Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Март 2013 09:23

Орден Красной Звезды
Зингер Макс Эммануилович
год рождения __.__.1899
капитан администр. службы
в РККА с 06.03.1942 года

Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 1218
Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 1482

 1.jpg
 495.jpg
 495-об.jpg
 497.jpg
 496.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2013 11:36

 Воздушные корабли 1932.jpg
Зингер М.Э. Воздушные корабли : [Геоэкспедиция на Север СССР возд. корабля "Комсеверпуть 2". 1931] / Макс Зингер
Переплет, 188 с., 19 вкл. л. ил., карт; 22х15 см..
Москва, УВВС РККА ГУГВФ Аэрофлот - Мол. гвардия. 1932
http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00002511
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение SVF » 01 Декабрь 2013 13:16

М. Зингер. В битве за Север.
М-Л., изд-во Главсевморпути. 1948. 324 с.
 img217.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение fisch1 » 04 Май 2015 00:08

[ Леспромхоз ] пишет:
Зингер М.Э. Воздушные корабли : [Геоэкспедиция на Север СССР возд. корабля "Комсеверпуть 2". 1931] / Макс Зингер
Переплет, 188 с., 19 вкл. л. ил., карт; 22х15 см..
Москва, УВВС РККА ГУГВФ Аэрофлот - Мол. гвардия. 1932
http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00002511

Нет уже этого сайта :(

Воздушные корабли.pdf [58.38 МБ Скачиваний: 789]

В книге описывается путешествие по крайнему северу Сибири на гидросамолете "Комсеверпуть 2" в 1930-1931 годах от Красноярска до Карского моря. Маршрут "Комсеверпути 2" лежал туда, где в тяжелом вековом сне застыли никем нетронутые сказочные богатства угля и графита Тунгусбасса, где шумел экспортный лес, где хозяйничал лишь медведь, да проходили изредка со своими оленями кочевники-туземцы, где лежат наземные и подземные богатства севера России.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение fisch1 » 04 Май 2015 00:36

Скончался М.Э. Зингер 13 июня 1960 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (Колумбарий, 120 секция).


 Зингер Макс.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение fisch1 » 10 Июнь 2015 01:36

Макс Зингер. 112 дней на собаках и оленях.Государственное издательство Географической литературы; Москва; 1950;


Путь от Чаунской губы до Якутска, пройденный за 112 дней, можно пролететь ныне за одни сутки. Но нартенный путь в отличие от воздушного позволил мне ближе увидеть жизнь наших северных окраин. Реки Росомашья, Большая Бараниха, Малый Анюй, Колыма, Индигирка, Яна и Лена, хребты Северный Анюйский, Черского и Верхоянский, десятки перевалов, редко посещаемых людьми, пройдены мной во время похода. Но главным были люди, с которыми меня познакомил и сдружил дальний путь.



112 dniei na sobakakh i olienia - Maks Zinghier.pdf [8.88 МБ Скачиваний: 1207]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение Александр Кот » 26 Сентябрь 2015 20:38

 Макс Зингер с сыном Евгением%2C 1940 г..jpg
Макс Зингер с сыном Евгением, 1940 год

Библиография Макса Зингера, составленная им самим:

№ п/п Наименование произведений
Отдельных названий /книг/ Жанр Год
издания Наименование издательств, театров, кино-студий, в которых были напечатаны литературные произведения, поставлены пьесы, киносценарии

1. Первое лето Рассказы 1928 Библ. «Огонька»
2. Прогулки по Москве Очерки 1928 Рабочая Москва
3. У тайников Севера Очерки 1929 Библ. «Огонька»
4. Нa Север по морям и рекам Очерки 1930 «Молодая Гвардия» изд-во.
5. «Красавец-Енисей» Очерки 1930 Библ. «Огонька»
6. «Сквозь льды в Сибирь» Очерки 1930 «ЗИФ»
7. «Горючий камень» Очерки 1930 «Молодая Гвардия» изд-во.
8. «Штурм севера» Очерки и рассказы 1932 ГИХЛ
9. «Побежденное море» 1 изд.
«Побежденное море» 2 изд. Очерки 1932 «Советская Азия», изд-во.
10. «Воздушные корабли» Очерки 1932 «Мол. Гвардия», ГУГВФ и Аэрофлот
11. «Полундра» Очерки и рассказы 1932 Библ. «Огонька»
12. «Тагам!» Повесть 1933 Изд. «Сов. Литература»
13. «Герои советского союза» Очерк 1934
1935 Библ. «Огонька» Переведено на азер. яз. в Баку
14. «Ленский поход» Очерк 1934 Ленингр. обл. изд-во /ЛОИЗ/
15. «Велика земля» Очерк 1934 «Укрробитник» на укр. яз. Харьков
16. «Разбуженный океан» Очерки 1934 Московск. товарищество писат.
17. «Улица Леваневского» Очерк 1935 «Советский писатель»
18. «Ледяная тропа» Повесть и рассказы 1935 Гослитиздат
19. «Рассказы» Рассказы 1937 Библ. «Огонька»
20. «Домой» Рассказы 1938 Библ. «Огонька»
21. «Северные рассказы» Рассказы 1938 «Советский писатель»
22. «Сигизмунд Леваневский – герой Советского Союза» Док. повесть 1939 ГУСМП
23. «Павел Головин» Док. повесть 1940 ГУСМП
24. «Летчик Козлов» Док. повесть 1941 ГУСМП
25. «Патриоты наших морей» Рассказы и очерки 1941 Библ. «Огонька» изд. «Правда»
26. «Боевые орлы» Очерки 1941 Гослитиздат/массов. тираж/
27. «Северный конвой» Очерк 1942 Военмориздат
28. «Сердце матери» Рассказы 1943 Военмориздат
29. «Магомед Гаджиев» Биограф. повесть 1945 ДАГГИЗ, Махач-Кала
30. «Подводник Ярослав Иоселиани» '' 1946 Воениздат
31. «Огонь в полночном океане» '' 1947 Детиздат
32. «В битве за Север» Очерки и рассказы 1948 ГУСМП
33. «Подводник с высоких гор» Док. повесть 1948 Абхазск. Гос. Изд-во. Сухуми
34. «Герой Сов. Союза И.А. Колышкин» повесть 1949 Воениздат АТ
35. «Джигит морских глубин» Док. повесть 1949 ДАГГИЗ, Махач-Кала
36. «Адмирал Колышкин» Док. повесть 1950 Яросл. обл. гос. изд-во
37. «112 дней на собаках и оленях» Очерк 1950 Географиздат
38. «Подводник Гаджиев» Док. повесть 1951 Военмориздат

