Шевелев Марк Иванович (Израилевич)
Родился 24.10.04 г. в Петербурге в семье служащего. Еврей.
Служил в РККА в 1920-21, 1928 и в 1939-71 гг.
Участвовал в Гражданской войне. Член ВКП(б) с 1921 г.
В 1925 г. окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения.
С 1926 г. работал инженером в обществе "Добролёт".
В 1929 г. после того как при "Комсеверопути" - предшественнике Главсевморпути - для обеспечения ледовой разведки караванов судов в Карском море была организована авиаслужба, был назначен её начальником.
В 1931-38 гг. - начальник Управления полярной авиации Главного управления северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, заместитель начальника ГУГСМП.
В марте-июне 1937 г. участвовал в экспедиции на Северный полюс. Руководил высадкой экспедиции и доставкой оборудования для дрейфующей станции "Северный Полюс-1".
27.06.37 г. Шевелёву Марку Ивановичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 36.
В 1937-38 гг. руководил поисками экипажа Леваневского.
Летом 1938 г. Шевелев возглавил спасательную операцию по выводу из ледового плена ледокольных пароходов "Садко", "Малыгин" и "Седов". Ледокол "Ермак" установил мировой рекорд свободного плавания в высоких широтах. Ледокол пробился сквозь льды в точку с координатами 83№5` с.ш. и 138№2` в.д.
В 1939 г. Шевелев был призван в кадры РККА. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был начальником штаба 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, а затем начальником штаба Авиации Дальнего Действия.
5.05.42 г. присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
18.04.44 г. назначен начальником Особой воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль, штаб которой находился в Якутске. Под его руководством продолжилось интенсивное строительство аэродромов на северо-востоке страны. В частности, именно тогда были сданы в эксплуатацию в Якутском аэропорту аэровокзал, ангар, битумированная взлётно-посадочная полоса, много жилых и производственных зданий. Получили развитие аэропорты Олёкминск, Хандыга, Оймякон, Алдан, Зырянка и другие.
Летом 1945 года Шевелёв обеспечивал перегонку самолётов, временно задержанных в Якутии, на Дальний Восток.
1947 год. генерал-лейтенант, депутат СССР, зам. нач. Аэрофлота.
В 1951 г. переведен на Сахалин. Руководил переоборудованием военных аэродромов под реактивные самолеты.
В 1953 г. вернулся в Москву.
В 1955 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба и был вновь назначен начальником Управления полярной авиации Главсевморпути.
С 1960 г. - начальник Полярного управления Аэрофлота.
В декабре 1961 - феврале 1962 гг. Шевелев участвовал в организации и проведении дальнего перелета Москва - станция Мирный (Антарктида) - Москва. За 100 летных часов было преодолено более 50 тыс. км. Перелет осуществлялся с посадками в Ташкенте, Дели, Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), в порту Дарвин (Австралия), Сиднее, в Новой Зеландии и на американской научной станции Мак-Мердо (Антарктида).
С 1971 г. - в отставке.
В 1971-88 гг. - государственный инспектор Севморпути.
В 1977 г. обеспечивал стратегическую ледовую разведку научно-практического экспериментального рейса атомного ледокола "Арктика" к Северному полюсу.
Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Жил в Москве.
Умер в 1991 г., похоронен на Московском Троекуровском кладбище, уч. 2
Герой Советского Союза (27.06.37). Награждён двумя орденами Ленина, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.
ИСТОЧНИКИ:
1. Шушаков О. А., Шевелев Марк Иванович (Израилевич) // Журнал "Самиздат" http://zhurnal.lib.ru/s/shushakow_o_a/0 ... elev.shtml
2. Фотоальбом "My father and its comrades...." // http://dkw-rus.narod.ru/batja3.html
3. "Московское Троекуровское кладбище" // http://moscow-tombs.narod.ru/raznoe/tro ... ovskoe.htm