Маточкин Шар, ГФ

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 31 Январь 2016 22:00

 радиостанция  на берегу Маточкина Шара.jpg
Лебедев Н.К. ППГО-Матшар//Арктика. Москва ; Ленинград : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932.

Радиостанция на берегу Маточкина Шара.

ППГО-Матшар

С 1923 г. на Новой Земле существуют Постоянная полярная геофизическая обсерватория и радиостанция. Станция расположена на юго-восточной оконечности северного острова,
при входе в пролив Маточкин Шар с востока. Сокращенно станция называется ППГО Матшар.
На обсерватории и радиостанции живут. 12 человек научных и технических работников — геофизиков, магнитологов, радистов и механиков. Весь персонал ежегодно заменяется новым составом. Для служащих станции построены большой дом в 15 комнат, две кладовых и баня. Радиостанция помещается в отдельном доме. В другом здании находятся аппараты для наблюдения над земным магнетизмом.
Радиостанция представляет культурный очаг Новой Земли.
Сюда приезжают ненцы иногда за 100 км послушать радио и спросить совета. В ближайшие годы намечена постройка второй радиостанции на Новой Земле —на мысе Желания — крайней северной оконечности Новой Земли. Главная задача радиостанций и обсерватории в Маточкином Шаре и на мысе Желания —это наблюдение за льдами в Карском море, чтобы облегчить плавание караванов, а также и наблюдение за состоянием погоды.
Радиостанция Матшар передает в Ленинград сведения о погоде на Новой Земле, а это дает возможность предвидеть более точно погоду на всей территории СССР. Наступление холодов или северных ветров на Европейскую часть СССР идет именно со стороны Новой Земли.
Благодаря устройству радиостанции на Новой Земле новоземельцы имеют возможность сноситься с остальным миром и не чувствовать себя во время длинной полярной ночи
совершенно оторванными от мира.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 15 Февраль 2016 21:30

Визе В.Ю. На "Сибирякове" в Тихий океан. - Ленинград: Изд-во Главного Управления Северного морскою пути, 1934. - 158 с.
Экспедиция на „Сибирякове" в 1932 г.

Рано утром 1 августа мы распростились с „Лениным" и, пожелав командованию Карской операции скорейшей успешной проводки первого каравана через льды Карского моря (в этот караван входил „Вагланд"), снялись с якоря и пошли к восточному устью Маточкина Шара. Вскоре по левому борту показались постройки обсерватории. Как ни хотелось многим корреспондентам остановиться здесь хотя бы на часок, чтобы пополнить свои путевые дневники рассказами зимовщиков о проведенной полярной ночи, — Отто Юльевич на этот раз не внял мольбам пишущей братии и „ Сибиряков " прошел мимо обсерватории, приветствовав ее тремя гудками. В ответ на здании радиостанции взвился сигнал из Флагов: „счастливого пути".
Обсерватория в Маточкином Шаре является первой полярной метеорологической радиостанцией, созданной в советское время. Она была построена в 1923 году. „Отдельным северным гидрографическим отрядом", под начальством Н. Н. Матусевича. В этот отряд входило три судна: „Малыгин", „Мурман" и „Купава". Выгрузочные и строительные работы продолжались с 21 августа по 6 октября, т. е. в течение 46 суток, при вообще благоприятной погоде и отсутствии льдов. Сейчас мы научились строить полярные станции более быстрыми темпами, но тогда необходимого опыта в этом деле еще не было. В числе зимовщиков, остававшихся в Маточкином Шаре на первый год, была и участница нашей экспедиции на „ Сибирякове " — Ирина Леонидовна Русинова. Она конечно, с особым интересом рассматривала знакомые места За девять лет здесь многое изменилось и из обыкновенной метеорологической станции она выросла за это время в настоящую обсерваторию. Ирине Леонидовне сразу же бросилось в глаза отсутствие одной из больших радиомачт — ее сломало ураганным ветром, нередко достигающим здесь бешеной силы, еще в 1928 году. Приблизительно через месяц после прохода „Сибирякова" через Маточкин Шар жертвою местного шторма пал здесь самолет Карской операции, раз- бившийся вдребезги, причем погибли командир самолета Л. М.Порцель, второй пилот и наблюдатель. Отважным полярным летчик ам на месте катастрофы поставлен скромный памятник.
Обсерватория в Маточкином Шаре, расположенная под 73°16' с. ш., долгое время могла гордиться тем, что является самой северной обсерваторией в мире. В настоящее время
первое место в этом отношении, а также по объему выполняемых работ, принадлежит обсерватории в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, которая находится под 80°20' с.ш., т.е.на 785 километров севернее Маточкина Шара.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 19 Февраль 2016 15:22

Н. Н. Матусевич. Полярная Геофизическая Обсерватория «Маточкин Шар» на Новой Земле. // Труды Второй полярной конференции Ленинград, 18-23 июня 1928 года.

Пользуясь присутствием здесь большого числа лиц, заинтересованных севером вообще, я позволю себе представить вашему вниманию небольшой доклад, имеющий прямое отношение к задачам нашего Общества и касающийся сооружения на Новой Земле Полярной Геофизической Обсерватории и радиостанции. Хотя Обсерватория сооружена уже почти пять лет тому назад, но некоторые из членов нашего Общества и научные работники Европы и Америки не вполне информированы о самом факте существования Геофизической Обсерватории, расположенной в столь высокой широте(73° 16') и не осведомлены о той работе работе, которая там теперь ведется.
Я позволю себе заранее высказать надежду, что те сведения, которыя я буду иметь честь доложить настоящему собранию, будут использованы для выработки общей международной программы научных наблюдений и работ для всех полярных обсерваторий; без всякого сомнения один этот факт уже будет способствовать скорейшему и наилучшему разрешению многих важных научных и практических вопросов, связанных с завоеванием севера и занимающих человечество в течение многих столетий.
Огромное протяжение береговой черты Ледовитого океана от Берингова пролива до Рыбачьего полуострова уже одно показывает какое большое значение для нашей страны играет Ледовитый океан ;доступность его для кораблей и важность плавания по нему имеет существенное значение для экономики нашей страны.
Как только огромные события, которые пережила наша страна,, дали возможность обратить внимание и в эту сторону, тотчас же Правительство СССР решило построить на восточном берегу Новой Земли в проливе «Маточкин Шар», по возможности ближе к Карскому морю, Геофизическую Обсерваторию и радио-станцию. Это сооружение, составлявшее одну часть обширной программы, имело целью путем регулярных метеорологических и ледовых наблюдений облегчать путь судам, идущим из Европы в устья великих сибирских рек.
Почему именно был выбран «Маточкин Шар», а не какое либо другое место на восточном берегу Новой Земли, будет понятно из следующего:
Опыт многих лет плаваний в Карском море убедил, что распределение плавающих в нем льдов зависит исключительно от направления господствующих в первую половину лета ветров.
Случалось в некоторые годы, что вследствие преобладавших северных и северо-восточных ветров южные проливы—«Карские ворота» и «Югорский Шар» были долгое время закрыты льдом, который и сосредоточивался в южной половине моря, между тем средняя часть моря и пролив «Маточкин Шар» были свободны от льда и плавание к о-ву Белому было совершенно свободно.
Чтобы заранее знать каким путем следует итти, надо иметь ясное представление о характере метеорологических факторов, преобладавших в известный период времени в Карском море, а потому непосредственное наблюдение з а этим проливом и частью моря, прилегающей к нему, регулярные метеорологические и ледовые наблюдения и радиостанция могли ответить на эти вопросы простейшим образом.
Вот это соображение и было главнейшей причиной установки в первую очередь радиостанции в этом именно месте.
В принципе этот вопрос был решен еще зимой 1922/23 года; с весны 1923 года Гидрографическое Управление, которому было поручено выполнение этого дела, имело возможность приступить к осуществлению поставленной задачи.
В первую очередь была заказана радиостанция со всем оборудованием; дома для жизни персонала и радио установок решено было купить готовые в Архангельске и перевести их на место в разобранном виде. Кроме наибольшей скорости и простоты, последнее решение обеспечивало постройку домов из сухого, выстоявшегося леса. Весь расчет велся из условия, чтобы наступающей осенью закончить оборудование радио-станции и жилых помещений настолько, чтобы личный состав в количестве 10 человек мог быть оставлен на зимовку.
Подготовительные работы были закончены в середине августа, два судна с баржей на буксире ушли на Новую Землю в первую очередь, а спустя две недели пошло третье судно с другой баржей. Весь период постройки продолжался от 20 августа до 6 октября, когда радио-станция начала свою работу. За этот срок было сделано следующее:
1) Выстроен жилой дом в 15 комнат для личного состава сотрудников;
2) выстроен дом для радио-станции;
3) построены две радио-мачты по 60 метров высоты;
4) выстроена баня и две кладовые для провизии;
5) выстроен павильон для магнитной обсерватории, где установлены самопишущие приборы для записи всех трех элементов земного магнетизма;
6) устроена метеорологическая станция, и
7) построен легкий павильон для абсолютных магнитных наблюдений.
Дома все деревянные, бревенчатые, хорошо конопачены и для лучшего отепления обшиты снаружи толем и сверх него досками.
Таким образом в течение 6 недель на пустынном берегу Новой Земли выросло целое маленькое селение, где 10 человек отважно остались на целый год.
Личный состав имел все необходимое для полярной зимовки, включая 20 полярных собак с нартами и полным экскурсионным снаряжением.
Большое лишение представляло для зимовщиков отсутствие свежего мяса и зелени, чего тогда не было возможности им достать. Конечно, нельзя сказать, чтобы в первый год было закончено полное оборудование; было сделано только самое необходимое, и наследующий год пришлось еще довольно много сделать, чтобы жизнь и работа на Обсерватории были наиболее легки и трудности полярной зимовки наименее болезненно отражались на персонале.
Поэтому в следующее лето 1924 года продолжалось дальнейшее оборудование Обсерватории и радио-станции.
Наиболее важная работа, выполненная во второе лето, т. е.в 1924 году, заключалась в устройстве электрического освещения от большой аккумуляторной батареи; безвыходность положения личного состава в случае пожара была одним из оснований перехода на электрическое освещение. Эта же батарея давала возможность радиостанции вести переговоры с судами в море в любое время без пуска мотора. Опыт первой зимовки указал на необходимость иметь на станции свежее мясо, а потому на вторую зимовку был привезен живой скот—коровы, свиньи, козы и птица. Для них был построен отапливаемый сарай, и животные, з а исключением кур, отлично провели полярную зиму. Корова принесла теленка и всю зиму личный состав имел отличное свежее молоко. Свиньи выжили зиму и принесли хороший приплод. Совершенно не могли жить куры, которые начали пропадать с наступлением полярной ночи.
Каждый последующий год вносилось какое либо улучшение и усовершенствование или в отношении новых построек, или в снабжении новыми инструментами. Так, в настоящее время самопишущие приборы установлены в большом новом здании, построенном над первоначальным домиком, созданным в первый год. Это здание отапливается, и в помещении самописцев поэтому держится весьма ровная температура. В этих павильонах, построенных без железных частей, установлены две серии магнитографов. В 1928 году предполагалось построить новый отапливаемый абсолютный павильон взамен построенного в 1924 году.
В настоящее время Обсерватория состоит из 4 отделений и снабжена поименованными ниже инструментами; в ней ведутся регулярные наблюдения по каждому из 4 отделений.
Работают следующие отделения:
1) М а г н и т н о е — имеются две серии магнитных самописцев :основная и контрольная, — результаты записи которых ежегодно обрабатываются; контрольные, но меньшей чувствительности, служат на случай перебоев в записях основной серии. Обе серии помещаются в отапливаемом павильоне, в котором поддерживается по возможности постоянная температура (около 10° выше нуля). Параллельно производятся абсолютные наблюдения в особом павильоне приборами: склонение—теодолитом системы Оглоблинского (временно); горизонтальная составляющая специально переконструированным прибором,и наклонение — индукционным инклинатором Эдельмана. Помещение не отепленное, но в текущем году будет построено специально приспособленное теплое здание.
2) М е т е о р о л о г и ч е с к о е . — М е т е о р о логическое Отделение заключает в себе серию тех приборов, которые полагаются для станции III разряда, и, кроме того, имеются еще следующие: анемограф Мунро, гелиограф Величко, серия глубинных термометров от 0,2 метра до 3,2 метра глубиною, актинометр Михельсона.
3) А э р о л о г и ч е с к о е . — Производятся пилотные наблюдения (пуск шаров-пилотов) и змейковые наблюдения.
4) Г и д р о л о г и ч е с к о е .—Производится определение температуры воды и взятие проб воды.
Сверх этого каждый год специально командируемым от Академии Наук лицом производятся работы естественно-научного характера по заданиям Академии Наук. Производились ботанические, геологические и биологические работы, а последний год—микробиологические.
Дополнительные работы, введенные в цикл обязательных работ.
а) Наблюдения полярных сияний (постоянными вахтами).
б) Исследование радиослышимости в зависимости от полярных сияний и метеорологических факторов.
В 1927/28 г.г. производятся опытные работы по радиоприему и передаче на короткой волне.


fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 20 Февраль 2016 19:06

 Самолет подрулил к берегу..jpg
Виленский Э С.Шестнадцать дней на полюсе. Издательство Детской литературы. 1938
:": Самолет подрулил к берегу

Плохая погода задержала экспедицию в Нарьян-Маре, в центре ненецкого национального округа, тринадцать дней. Лишь 12 апреля самолеты улетели на Новую Землю, в пролив Маточкин Шар. В составе экспедиции летел и я.
Недалеко от Карского моря находится зимовочная станция Матшар, прозванная так по имени пролива - Маточкин Шар.
Это уже настоящая Арктика.
Последнюю часть пути к Матшару мы летели над Новой Землей. Внизу расстилались изумительно красивые горные пейзажи. Еще вчера здесь бушевал двенадцатибальный шторм. Ураганный ветер зализал ледовый покров, очистил его от мягкого снега. Холмистая страна блестела на солнце, отражая его яркие лучи. Казалось, что под самолетами проплывали не суровые новоземельские хребты и ледники, а огромный макет полярного острова, отлитый из стеарина искусным скульптором.
Вскоре мы прилетели к проливу Маточкин Шар. Здесь природа подготовила нам такой аэродром, какой вряд ли мог бы создать человек. Абсолютно ровный лед, покрытый жестким снежным настом, оказался очень хорошей посадочной площадкой. Самолеты мягко сели и подрулили к берегу.
Здесь нас ждали все обитатели Матшара. Не вышла лишь навстречу самая юная обитательница станции-Таня, родившаяся здесь же, на зимовке, двадцать три дня назад.
Самолеты быстро привязали ко льду. Крепкие пушистые лайки, радостно повизгивая, мчали к аэродрому нарты (сани), нагруженные бочками с бензином. Некоторые из нас начали перекачивать бензин в самолеты. Другие отправились в главное здание станции. Здесь для нас были приготовлены комнаты. Слушая радио, читая при свете электрических ламп, беседуя по телефону с радиорубкой, мы забывали о том, что находимся не в городской обстановке, а на 73-м градусе северной широты, на далекой полярной станции.
Начальник станции Шоломов с гордостью угощал нас свежим молоком, холодным поросенком, свежей говядиной. Всю зиму матшарцы ели свежее мясо, масло, творог, сметану. Во время нашего пребывания на Матшаре, в конце зимовочного года, на складах станции лежало много свежих овощей-картофеля, лука, чеснока и моркови.
Полярной ночью врач Матшара облучал зимовщиков кварцевой лампой.
- Скоро,-сказал он нам, - появится солнце, и на толевой крыше откроется полярный солярий. Защищенная от ветров площадка даст возможность полярникам загорать...
Закусив и послушав рассказы зимовщиков, мы пошли на аэродром сменить работавших у самолетов товарищей. Работали всю ночь. Было очень тихо, ветра почти не было. Но к утру погода испортилась. Подул сильный ветер. Скоро он превратился в шторм. Для того чтобы ходить от зимовки к самолетам и не заблудиться, мы протянули длинный канат. Держась за него, мы с трудом шли к самолетам, чтобы стоять на вахте. Снег забирался в карманы, в рукава, за воротник. Глаза нельзя было открыть, приходилось итти вслепую. Да и все равно вокруг ничего не было видно-такая бушевала пурга.
Шторм трепал привязанные ко льду самолеты и сломал кусок хвоста машины "СССР-Н-172". Механики Сугробов, Гинкин и Шмандин не спали несколько ночей, но все-таки умудрились исправить повреждение, хотя у них не было ни станков, ни нужных инструментов, которые обычно можно найти только на заводе или в большой мастерской.
Наконец шторм стих. Выглянуло солнышко, и вечером 18 апреля мы улетели из Маточкина Шара на остров Рудольфа.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2016 16:07

© Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики.
Лескинен Вильям Янович (1895–1975)

Зимой 1931 года Лескинен, тогда начальник полярной обсерватории «Маточкин Шар», едва не погиб, попав в свирепую пургу. О его героическом поведении в этой ситуации, о спасении им товарища писали И. С. Соколов-Микитов, журнал «Вокруг света», многие газеты.


Островский Б. Г.Форпосты советской науки в Арктике

В марте 1931 года смерть скосила еще одного сотрудника — геофизика Лебедева.Скончался он не от цынги и не от черной меланхолии в своей комнате, а на посту при исполнении служебных обязанностей ,всего в нескольких метрах от дома. Он шел сменить своего товарища, производившего гидрологические наблюдения на льду.Его сопровождал начальник обсерватории. Неожиданно на полпути налетел шторм такой силы, что идти к палатке, раскинутой на льду, было невозможно, и пришлось повернуть обратно.
Вскоре повалил густой снег, и мгновенно все исчезло из глаз.Снежные комья залепляли рот, глаза, уши. С неимоверными усилиями за сутки одолели полкилометра.
Более слабый Лебедев,окончательно выбившись из сил, свалился. На утро ветер еще более усилился. Начальник станции тов. Ласкинен, человек более сильный и выносливый, пытался некоторое время нести на себе Лебедева, но под конец также выбился из сил.
Видя, что спастись обоим невозможно, он положил на снег своего спутника, а сам с неимоверными усилиями дополз до станции ,находившейся всего лишь в нескольких шагах. Хотя за Лебедевым и тотчас отправились, его уже не было в живых.
Полагают, что Лебедев не замерз, а задохся от залепившей еголицо снежной корки.


Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л., 1931, с.82-83.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л., 1931, с.82-83 - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л., 1931, с.82-83 - 0002.jpg
М. Д. ЛЕБЕДЕВ

В марте текущего года в Маточкином Шаре погиб на служебном посту, во время жестокого урагана, метеоролог полярной обсерватории Матвей Дмитриевич Лебедев. М. Д. Лебедев, происходивший из крестьянской семьи, родился в Петербурге 1 августа 1905 г. Окончив в 1923 г. школу второй ступени, М. Д. Лебедев сперва работал в школе, а в 1926 г. поступил на курсы наблюдателей при Главной геофизической обсерватории, которые и окончил в том же году. В июне 1926 г. М. Д. Лебедев был принят на службу в Главной геофизической обсерватории в качестве запасного наблюдателя, а в следующем году он был переведен: в отделение аэрологических станций, где он вел контроль обработки шаро-пилотных наблюдений. В 1926 и 1927 гг. он участвовал в качестве наблюдателя в Хибинской климатологической экспедиции, причем в последнем году производил наблюдения на вершине Тахтарвумчорра (1200 м н. у. м.). В течение двух месяцев М. Д. жил здесь в маленькой палатке, при далеко недостаточном снаряжении, в условиях наступающей зимы с ее пронзительными холодными ветрами и снежными метелями. С энтузиазмом отдаваясь работе метеоролога и крепко полюбив север, М. Д. Лебедев в июле 1929 г. отправился в качестве метеоролога на Маточкин Шар, где преждевременная смерть настигла этого молодого и энергичного работника. В повседневной жизни М. Д. Лебедев был хороший товарищ, выдержанный и жизнерадостный, всегда стремившийся к знанию. Безмерно жаль стойкого работника, прекрасного товарища!
К. И. ГАРНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 24 Октябрь 2016 10:37

Составился второй состав зимовщиков п/ст Маточкин Шар в 1924-1925 гг. (с комментариями из книги Э. Т. Кренкеля "RAEM").

1. [Вербов Давыд Федорович, начальник зимовки].
"Нашим начальником был Давыд Фёдорович Вербов, очень симпатичный, очень корректный и уравновешенный человек, что в Арктике, да ещё в таком пёстром обществе, играло не
последнюю роль. Природный такт и несомненно - мудрость позволяли управляться с десятью башибузуками, попавшими под его команду. Вербов делал это не торопливо, но и не медлительно. И его спокойствие заражало остальных уверенностью, которая всегда помогает людям, испытывающим трудности."


2. [Кашин Константин-механик].
"Среди моих товарищей выделялся удивительно весёлый и милый человек, механик Костя Кашин....С Костей Кашиным я встретился уже после полюса, в Севастополе. Он командовал подразделением торпедных катеров, что по его характеру, как мне кажется, ему очень подходило."


3. [Белокоз, магнитолог].
"Магнитолог Белокоз умолял нас, чтобы мы даже близко не подходили к этому месту. Работа магнитолога требовала полного отсутствия железа. Даже штаны он носил с костяными, а не с железными пуговицами. Иногда по забывчивости кто — нибудь с винтовкой приближался к павильону. Винтовка искажала наблюдения магнитолога, и он немедленно прогонял нарушителя."


4. [Отто Грезер, повар, немец].
5. [Пауль ?, матрос, немец].
"Украшали нашу когорту и две другие красочные личности, фамилии которых не помню, — Пауль и Отто, матросы немецкого крейсера «Магдебург», потопленного русскими военными кораблями. После гибели корабля Пауль и Отто попали в плен, откуда их освободила Февральская революция. За это время они достаточно обжились в России и вернуться в Германию не пожелали. Каким ветром занесло их на Новую Землю, не знаю."


6. [Козловский Дмитрий, аэролог].
"Среди наших зимовщиков были даже два участника Кронштадтского мятежа. Один из них — сын члена штаба мятежников генерала Козловского. После разгрома папа удрал куда — то в Финляндию, а сын попал к нам на зимовку. ... Коробчатый змей поднимал и аппаратуру нашего аэролога Димы Козловского."


7. [Федосеев, врач. Умер во время зимовки от передозировки морфия].
"Вторым человеком, имевшим отношение к этому же событию, был и наш доктор Федосеев. Не думаю, чтобы он был активным участником мятежа, но факт остаётся фактом. ...
Комната эта оказалась роковой. Ещё до нашего приезда заболел и умер от воспаления почек доктор Шорохов. Несчастье случилось и с Федосеевым."


8. [Ахматов Виктор, гидролог. Но не Ахматов Виктор Викторович (1875-1934), ранее была ошибочно дана ссылка не него].
"Гидрологом у нас работал Виктор Ахматов. Очень славный человек. Он пленял меня тем, что не то учился, не то недоучился в каком — то морском заведении."


9. [Сысолятин Константин, радист. В 1934-1935 гг., зимовал на мысе Шалаурова.].
"... и мой коллега — радист Костя Сысолятин."


10. [Егер, геолог].
"...геолог Егер. Короткие экскурсии в обе стороны от полярной станции совершал и наш геолог. Открытия сами плыли ему в руки."


11. [Зенков Константин Иванович, рабочий-каюр. В 1932-34 гг. зимовал на п/ст о. Домашний с Н. Демме как метеоролог!].
"Была среди нас ещё одна красочная фигура — Костя Зенков. Страшнее лица не придумаешь. Лоб, нос, щёки, подбородок — всё сплошь побито оспой. Чёрные курчавые волосы. Зубы, кривые после цинги. Костя был настоящим бродягой Севера, но при таком просто сатанинском виде оставался добрейшим человеком. Грамоте он не был обучен. Кажется, читать мог по складам и не более, но всё знал, всё умел. Любая работа кипела у него в руках, хотя по штатному расписанию станции он числился всего лишь разнорабочим, каюром — одним словом, сугубо подсобной единицей."


12. [Вакуленко, биолог. Покончил жизнь самоубийством (или был убит) во время "семенчуковской" зимовки на о. Врангеля.].
"...биолог Вакуленко (последствии снискавший себе дурную славу участием в преступлениях Семенчука и Старцева..."


13. [Кренкель Зрнст Теодорович, радист].
"И вдруг оказывается, что тем временем здесь, в Севледоке, меня давно и нетерпеливо ждали.
— О, молодой человек, — радостно сказал Матусевич, — как хорошо, что вы к нам пришли. Мы вас так ждём. В Архангельске корабль уже погруженный и снаряжённый стоит в ожидании, когда вы прибудете!
Поражённый, я выкатил на своего собеседника глаза, в первый момент решив, что меня разыгрывают. Но человек был серьёзен, розыгрышем, как говорится, и не пахло.
Действительно, меня, вернее человека на предложенную мне должность, очень ждали. Из Архангельска на Новую Землю отправлялась экспедиция. Предстояло сменить зимовщиков на полярной станции в проливе Маточкин Шар. Отсутствие радиста для зимовки задерживало отплытие.
На Маточкином Шаре работала первая советская полярная станция. Построил её в 1923 году тот самый Матусевич, который формировал сейчас вторую смену зимовщиков. Станцию воздвигли по специальному правительственному решению, и на деятельность возлагались большие надежды. Главное заключалось не в теоретических исследованиях (хотя научная работа, разумеется, там планировалась), а в практической помощи советскому полярному судоходству."


Интересно как сложилась дальнейшая судьба некоторых из этих людей ?
У меня чувство, что среди них есть замечательные персоны с интересной биографией
:yes:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар. КОЗЛОВСКИЙ Дмитрий Александрович (1902-1975)

Сообщение ББК-10 » 24 Октябрь 2016 22:18

6. [Козловский Дмитрий, аэролог].
"Среди наших зимовщиков были даже два участника Кронштадтского мятежа. Один из них — сын члена штаба мятежников генерала Козловского. После разгрома папа удрал куда — то в Финляндию, а сын попал к нам на зимовку. ... Коробчатый змей поднимал и аппаратуру нашего аэролога Димы Козловского."

100%-й кандидат:

 КОЗЛОВСКИЙ Дмитрий Александрович.jpg
КОЗЛОВСКИЙ Дмитрий Александрович.
Родился в 1902 (отец Козловский Александр Николаевич, генерал-майор; мать Козловская Наталья Константиновна). Брат Елизаветы, Константина, Николая и Павла Козловских. До 1916 — проживал с семьей в Киеве, учился в кадетском корпусе. После переезда в Петроград курсант Морского училища, с 1919 — в Политехническом институте, после окончания института — слушатель курсов командного состава Морского училища. 3 марта 1921 — арестован с матерью, братьями и сестрой как заложник. 22 апреля приговорен к одному году принудительных работ и отправлен в лагерь. Осенью 1922 — после освобождения из лагеря выслан в Череповец. В 1920-х — после освобождения работал гидрологом в учреждении Ленинграда. В марте 1935 — выслан с матерью и братьями в поселок Челкар Актюбинской области на 5 лет, работал на рытье арыков. В июле 1935 — переведен на станцию Кара-Чокат Оренбургской железной дороги. В 1940-х — вернулся в Ленинград, работал гидрологом. В 1975 — скончался.

Алфавитный указатель жителей Петрограда на 1917 год. Компакт-диск.
ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1401. С. 151-53; Д. 1492. С. 105-109.
Кронштадт 1921. http://profilib.com/chtenie/86242/v-nau ... 21-lib.php
Шапорина Л. В. Дневник. М.: НЛО, 2012. Т. 1. 189; Т. 2. С. 550.


Источник: http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ko.html

Дополнительно:
Козловский Константин Александрович
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2016 20:39

2. [Кашин Константин-механик].
"Среди моих товарищей выделялся удивительно весёлый и милый человек, механик Костя Кашин....С Костей Кашиным я встретился уже после полюса, в Севастополе. Он командовал подразделением торпедных катеров, что по его характеру, как мне кажется, ему очень подходило."

90%-й кандидат:
 Кашин.jpg
 Прохождение службы - 0006.jpg

 КАШИН Константин Михайлович - 0001.jpg
 КАШИН Константин Михайлович - 0002.jpg
 КАШИН Константин Михайлович - 0003.jpg
КАШИН Константин Михайлович [10.3.1905, С.-Петербург—4.3.1985, Москва].
Русский; инженер-контр-адмирал (27.1.1951; контр-адмирал-инженер — 18.11.1971; контр-адмирал — 26.4.1984); в ВМФ с 1932; член компартии с 1938. Окончил Машинную школу МСБМ (5.1921-5.1922), 3 курса ЛКИ (9.1930-10.1932), ВМА им. К. Е. Ворошилова (10.1932-4.1934), КУПИМ флота при ВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского (4—8.1934).
Проходил срочную службу в МСБМ (5.1919-1.1923). В запасе (1923-1932). Отрядный механик БТК (10.1934-3.1935), див. механик д-на БТЩ (3.1935—3.1939), флагмех бр. траления (3-9.1939), ОВРа Г5 базы флота (9.1939—11.1940) ЧФ.
Участник Вел. Отеч. войны. Ст. инспектор, он же нач-к отд-я подготовки надводных кораблей 8-го отдела УБП ВМФ (11.1940-4.1942). Ст. инженер-механик 4-й секции мех. отдела (4.1942—5.1943), 2-й секции отдела проектирования надводных боевых кораблей (5.1943-6.1945) НТК ВМФ.
В распоряжении команд. ЧФ (6-8.1945). Флагинженер-механик Крымского МОР (8.1945-12.1946), зам. нач-ка (12.1946-11.1947), нач-к ТО (11.1947—10.1949), нач-к ТУ органов ВиС (10.1949—11.1952) ЧФ. Освобожден от занимаемой должности и назначен в распоряжение УК ВМС (11-12. 1952). Ст. специалист, инженер-механик (дизелист) Каспийской группы приемки Упр. госприемки кораблей ВМС (12.1952-5.1953), зам. уполномоченного КПА ТУ ВМС в г. Севастополе (5.1953-3.1955).
Из аттестации (1954): «Имеет хорошую теоретическую и практическую подготовку военного инженера. Имеет большой опыт работы по организации ремонта кораблей и умеет свои знания использовать на практической работе. Хорошо знает корабли и систематически работает над повышением уровня технических знаний... Трудолюбив, энергичен и настойчив. Работая в должности заместителя уполномоченного Контрольно-приемного аппарата... проявил себя как грамотный, дисциплинированный и исполнительный адмирал. Ведя наблюдение за разработкой проекта модернизации тральщика 254 проекта, проявил большую энергию, пытливость и инициативу».
Прикомандирован к МСП СССР с оставлением в кадрах ВМФ (3.1955—1.1956). Член 7-й секции МНТК (1.1956—5.1958).
Автор тех. усовершенствования вооружения и оборудования проекта дизельного тральщика (1943).
С мая 1958 в отставке по болезни.
Награжден орд. Ленина (1954), Красного Знамени (1949), Отечественной войны I ст. (1945), 2 орд. Красной Звезды (1944, 1945), медалями.
Кремирован в Николо-Архангельском крематории.

Архив: ЦВМА, личные дела № 32862, 32863; ф. 3, оп. 028554, д. 347, л. 36; ф. 14, оп. 23, д. 75, л. 192.


Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР: 1946-1960. — М.: Кучкове поле, 2007.— 672 с.
ISBN 978-5-9950-0009-9
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 28 Октябрь 2016 20:03

Ушаков П. "На Новую Землю!" Л., издание Государственного Гидрологического института, 1929.
 Радио-станция в Маточкином Шаре (фот. Ю. Чирихина)..jpg
Радиостанция.
5 октября. „Таймыр“ вторично продвигается к радиостанции по проливу Маточкин Шар. По дороге нас накрывает сильный встречный сток, но пролив совершенно чистый и льда нигде нет до самого мыса Поперечного. Далее сразу попадаем в полосу вновь образовавшейся шуги. Любопытные тюлени поминутно выныривают у самого борта судна, оставляя на ровной поверхности молодого льда круглые отверстия. С бака пробуют стрелять из винтовок, но тюлени быстро исчезают.
В горной долине на небольших холмах неясно вырисовываются две стройные мачты и жилые постройки самой радиостанции.

„Таймыр“ дает гудок, как всегда хриплый и протяжный, к берегу спускаются маленькие человеческие фигурки, суетливые и в то же время проворные. На вышке главного дома мигает красный флаг С.С.С.Р. — повторно доказывая неотъемлемую принадлежность Новой Земли к нашему Союзу. С берега отходит шлюпка с зимовщиками. Они радостно встречают приход судна. „Таймыр“ им привез много писем и новых известий от родных и близких друзей. Каждому есть посылка. Посылки вскрываются дрожащей рукой, торопливо, — что в ней, от кого она? И каждый чего-нибудь ждет. Ждут разное. Один — научный сотрудник станции, микробиолог — ждет куриные яйца. Ему нужен белок для просветления среды бактериальных культур. Посылал специальные радиотелеграммы — „непременно закупите десяток куриных яиц“. Но телеграммы пришли поздно, закупить не успели, а может быть, просто подумали — для чего это вдруг ему понадобились так срочно яйца. Не привезли. Для микробиолога это явилось настоящим горем, все остальное для него казалось пустяком. Большой ящик со специальной посудой для микробиологических исследований и посылка из дома со всякими вкусными вещами, пачка лучшего английского табака сразу перестали его интересовать, как только он узнал об отсутствии яиц.
В кают-компании зимовщики неохотно отвечают на вопросы и почти ничего не рассказывают, как прошли первые дни зимовки, — все поглощены письмами, жадно глотая каждую строчку и слово. Но все это личные дела, и судно, конечно, пришло не для этого. „Таймыр“ привез новые запасы продовольствия и топлива, а главное — свежую зелень, без которой нельзя рассчитывать на благополучную зимовку. За полярным кругом для поддержания здоровья необходимы витамины и некоторое разнообразие в столе. Отсутствие свежей зелени и общая скудость питания часто являются основной причиной появления цынги, столь широко распространенной во всей полярной области. Цынга — настоящий бич для северных поселенцев и многие, не свыкшись с исключительными условиями зимовки, легко поддаются заболеванию и умирают. Иногда заболевают самоеды, но это случается реже. Цынга обычно подкрадывается незаметно и издалека: сначала появляется общая апатия и сонливость, затем начинают распухать ноги и десны, обнаруживаются кровотечения, и, наконец, больной уже не в состоянии двигаться и в страшных мучениях умирает. При первых признаках появления цынги необходима утомительная физическая работа, нужно как можно больше двигаться и ходить. Часто самому больному двигаться уже не под силу, а потому для того, чтобы его спасти, иногда прибегают к принудительным способам. У одного русского промышленника из Поморской губы захворала жена. Он привязал ее к нартам и на собаках поехал по горам. Ужасная тряска причиняла мучительные боли, но в итоге женщина все же быстро поправилась. Приходится прибегать к решительным мерам.
Многие трагические случаи на почве цынги отмечены историей. Почти во всех полярных экспедициях, сопровождавшихся зимовками в суровых условиях, были случаи заболеваний цынгой, что, конечно, сильно действовало на настроение всех остальных членов экспедиции. Известно, что от цынги иногда умирало больше половины состава экспедиции. На радиостанциях также нередка смерть от этой ужасной полярной болезни.
Подобную страшную трагедию из совсем недавнего прошлого мы имели на одной из наших северных станций — на Маре-Сале (в Карском море, на полуострове Ямал).


