Комсомолец Заполярья 20 февраля 1939 г. №25ОТВАЖНЫЕ ПОКОРИТЕЛИ АРКТИКИИ. Я. РЯСИНВо славу советской родины... Самыми счастливыми и радостными днями в моей жизни были дни исторического похода «Таймыра» в Гренландское море. Особенно замечательна первая встреча с папанинцами.
По льду со знаменами шли команды «Таймыра» и «Мурмана». Добрались до лагеря. Восторгу не было предела. Никто из отважной четверки под влиянием нахлынувших чувств в первую минуту не мог вымолвить ни слова.
Тов. Папанин хотел видеть и запечатлеть лицо каждого члена экспедиции. Взгляд его быстро перебегал с одного на другого. Наконец он приготовился говорит, но снова заволновался.
Но вот начался митинг. Депутат Верховного Совета СССР, начальник дрейфующей станции «Северный полюс» Иван Дмитриевич Папанин говорил о сталинской заботе о людях, о том что он и его товарищи Ширшов, Кренкель и Федоров в дали от большой земли постоянно чувствовали сталинскую заботу. Папанинцы знали, что они не одиноки, что за дрейфом их льдины следит весь 170 миллионный советский народ и лично тов. Сталин и они никогда не останутся забытыми.
... Экспедиция давно закончилась. Все ее участники давно уже занялись своей повседневной работой. И вот, как-то поздно вечером мне позвонили по телефону из штаба и сообщили, что я награжден орденом «Красная звезда». В тот же вечер я подал рапорт, в котором писал:
- В ответ на награду правительства, высоко оценившего мою скромную работу в походе на «Таймыре», прошу оставить меня на пожизненную службу в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте. Отдам на благо и процветание своей великой родины все силы, а если
потребуется, то и жизнь.
Меня воспитал комсомол и флот. Я не мог поступить иначе, да каждый на моем месте поступил бы только так.
Так получил свой второй орден.
Еще в 1933 году я плавал на одном из кораблей Северного флота сигнальщиком. Службу нес хорошо. Отмечая успехи в боевой и политической подготовке личного состава, тогда еще молодой Северной флотилии, советское правительство в числе других командиров и краснофлотцев отметило меня, наградив орденом «Знак почета».
Когда стали снаряжать суда за героической четверкой папанинцев, я был назначен в экспедицию в качестве подрывника и каюра. Громадна была честь и велика радость. Несколько суток без сил работал над книгами и постановлениями, бегал по скалам, где производились подрывные работы, практически изучал подрывное дело. И надо сказать, быстро его освоил и экзамен сдал на «отлично».
И когда Норвежское море обрушилось гневом слепой, яростной стихии на стальной тело «Таймыра», я был там, где могла пригодиться пара здоровых рук.
В зависимости от обстоятельств в походе мне приходилось быть боцманом, печь пироги, помогать коку, работать с водолазами.
Нас послали в поход партия, советское правительство, товарищ Сталин. И мы работали так, чтобы с честью оправдать их высокое доверие.
Сейчас, готовясь дать своей замечательной родине великую клятву, я вновь переживаю незабываемые, замечательные дни похода, вспоминаю, как самоотверженно работали наши моряки, как героически выполняли задание партии и правительства четверо мужественных советских людей. Их работа – ярчайший пример героизма, безответной преданности своей родине и великому Сталину. А это и есть те качества советского человека, которые требует от нас военная присяга.
Всем сердцем я скажу 23 февраля замечательные слова великой клятвы: «Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского правительства выступить на защиту моей родины – Союза Советских Социалистических республик, и, как воин Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».
ПОСЛЕ ПРИЕЗДА ТОВ. ПАПАНИНАЭто было в последних числах сентября 1938 года. На строительство Севморпутьзавода приехал заместитель начальника Главсевморпути — Герой Советского Союза И.Д. Папанин. Тогда еще не был пущен ни один цех завода, только что начиналась работа в доках, а новый клуб был в стадии строительства.
С первого же дня своего приезда тов. Папанин стал обходить общежития, участки в цехах, беседовал с рабочими, комсомольцами, интересовался их бытом и работой, и тут же на месте оказывал практическую помощь.
Тщательно присматриваясь к работе, пытливо расспрашивая рабочих о причинах тех или иных неполадок, тов. Папанин выявил и сменил негодное руководство: начальника строительства, начальника и главного инженера 2 участка, самого ответственного об’екта строительства.
Особенно подолгу беседовал тов. Папанин со стахановцами , ударниками и комсомольцами. Рассказывая им о важности и значении будущего завода, для всей страны И.Д. Папанин призывал вести самую упорную борьбу со всеми, кто, хотя в малейшей мере, мешает нормальному ходу строительства.
