1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение SVF » 07 Июль 2015 12:30

Архангельскъ 17 сентября 1915 г., №206:
 1915-09-17-02.jpg
 1915-09-17-03.jpg
1915-09-17-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение SVF » 07 Июль 2015 12:49

Архангельскъ 20 сентября 1915 г., №209:
 1915-09-20-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 01 Ноябрь 2015 19:48

 Спасательная экспедиция на судне Герта для поисков старшего лейтенанта Седова и его спутников.jpg
 Спасательная экспедиция на судне Герта для поисков старшего лейтенанта Седова и его спутников 02.png
Жданко М. Е. Спасательная экспедиция на судне "Герта" для поисков старшего лейтенанта Седова и его спутников /М. Жданко. - Петроград : Типография Морского министерства, 1914. - [2], 6 с., [1] л. карт.

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 01 Ноябрь 2015 20:35

Коган Е. Е. Плавание экспедиционного судна "Герта" для поисков лейтенанта Брусилова и его спутников в 1915 г.. (предварительный отчет) /д-р Коган. - Петроград : типография Морского министерства, 1916. - [2], 42 с. : ил., карт.
Предварительный отчет о плавании экспедиционного судна "Герта" для поисков лейтенанта Брусилова и его спутников в 1915 г. Напечатано по распоряжению Главного гидрографического управления.


Плавание экспедиционного судна Герта для поисков лейтенанта Брусилова и его спутников в 1915 г.pdf .38.37 МБ
Последний раз редактировалось fisch1 28 Октябрь 2016 21:59, всего редактировалось 1 раз.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение SVF » 23 Июль 2016 19:55

Северное утро, 11 января 1915 г., №08:
 1915-01-11-01.jpg

 1915-01-11-02.jpg

 1915-01-11-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 28 Октябрь 2016 21:27

К поискам экспедиций Русанова и Брусилова.

На последнем собрании архангельского общества изучения русского Севера обсуждался вопрос о выдаче премий за розыски экспедиций В.А.Русановаи Г.Л.Брусилова. Собрание, по словам «Арх.», приняло следующую резолюцию:
В видах поощрения лиц, занимающихся промыслом в водах Северного Ледовитого океана, а также и совершающих в нем рейсы капитанов пароходов, к розыскам следов экспедиций геолога В.А.Русанова и лейтенанта Г.Л.Брусилова предполагается путем повсеместной подписки от имени архангельского общества изучения русского Севера в пределах Российской Империи образование капитала имени В.А.Русанова и Г.Л.Брусилова для выдачи из него в течение трех лет премий тем из мореплавателей и лиц, промышляющих в водах Ледовитого океана, коими будут доставлены архангельскому обществу изучения русского Севера достоверные сведения либо о местонахождении вышеуказанных экспедиций, либо о месте их гибели, либо наконец такие сведения, которые могут способствовать производству в этом направлении дальнейших розысков. |
Сумма капитала, предположенная к образованию путем подписки, выдается в премии; могущий же получиться остаток от производства выдач премий предназначается для образования фонда для организации поисковых или других научных экспедиций в северные полярные страны.


Новое Время 28 (15) апреля 1916 г.
http://starosti.ru/article.php?id=50007
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение Владимир Мельник » 16 Февраль 2019 20:51

Отличная подборка материалов по теме экспедиций 1912 года. Спасибо!
Аватара пользователя
Владимир Мельник
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 02 Март 2013 11:23

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 21 Апрель 2019 18:41

 1.png
Брейтфус, Л. Л. Северные полярные экспедиции 1912 года и их поиски : обзор деятельности экспедиций: старшего лейтенанта Седова, лейтенанта Брусилова, геолога Русанова и лейтенанта Шредер-Штранца / Л. Л. Брейтфус. - Петроград : Тип. Морского М-ва, в Гл. Адмиралтействе, 1915. - 44 c.



fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 21 Апрель 2019 20:10

 00.png
Брейтфус, Л. Л.Данные о плавании судов спасательных экспедиций пароходов "Андромеда" и "Кит" (Полярный) в 1915 году / Л. Брейтфус. - Петроград : тип. Мор. м-ва, 1916. - [2], 22 с

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 23 Апрель 2019 20:28

Архангельскъ апрель 1913 г.

 К поискам эксп.Седова.PNG
 К поискам экспедиции Седова.С.У..PNG
 Экспедиция Седова.PNG
 К эксп-ции Русанова АрхангельскЪ апрель 1913.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 25 Март 2020 20:59

 00.jpg
 Карта пути спасательной экспедиции на судне Эклипс.jpg


Тржемеский И.И.Экспедиция на "Эклипсе" для поисков экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова : (Предвар. отчет) / И. Тржемесский. - Петроград : тип. Моск. м-ва, 1916. - [2], 39 с. : ил., черт.; 27.


Экспедиция была снаряжена Главным гидрографическим управлением в 1914 году под начальством известного норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа. Представителем Морского министерства был назначен доктор Тржемесский.
Задачей экспедиции являлся осмотр, с целью поисков экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова, побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Енисея до мыса Челюскин, а также острова Уединения и восточного побережья северного острова Новой Земли.






Экспедиция_на_Эклипсе.pdf [41.46 МБ Скачиваний: 398]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 06 Август 2020 19:09

Кудряшов А.А. Пленник «Святой Анны»// «CEBEP» N 11- 12 2015 с.160 -167

Полярная экспедиция, остатки которой нашел Саня Григорьев романе Вениамина Каверина «Два капитана» ,в реальности исчезла бесследно, «потеряв» во льдах...плотника из Вологды.
Романтическое путешествие по северным морям ,начавшееся более ста лет назад,
стало роковым не только для вологжанина, но и для всей команды шхуны «Святая Анна»:
из 24 человек лишь двое вернулись живыми.


Sever2015.11-12s160-167.pdf [1.26 МБ Скачиваний: 291]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 06 Август 2020 19:15

Поиски судна полярной экспедиции В. А. Русанова «Геркулес».
Первые находки,связанные с экспедицией В. А. Русанова, относятся еще к 1934 г., когда
около западного побережья п-ова Таймыр, на о. Вейзеля (ныне о. Геркулес) был
случайно найден столб с вырезанной надписью «Геркулес. 1913». В 1936 г. на
о. Попова-Чухчина (примерно в 100 км от о. Геркулес) обнаружили часы, патроны,
фотоаппарат «Кодак», документы матроса В. Г. Попова, обрывки других
документов, визитных карточек, писем.
В 1975 г. экспедиция, организованная редакцией газеты «Комсомольская
правда» (руководитель Д. И. Шпаро), на о. Песцовый в шхерах Минина нашла
обломки киля судна и часть его обшивки. Из воды были извлечены муфта, вал
и другие детали паровой машины, инструменты, тиски и другие предметы 137 .
В1977 г. новая экспедиция, в состав которой вошла группа аквалангистов Московского
городского клуба подводного спорта «Дельфин» (руководитель С.С.
Прапор) ,при помощи подводного металлоискателя на дне пролива Глубокий
нашла патроны, воздушную заслонку мотора, две лопасти винта, свечи от
мотора, инструменты и т. п. (всего около 200 предметов) .
……………………………………………………………………………………………………………….
137 Прапор С. Поиски следов экспедиции Русанова / / Спортсмен-подводник. 1978.
Вып. 52. С. 46.

Окороков А.В. История отечественной подводной археологии.М.:КНОРУС, 2008
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 07 Август 2020 20:05

Прапор С. Поиски следов экспедиции Русанова / / Спортсмен-подводник. 1978.
Вып. 52. С. 46-

Из Большой советской энциклопедии.«Русанов Владимир Александрович
(1875—1913) — русский полярный исследователь. В 1907 году посетил
Новую Землю, прошел пролив Маточкин Шар. В 1908 Русанов принял
участие во французской экспедиции на Новую Землю, один впервые су-
хопутно пересек ее (от залива Незнаемого до Крестовой губы).
В 1909, 1910 и 1911 участвовал в русских экспедициях на Новую Землю;
в 1910 совершил обход северного,а в 1911 — южного островов.
В 1912 Русанов возглавил экспедицию на судне «Геркулес», целью которой
было обследование месторождений каменного угля на Шпицбергене
и установление над ними контроля России. Русанов предполагал пройти
северным морским путем к Берингову проливу. В том же году экспеди-
ция пропала без вести».
1912 год. 8 (31) августа на Новой Земле, в самоедской колонии Ма-
точкин Шар, В. А. Русанов оставляетс просьбой отправить телеграмму:

«Петербург, Ждановка, 9. Стюнкель.Юг Шпицбергена, остров Надежды.
Окружены льдами, занимаюсь гидрографией. Штормом отнесены
южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой
Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим
по пути островам: Уединения, Ново-Сибирским, Врангеля. Запасов на год.
Все здоровы. Русанов».
Это последняя весточка пропавшей экспедиции.
Состав экспедиции — 14 человек.
Судно «Геркулес», которым она располагала, было небольшим: водоизмещение 63, 42 регистровые тонны(нетто — 27,31); длина — 73,6 фута;
ширина — 19,6 фута; осадка — 8,6 фута. Мотор «Альфа» мощностью
около 15 лошадиных сил. На борту две шлюпки и один моторный фанг-
сбот (мощность его мотора около 3 лошадиных сил). 1913 год. Никаких серьезных попы-
ток прийти на помощь пропавшей экспедиции не предпринимается.
1914—1915 годы. Экспедиции В. А.Русанова и Г. Л. Брусилова разыски-
Вает арендованное в Норвегии судно «Эклипс». Его возглавляет знаменитый норвежский полярный мореплаватель и исследователь Отто Свердруп. Но лед не позволяет обследо-
вать район острова Диксона и мыс Вильда.
1934 год. Возле западного побережья Таймыра, на острове Вейзеля
(ныне остров Геркулес), находят столб с очень аккуратно вырезанной
надписью «Гуркулесъ 1913».
1936 год. На шхерах Минина, приблизительно в 100 километрах юго-за-
паднее острова Гуркулес, на острове,носящем ныне имя Попова-Чухчина,
найдены вещи, часы, патроны, документы матроса В. Г. Попова, фотоап-
парат «Кодак», обрывки документов,визитных карточек, писем и т. д.
1974 год. Полярная экспедиция«Комсомольской правды» находит
третью стоянку русановцев — на безымянном мысу к западу от полуост-
рова Михайлова. Нужно обмолвиться,что эта стоянка была открыта совет-
ско-норвежской экспедицией, разыскивающей двух пропавших без вести
спутников Р. Амудсена еще в 1921 году, и долгое время считалась стоян-
кой норвежцев. Но это не значит,что разыскать стоянку вновь было
легко. Карты, которыми пользовалась экспедиция Бегичева — Якобсена,
были не точны, маршрут спасателей не ясен.
1975 год. Полярная экспедиция«Комсомольской правды» обнаружи-
вает на острове Песцовом (шхеры Минина) с помощью охотника П. Г.
Колотова обломок киля, часть обшивки борта. Из воды с мелкого места
подняты муфта, вал и другие детали машины, инструменты, тиски и пр.
1977 год. По следам Русанова отправляется очередная экспедиция
«Комсомольской правды». В ее составе двадцать три человека — четыре
группы. У каждой из них своя цель,своя точка старта. Забегая вперед,
скажу, что в результате экспедиции полностью закончен осмотр побе-
режья от Диксона до залива Миддендорфа, осмотрены все острова
Пясинского залива, шхеры Минина,архипелаг Моно (всего 150 островов).
Общая протяженность маршрутов составила 5000 километров
Наша центральная группа экспедиции была самой многочисленной.
И оборудование у нас было самое тяжелое. Вертолет сделал три рейса,
чтобы доставить на шхеры Минина ящики с продуктами, аквалангами,
радиоаппаратуру, компрессор.В группу входили: аквалангисты
Московского городского клуба подводного спорта «Дельфин» Алексей
Курманенко, Михаил Сафаров, Ярослав Малышев и автор статьи, радисты
Александр Тенякшев и Георгий Иванов, специальный корреспондент
«Комсомольской правды» Владимир Снегирев и Василий Шишкарев.
Мы должны были обеспечить радиосвязь с остальными участниками
экспедиции, изучить подводные бан ки и резкие понижения дна (до 25
метров), провести поиск остатков судна у береговой полосы, а также
обследовать берега у островов Песцового и Кастерина.
Море не любит открывать своих тайн. И особенно, если это море се-
верное. Прав и тысячу раз прав Роберт Пири, американский полярный
путешественник, который писал:«В Арктике шансы всегда против
исследователя. Незримые хранители тайны обладают неисчерпаемым ко-
личеством козырей, которые они предъявляют смельчаку, дерзнувше-
му вступить с ним в игру. Жизнь там — собачья. Но работа достойна
настоящего человека».
При транспортировке вертолетом сорвался фангсбот, наше единствен-
ное судно (типа ЯЛ-6 с мотором).
Два дня на острове стучали топоры.Все мы стали кораблестроителями.
Наконец ремонт закончен. Делаем робкую попытку выйти в залив.
Но из этого ничего не вышло.Утром изменился ветер, и всю бухту
забило льдом. Чтобы не терять времени, совершили два пеших похода:
один вокруг нашего острова, другой на место предполагаемых погруже-
ний — к мысу Флаг. У мыса —невзломанный полутораметровый
лед. Попытались ломами и кирками разрушить его, но это оказалось
безнадежной затеей. Надо ждать.
Выходим на обследование банки на проливе Глубоком. Местами его
глубина достигает 25 метров, однако почти в центре выступает каменистая
гряда с глубиной до полутора метров.Волна довольно крутая, но наш
фангсбот отлично справляется. Одеты по-северному: в фуфайках, штор-
мовках, утепленных болотных сапогах, надувных жилетах. При подходе
к банке сбавляем ход. Глубина позволяет пройти нашей шлюпке,
но впереди внушительная льдина с подмытыми краями. Ледяные двух-
метровой толщины навесы приподнимаются над водой метра на полтора
и тянутся на десятки метров. По нашим расчетам льдина стоит как раз
на банке. Начинаем обходить ее с подветренной стороны. И тут, то ли
лед сам по себе должен был рухнуть, то ли волна от нашего фангсбота
нарушила хрупкое равновесие, но один край обломился и с оглуши-
тельным грохотом рухнул в море.
Гидравлический удар был такой силы, что нас подбросило в лодке, а ребята
на берегу подумали, что у нас взорвался мотор.
 46.jpg

Первое погружение в Карском море. Под водой видимость не боль-
ше 30 сантиметров. Аквалангист на сигнальном конце начинает круговой
поиск. После завершения полного круга страхующий подает ему сигнал
и отпускает сигнальный конец на 3 метра. Аквалангист идет на сле-
дующий круг. И так до диаметра 50 метров.
У нас гидрокостюмы «Садко» и гидрокомбинезон. Для работы на
мелком месте гидрокомбинезон очень громоздок, да и перчатки толстые,
сложно взять мелкий предмет. Зато на глубинах более 10 метров в
условиях Арктики — лучше.
Дно в бухте покрыто множеством крупных и мелких каменных глыб
и щебнем. Но стоит только выйти из нее, картина резко меняется. Голое,
очень плотное дно, словно по дну прошел огромный каток. Это сделал
лед. Огромные ледяные поля, двигаясь под воздействием ветров и те-
чений истирают щебень и глыбы в порошок, трамбуют дно.
Стало ясно, что искать остатки корабля надо только в защищенных от
двигающихся льдов местах, то есть в бухтах. Все, что попало на открытую
часть пролива, погибло.
 50.jpg

И вот первые находки. По сравнению с последующими они достались
нам довольно легко, так как лежали на поверхности дна среди камней.
Но затем началась поистине каторжная работа. Аквалангист осторожно
перекладывал крупные камни, а затем, подождав, когда течение унесет
поднятый ил, внимательно осматривал участок. Иногда из-под очередно-
го валуна он видел тонкую струйку желтоватой воды. Это ржавчина.
Чтобы добраться до металлического предмета, опять нужно было разби-
рать камни и щебень. Часто подобные «раскопки» оканчивались безре-
зультатно, и тогда нам помогал подводный металлоискатель. Опера-
тор, а им чаще всего был Александр Тенякшев, очень точно указывал, что
предмет есть. Опять поиск, нудный, однообразный, но обязательно окан-
чивающийся находкой. А руки и ноги мерзли очень быстро — темпера-
тура воды всего 2—3 градуса, да и работа почти на одном месте, не ра-
зогреешься.
Найден патрон с разрывной пулей, затем второй. На цокольной части —
иностранная марка «L.V.Kr.12м».Таких не было среди найденных ра-
нее русаковских патронов, но из архивных данных известно, что у экс-
педиции были дробовое ружье 12-го калибра и винтовка «Франкотт».
Не к ним ли найденные патроны?
Через день «вылавливаем» воздушную заслонку мотора. На ней четкая
надпись «PAT ОСТ 14-1902». Заслонка запатентована 14 октября 1902 года.
Сделана она за границей. Теперь в патентной библиотеке можно уста-
новить, к какому типу мотора она принадлежала. Еще более существен-
ной находкой оказались две лопасти винта. Сломаны они на обратном
ходу, что хорошо видно по зазубринам на краях. По их размеру почти
точно можно вычислить мощность мотора, а химический состав даст
ответ, в какой стране они отливались.
Найдены восемь свечей от мотора. Если на одной из них под слоем
ржавчины удается найти надпись «alpha»,— это будет большая удача.
В Москву доставлена часть киля.
Как утверждают специалисты, подобный киль мог принадлежать и судну
«Геркулес».
Проводим выборочные обследования самых глубоких мест пролива.
Но увы, даже на глубине 25 метров, картина такая же, как и на открытых
местах вдоль берега, — ни крупных глыб, ни растительности. Возможно,
что течения вымывают дно и препятствуют зарастанию. А может быть,
и здесь проходят льды, хотя в это трудно поверить.
Но вот работы закончены. Наш аквалангист, кинооператор и шеф-
повар Ярослав Малышев делает последние съемки. Консервируем
на зиму приютившую нас избу Колотова. Оставляем дрова, продукты.
Когда сюда попадет снова человек?
Трудно сказать. А вдруг! Прощайте, шхеры Минина. Поиск будет продол-
жаться в других местах.

 47.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1914-1915: Поиски экспедиций Русанова, Брусилова, Седова

Сообщение fisch1 » 07 Август 2020 20:30

Тайна острова Песцовый


Все началось с письма, пришедшего в Диксонскую гидрографическую базу от кандидата географических наук Владлена Александровича Троицкого. С разрешения полярных гидрографов привожу его полностью: «Вероятно, вам попадалась моя статья в «Советском Таймыре» (газета, издаваемая в Дудинке – В.И.) от 1 июня 1985 года о предполагаемых станках русановского «Геркулеса» у о. Песцового. Наверное, уже получено и письмо из Гидрографического предприятия за подписью В.И. Пересыпкина с просьбой по возможности проверить мою версию об избе, обнаруженной в 1933 году близ места, где в 70-х годах шпаровцы (участники экспедиции под руководством Д.И. Шпаро, советского полярного исследователя и путешественника, – В.И.) выудили много металлических деталей от судна, сходного по размерам с «Геркулесом». Они не связывают эти останки с «Геркулесом», потому что нашли там еще ключ с надписью «Промвоенторг». Думаю, что в 30-х годах там погибло какое-то суденышко Норильского комбината.
Я же убежден, что там раздавило льдом «Геркулес», а ключ попал с баркасом экспедиции Д.И. Смирнова.
Если будет возможность, пусть лоцотряд сделает заход и осмотрит место, где была изба, найденная в 1933 году. Если найдется что-то бумажное в разбитой бутылке, желательно не разворачивать, а сразу вложить в какую-то тетрадь, книгу… Чтобы не рассыпалось при высыхании. Может, гильзы или бытовые предметы старинные – все сложить в какой-то небольшой ящик и отправить при первой возможности в Гидрографическое предприятие Министерства морского флота.
По просьбе музея Арктики желательно вывезти киль с пляжа. Я его видел в 1956 году, но не связывал тогда, конечно, с «Геркулесом».
О результатах посещения острова Песцовый напишите мне.
С уважением, В. Троицкий.
г. Ленинград, 22 июня 1985 года».

А несколькими днями позже начальник Диксонской гидробазы Владимир Сергеевич Алексеев получил другое письмо. На этот раз из Гидрографического предприятия. В нем его руководитель В.И. Пересыпкин писал: «В связи с опубликованием в газете «Советский Таймыр» 1 июня 1985 года статьи В.А. Троицкого “«Геркулес» с острова Песцовый” прошу изыскать возможность захода в навигационный период лоцмейстерского судна при производстве работ в шхерах Минина в пролив Глубокий для обследования предполагаемого места стоянки экспедиции В.А. Русанова».
Так что же и кого многие годы ищут в Арктике?
Владимир Александрович Русанов родился в 1875 году в городе Орле. В 1897 году окончил Орловскую духовную семинарию, но священником не стал, а примкнул к революционному движению. Потом были арест и ссылка, эмиграция в Париж. Во Франции он получил геологическое образование. В 1907 году Русанов отправился на Новую Землю, где провел обследование берегов пролива Маточкин Шар. С этого времени он связан с исследованием Арктики, где бывал каждый год. В 1912 году Владимир Александрович возглавил экспедицию на боте «Геркулес» в район Шпицбергена. Считается, что В.А. Русанов являлся одним из прототипов капитана Ивана Львовича Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
Итак, экспедиция 1912 года. В июле «Геркулес» отправился в арктические моря, к берегам Шпицбергена. Русанову предстояло дать оценку перспективности здешних угольных разработок, поставить заявочные столбы и сообщить русскому правительству о деятельности иностранных предпринимателей на архипелаге. Через полтора месяца экспедиция выполнила программу. «Геркулес» покинул Шпицберген и… пропал.
Сейчас сложно сказать, каким был маршрут следования «Геркулеса». Точно известно лишь то, что судно побывало в селении Маточкин Шар на Новой Земле, где Русанов оставил записку для передачи на телеграф с попутным судном: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».
И все. Дальше полное неведение. В 1914–1915 годах два русских судна, «Андромеда» и «Эклипс», посланные на поиски, вернулись ни с чем. Хотя у берегов Таймыра «Эклипс» прошел всего в нескольких километрах от двух островов, где в 1934 году топограф А.И. Гусев обнаружит столб, укрепленный в груде камней с аккуратно вырезанной надписью “«Геркулес» 1913 г.” Здесь же лежали сломанные нарты и цинковая крышка от патронного ящика.
Именно 1913 год и считается предположительным годом гибели великого русского полярного исследователя и его товарищей. Но так ли это? В 1934 году на острове в шхерах Минина, находящихся к юго-западу от архипелага Мона, были найдены предметы, принадлежавшие членам экспедиции Русанова. Топограф М.И. Цыганюк нашел фотоаппарат, часы, две кружки, патроны, буссоль, курительную трубку, ножницы… Здесь же были найдены письма и документы двух матросов «Геркулеса» – Василия Попова и Александра Чухчина.
Вот что говорил об этом Дмитрий Шпаро в книге «Три загадки Арктики»: «Сложилось убеждение, что здесь, на острове Попова-Чухчина, погибли два матроса, посланные Русановым с места зимовки «Геркулеса», чтобы сообщить о судьбе экспедиции. Матросы погибли, а сам «Геркулес» был, наверное, увлечен дрейфом к северу и там раздавлен льдами – такое мнение утвердилось в литературе.
Надо сказать, что после 1934 года и до самого последнего времени никаких новых следов экспедиции В.А. Русанова найдено не было, это подтверждало общепринятую версию ее гибели».
Но поиски продолжаются. В течение нескольких лет их проводит редакция газеты «Комсомольская правда». Продолжает эту работу бывший главный инженер Хатангской гидрографической базы Владлен Александрович Троицкий. И в этом ему помогают гидрографы Диксона.
Так нашли или нет в сентябре 1986 года экспедицию В.А. Русанова? Этот вопрос интересовал меня больше всего, когда я шел на встречу с Вячеславом Валентиновичем Радионовым, начальником гидрографического отряда № 2 Диксонской гидробазы.
– Лично я сомневаюсь, что это следы экспедиции на «Геркулесе». Хотя все, о чем писал Владлен Александрович, мы обнаружили, – сказал мне В.В. Радионов. – 26 или 27 августа мы получили указание из Диксона обследовать участок острова. К тому моменту наш гидрографический катер «Галс» работал как раз в шхерах Минина, в трех-четырех километрах от предполагаемого места поиска.
Если честно, это задание в наши планы не входило, да и времени было мало, а объем основных работ – довольно внушительным. Но как только выдавалась свободная минута, мы на вездеходе отправлялись на Песцовый. Это один из островов шхер. Он невысокий, болотистый, радиусом около пятнадцати километров. И в поисках нам здорово помогли координаты, сообщённые из Ленинграда.
Для начала обследовали побережье. Там валяется огромное количество бревен, бруса, щепок… Искать в них следы судна все равно, что иголку в стоге сена. Как мы построили обследования? Старались просмотреть береговую полосу шириной до двадцати метров вглубь острова. Искали по признакам старины: кованые гвозди, детали судового набора… Нашли как раз эту самую деталь судового набора. Лично я предполагаю, что это часть киля.
Некоторое время назад мой коллега Владимир Гамбургер увидел из вертолета на острове, в устье ручья, следы строения. Туда и отправился гидрограф Александр Алфеев. Там он обнаружил куски бревен, большое количество щепы, приспособления для смоления. И еще много разных предметов в смоле. Там же лежали самодельное весло и предполагаемые детали судового такелажа. Наше обследование острова осложнил выпавший снег, ведь к поискам мы смогли приступить лишь 20 сентября.
Я уже говорил, что на месте избы было много щепы. И если сверху она была тронута временем, то когда я поднял этот слой, увидел абсолютно свежее дерево. Видимо, это парадоксы Арктики. Что касается строения, это была, бесспорно, изба. Но ее растащили по бревнам.
– Кто?
– За прошедшие годы на острове побывало огромное количество экспедиций. А дрова нужны всем.
– Вячеслав Валентинович, как Вы полагаете, это следы экспедиции Русанова?
– Думаю, что нет. Как я уже сказал, люди на Песцовом бывали регулярно. Неужели они не видели что-то из ряда вон выходящее? В Арктике «прохожих» нет. Работают специалисты, которые могут отличить приплывшее сюда обычное бревно от, скажем, корабельной мачты. Хотя кто его знает! Вдруг окажется, что это следы легендарного «Геркулеса».
Сейчас все найденное отправлено нами в Ленинград. Исследования ученых дадут окончательный результат. И еще. Поиски в этом районе надо вести в августе. Необходимо внимательно осмотреть все побережье. Раздавленный «Геркулес», если это он, могло унести течением в любую часть этого острова или даже на соседний… Кроме того, нам необходимо знать точные конструктивные данные «Геркулеса», виды материалов, из которых он был сделан. В этом году мы будем работать примерно в том же районе. Есть возможность повторить поиски.
– Выполняя поиски экспедиции Русанова, Вы не чувствовали себя героем романа Вениамина Каверина?
– Нет, не чувствовал. Хотя вспоминал «Двух капитанов» часто.
– Так что же вы нашли на Песцовом? – спрашиваю гидрографа.
– На его западном берегу было обнаружено место, похожее на основание разрушенной избы размером пять на двадцать метров. Недалеко найдены детали судового набора с металлическим штырем. В бухте Промысловой около зимовья найдена часть деревянного борта судна размером около двух квадратных метров. Сюда его доставила, видимо, экспедиция Дмитрия Шпаро.
К этому надо добавить весло с двумя коваными гвоздями, колотушку длиной двадцать пять сантиметров, консервную банку с деревянной ручкой и со следами смолы, деревянный квач, четыре обработанных деревянных детали сложной конфигурации, обломок доски с двумя металлическими штырями.
– Что ж, возможно, ваши находки помогут приблизиться к разгадке одной из арктических тайн и найти следы экспедиции Владимира Александровича Русанова, – говорю я напоследок В.В. Радионову.
– Кто его знает? Быть может… Но убежден, что поиски продолжать необходимо.

Виталий ИВАНОВ


Опубликовано в газете «Советский Таймыр» 14 марта 1987 года
https://proza.ru/2018/01/25/1648
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения