Карская морская экспедиция 1931 г.Двенадцатая Карская экспедиция, начало которой положено 9 июля вылетом из Ленинграда
самолета «Комсеверпуть № 3» будет проходить под знаком дальнейшего превращения пути следования Kapcкой экспедедиции в постоянную водную артерию, связывающую Сибирь с западноевропейскими рынками.
В 1930 г. через Карское море было вполне благополучно проведено 50 судов. В настоящую Карскую экспедицию число пароходов по сравнению с прошлый годом будет несколько сокращено в виду уменьшения емкости иностранного рынка и из соображений большей выгодности вывоза за границу высокосортного сибирского леса в полуобработанном виде. В текущем году суда впервые будут полностью загружены импортными грузами, что позволит удешевить стоимость фрахта экспортных.
Морской сибирский путь должен быть дешевым водным путем. Для этого проводятся усиление речного флота — построен ряд крупных лихтеров морского типа для Обской губы, введены в строй шесть мощных полуморских теплоходов-буксиров, начата усиленная постройка специальиых деревянных речных барж. Обращено также внимание на строительство речных портов, из которых следует отметить порт Игарку на нижнем течении р. Енисея. Это даст возможность улучшить перегрузочные работы в портах, уменьшать простои и с большей четкостью провести операции в реке.
Гидрографическим управлением издан ряд новых карт Обской губы района Новой Земли, лежащей на подходах к Карскому морю с запада. Установлены новые путевые знаки, частью освещаемые. Ведется научно-исследовательская работа по изучению Ледовитого океана.
Издана первая лоция Карского моря на русском языке и на английском специально для иностранных судоводителей. Все это должно удешивить стоимость фрахтов и снизить страховые ставки.
Но всех этих, мероприятий недостаточно. Немало труда, настойчивости и средств понадобятся, чтобы наладить дело
по-настоящему. Нужно быть готовым к возможным, хотя и редким тяжелым ледовым годам, чтобы встретить их во всеоружии. В текущем году будут производиться гидрографические исследования в Енисейском заливе, карты которого являются еще узким местом Северного морского пути. Намечена постройка радиостанции на мысе Желания, вокруг которого в 1930 г. впервые прошли в Европу грузовые суда из Енисея. Радиостанция поможет изучить режим северной части Карского моря, имеющей большое влияние на южные, пространства, через которые пролегает путь торговых судов.
Широко будет развернута самолетная разведка льдов и самолеты покажутся в пределах Карского коря раньше судов —— ледовых разведчиков. Это обстоятельство было учтено, и в экспедицию послан поэтому только один ледокольный пароход «В. Русанов», а мощный ледокол «Ленин» оставлен в резерве в Архангельске, это тоже должно снизить накладные расходы по операции.
Ледокольный пароход «Русанов» 20 июля вышел из Архангельска. По прибытии в к Карским проливам, он получит от
самолета «Комсеверпуть № 2» предварительные сведения о льдах и затем совместно с самолетом предпримет окончательный выбор маршрута торговых судов, первая группа которых должна будет подойти к Карскому морю в начале августа. В это время в Обь-Енисейский район должен прилететь с р. Енисея самолет
«Комсеверпуть № 2», который дожжен будет обслуживать восточную область моря, базируясь на о. Диксон.
Вся операция должна быть закончена по плану к началу октября.
Значительный событием на Северном морском пути в этом году явится предполагаемый поход промыслового судна Комсеверпути «Белухи» вокруг Таймырского полуострова, к устью р Лены н обратно. Поход этот будет вметь большое значение для освоения наших северных побережий. С рейсом «Белухи», предусматривающем и исследовательские задачи, будет увязан полет третьего из Карских самолетов —
«Комсеверпуть № 1» который предпримет с Б Г. Чухновским полет к Северной Земле, а затем вокруг мыса Челюскина. В районе мыса Челюскина «Белуха» строит промысловое зимовье, которое является самым северным промысловым пунктом в арктической зоне Сибири и положит начало систеиатическому изучению наиболее трудного участка Северного морского пути — района между Енисеем и Леной.
Главное внимание во время Карской экспедиции текущего года будет обращено на наиболее четкое ее выполнение как в отношении плановости, так и календарных сроков. Этого требуют краткость навигационного периода в этом году и общее значение экспедиции для освоения советских северных окраин.
Начальник Карской экспедиции Н. ЕВГЕНОВ.