Побывав в детсаду и в школе, тов. Папанин вскоре уехал, но его пребывание на строительстве дало очень много.
Вредительски задерживаемое строительство нового клуба пошло форсированными темпами, закипела работа на строительстве доков, закончили все недоделки в механическом цехе и через небольшой срок он был сдан в эксплуатацию.
Из рук вон плохо было поставлено снабжение рабочих. Теперь об этом уже и вспоминать не приходится. Совсем не занимались ликвидацией неграмотности. После телеграммы тов. Папанина о разрешении этого вопроса, почти все неграмотные и малограмотные были охвачены учебой.
Со времени приезда Героя Советского Союза И.Д. Папанина к нам на строительство прошло немного времени. Но за этот короткий срок произошли огромные изменения.
Строительная площадка стала неузнаваемой. Новые жилые дома, целый поселок вырос здесь.
Молодые строители завода, приехавшие в Заполярье, по призыву Ивана Дмитриевича Папанина, сейчас охвачены единодушным стремлением ознаменовать XVIII партийный с’езд новыми производственными победами.
Ф. ОРЛОВ — комсомолец – преподаватель школы малограмотных. В. МИЛОЯНИНИз воспоминаний участника экспедиции19 февраля 1938 вписана новая замечательная страница в истории человечества. В этот день славные ледокольные судна «Таймыр» и «Мурман» сняли отважных героев-папанинцев с дрейфующей станции «Северный полюс». Мне, моряку Северного флота, правительство поручило в ЭТОЙ экспедиции большую и ответственную работу. Трудно передать ту радость, которую я ощутил при получении задания — участвовать в экспедиции «Таймыра» к берегам Гренландии. Это было большим праздником в моей жизни.
Весь экипаж «Таймыра» горел одним желанием — как можно скорее подготовиться к походу. Все с большим энтузиазмом за выполнение правительственного задания.
И вот. наконец, 3 февраля славное ледокольное судно «Таймыр» было готово к отходу.
Провожать корабль в исторический рейс пришли трудящиеся гор. Мурманска. Теплые проводы, проводы, напутственные пожелания вселили в нас, участников экспедиции еще больше уверенности в успешном исходе порученного дела.
Баренцево море встретило нас мелкой зыбью, которая провожала корабль до самого Норвежского моря. Скрылись берега Норвегии, и мы вышли и Гренландское море, где нас застал большой шторм, временами доходивший до 12 баллов. Однако это нисколько не нарушало нормальную жизнь корабля, все горели единым желанием - быстрее прибыть к намеченной цели.
Был, правда, на нашем пути один неприятный случай: когда прошли остров Ян-Майн, разбило мостик и сорвало правый трап. но люди героически боролись со стихией. наконец, дошли до кромки льда, торосистый лед мешал дальнейшему продвижению корабля. пришлось уменьшить ход.
Весть о том, что в лагере папанинцев виден прожектор корабля, с молниеносной быстротой облетела весь экипаж. В ту же ночь мы увидели костер в лагере отважной папанинской четвертки, который указывал нам правильный курс.
Но суровая Арктика препятствовала дальнейшему продвижению к лагерю, командование экипажа решило найти подходящий аэродром и снять лагерь на самолетах. с большими трудностями была отыскана площадка на которой был создан аэродром.
Всю ночь экипаж с большой активностью работал над созданием аэродрома и к утру он был готов. Разбушевавшийся шторм очень быстро его заторосил. и только со второго аэродрома летчик Власов вылетел в лагерь, но на пути его застала пурга, и он сделал вынужденную посадку на аэродроме «Мурмана». Лишь на второй день после вылета ему удалось добраться до лагеря и первым передать папанинцам посылку.
После он рассказывал нам о торжественной встрече, оказанной ему четверткой замечательных советских людей.
Летчик Власов вернулся в лагерь и сообщил, что Папанин не соглашается покидать лагерь до подхода «Тайиыра» и «Мурмана» к кромке льда дрейфующей станции.
Путь, указанный летчиком Власовым, помог «Таймыру» пройти во льдах и выйти в разводья. 19 февраля наш корабль подошел к самой льдине, на которой находилась отважная четверка. К вечеру того же дня папанинцы вступили на борт ледокольного судна. Правительственное задание было выполнено.
Первый горячий обед для героев, радушно встреченных на корабле, был приготовлен мною.
Партия и советское правительство высоко оценили работу экипажа нашего корабля высокой наградой. В числе награждении Президиумом Верховного Совета СССР был и я.
Принимая присягу на верность службы в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, я и впредь обязуюсь с честью, выполнять любое задание партии и правительства.