СССР-61752 (Ил-14РР)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение Александр Кот » 29 Сентябрь 2016 17:57

 Ил-14 СССР-61752.jpg


Ил-14М (заводской номер — 147001247, серийный — 12-47) был выпущен ММЗ «Знамя Труда» 29 марта 1957 года и первоначально, вероятно, поступил в ВВС. В августе 1959 года был передан Главному управлению ГВФ. Самолету присвоен регистрационный номер 61752, направлен во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления ГВФ, а 1 октября того же года — в 235-й отдельный правительственный авиаотряд. 11 апреля 1964 года самолет перевели в Сахалинский авиаотряд Дальневосточного управления гражданского воздушного флота.
6 ноября 1975 года с бортом 61752 случился инцидент, когда при рулении экипаж убрал шасси. Поврежденный самолет был направлен на АРЗ-407 (Минск), где к 30 марта 1976 года его переделали в модель Ил-14РР (рыбная разведка)
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение Александр Кот » 29 Сентябрь 2016 18:05

 Безымянный2.jpg
 На месте катастрофы.jpg
 место катастрофы.jpg












Катастрофа Ил-14РР Дальневосточного УГА близ Южно-Сахалинска http://www.airdisaster.ru/database.php?id=190
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 декабря 1976 г.
Время: 16:56 (08:56 МСК)
Страна: СССР
Место происшествия: Сахалинская область, г. Острая, 12,5 км восточнее а/п Южно-Сахалинск
Тип ВС: Ил-14РР
Регистрация ВС: СССР-61752
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО

Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 5 3
На земле 0
Всего погибших 9

Сведения о воздушном судне
Тип ВС Ил-14РР
Регистрационный номер ВС СССР-61752
Дата выпуска ВС 29.03.1957
Заводской номер ВС 147001247
Наработка ВС (часы) 6627
Наработка ВС (циклы) 4927
Силовая установка Б243072969 Б241072864

Сведения о рейсе

Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Петропавловск-Камчатский (Халактырка)
Пункт назначения Южно-Сахалинск (Хомутово)
Начальный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Халактырка)
Конечный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)

Данные об экипаже:
КВС Валентин Семенович Довыденко
проверяющий, пилот-инспектор ЛШО ДВУ ГА Станислав Андреевич Шевченко
второй пилот Юрий Фролович Алексеев
штурман Виктор Иванович Скоков
бортмеханик Виталий Тимофеевич Потапов
бортрадист Эдуард Олегович Шелховский
Выжившие пассажиры:
герпетолог Анатолий Михайлович Басарукин
зоолог Виктор Григорьевич Воронов

Описание
При заходе на посадку столкнулся с горой Острая на высоте 910 м в 12,5 км от ВПП. Экипаж спрямил маршрут и, продолжая полет по ПВП, вошел в облака над горным районом. Место катастрофы и двое выживших пассажиров - сотрудников Сахалинского комлексного НИИ, были найдены спустя трое суток. Остальные пассажиры - два гидролога и корреспондент центрального телевидения, а также все члены экипажа, погибли.
Самолет был оборудован для разведки рыбных косяков и ледовой разведки.

Хронология событий:
На месте катастрофы были найдены двое служебных пассажиров, которые выжили (работники Сахалинского комплексного НИИ), и получили тяжелые ранения. Их эвакуировали вертолетом Ми-8. Как установили, второй пилот был также тяжело ранен и на месте катастрофы умер 20 декабря. Три служебных пассажиров (корреспондент центрального телевидения и два гидролога) и пятеро членов экипажа в момент катастрофы погибли. Первый удар о склон горы состоялся правой плоскостью, в итоге правая ОЧК с обрывом силовой установки отделилась. Удар о склон фюзеляжа был скользящим. При движении в дальнейшем левая ОЧК разрушилась, оторвались левые двигатели: по 23 шпангоут отделился хвост фюзеляжа и он развернулся на 180 градусов в отношении к линии полета.
Самолёту предстояло выполнить по заявке СУГМС рейс по разведке ледовой обстановки. Согласно плану полёта, самолёт должен был вылетев из Петропавловска-Камчатского пролететь вдоль Курильских островов, после чего приземлиться в Южно-Сахалинске. Пилотировал его экипаж из 147-го (Сахалинского) лётного отряда, состоящий из командира (КВС) В. С. Довыденко, второго пилота Ю. Ф. Алексеева, штурмана В. И. Скокова, бортмеханика В. Т. Потапова, бортрадиста Э. О. Шелховского, а также проверяющего — пилота-инспектора лётно-штурманского отдела Дальневосточного управления гражданской авиации С. А. Шевченко. Также на борту находились 5 служебных пассажиров. В 08:14 (00:14 МСК) Ил-14 вылетел из аэропорта Халактырка (Петропавловск-Камчатский).
Экипаж выполнил задание и пролетал над селом Охотское, когда диспетчер передал условия на посадку по магнитному курсу 190°, а также сведения о погоде в районе аэропорта Хомутово (Южно-Сахалинск) — сплошная слоисто-кучевая высотой 300—500 метров и верхней кромкой 7—8 километров, снег, слабая метель, видимость 1—2 километра, ветер юго-восточный (140-160°) с порывами 15 м/с, сопки в районе аэродрома закрыты. Тогда экипаж выполнил препосадочную подготовку и рассчитал безопасную высоту, на которой должен был выполняться полёт по ПВП. В 16:50 экипаж доложил пролёт на высоте 200 метров озера Тунайча, а также запросил разрешение подняться до высоты 600 метров и по ПВП. В ответ в 16:51:20 авиадиспетчер РДП дал это разрешение и экипаж начал набор высоты. а в 16:51:45 диспетчер дал указание подняться до высоты 900 метров.
Проходя высоту 600 метров, в 16:51:47 экипаж перешёл на связь с диспетчером подхода и доложил о занятии высоты 600 метров визуально, на что в 16:51:53 диспетчер подхода уже повторно дал команду подниматься до высоты 900 метров, а также входить в круг ко второму разворота для захода на посадку по курсу 190°. В 16:53:32 диспетчер дал экипажу команду занять высоту 850 метров в связи с тем, что облачность опустилась до 920 метров. Через 17 секунд с Ил-14 доложили о занятии указанной высоты. Далее с бортом 61752 вышел на связь диспетчер РДП и для контроля запросил у экипажа условия полёта, на что тот в 16:54:53 передал: «Сию 752 в облака вошёл». После этого на связь самолёт больше не выходил и на запросы не отвечал.
В 16:56 (08:56 МСК) летящий в снежном заряде Ил-14 врезался правой плоскостью крыла в покрытый глубоким снегом горный склон. От удара правая часть крыла вместе с двигателей оторвались от фюзеляжа, после чего на снег скользя упал уже сам фюзеляж. Зарывшись в снег, оторвалась левая часть крыла с двигателем, а фюзеляж разорвало на две части (по 23 шпангоут), после чего хвостовая часть развернулась на 180°, а передняя перевернулась и полностью разрушилась. В момент катастрофы погибли пять членов экипажа (командир, проверяющий, штурман, бортмеханик и бортрадист) и три пассажира (два гидролога и корреспондент центрального телевидения). Из-за шедшего в эти дни обильного снегопада спасательные службы не могли найти самолёт. 20 декабря от ран скончался и второй пилот. Лишь 21 декабря в 14 часов разрушенный авиалайнер был найден в 12,5 километрах восточнее (азимут 80°) от КТА Хомутово на южном склоне горы Острая на высоте 910 метров. К тому времени в живых остались только два пассажира — сотрудники Сахалинского комплексного НИИ — герпетолог А. М. Басарукин и зоолог В. Г. Воронов.
На момент катастрофы погода в аэропорту была следующей: облачность высотой 920 метров, видимость 10 километров, ветер северо-восточный (130°) 8 м/с с порывами до 12 м/с. Такие метеоусловия подходу самолета по ПВП по указанному диспетчером маршруту: озеро Тунайча – район второго разворота с посадочным курсом 190°. На самом аэродроме были включена система посадки ОСП, работали УКВ-радиопеленгатор и ОРДЛ-7, но окружающие аэропорт горы создали в районе катастрофы мёртвую зону, поэтому диспетчер подхода и посадки не мог обнаружить самолёт на экране радиолокатора и определить его пеленг по радиопеленгатору на высоте полёта 850—900 метров. По свидетельства очевидцев, Ил-14 после Охотского начал набор высоты, а затем по курсу 260—270° пролетел над устьем Подорожки и с небольшим правым креном 5—10° влетел в снежный заряд. Далее самолёт пролетел над Чапаевкой и продолжил полёт в данном направлении, отклонившись от заданного маршрута, пока не врезался в гору.
Выводы: заключительный этап полета выполнялся при ограниченной видимости, в снежном заряде, переходящем в облачность, закрывавшую вершины сопок. Отсутствие объективной информации диспетчеру УВД со стороны экипажа, неполное и несвоевременное использование имеющихся бортовых средств радионавигации (радиолокатор «Гроза» и авиационный индикатор Ни-50БМ) и несвоевременные действия экипажа в создавшейся обстановке для перехода к полету по ППП оказали влияние на исход полёта и привели к авиационному происшествию.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение ББК-10 » 29 Сентябрь 2016 18:06

Внешние ссылки:
Гора Острая
 f5744f8bc2400e.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение Александр Кот » 29 Сентябрь 2016 18:09

Комментарии Агентства новостей
 190_569344416.jpg
 190_1808895104.jpg


Самолет Ил-14 с бортовым номером СССР 61752 выполнял длительный полет по ледовой разведке, сообщает РИА SakhalinMedia, после чего вылетел из Петропавловска-Камчатского в Южно-Сахалинск. В составе экипажа был проверяющий из Хабаровского авиационного управления пилот-инспектор Станислав Шевченко, командиром летел Валентин Довиденко. На борту, помимо них и второго пилота Юрия Алексеева, бортмеханика Виталия Потапова, бортрадиста Эдуарда Шелковского, находились два специалиста-гидролога, которые выполняли задание Сахалингидромета, собственный корреспондент Центрального телевидения СССР на Сахалине Юрий Кудрин, два сотрудника лаборатории биологии Сахалинского комплексного научно-исследовательского института Академии наук СССР зоологи Воронов Виктор Григорьевич и Басарукин Анатолий Михайлович.
Завершив облет, самолет к концу дня возвращался в аэропорт Южно-Сахалинска вдоль западного подножия Сусунайского хребта, где отдельные вершины достигают высоты 1000м. Сахалинские пилоты прекрасно знали природные особенности этого маршрута. Но, как потом выяснилось, за штурвалом самолета находился не командир экипажа, а проверяющий из Хабаровска, которому командир доверил штурвал самолета в этот момент. При ударе корпус самолета разломился примерно посередине. Вся передняя половина полностью разрушилась, а хвостовая часть с туалетом и остатками пассажирского салона осталась практически невредимой. История авиации говорит, что у любого, попавшего в авиакатастрофу в горах, да к тому же зимой, шансов выжить, почти нет. Организовывать поисковые и спасательные работы на месте падения поручили УВД области, — рассказывает один из участников тех событий, — там мы были уже через два часа после известия о крушении. На улице заметало, и мы рассчитывали без промедления выехать в район, где мог упасть самолет. А в итоге трое суток просидели в коридорах УВД. Пришлось позвонить нашему коллеге по отряду, моему однокласснику по 10-й школе Володе Цветкову. Володя служил в КГБ – достаточно солидной организации, чтобы к ней прислушалось милицейское начальство. Одноклассник ситуацию понял и оценил быстро. В скором времени к зданию УВД подъехал вездеход».
 190_979492213.jpg


Только утром 22 декабря УВД возвестило о начале поисковых и спасательных работ. В 11 утра колонна из крытых тентом грузовиков, заполненных 2 тысячами мальчишек и девчонок из техникумов и училищ, наконец-то выдвинулась. Во главе – служебная машина начальника УВД Разина. Возник конфликт, поскольку профессиональным спасателям места не нашлось. Ситуацию разрулил один из областных руководителей. В итоге в грузовик посадили спасотряд. Уже там, на месте, руководство УВД дало команду распределить студентов на группы каждому из спасателей. Людям, побывавшим не в одной экстремальной ситуации, было понятно, что неопытные в таких делах подростки будут только обузой, нужно будет следить, чтобы с ними ничего не случилось. Валерий Поляков выделил из своего отряда людей и отправил с ними молодежь. Таким образом, у группы в составе Полякова, Цветкова, Шинкарева, Брагина и Сергеева оказывались развязанными руки. Где надо искать место катастрофы, они уже примерно представляли.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение Александр Кот » 29 Сентябрь 2016 18:12

 хвостовая часть.jpg


Как рассказал корреспонденту РИА SakhalinMedia координировавший действия групп и принимавший непосредственное участие в этой операции Владимир Цветков, несмотря на сильнейший циклон, охвативший юг Сахалина поисковая работа началась на огромной территории. Были задействованы военнослужащие, охотники, туристы, местные жители городов, сел и поселков. Использовалась авиация.
21 декабря была предпринята неудачная попытка (из-за метели) обследовать сопку Майорскую в районе карьера «Листвиничный» группой областного поисково-спасательного отряда клуба туристов. На следующий день было укомплектовано 10 поисковых групп, которые на высокопроходимой технике забрасывались на предельно возможную высоту этой сопки, откуда по отрогам должны были спускаться, внимательно обследуя местность.
В группу Владимира Константиновича входили известные на Сахалине и за его пределами туристы и спортсмены-ориентировщики: Брагин, Сергеев, Шинкарев и Поляков. Группа двигалась по самому водоразделу сопки Майорской. Ураганный ветер, снежные заряды не давали возможности остановиться и перевести дыхание. Примерно через 2 часа после начала поисковой операции Валерий Поляков увидел за снежным барханом предмет правильных геометрических очертаний. Приблизившись, поняли, что это хвост самолета. ИЛ-14 был сильно разрушен. Крылья отвалились, а два двигателя находились в 50-70 метрах друг от друга. Сделав первые фотоснимки на месте крушения, спасатели услышали слабый стон человека. В багажном помещении хвостовой части фюзеляжа обнаружили обмороженных Воронина и Басарукина. Остальные находились вне самолета и их тела были уже занесены снегом. Шестеро из погибших умерли от переохлаждения. Полученные ими, сравнительно незначительные, травмы не позволили им двигаться…
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-61752 (Ил-14РР)

Сообщение Александр Кот » 29 Сентябрь 2016 18:13

РИА "Сахалин-Курилы"
________________________________________
Катастрофы Сахалина. Хотелось приземлиться побыстрее
Эта авиакатастрофа произошла незадолго до новогодних праздников – 18 декабря 1976 года, совсем недалеко от Южно-Сахалинского аэропорта. Самолет ледовой разведки Ил-14, идущий на посадку, столкнулся с горой Острой, которая находится в 12,5 км от авиагавани.
То давнее происшествие выглядело нелепым – видимых предпосылок для него не было никаких. Однако случилось то, что случилось.

Более того, упавший самолет искали несколько дней.

Что же было в тот далекий предновогодний день?

По воспоминаниям Сталия Коняшова, который и сейчас работает в авиагавани областного центра, самолет с бортовым номером СССР 61752 выполнял длительный полет по ледовой разведке, после чего вылетел из Петропавловска-Камчатского в Южно-Сахалинск. В составе экипажа был проверяющий пилот-инспектор Станислав Шевченко, командиром летел Валентин Довиденко. На борту, помимо них и второго пилота Юрия Алексеева, бортмеханика Виталия Потапова, бортрадиста Эдуарда Шелковского, находились два специалиста-гидролога, которые выполняли задание Сахалингидромета, двое ученых из Сахалинского комлексного НИИ (ныне ИМГиГ) и корреспондент Центрального телевидения Кудрин – всего 10 человек.

Ил-14 благополучно долетел до Сахалина, выполнив полет вдоль Курильской гряды. Погода была летная, и никаких сюрпризов не предвещала. От Охотского Ил-14 взял курс на Южно-Сахалинск с набором безопасной высоты 900 метров по указанию диспетчера. Ему нужно было идти в направлении Мицулевки, но вместо этого, чтобы сократить путь, летчики приняли решение взять вправо и зайти на аэродром через горы. Но там, в стороне от заданного курса, уже была облачность. А над Южно-Сахалинском сияло солнце… На высоте около 850 метров Ил-14 вошел в облака, после чего связь с диспетчером прекратилась.

Искать исчезнувший борт стали сразу. Через 15 минут в аэропорту прозвучал сигнал «тревога». На поиски пропавшего воздушного судна первыми бросились работники поисково-спасательной службы. На поиск самолета в районе предполагаемого падения были ориентированы воздушные суда, пролетавшие в том районе. Масштабной операцией руководил секретарь обкома КПСС Николай Смирнов. К ней подключились спортсмены-лыжники, горноспасатели, затем военнослужащие. Поиски продлились трое суток – началась метель. С воздуха ничего не было видно. Поэтому район поисковых работ был достаточно большим – следы падения искали и возле Охотского, и возле Чапаевки, и вблизи Корсакова.

В поисках и в работе комиссии по расследованию довелось участвовать и бывшему работнику Южно-Сахалинского аэропорта Юрию Трифонову. Он-то и сделал представленные здесь снимки с места трагедии.

Как вспоминает Юрий Алексеевич, к уже участвующим в операции подключилась внештатная группа спецназа управления Комитета государственной безопасности во главе с Владимиром Цветковым – легендарной личностью, который принимал потом участие в спецоперациях в Афганистане и других горячих точках.

– Военные несколько раз ходили по склону и не могли ничего обнаружить. Метель основательно закрыла все ориентиры. Учитель физкультуры Юрий Брагин первый обратил внимание на то, что все ходят по одной стороне сопки, – вспоминает Ю. Трифонов. – Он и подал идею: надо бы подняться наверх, а уже оттуда спуститься на две стороны. Так и сделали. И быстро нашли обломки. Они находились с правой стороны склона.

После осмотра места происшествия стало понятно: Ил-14 ударился о скалу левой плоскостью, у него оторвало двигатели. Самолет развалился на несколько частей. Столкновение было очень сильным. Чтобы «перепрыгнуть» Острую, нужно было менее 100 метров… Всех, кто находился в самолете, выбросило на снег. Кто-то погиб сразу, кто-то замерз, поскольку из-за травм не мог передвигаться. Только два научных работника из комплексного НИИ смогли доползти до хвостового отсека самолета и укрыться там. И им удалось дождаться прихода спасателей. По их рассказу, после столкновения признаки жизни подавал второй пилот. А потом затих…
Какова же причина этого происшествия? По мнению С. Коняшова, во-первых, экипаж нарушил схему выхода в зону посадки Южно-Сахалинского аэропорта. А во-вторых, самолет в полете получил сильное обледенение. Происходит оно всегда в облаках, если температура наружного воздуха плюс пять градусов и ниже. Передняя кромка крыла и хвостового оперения покрываются слоем льда, ухудшая аэродинамические качества самолета, уменьшая подъемную силу крыла и увеличивая его сопротивление в полете. Вот и в тот декабрьский день 1976 года сахалинскому Ил-14, скорее всего, не хватило аэродинамических сил, чтобы набрать нужную высоту. Для предотвращения обледенения на самолете и существует противообледенительная система (ПОС). К сожалению, комиссии не обратила внимания на то, была ли включена ПОС в том злополучном полете. И не смогла сделать окончательный вывод – стало ли обледенение подлинной причиной, приведшей к катастрофе.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор – в кабине находился проверяющий инспектор, статус которого выше командира экипажа. Вполне возможно, что под его давлением и было решено сократить путь после длительного полета…
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения