insp2 » 05 Июнь 2017 14:34
Подлинный свидетель славного прошлого
Приходится иногда слышать от мурманчан. что якорь, установленный на торцовой стене областного краеведческого музея, не принадлежал ледоколу «Ермак». А некоторые представители старшего поколения даже «уточняют», что покоящийся на граните якорь был снят с ледокольного парохода «А. Леваневский». Молодежи, которая уже не помнит «Ермак» и не знает о его вкладе в развитие отечественного мореплавания, хотелось бы напомнить некоторые страницы трудовой биографии исторического ледокола.
В 1898 году крестная мать судна - жена первого командира «Ермака» Михаила Васильева разбивает бутылку «Шампанского» о форштевень красавца ледокола со словами: «Счастливого плавания, «Ермак»!». В историю отечественного флота России «Ермак» вошел как первый в мире ледокол, созданный адмиралом СО. Макаровым «для ломки полярных льдов», т.е. для работы в Арктике. Адмирал мечтал на нем идти «напролом - к Северному полюсу».
Но судьба у ледокола оказалась не столь счастливой. Неудачи преследовали его уже при первых встречах со льдами. Во время экспериментальных рейсов 1899- 1901 годов у ледокола неоднократно появлялась течь в обшивке корпуса, пробоины, пришлось даже дрейфовать во льдах более месяца, и царское правительство объявило его «негодным судном, как по замыслу, так и по исполнению, чтобы совершать полярные плавания и открыть полюс». Приговор был суров, и «Ермак» более тридцати лет занимался проводкой караванов в Балтийском море. И только в 1934 году он начал работать в арктических льдах, а в 1938 году был передан в состав флота Мурманского пароходства Севморпути.
Но вернемся на Балтику. В 1900 году в Финском заливе во время снежной бури на камни налетает броненосец «Генерал- адмирал Апраксин». «Ермак» спасает его. На ледокол приходит первая в мире радиограмма от изобретателя радио АС. Попова: «Около Лавенсаариоторвало льдину с рыбаками, окажите помощь». Ледокол немедленно выходит в море и подбирает рыбаков.
Перед самой революцией 1917 года судьба свела ледокол с «Авророй». Это «Ермак» тогда привел в Петербург провозвестницу революционной эры. А когда в 1918 году началась эвакуация флота в Балтийском море, то «Ермак» возглавил ледовый поход и вывел из-под самого носа кайзеровских войск 211 боевых «вымпелов».
В 1938 году «Ермак» снимает с дрейфующей льдины папанинцев и доставляет их в Ленинград. Во время Великой Отечественной войны над ледоколом гордо реет военно-морской флаг. В 1949 году старейший в мире ледокол был награжден орденом Ленина. Его мирная послевоенная вахта продолжалась в арктических льдах и завершилась в 1963 году.
В память о «Ермаке» в Мурманске, где он базировался последние тридцать лет, было решено установить мемориальное сооружение. Высота его двенадцать с половиной метров. Памятник состоит из трех частей. Огромные глыбы гранита имитируют часть скалы берегового утеса, на котором установлен якорь со свисающей цепью. Здесь же мемориальная доска и настенное панно. Оно выполнено из непрозрачного стекла, называемого смальтой. К сожалению, серебристая чайка, летящая в морском арктическом просторе, не сохранилась.
Семь лет плавал на ледоколе старшим помощником капитана знаменитый моряк Георгий Кононович. Однажды я встретила Георгия Осиповича у якоря «Ермака». С той поры хорошо помню его рассказ о подлинности якоря: «В навигацию 1951 года ледокол стоял в проливе Вилькицкого у южного берега острова Большевик в ожидании подхода очередного каравана. Отдали правый якорь на глубине девятнадцать метров. Пресная вода была на исходе. На одной из крупных паковых льдин заметили озерцо. Льдину захватили, подтянули ближе к борту и ошвартовали. С нее перекачали триста тонн пресной воды. А когда льдину отпустили, то она не отошла от борта.
Пришло время сниматься, а якорь из воды не идет: его придавила эта льдина. С помощью машин якорь выдернули, но он оказался сломанным: отсутствовала правая лапа.
В то время с якорями было туговато, да и стоили они немало. Решили якорь отремонтировать. Это сделали специалисты судоремонтного завода в Росте, ныне завод «Севморпуть». Отлили лапу. Приварили многослойным швом. Затем якорь отожгли и испытали по правилам Регистра: тянули на цепопробном стане, сбрасывали с высоты и т. д. Он выдержал все испытания и отслужил еще тринадцать лет. Теперь он хранит память не только о славном ледоколе, но и о своем боевом ранении и о людях, его починивших».
Иван Павлович Лопатин в пору сооружения мемориала работал заместителем начальника пароходства по мореплаванию. Это ему было поручено организовать работу по установке якоря. «Меня возмущают эти досужие разговоры, - говорит ветеран пароходства. - Когда мы устанавливали якорь на памятнике, ледокольный пароход «Леваневский» еще работал в Арктике». «Леваневский» был выведен из эксплуатации в 1968 году, а якорь «Ермака» установили в ноябре 1965 года. Да и якоря у них разные, ведь водоизмещение ледокола значительно больше водоизмещения транспортного судна».
Есть у нас категория «знатоков», которые подвергают огульному охаиванию все, что сделано в советское время. Вот и с «Ермаком» так же. Договорились до того, что памятник устанавливали ночью, втайне от горкомовских чиновников.
Извините, господа, живут еще на земле люди, руками которых выполнялась эта работа. И уж никак не могли тогда в центре города поставить памятник без участия партийных органов. 3 ноября 1965 года на митинге, посвященном открытию мемориального сооружения памяти «Ермака», было многолюдно. Открыл митинг председатель горисполкома В.Ф. Мосин. Право снять с якоря покрывало предоставили членам экипажа ледокола. Среди них были старший механик И.А. Глаголев, боцман В.В. Шехирев и другие. Уж эти- то люди знали якорь своего ледокола. На митинге выступил капитан «Ермака» Борис Николаевич Макаров, рассказавший о ледовых милях ледокола.
Дорогие мурманчане, когда вы будете у памятника, поклонитесь «Ермаку». Все 65 лет плавания он высоко нес честь морского ледокольного флота России и достоин того, чтобы память о нем сохранилась в сердцах будущих поколений русских людей без искажений.
Валентина КАРЕПОВА.