и правительство, неусыпно заботясь о хозяйственном и культурном развитии Восточной Сибири, вместе с новыми мощными самолетами шлют нам прекрасных летчиков, инженеров и техников, воспитанных на героических традициях славной советской авиации и ее героев. Нет возможности рассказать о работе каждого нашего стахановца, скромно, изо-дня в день выполняющего свой долг перед страной. Назовем лишь фамилии некоторых из них.
Трудящиеся края знают имена наших старых пилотов, работающих уже по несколько лет на воздушных путях Восточной Сибири —
Дмитриева, Асямова, Петракова, Лоськова. «Летать без аварий» — этот девиз каждого советского летчика, они выполняют свято, показывая примеры мужества и бесстрашия в труднейшей обстановке, часто создаваемой природными условиями края. Не отстает от них второе поколение пилотов —
Беляков, Губанов, Эверсков, Кудин, Серебряков. Совсем недавнее пополнение —
Немков, Семиков, Гуляев, Коротеев, Бобылев, Ястребов и многие другие стахановцы воздуха — также водят самолеты без аварий, перевыполняя план перевозок, образцово сохраняя материальную часть.
Огромное значение имеет работа бортмеханика. От знания, умения и добросовестности его зависит очень многое.
Антух, Анисимов, Мясоедов, Кульков, Шергин, Ермолович и многие другие, несомненно, принадлежат к числу лучших бортмехаников нашего края.
В день советской авиации мы должны назвать имена лучших наших инженеров и техников, на чьих плечах лежит вся тяжесть материальной службы самолетов. Инженеры —
Смирнов, Шульгин, Фойхт, Томашевич, техники —
Власов, Аношкин, Бахчев, Смотров, Федоров, Крутлякова, Раевский, Ткаченко, Акимов, Огарев, Ситников и целый ряд других являются лучшими людьми Восточно-Сибирского аэрофлота, показывающими пример преданности делу, любви к машине, знания и умения.
Сотни этих людей, которых воспитала страна и партия за последние годы, являются гордостью Восточно-Сибирского управления Граждвоздухофлота. Это они поставили наше управление в число передовых по Советскому Союзу. Эти люди скромны, они не любят кичиться своей работой. В грозный час, когда страна от них потребует подвигов в другой обстановке, они, не задумываясь, отдадут свои силы и знания на благо своей социалистической родины.
«Край изобилия и богатств». Так назвал М. О. Разумов недавно в своей статье напечатанной в «Правде» Восточную Сибирь. Эти богатства будут поставлены на службу социализму в ближайшие годы в огромных масштабах, значительно превосходящих то, что имеет край в настоящее время в области промышленности и сельского хозяйства. Гражданская авиация займет в освоении богатств края, его хозяйственном и культурном расцвете подобающее место. Советский транспортный самолет eщe больше станет неотъемлемой частью хозяйственного и культурного строительства.
Вместе со всеми большевиками Восточной Сибири, под руководством краевого комитета партии и тов. Разумова, наши летчики, наши инженеры, наши бортмеханики и техники, под водительством славной коммунистической партии и великого Сталина, отдадут все свои силы и знания для того, чтобы советская авиация достигла небывалого развития.