На радиостанции Маточкина Шара условия зимовки значительно лучше. Сама станция более благоустроена. Но несмотря на это не все зимовки проходили вполне благополучно. В первый год на почве заболевания почек умер доктор Шорохов, на второй — отравился лекарский помощник. Маточкину Шару как-то особенно не везет в отношении медицинского персонала: на третий год ехавший на Маточкин Шар лекарский помощник по дороге тоже захворал аппендицитом, и был срочно снят с рации. Новый лекарский помощник был доставлен на собаках из ближайшего становища. Последняя зимовка прошла без смертей.
Мне совершенно случайно приходилось ежегодно бывать на этой полярной станции и каждый раз я считал своим долгом посетить ее перед своим отходом обратно в Архангельск.
Шлюпка отваливает от борта „Таймыра“ и мы идем в гости на станцию. В этом году мы особенно связаны с новым персоналом станции: совершили вместе весь переход из Архангельска, и двое из них временно принимали участие в работах нашей экспедиции.
На берегу уже кипит выгрузка. Сено, картофель, дрова подымаются наверх к радиостанции по узкоколейной вагонеточной дороге. Груз тянет лошадь, специально привезенная для этой цели с первым рейсом. В воздухе холодно, ночью мороз доходил до -12°. Горы в снегу. Почва основательно промерзла; на склонах не видно никакой растительности. По берегам груды льдин, выброшенных штормом. Вправо от станции в небольшой долине — ручей Ночуева.
Входим в главный дом — длинный коридор, по обе стороны которого многочисленные двери отдельных комнат. Проходим в „кают-компанию“. На береговых радиостанциях и маяках, несмотря на то, что они расположены на суше, по традиции и старым привычкам, обычно называют все вещи на морском языке. Даже обстановке придают некоторое напоминание о корабле. И это понятно, так как зимуют обычно моряки, любящие море и отравленные им. Не кухня, а „камбуз“, не комната — а „каюта“, не уборная — а „гальюн“, не порог — а „комингс“, не дежурство — а „вахта“. В кают-компании висят спасательные круги, в углу лежит якорь. Пианино и то не простое, а взятое из кают-компании „Таймыр“.
Рассказывают, что один старый адмирал, выйдя в отставку, в Крыму у себя на даче все устроил по образцу корабельной жизни: построил мачту и его старый боцман, который вместе с ним плавал 40 лет, отбивал склянки каждые четыре часа.
Живо вспоминаешь 1923 год — год постройки радиостанции в Маточкином Шаре. Вначале нужно было выбрать место, удобное для выгрузки и устройства самой станции, так как высокие горы сильно мешают работе радио и сокращают круг ее действия. Переходим с места на место, заходим в залив Канкрина на Карской стороне. В результате остановились на долине ручья Ночуева. Сразу по судам отдается сигнал — начать выгрузку (на постройке участвовало три судна — „Малыгин“, „Мурман“ и „Купава“). Работа моментально закипела. С судов начали выгружать бревна, кирпич, цемент. На берегу раскинулось несколько палаток, а к месту постройки домов быстро поднялась вагонеточная железная дорога. Все рьяно приступили к работе. Нужно было в минимальный срок выполнить максимальное задание. Погода благоприятствовала — льдов совершенно не было и только сильные ветры иногда мешали выгрузке. Работали с раннего утра до самого позднего вечера с небольшими перерывами на обед и ужин. Мягкие горные породы (сланцы) затрудняли устройство прочного фундамента для мачт. Ни кирка, ни динамит не брали промерзшую почву. Строительный груз не успевали подымать к месту постройки. В подъеме главного маховика для мотора весом в 60 пуд. участвовал весь состав экспедиции — около 100 чел.
Но, несмотря на все непредвиденные трудности, через несколько дней уже начали собирать дом и воздвигать мачты. Мачты тройные с прочными растяжками. Работать на верху высоких мачт очень трудно и эту работу могли выдерживать не все — от пронзительного ветра быстро застывали руки и ноги и, чтобы не упасть от судорог, работающие постоянно менялись. Один раз была дана ледяная тревога и суда поспешили укрыться за мысом Дровяным, но появившийся лед в Маточкин Шар не зашел. В конце сентября ушло одно судно, а в начале октября закончили постройку и торжественно открыли станцию. В первое время многие думали, что не успеть закончить постройку в один год. Но результаты превзошли все ожидания. Все было закончено до последних мелочей, только одна мачта осталась невоздвигнутой до конца. Но это оказалось несущественным и радиостанция и по сие время превосходно работает с укороченной мачтой.
Воздвигнуты следующие постройки: сама радиостанция, общежитие (самый большой дом), баня, сарай, 2 магнитных павильона. Впоследствии при радиостанции была открыта первая полярная геофизическая обсерватория. Теперь здесь ежегодно зимует около двенадцати человек. Ведутся широкие и разнообразные работы. Кроме специальных задач по мореплаванию и проводке судов в Карское море, на научных сотрудниках станции лежат также чисто научные обязанности по изучению метеорологических и магнитных явлений, по ведению гидрологических, геологических и других исследований. На станции зимуют два научных сотрудника по разным специальностям от Академии Наук[38].
На радиостанции Маточкина Шара все сотрудники пользуются некоторым комфортом. У каждого отдельная комната, что является очень существенным для зимовки. Все комнаты построены одинаково, но по их убранству легко узнать хозяина. Входим в одну: у окна стоит большой стол, по стенам досчатые многоэтажные полки с книгами и посудой для научной работы. В углу стоит самодельный термостат из небольшого шкафчика. Сразу легко узнать комнату микробиолога. Входим в другую: по стенам висят карты, винтовка, на комоде лежат фотографические принадлежности и некоторые научные приборы — термометры, ареометры; тут же любимая собака Волк, — комната гидролога и охотника.
На станции ведется регулярная жизнь, установившаяся раз на всегда. В этом есть один из залогов благополучной зимовки. В главной инструкции для начальников радиостанции, между прочим, мы читаем следующие подробности. Все сотрудники станции обязаны вставать к утреннему чаю, спать днем и читать в кровати после ужина не дозволяется. Часы расписания еды должны строго соблюдаться. Начальник обязан следить, чтобы каждый в течение для имел достаточный моцион; в случае отсутствия последнего начальник должен организовывать общие работы (уборка снега и пр.) или принудительные прогулки. Один из пунктов этой инструкции также гласит, что все огнестрельное оружие, находящееся на станции, должно храниться у начальника и он вправе выдавать его лишь в случае необходимости. На станции зимует лекарский помощник, который следит за здоровьем каждого сотрудника. Если нет лекарского помощника, то эту функцию исполняет начальник и, в крайней нужде, при отсутствии соответствующих знаний, все сведения получает по беспроволочному телеграфу. Сначала по воздуху летит подробное описание признаков болезни, в ответ на что таким же путем следуют короткие и точные советы компетентных людей.
Радио дает много утешений и вносит некоторое разнообразие. Сотрудники станции беспрепятственно могут слушать ежедневные сообщения из Москвы, концерты из Берлина и т. д. Зимой, когда много свободного времени, радисты разных станций весело переговариваются друг с другом. Шумит динамо, гудят катодные лампы, проскакивает искра в отправителе… Передаются ежедневные метеорологические наблюдения.
Обязательной частью ассортимента станции являются собаки. Еще в 1923 году сюда были завезены лучшие сибирские собаки с длинной шерстью. Впоследствии они акклиматизировались и расплодились. У каждого зимовщика есть свой любимец. Он за ним ухаживает и бережет его. Но выказывать особую ласку по отношению к одной в присутствии остальных нельзя. Только стоит уйти хозяину, как сейчас же начинается драка и фаворита часто загрызают почти до смерти. Иногда просто удивляешься, как с оторванным ухом и кровавой раной на ноге собака продолжает жить. У собак существует свой этикет: если две дерутся, то все остальные стоят и смотрят, но в драку не лезут. Но как только какая-нибудь ослабеет и упадет на спину, остальные, точно по команде, сейчас же кидаются на несчастную жертву. Подымается общая свалка и собак можно разнять лишь крепкими ударами палок. Станционные собаки очень сильные и хорошо тянут нарты.
Зимовка на наших полярных станциях прельщает многих. Среди зимовщиков всегда можно встретить самых разных людей. Некоторых влечет хороший заработок и двойные оклады, других интерес самой зимовки. Есть определенная категория людей, отравленных севером. Без него они тоскуют и чувствуют себя ненормально. На первый взгляд это странно и непонятно — что хорошего на севере, в его постоянных ветрах, туманах, метелях… почему так прельщает дикий рокот набегающих волн… соленые брызги холодного моря. Зачем ставить свою судьбу на карту?

 Собаки на радио-станции (фот. К. Тирона).jpg
Но эти люди не могут довольствоваться своей обыденной жизнью, они ищут чего-то другого… и на дальнем севере они это находят…
6 октября. — От „Седова“ получено новое радио:
„Вышли из полосы тяжелого льда вместе с остатком каравана в 50 милях к востоку от Маточкина Шара. Держим курс на Маточкин“.
Через несколько часов в пролив входит оледенелый „Седов“, а за ним два иностранца. В конечном итоге „Седов“ доблестно выполнил свое задание. Всей этой экспедицией непосредственно руководил известный знаток нашего севера — Н. И. Евгенов, участвовавший в свое время в великом походе Вилькицкого.
У радиостанции „Седов“ делает небольшую остановку. Основное задание „Седова“ закончено и торговые суда далее уже следуют самостоятельно прямым путем в Англию. Торговой экспедиции в этом году пришлось претерпеть довольно серьезные затруднения. В Карском море в течение всей навигации держался лед. Несколько раз основательно затирало льдом, при этом одно судно из каравана получило серьезные повреждения. На обратном пути был встречен также тяжелый торосистый лед, который мешал выйти из Карского моря. Сначала удалось вывести на чистую воду лишь три судна, оставив два других дрейфовать во льдах. В Поморской губе мы и видели три первых судна. Одно время предполагали возможность зимовки и запрашивали помощь у Архангельска.
___

В последний раз съезжаем на берег, отдаем прощальный визит нашим друзьям. Настроение несколько приподнятое. Завтра с рассветом „Таймыр“ двинется в обратный путь. Часы незаметно бегут. Уже совсем стемнело. С „Таймыра“ в последний раз пришел катер. Прощаемся. На прощанье хочется сказать что-то хорошее, но как-то трудно…
Морозно. Играет северное сияние. С Карского моря зловещий ветер. На горизонте неясно белеют льды.
Катер быстро отходит от берега и мы несемся обратно на „Таймыр“. Зимовщики одиноко остаются в темноте.
Невольно вспоминаются стихи таймырского поэта — старшего помощника капитана:
Последний рейс.

Прощай, полярная граница
И весь живой полярный мир,
Ныряет в волнах черной птицей
Старик, заслуженный „Таймыр“.
Последний рейс окончен трудный,
Не мало было снега, льдов,
Не мало встретили мы козней
От волн, морозов и ветров.
Страдал в походе, надрываясь.
Шуруя уголь кочегар,
И грязным потом обливаясь,
Он злую участь проклинал.
Но лишь стоянка, усмехаясь,
Он карбас взором провожал
Туда, где по пояс купаясь,
Матрос отважно выгружал.
Полундры было всем не мало,
Снабжен вполне полярный край,
Зимы белеет покрывало.
Прощай, Матшар, Вайгач, прощай.


38 С 1926 года один научный работник.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 28 Октябрь 2016 20:25

Один — научный сотрудник станции, микробиолог — ждет куриные яйца. Ему нужен белок для просветления среды бактериальных культур. Посылал специальные радиотелеграммы — „непременно закупите десяток куриных яиц“. Но телеграммы пришли поздно, закупить не успели, а может быть, просто подумали — для чего это вдруг ему понадобились так срочно яйца. Не привезли. Для микробиолога это явилось настоящим горем, все остальное для него казалось пустяком. Большой ящик со специальной посудой для микробиологических исследований и посылка из дома со всякими вкусными вещами, пачка лучшего английского табака сразу перестали его интересовать, как только он узнал об отсутствии яиц.

Кто такой? Не интересно?
Кто-нибудь встречал персональный состав станции в 1925-26 гг.?
Начальник радио - Геринг.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2016 18:41

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2. -Л., 1933, с. 16.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2. -Л., 1933, с. 16 МШ-10.jpg
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЛЯРНОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ В МАТОЧКИНОМ ШАРЕ (НОВАЯ ЗЕМЛЯ) исполняется в 1933 г.
Обсерватория была организована экспедицией Гидрографического управления, под начальством Н. Н. Матусевича, летом 1923 г. За время существования обсерватории значительное количество научных работников — метеорологов, аэрологов, магнитологов, зоологов и ботаников получило здесь полярный стаж.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 10 Январь 2017 16:48

Бюллетень Арктического института СССР. № 3. -Л., 1933, с. 62.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3. -Л., 1933, с. 62 МатШар.jpg
МАТОЧКИН ШАР. Заместитель начальника станции т. Цукерман сообщает, что научные работы по программе Второго Международного полярного года проходят в общем нормально. Магнитные самописцы работают исправно, не реже четырех раз в месяц производятся абсолютные наблюдения над элементами земного магнетизма. Три раза в сутки выполняются наблюдения над радиоактивностью воздуха, обнаруживающей большие колебания, которые повидимому находятся в связи с ветром. Программу аэрологических работ пришлось сильно сократить из-за недостатка водорода. По актинометрии производятся наблюдения над освещенностью и прямой и рассеянной радиации. Наблюдения над изучением пришлось прекратить, вследствие порчи гальванометра. На семи станциях производятся глубоководные гидрологические исследования, изучается химизм льда, выполнена серия ежечасных наблюдений над приливо-отливами.
В феврале начальник станции т. Анисимов и радист т. Старцев выехали на западное побережье Новой Земли с целью снабжения промысловых становищ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 09 Май 2017 13:58

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 357-358

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 357-358 МШ - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 357-358 МШ - 0002.jpg
ОБСЕРВАТОРИЯ В МАТОЧКИНОМ ШАРЕ (НОВАЯ ЗЕМЛЯ). Для работ в этой обсерватории в течение 1933—1934 гг. командированы метеорологи П. В. Мельгунов и Н. Д. Николаюк, магнитологи В. В. Гаврилова и К. С. Хуншин. Работы по атмосферному электричеству будут вестись Л. Г. Абросимовым. Новым начальником обсерватории назначен т. Девяткин. Состав обсерватории прибыл на борту п/х „Аркос".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 04 Август 2017 14:16

 1 Жизнь на Маточкином Шаре.Полярная правда 23 марта 1936 г. № 68(2833).jpg
Жизнь на Маточкином Шаре.Полярная правда 23 марта 1936 г. № 68(2833)
 1 На зимовке.Полярная правда 10 ноября 1938 г. № 257(3627).jpg
На зимовке.Полярная правда 10 ноября 1938 г. № 257(3627)
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение SVF » 18 Октябрь 2017 14:19

"Комсомолец Заполярья", 22 ноября. №161:
 1939-11-22-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения