ВЕЛИКИЕ ПЕРЕЛЕТЫ 1926 ГОДА.25 лет тому назад самая мысль о возможности летания на аппаратах тяжелее воздуха вызывала сомнение и ироническую улыбку. 25 лет тому назад лишь немногочисленная группа людей, полная веры в победу человека над воздухом, трудилась над созданием аэроплана и уже предвидела то, что в настоящее время из фантазии превратилось в действительность.
Аэроплан настоящего — это «ковер-самолет» прошлого, переносящий мечтателя из страны в страну, подобно тому, как это описывается в арабских сказках «Тысячи и одной ночи». Только теперь этот мечтатель превратился в авиатора, а воображение, которое носило мечтателя по сказочным странам, воплотилось в аэроплан, в «стальную птицу», способную пожирать пространство и время. Вылететь рано утром из Парижа, днем пронестись над всей Европой, вечером увидеть Константинополь, ночь провести на аэроплане, со страшной скоростью (185 км в час) несущемся над Малой Азией, чтобы утром следующего дня при первых лучах восходящего солнца очутиться в стране чудес, на берегу Персидского залива — разве это не сказка наших дней? Между тем, такие перелеты, поражающие нас своей грандиозностью, не только возможны, но не представляют собой в настоящее время даже особой редкости.
Первое изумительное по своей длине путешествие по воздуху было совершено еще в 1923 году американскими летчиками Макреди и Келли, перелетевшими на аэроплане из Нью-Йорка в Сан-Франциско, т.-е. через весь континент Северной Америки. Расстояние, равное приблизительно 3.800 км, было покрыто ими в 26 час. 50 мин. безостановочного перелета. За два последних года техника авиации далеко шагнула вперед. То, что было трудно осуществимо в 1923 году, оказалось легко осуществимым в 1926 году. Стоило только пожелать, стоило только французскому правительству назначить призы за побитие мирового рекорда, поставленного американскими летчиками, чтобы нашлись люди и аппараты, способные повторить в еще большем масштабе тот же самый подвиг.
Первыми начали бр. Аррашар, знаменитые французские летчики, известные по своим многочисленным дальним перелетам. Рано утром 26 июня братья Аррашар заняли места на военном двухместном аэроплане, завели 550-сильный мотор и снялись с парижского аэродрома Бурже, направив свой путь в Малую Азию. Аэроплан был настолько перегружен горючим, что с трудом оторвался от земли. В начале под проливным дождем он летел очень низко над землей. Затем, по мере того, как количество бензина уменьшалось, аэроплан становился легче и высота полета его увеличивалась. Днем летчики пронеслись над Западной Европой, а к вечеру они были над Константинополем. Ночью при перелете через Малую Азию лопнул трубопровод и горючее из баков стало вытекать наружу. Кое-как повреждение было исправлено, но с этого момента одному из братьев Аррашар пришлось накачивать горючее при помощи ручного насоса. Работа эта стоила героических усилий, так как в течение целых 10 часов ему необходимо было повторять один и тот же ритмический жест, несмотря на страшную усталость, овладевшую летчиками под конец путешествия. Утром, когда уже совсем рассвело, с высоты в 3.000 метров открылись воды Персидского залива и вскоре аэроплан сделал посадку на аэродроме в Бассре. Смело задуманный план был выполнен: братья Аррашар покрыли расстояние между Парижем и Бассрой, равное 4.300 км, в 26 ч. 30 м. безостановочного полета, установив тем самым новый мировой рекорд дальности перелета по прямой. Высокое совершенство, достигнутое в моторостроении, дало возможность довести этот замечательный перелет до благополучного конца. Остановись мотор, произойди какая-нибудь поломка ночью, им пришлось бы опуститься на землю, совершенно ее не видя, может быть, на деревья, на горы, что грозило бы неминуемой гибелью. Однако, надежда на мотор была непоколебима. Помимо уверенности в полете, летчики должны были обладать еще стальными нервами, чтобы совершить столь грандиозный перелет по пути, совершенно не подготовленному для воздушных путешествий. Здесь не было ни маяков, ни посадочных площадок, ни «гостеприимных постоялых дворов, подвешенных под небеса», как писала одна американская газета. Десять часов они должны были вести свой аэроплан сквозь тьму ночи. 26 часов подряд они должны были напрягать свои нервы, ибо работа пилота требует всегда большого напряжения.
Едва успела затихнуть сенсация, вызванная этим подвигом во всем мире, как французскими летчиками было совершено еще несколько безостановочных перелетов, на дальние расстояния. Капитан Жирье и лейтенант Дордильи, вылетев 14 июля из Парижа, на следующий день опускаются в Омске (Сибирь), покрывая расстояние в 4.700 км за 29 часов беспрерывного полета. Лейтенант Шалль и кап. Вейсер 31-го августа перелетают из Парижа в Бендер-Аббас, город, лежащий на берегу Персидского залива, немного южнее Бассры. Громадное расстояние в 5.212 км ими покрывается в 28 часов безостановочного полета. Наконец, 28 октября, летчик Кост и кап. Ринво в течение 32 часов совершают перелет из Парижа в Яск (Персия), покрывая, таким образом, без остановки расстояние в 5,425 км.
Близится время, когда такие перелеты будут иметь не только спортивное значение, но сделаются более или менее
[24]
повседневными. Тогда «ковры-самолеты» будут переносить пассажиров из одной страны в другую, словно по мановению волшебной палочки, пожирая расстояния, еще не так давно казавшиеся недосягаемыми.
Способность современного аэроплана покрывать огромные пространства настолько велика, что за короткий промежуток времени человек может облететь целый ряд стран, в течение одного дня посетить несколько городов, позавтракать в столице одного государства, пообедать в столице другого, поужинать в столице третьего и т. д.. чтобы через 2 — 3 дня возвратиться к себе домой. Серию подобных круговых перелетов открыл известный уже нам летчик Аррашар в августе прошлого года. Вместе с механиком Кароллем на двухместном военном аэроплане он вылетел из Парижа в круговой облет Европы. Побывав в Белграде, Константинополе, Бухаресте, Москве, Варшаве и Копенгагене, Аррашар вернулся в Париж через 65 часов после начала своего путешествия, покрыв расстояние в 7.400 км менее, чем в трое суток. Ни одно средство передвижения не было бы в состоянии дать такой скорости. Ровно через год точно такой же облет Европы предпринимает советский летчик М. Громов.
«Воздушная прогулка» М. Громова над Европой — одна из блестящих страниц истории советской авиации. Все происходит как в калейдоскопе. Рано утром 31-го августа, еще до восхода солнца, он в сопровождении механика Родзевича вылетает из Москвы на аэроплане советской конструкции. В 9 ч. 15 мин. утра, по московскому времени, пройдя без всяких приключений расстояние в 1.084 км, летчик опускается на Кенигсбергском аэродроме. Короткая остановка на 1 ч. 15 мин. для пополнения горючего и для легкого завтрака... Затем отлет на Берлин... В Берлине остановка на два часа для участия в банкете... К вечеру того же дня советский аэроплан был уже в Париже. На следующий день, после трех часов сна, летчик при накрапывающем дожде вылетел в Рим. Перелет через Альпы на высоте 3.700 м. Горные вершины, покрытые вечным снегом, ущелья, скрытые от взоров летчика морем облаков, затем воды Генуэзского залива и, наконец, столица Италии —Рим... Короткая остановка в Риме... Необходимо торопиться, чтобы до наступления ночи попасть в Вену. Еще засветло аэроплан пролетает над Апленинами, Венецией и Тирольскими Альпами. За 50 км до Вены солнце прячется за макушками гор. Внизу совершенно темно. Через 10 минут показывается освещенная Вена и советский аэроплан впотьмах на-ощупь опускается на Венский аэродром. Короткий сон в течение 4 часов... Утро следующего дня застает летчика уже в пути по направлению домой, к Москве. Скоро Прага остается далеко позади... Аэроплан летит низко, чтобы выиграть время... Порой вершины холмов чуть не касаются колес аэроплана... Короткая остановка в Варшаве и к вечеру многочисленная толпа встречает на центральном московском аэродроме советского летчика, совершившего замечательную «воздушную прогулку» над Европой и покрывшего 7.100 км в течение менее чем трех суток (63 часа).
За неделю перед этим французский летчик Дуази и инженер Гонен выполняют также исключительное по своей быстроте путешествие. Вылетев из Парижа 24-го августа на двухместном аэроплане, они направляются по маршруту Париж — Рим — Тунис — Касабланка — Бордо — Париж, сделав все путешествие вдоль берега Средиземного моря, общей длиной в 6.500 км, менее чем в двое суток (41 ч. 40 мин.). То же путешествие, но совершенное на наиболее быстрых поездах и пароходах, заняло бы не менее 10 суток.
Наконец, о самых дальних перелетах: сесть на аэроплан и облететь вокруг света — давнишняя мечта человека. Впервые она была осуществлена американскими летчиками, правда, с громадным трудом, но облетевшими в 1924 году кругом света на аэроплане. Чтобы покрыть 44.320 километров, им потребовалось тогда 157 дней, а средняя суточная скорость путешествия равнялась 228 км. С тех пор было совершено много больших, замечательных по своей длине путешествий по воздуху, предпринятых людьми с самыми разнообразными целями.
В 1925 году экспедиция из 6 советских аэропланов совершила замечательный перелет из Москвы в Пекин, по совершенно неисследованному воздушному пути, проходящему частью над Сибирью, с ее суровым климатом, тайгой, высокими горами с обширными степями, частью над Монголией с ее знойной и дикой пустыней Гоби, а частью над Китаем. Героических усилий стоила эта экспедиция, но, несмотря на громадные трудности, была доведена до благополучного конца, выполнив задачу укрепления дружеских отношений с Китаем и обследовав путь, по которому впоследствии должна быть установлена воздушная связь между Европой и Азией. По проторенной советской экспедицией дороге в следующем 1926 году был совершен целый ряд перелетов иностранными летчиками: японскими летчиками, поляком Орлинским (Варшава — Токио и обратно), датчанином Ботведом (Копенгаген — Токио и обратно) и, наконец, французом Дуази, перелетевшим из Парижа в Пекин через Москву и покрывшим все расстояние в 11.300 км в 7 суток, со средней суточной скоростью в 1.616 км.
В марте 1926 года закончился интересный перелет английского летчика Алана Кобхема из Лондона через всю Африку в город Капштадт и обратно. Целью этого перелета было обследовать воздушный путь, по которому должна пройти в будущем новая английская аэролиния. Кобхем в сопровождении механика и кино-оператора вылетел из Лондона на 4-местном пассажирском аэроплане 16-го ноября 1925 года и закончил, свое путешествие прибытием обратно в Лондон 13 марта 1926 года. Расстояние в 26.000 км было покрыто в 118 дней со средней суточной скоростью в 220 км.
В июне Алан Кобхем предпринял другой столь же интересный перелет из Лондона в Австралию (Мельбурн) и обратно в Лондон, общей длиной в 45.500 км. На этот раз он летел на двухместном гидро-аэроплане в сопровожде
Аллан Кобхэм (в светлом сером костюме) снят сразу после своей посаоки на р, Темзе, перед зданием Парламента, когда он закончил свой перелет Лондон — Австралия — Лондон.[25]
нии своего механика Эллиота. Отлет из Лондона состоялся 30-го июня. Благополучно летчики миновали Неаполь, Афины, Багдад, но 4-го июля на участке Багдад — Бушир Кобхема постигла тяжелая утрата: выстрелом из ружья, произведенным с земли каким-то неизвестным арабом, был убит товарищ Кобхема, механик Эллиот. Несчастье произошло вблизи озера Хаммар, в 200 км от Бассры. Из-за песчаной бури летчику пришлось снизиться и лететь низко над землей. Неожиданно раздался звук как бы от выстрела. Через минуту Кобхем получает записку, переданную ему Эллиотом. В этой записке было: «Вероятно лопнул бензинопровод и осколки его мне попали в руку и в бок. Я истекаю кровью». Лишь час спустя Кобхем смог сделать вынужденную посадку в Бассре. Когда Эллиоту была подана первая помощь, у него была обнаружена огнестрельная рана; оказалось, что пуля пробила ему руку, прошла в бок и застряла в легких. Через несколько часов раненый умер.
Эта драма задержала на несколько дней Кобхема, а потому он попал в Индию в период муссонов (сильные осенние ветры), что заставило его на некоторое время прервать путешествие. Начиная с Бирмы (северо-восток Индии), погода стала вновь благоприятствовать ему. 5-го августа он был уже в Порт-Дарвине, на северной оконечности Австралии. После целого ряда показательных полетов и целого ряда лекций, прочитанных в местах остановок, Кобхем 4-го сентября вылетел обратно в Лондон, следуя по тому же самому пути. 1-го октября отважный летчик, без особых приключений, добрался до Лондона и опустился на реке Темзе перед английским парламентом, приветствуемый тысячной толпой народа.
Таковы великие перелеты 1926 года.
[26]