Общий тираж: 1.037.355 экз. 14 мая 1952 г.

Зингер М.Э.
Отдельные издания

Адмирал Колышкин. Ярославль, изд. и тип. Яросл. обл. гос. изд., 1950. 64с. 5000 экз.
Боевые орлы. Рассказы. М. Гослитиздат. 1941. 32с.
Брат «Авроры». Минск. Изд. Акад. наук БССР. 1957... 8.000 экз.
В битве за Север. М.-Л. изд. и тип. Изд-ва Главсевморпути, 1948. 324с. 15.000 экз.
В урагане. (Рассказы). М., «Сов. писатель», 1958. 176с. 30.000 экз.
Воздушные корабли. (Геоэкспедиция на Север СССР возд. корабля «Комсеверпуть» 2». 1931). М., УВВС РККА ГУТВФ и Аэрофлот. Мол. гвардия. I932. 188с., 5.000.
Герои Советского Союза. М. изд. биб. «Огонька», 1934. Тир.50.000 экз.
Герои морских глубин. (О Герое Советского Союза контр. адм. И.А. Колышкине). М. Изд-во ДОСААФ, 1955. 56с. 75.000 экз.
Герой с высоких гор. (Очерк о Герое Советского Союза подводнике М. И. Гаджиеве). Махачкала, Дагкнигоиздат, 1957. 116с. 3000 экз.
Герой Советского Союза И.А. Колышкин. М., Воен. изд., тип. им. Тимошенко, 1949. 88с.
Горючий камень. Книга о жизни и работе шахтеров. М., Мол. гвардия, 1931. 128 с. 10.155.
Далеко на Севере. М. Детгиз, 1955. 95с. 30000 экз.
Джигит морских глубин. Повесть о герое-подводнике Магомеде Гаджиеве. Махачкала. Даг. гос. изд. типолит. им. Кирова, 1949. 229с. 3000 экз.
Домой. (Рассказ). «Жургазобъединение». (Б-ка «Огонек», № 26, (1085) М.1938. 48 стр. 50.000 экз.
Красавец-Енисей. (Путевые очерки). М., «Огонек», 1930. 48с. Б-ка «Огонек». № 548. 20.000 экз.
Ледяная тропа. Повесть и рассказы. М., Гослитиздат, тип. Профиздата. 1935. 10.000.
Ленский поход. (Очерки) Л.ЛОИЗ. 1934, Тир.10.000.
Летчик Козлов. М. Л. Главсевморпуть 1941. 68с.
Магомед Гаджиев. (Очерк о командире-подводнике, Герое Советского Союза). М.-Л., изд. и 3-я тип. Военмориздата в Мск., 1945. 123с.
Магомед Гаджиев. (Очерк о командире-подводнике, Герое Советского Союза). Махачкала, Даггиз. тип. им. Кирова, 1945. 134 стр. 10.000 экз.
На север. (По морям и рекам). Очерки. М. Мол. гвардия, 1930. 72с., /У нас и за границей/. 10.100.
Огонь в полночном океане. (О Герое Советского Союза, подводнике Сев. Флота М. И. Гаджиеве). М. Л. изд. и ф-ка дет. книги Детгиза в Мск., 1947. 64 стр. 30.000 экз.
Павел Головин, Герой Советского Союза. М.Л. Главсевморпуть, 1940. 119 стр.
Патриоты наших морей. М. «Правда» 1941. 47 стр. (Б-чка «Огонек» № 46)
Первое лето. Рассказы. М. «Огонек». 1928. 47с. (Б-ка «Огонек». № 377). 30.000.
Побежденное море. Очерк. Карск. экспедиции. М., Сов. Азия. 1932. 109с. 10.000.
Побежденное море. Очерк Карск. экспедиции. 2 изд. М. Сов. Азия. 1932. 109 с. 15.000.
Подводник Гаджиев. М. Воен. мор. изд., 1951. 108 с.
Подводник с «Высоких гор». Документ. повесть. Сухуми. Абгиз. 1948. 5000 экз.
Подводник Ярослав Иоеселиани. Документ. повесть. М. Военгиз. 1946. 30.000.
Полундра. Рассказы. Л. Жургаз. 1932. 45с. Б-ка «Огонек» № 52. 20.000.
Прогулки по Москве. Очерки. M. 1928, 48с. Б-чка «Раб. Москва». № 17-18). 150.000. В соавторстве с Фибихом Д.
Путь героя. М. Изд. ДОСААФ. 1958. 56 стр. Тир.90.000 экз.
Разбуженный океан. (Очерки) М.МТП, 1934. 10.200.
... Рассказы. М. Изд. тип. и цинк. Журн. газ. объединения. 1937. 48с. Б-ка «Огонек», № 29 (1016) 50.000.
Северные рассказы. Сов. писатель. M. 1938. 155 стр. 10.000 экз.
Северный конвой, М., Военмориздат, 1942. 48 стр.
Сердце матери. (Рассказы). М., Военмориздат, 1943. 32 стр.
Сигизмунд Леваневский. М. ГУСМП 1939. (Повесть) 10.000 экз.
Сквозь льды в Сибирь. Очерки Карской экспедиции 1929 года, М.-Л. ЗИФ. 1930. 160 с. 5.000 экз.
112 дней на собаках и оленях. (Очерки). М. Географгиз. 1950. 30.000 экз.
Тагам. Повесть. М., Сов. лит-ра, шк. ФЗУ Мособлполигр.1933. 10.000 экз.
У тайников севера. Очерки. М. Огонек. 1929. 48 с. Б-ка «Огонек» № 465. 20.000.
Улица Леваневского. (Очерки и повесть. М. «Сов. писатель», 1935. 10.200 экз.
Штурм Севера. Полярные экспедиции и полеты. М.Л. ГИХЛ. 1932. 166 с. 5.000.
Периодика
Две ночи в тюремной секретке. (Рассказ). «Известия Тамбовск. Губсовдепа», 1918 23 или 24 июня.
1923. Певцов Матвей. (Зингер М.) Диво дивное. Веч. изв. ЦИК СССР и ВЦИК. 1923.
Чуткий, Андрей. (Зингер М.) Вверх по Волге. «Известия ЦИК», 1924.
М.З. Каждый должен. «Известия ЦИК», 1925.
Китай-город. (Очерк). «Изв. ЦИК», 1925, 7. VIII.
Музей мебели. «Красная Нива», 1926. № 34.
Поль Сезанн и Винцент Ван-Гог. «Известия ЦИК», 1926.
От челнока до парохода (Очерк). «Кр. Нива», 1926, № 39.
У Симонова «Известия ЦИК», 1926.
Прогулка по Нескучному. «Известия ЦИК», 1926.
Рецензия на книги С.Фарфоровского, П. Литвинова и сб. Б.Житкова «Река в упряжке», «Известия ЦИК», 1927, 3. IV.
Тамбовский Первомай «Известия ЦИК», 1927, 1.V.
Из случайных встреч (Рассказ). ж. «Кр. панорама» (Л.), 1927, № 12.
В долинах Кавказа. «Известия ЦИК», 1927. 15. IV.
Рецензия на книги П.К. Козлова и Соболева. Известия ЦИК», 1927. 23. VI.
Рецензия на книги Виталия Бианки и Я. Перельмана. «Известия ЦИК», 1927.
Повестка. (Рассказ) ж. «Суд идет», 1927, № 12.
Первое лето. Из хроники 1918 г. г. «Беднота», 1927.
Почтовый № 3. (Рассказ) ж. «Кр. панорама», (Л.), 1927, № 22.
Новый Афон. (Очерк) ж. «Кр. Нива», 1927, № 30.
Рец. на книги Сергея Семенова «Известия ЦИК», 21. VIII., 1927.
Рец. на кн. Логинова-Лесняка. «Изв. ЦИК», 1927, 11.X.
Рец. на кн. Л. Пасынкова. «Изв. ЦИК», 1928, 6. V.
Валентин Катаев. «Птички Божьи». Юмористич. рассказы. (Рецензия). Известия ЦИК», 1928. (апрель).
Рец. на кн. Еф. Зозули. «Изв. ЦИК, 1928, 1. IV.
Рец. на кн. Н.Боброва «Изв. ЦИК», 1928. 12. III.
Рец. на кн. Ивана Евдокимова «Изв. ВЦИК, 1928, 26. VI.
Очерк. Известия ЦИК, 1928, 19.VIII.
Очерк. «Известия» ЦИК, 1928. 9. VIII.
Очерк. Известия ЦИК», 1928, 27. VII.
Очерк. «Известия ЦИК», 1928, 21. VII.
Очерк. Известия ЦИК». 1928, 15 . VII.
Очерк. «Известия ЦИК», 1928, 17. VII.
Тагам. Повесть. Нов. мир. 1933, VI, 44-80; VII-VIII, 188-219.
Огни. Повесть. Нов. мир. 1934, I, 60-113.
Ледяная тропа. Повесть. Нов.мир. 1934, VII. 88-114.
Герои Советского Союза. (Челюскинцы). Нов. мир, 1934, 1V.142-155.
«Литке, ты сделал хорошо! Нов. мир, 1934, ХII. 130-138.
Ледяная тропа. Повесть. Оконч. Нов.мир. 1934, VIII.,150-173.
Великий фасад. Рассказы. Нов. мир. 1934, V.,125-153.
Гольфштрем. (Роман ч. I). Новый мир, 1935, V. 5-31.
Гольфштрем (Отрывок из романа). «На рубеже, 1935, № 6-7, стр. 63-67.
Гольфштрем. Роман. (Продолжение) часть вторая. Нов. Мир, 1935, II,126-154.
Гольфштрем. Роман. Часть третья (Окончание) Нов. Мир. 1935, VII.,78-100. Нач. См. «Н.М.» кн. V и VI, 1935).
Улица Леваневского (рассказ). Новый мир, 1935, I, I29-I32.
На реке Колыме. Старый лоцман. Шторм на реке. Каюта речного капитана (Очерк) «Ha рубеже», 1935, № 4, стр. 64-69).
Колымский партизан. Рассказ «Октябрь», 1936, № 6, стр.103-115.
«Иду вперед! Следуйте за/spanspan style= мной!» (Повесть) «Нов. мир», 1936, №12.
На Колыме. (Очерк) Наши достижения. 1936, № 9, стр. 86-90.
Сквозной рейс. (Записки участника экспедиции каравана «Литке»).
«Новый мир», 1937, № 3, стр.192-217.
На флаг, - смирно! «30 дней», 1937, № I, с.17-22.
Новь Заполярья. (Остров Диксон. Очерк). Сов. Арктика 5. 1937, стр. 49-58.
Дорога жизни. Повесть. Новый мир, 1938, № 7, стр.93-107.
Настойчивость. Очерк. Новый мир, 1938, № 3, стр.135-139.
Два штриха. «Известия» 1938. № 44 (6511) от 22. II.
Ожившая река. Очерк. Наша страна, 1938. № 8. ав., стр.27-29.
Два товарища. (Очерк. Сов. Арктика. 1938. № 10-11. окт. нояб., стр.91-97.
Злая жена (Сказка) «30 дней», 1939. № 3, стр.77-78.
Сигизмунд Леваневский. (Биогр. очерк). Красноармеец, 1939, № I янв., стр.12-15.
Грейпфрут (Рассказ) «Огонек» 1940; № 11, стр.19-20.
Летчик Козлов. (Очерк), «Нов. Мир». 1940, № 10, стр.128-148.
В Чукотском море. Рассказ. Пищ. индустрия I.V.40.
Герой о героике. (Статья). «Лит. газ.» 1940, № 23(874) от 26.1V.
О дрейфе седовцев. Что читать. 1941, № 4, стр.30-32. (Рецензия).
Боровок и свинка. Рассказ. Огонек, 1941, № 11, стр.14.
Книга о подвижнике науки. (Рецензия). Что читать. 1941, № 6, стр. 25-26.
Гениальный самородок. (Рецензия). Что читать. 1941, № 9, стр. 28-29.
Морская кавалерия. (Рассказ). «Огонек», 1941, № 25, 21 авг., стр. 8-9.
Любимый город. (Очерк.). «Огонек», 1941, № 36-37, 14 дек., стр.4.
На морских коммуникациях. (Очерк). «Правда», 1942, № 201.(8972) от 20.VII.
Единоборство. (Очерк). «Огонек», 1942, № 29. 19. VII., стр.5,10.
На горящем самолете «Крас. флот» 1943 № 162, 11 июля стр.2.
Подвиг Андрея Баштыркова. (Очерк) «Вечерн. Москва», 1944, № 119, 20 мая, стр.3.
От «М-5» до «Ла-5». «Красный флот», 1944 № 300, 21 дек. стр.4.
На родине Героя (Очерк). «Красный флот», 1945, № 59, 11 марта, стр.3.
Бессмертие героя. «Красный флот» 1945 № 125, 30 мая, стр. 3.
Первый салют» (Очерк). «Краснофлотец» 1945, № 6, стр. 3-4.
От матроса до адмирала (Очерк). «Огонек», 1946, № 30, стр.6-7.
Матрос не был дома 13 лет. (Очерк.) «Огонек», 1946, № 37, стр.17.
Штурман морских глубин. (Очерк). «Октябрь», 1946, № 9, стр. 64-88.
Соратник «Авроры». (Очерк). «Смена», 1946, № 19-20, стр. 10.
Ночь, в которую не спалось. (Очерк.) «Краснофлотец», 1946, № 18, стр. 8-11.
Люди страны гор (Очерк). «Вокруг света», 1947, № 3, стр. 23-30.
На родине Магомеда Гаджиева. (Очерк.) – «Огонек», 1947, № 26, стр. 14.
Залп по «Тирницу» (Рассказ) Кр. Звезда № 174, 26 июля 1947г. стр.3.
Прорыв в фиорд противника. (Очерк). «Вокруг света», 1948, № 2, стр.34-36.
Новые времена. Письмо из Абхазии, ж. «Вымпел» № 6, 1948, стр.18. (Советская Абхазия).
Два китобоя. Рассказ. «Вокруг света», 1948, № 6, стр. 23-28.
Пик 30-летия комсомола. (Очерк). «Вокруг света», 1948, № 12, стр.18-22.
Поезд идет на Север. Рассказ. ж. «Вымпел» № 13, 1948, стр.9,
Лебединой тропой. Рассказ. «Советский воин», 1950, № 1, стр.6.
В Северной Атлантике. (Очерк). Огонек № 41, 1953, стр.15.
Соратник «Авроры». «Водный транспорт», 1954, 7.XI.
В таежном океане (Заметки). «Огонек» № 11, 1954, стр. 31.
На Камчатке (Очерк) Огонек № 37, 1954, стр.12.
Камчатский музей. (Очерк. Из цикла «Наши сокровищницы).
«Советская культура», 1954, 5 окт. № 119, стр.1.
Камчатский рейс. (Очерк). Водный транспорт, 1954, 18 сент.
Два урока (рассказы). Огонек № 49, 1954, стр.32.
«Ительмен» на рейде. (Заметки писателя). «Лит. газ.», 1955, 5. II., № 16, стр. 2.
На Камчатской земле. Водный транспорт, 1955, 8 марта.
Нефтяные камни (Очерк.) «Лит. газ.», 1955, 16. VI. № 71, стр.1.
Моряк узнается в шторму. (Очерк) «Октябрь», 1955, № 6, стр.124-132.
Трюмный машинист Морухов. – Поход с Гаджиевым (Очерк. В сб. «Подводники» стр.79, 144. М.Воениздат, 1956.
Морской гость. (Заметка). Огонек № 13, 1956г., стр. 32.
«Прилив и «Отбой». (Заметка). «Лит. газ.», 1956, 2. VIII. № 91, стр.2.
Корабль несет на скалу. (Корр.) Огонек № 35, 1956, стр.25.
Капитанский час. Очерк. «Вокруг света», № 7, 1956, стр.6-7.
Камчатские памятники (Заметка). Огонек № 47, 1956, стр.27-я.
Неуютная встреча (Зам.). «Москва», лит. худож. и обществ. полит. журн., 1957; № 2, 216-17.
Птичьи горы. (Заметка). Огонек № 24, 1957, стр. 32.
«Я не претендую на бессмертие». – Как мы тонули. Очерки. На Севере Дальнем, кн.6, 1957, с.136-140.
Брат «Авроры» (Очерк). «Полымя», 1957, № 12, стр.147-151.
Это было на северном флоте. «Москва», 1958, № 2, стр. 219.
Заполярные встречи. (Заметка). «Литература и жизнь» 1958, 7 сентября, № 66, стр.4.

ПОЛЯРНЫЕ ЛЕТЧИКИ. Издательство Главсевморпути, Москва – Ленинград, 1939 -1941 года
Полярный летчик Сигизмунд Леваневский. Часть 1 http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=355
Полярный летчик Сигизмунд Леваневский. Часть 2 http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=356
Павел Головин, Герой Советского Союза. Главы 1-6 http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=423
Павел Головин, Герой Советского Союза. Главы 7-10 http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=424
Летчик Козлов http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=404
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение Александр Кот » 26 Сентябрь 2015 20:41

http://geolmarshrut.ru/authors/?ELEMENT_ID=28

Заметка о полярных летчиках
Макс Зингер
Полярные летчики

Макс Эммануилович Зингер, Москва Д-47, Большая Грузинская, 56, кв.21
Дом. телефон: Д3.06.84

Зачинателя советской полярной авиации Бориса Чухновского я впервые увидел на двухмоторном гидроплане «Дорнье-Валь» у острова Вайгача, в проливе Югорский Шар, где стоял наш ледокол «Красин». Карское море было забито тяжелыми многолетними льдами. Путь был закрыт. Казалось, что Арктика надолго опустила свой шлагбаум. Ледокол стоял на якоре, словно витязь на распутьи. Возле него, как цыплята возле наседки, сгрудились морские транспортные пароходы, направлявшиеся в сибирские порты, в устья рек Оби и Енисея, за грузами.
Моряки с надеждой и верой смотрели на Чухновского, улетавшего в первую ледовую разведку. И не обманулись. Чухновский по отдельным разводьям нашел и указал нам курс к чистой воде. Операция по конвоированию судов во льдах была блестяще завершена. Транспорты выполнили свое назначение.
Эта разведка, совершенная впервые в 1929 году, была началом познания Арктики с воздуха, началом систематического наблюдения за перемещением ее льдов, поиском путей для больших морских караванов судов.

Чухновский не был и тогда новичком в Арктике. Этот летчик начал свои первые полеты на Севере еще в 1924 году, а через четыре года имя Чухновского стало широко известно во всем мире. Летая над льдами в поисках экспедиции итальянского генерала Нобиле, потерпевшего катастрофу при полете на Северный полюс на дирижабле «Италия», Чухновский обнаружил в океане на обломке ледяного поля группу ученого Мальмгрена, навел ледокол «Красин» на эту группу и тем самым оказался спасителем двух участников экспедиции – Цаппи и Мариано.
Еще раз мы встретились с Чухновским в кают-компании на острове Диксоне за табльдотом зимовщиков этой полярной станции. После жаркого из белого медведя Чухновский как был в полярных пимах из тюленьего меха, в кожаном летном комбинезоне, сел за рояль, и здесь, на 74-й параллели, мы услышали чудесные звуки патетической сонаты Бетховена. С большой экспрессией и настроением сыграл сонату первый советский полярный летчик Борис Чухновский. Вряд ли думал он тогда, что через восемь лет после этого импровизированного концерта целая бригада артистов прилетит на этот же остров во главе с народной артисткой СССР Пашенной и даст в этом же зале ряд концертов для полярников.

Чухновский был отцом советской полярной авиации, и немало молодых людей обязаны ему своим искусством пилотажа в сложных метеорологических условиях полярной Арктики. Сейчас маститому летчику около 60 лет. Он занят лекционной и научной работой.
Штурмана полярной авиации Виктора Левченко, сподвижника полярного летчика Сигизмунда Леваневского, я впервые увидел на ледорезе «Литке» в первый северо-восточный Колымской экспедиции, участниками которой нам привелось совместно быть в 1932 году. Через год я вновь увидел Левченко в бухте Тикси уже вместе с Леваневским, куда они прилетели после спасения американского летчика Джемса Маттерна, летевшего вокруг света на побитие мирового рекорда скорости и разбившего свой самолет в Анадырской тундре вдали от селений. Леваневский оказал ему помощь и доставил из Анадыря в Ном.

Внимание широкой общественности мира было привлечено позднее к полету Леваневского из Лос-Анжелеса в Москву вдоль Северного морского пути. И неизменно во всех полетах Леваневского с ним рядом находился штурман Левченко, бесстрашный черноморец и отличный воздушный навигатор.
Начало всегда тяжело. Каждое большое дело требует жертв. Вслед за Амундсеном, Скоттом и многими другими исследователями «белых пятен» на крайнем Севере и Юге приняли свою смерть во льдах мужественные освоители Арктики Леваневский, Левченко и их товарищи по экипажу.
При перелете из Москвы в США через Северный полюс 13 августа 1937 года на машине Леваневского вышел из строя правый крайний мотор. Самолет стал снижаться и обледеневать в воздухе. Радиосвязь вскоре прекратилась. Это произошло уже после того, как Леваневский миновал Северный полюс.
Случилась полярная трагедия, которыми так богата была Арктика. Десятки советских летчиков, и в их числе Чухновский, Водопьянов, Алексеев, Мазурук и многие другие, ринулись на крайний Север на поиски пропавшего самолета. Полярной ночью над ледяным царством Арктики проносились бесстрашные пилоты, чертя воздушные и каждый раз новые линии от Земли Франца-Иосифа к району Северного полюса и далеко в стороны от него. Но самолет так найден и не был.

Путь через Северный полюс в Америку был освоен советскими летчиками Валерием Чкаловым и Михаилом Громовым в том же 1937 году.
Уроженец Нижнего Новгорода (теперешний город Горький) Валерий Чкалов смолоду слыл пилотом, не знающим преград, ищущим и преодолевающим их. Он прославился впервые пролетев в Ленинграде под одним из мостов, перекинутых через реку Неву. Правда, за эту дерзость на пилота было наложено взыскание.

Валерий Чкалов и его сподвижники – Георгий Байдуков и Александр Беляков первыми перемахнули через ледяную крышу нашей планеты, совершив перелет из Москвы в США. В те времена это было сенсацией. Небольшой Портленд никогда не видел столько людей, сколько стеклось сюда со всех концов, чтобы посмотреть русских летчиков.
Полет Чкалова успешно повторил Михаил Громов. Его имя стало широко известно во время первого перелета Москва-Пекин, удачно завершенного, несмотря на все трудности. Вновь встретились мы с этим именем, когда был завершен рекордный полет на дальность расстояния без промежуточной посадки.

Знаменитый полярный исследователь и путешественник Фритьоф Нансен первым подал мысль об организации научной станции на дрейфующем льду в Северном Ледовитом океане. Однако эта дерзкая по своей смелости мысль была претворена лишь в 1937 году людьми Советской науки и авиации. Полярные летчики Михаил Водопьянов, Анатолий Алексеев, Илья Мазурук и Василий Молоков под руководством начальника экспедиции академика Отто Шмидта достигли района Северного полюса, высадились на лед, установили здесь первую дрейфующую станцию и оставили на ней четырех подвижников науки, отважных исследователей Центральной Арктики Ивана Папанина, Петра Ширшова, Евгения Федорова и Эрнста Кренкеля. Экспедиция дала исключительно ценные результаты.

Один из участников этой экспедиции Михаил Водопьянов начинал свою авиационную жизнь на сахалинской авиалинии. Затем он прославился как участник спасения команды и пассажиров парохода «Челюскин», затертого льдами и затонувшего вдали от чукотских берегов. Свыше двух десятков лет отдал Водопьянов полетам в Арктике. Этот неутомимый пилот, как и многие другие его товарищи, всегда является самым желанным гостем на полярных зимовках. Там знают, что каждый самолет, пробившейся к ним на полярную станцию через пургу, непроглядные туманы, непременно привезет корреспонденцию и даже посылки от родных и близких. Там ждут летчика, как сказочного деда-мороза.

Хорошо знают и любят на наших зимовках летчика Матвея Козлова. Ему сейчас пятьдесят лет и он продолжает летать. Козлов налетал в Арктике 16000 часов. Он начинал учиться в одной авиационной школе вместе с Леваневским. И сейчас, дожив до седых волос, не мыслит жизни без полетов в Арктику. Недаром говорят полярники: Север манит, зовет к себе, и кто раз повидал его – никогда не забудет.
Матвей Козлов доставлял на самолете врачей-хирургов в самые отдаленные зимовки на крайний Север, он не раз спасал людям жизнь, пробиваясь полярной ночью сквозь завесу пурги в глухие уголки сибирской тайги и тундры.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение Александр Кот » 26 Сентябрь 2015 20:43

Шевелев М.И.

Из архива Е.М.Зингера (сына М.Э. Зингера)

Редактор «Известий» Гронский попросил обеспечить участие в Карской экспедиции 1929 года корреспондента «Известий», Макса Зингера. Тогда впервые в Арктику было направлено большое количество судов — двадцать восемь морских пароходов, два мощных речных буксира вели в сибирские реки Обь и Енисей эти суда.
Впервые применили самолет для ледовой разведки, впервые был выделен ледокол «Красин», поэтому «известия» решили послать в экспедицию своего корреспондента. Человек он был такой, что быстро подружился со всеми нами. Это было еще в те дни, когда мы добывали самолет и когда нам помогал Гронский.
Весной 1929 года мы с Алексеевым отправились к Зингеру, который жил на даче напротив Серебряного бора. Моста через Москву-реку еще не было, переправлялись на лодке. Первое впечатление о Зингере — гостеприимный «свойский» парень, сразу подошел нашей компании. Когда я прилетел на «Красин» в экипаже Чухновского, то убедился, что Зингер вошел в коллектив, его все знали, он участвовал в работе и особенно был тесно связан с научной группой. Помогал работать с гидрологическими приборами, опускал их под воду, не отказывался ни от какой работы. И все последующие годы так или иначе он участвовал в полетах, морских походах, а затем писал ой этом. Если к остальным газетчикам относились как к корреспондентам, то Макс был свой человек.
Кроме Зингера, таким «своим» был только один журналист — Том Карабанов из «Комсомольской правды». Он трагически погиб при катастрофе самолета Бухгольца в 1933 году на Волге.
Макс и Том были разные. Зингер был представитель старой русской интеллигенции - очень вежливый, говорил всегда четко, отношения всегда строил уважительно. А Том был, что называется, рубаха-парень: кутить — так кутить, работать — так работать.
Один раз пришлось его, барбоса эдакого, выручать. Ему угрожала высылка из Москвы за хулиганство. Где-то на улице перепили, деятели, и им в голову начали приходить всякие идеи, а сдерживающие центры не работали. В общем, они надумали перевесить вывески с одного места на другое. Перепутали учреждения и конторы. Вовлекли в свои затеи извозчика, предварительно напоив его, зазвали его в квартиру к одному из компании. Извозчик боялся, что украдут лошадь, они решили завести в квартиру и лошадь.
Квартира была коммунальная, и утром соседи обнаружили в гостях лошадь и все следы ее пребывания. Когда все это выявилось, то почему-то больше всех из этой компании в ответе оказался Том. Летчиков отпустили, а Тома решили привлечь за хулиганство. Потом мы его кое-как выручили.
А Зингер, человек высокой внутренней культуры, внешне очень скромный, но его привлекали яркие личности со всеми плюсами и минусами. Так он увлекся неординарной судьбой Леваневского, был буквально влюблен в Матвея Козлова, сумел разглядеть в нем, внешне скромном человеке, яркую натуру и впервые написал о нем, показав его как истинного, а не показного героя.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение Polarstern » 26 Сентябрь 2015 23:04

 112 dneyjpg.jpg
[ Леспромхоз ] пишет:Зингер Макс. 112 дней на собаках и оленях.doc[/attachment]


Эта же книга в epub: viewtopic.php?p=61607#p61607
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение ББК-10 » 28 Ноябрь 2015 11:36

Всемирный следопыт, 1931, №5, с.16

 ВС-1935-05-16 М.Зингер. Ефим Хантазей.jpg
ЕФИМ ХАНТАЗЕЙ
Очерк МАКСА ЗИНГЕРА
Рисунки В. БЕЛЯЕВА


Ненец Ефим Хантазей из Обдорска пришел на Печору, а с Печоры много лет назад попал на Новую Землю. Старейшим колонистом Новой Земли был Ефим Хантазей. Он не знал своих лет, но полагал, загибая пальцы, что ему уже перешло за сто.
Тридцать лет жил Хантазей на Новой Земле — в Незнаемом заливе, в Крестовой, в Кармакулах, где до него не жили люди. Не в деревянном доме, а в чуме, крытом звериными шкурами, жил он со слепой женой, да и сам видел только одним глазом. Он стрелял по медведю, прыгавшему по льдинам у берега, из старого ремингтона. Стреляная гильза выскочила из ружья и вонзилась в правый глаз, которым целился в зверя Ефим Хантазей.
— Я мимоход его выдернул и бросил к чорту, сам посол чум и месяц беда худо лежал, зверь не промыслял, — так рассказывал Хантазей русским промышленникам о потере своего меткого глаза.
Всю жизнь с малолетства Хантазей щурил левый глаз, отыскивая на мушку убойное место зверя острым правым глазом. Ни один медведь, ни один олень не уходил от Хантазея. Он стрелял в зверя, если к нему ближе нельзя было подойти, за восемьсот-девятьсот метров, когда виднелись только раскидистые рога оленя, и никогда не привозили собаки своего хозяина без богатого промысла.
С потерей глаза трудная задача встала перед ненцем. Нужно было учиться бить зверя с левого глаза, держать винтовку с левого плеча. Плохо приходилось охотнику, однажды чуть не убил свою собаку. Но прошли месяцы, года — и Хантазей - одноглазый запросто сбивал чайку пулей на лету.
Не торопился ненец стрелять по зверю Он скорее русского промышленника замечал желтое пятно медведя на белом покрывале скал или на голубевших у полыней обломках берегового льда.
— Стреляй, Хантазей! — не раз кричали ненцу промышленники, завидев медведя.
Хантазей спокойно рассматривал в подзорную трубку медведя и не торопился.
— Пойдем повысе, там луцсе будет промотревать, — говорил Хантазей.
Он определял, куда идет зверь, не собирается ли он поплавать в полынье после долгого бродяжничания по льдинам или лечь в торосах выспаться после тяжелого, но сытого дня.
Примечал ненец, откуда ветер дует, и шел к зверю без ошибки, стреляя ему в лоб.
Любил Хантазей рассказывать о своем путешествии пешком по Новой Земле из Архангельской губы в Крестовую.
Трое людей попали в Архангельскую губу: Юдин, Тит Ямзин и Хантазей. Здесь затонуло моторное суденышко промышленников; в трюмах, залитых водой, погибло все продовольствие. Люди жили промыслом. Под весну Ямзин и Хантазей решили итти пешком в Крестовую губу. У Юдина оставалась лодка, упряжка собак, сухари да винтовка с патронами.
На два дня хватало обыкновенно Хантазею рассказывать о том, как он бродил с Ямзиным по глетчерам, как медвежью шкуру очищали от шерсти, а кожу жарили, когда ничего другого нельзя было добыть. Ненец, рассказывая, воодушевлялся, падал на колено и прицеливался в невидимого зверя, и все слушали Хантазея с затаенным дыханием.
Голодные ненцы вдруг увидели, что на них идут три казака — три огромных медведя.
„Конец голоду, сколько корма идет сразу", подумали ненцы. Но тут пришла повальня — зыбь, лед у берега разломало в каш у Медведи подошли по ледяному полю к битому крошеву и повернули назад от охотников.
Люди поползли снова по тонкой найде — новому льду — на другой берег безвестной реки и вскоре увидели небольшой домишко.
Это была норвежская промысловая избушка. На полу было рассыпано много гороха. Его ненцам хватило до Крестовой губы. Когда Хантазей с Титом Ямзиным пришли домой, то на радостях послали Санко Вылку в Поморскую губу сообщить, что они живы, здоровы и дарят гольца бочку. В Поморскую губу голец редко заходил. Но Санко до пролива Маточкин Шар не доехал — лед развело весной.
А Юдин вернулся позднее на шлюпке в Поморскую губу.
Любил Ефим ночевать в пещере „Каменный дом". Однажды просыпается и видит: три казака посреди Поморской губы по банке — подводному — камню ходят. Он поехал за ними на лодке, звери перебежали на берег и разбились: двое пошли в одну, а третий в другую сторону. Помчался Ефим на собаках за двумя медведями. Те тоже в разные стороны разбежались. Целый день гонялся Хантазей за медведями и всех приволок к дому. Такой стрелок был Хантазей!
— Адва ж адва догнал третьего казака, — радостно говорил Хантазей.
Последний раз редактировалось ББК-10 21 Февраль 2016 19:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение ББК-10 » 23 Январь 2016 21:24

 1 (2).jpg
На север. (По морям и рекам). Очерки. М. Мол. гвардия, 1930. 72с., /У нас и за границей/
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение fisch1 » 25 Январь 2016 14:57

 Сквозь льды в Сибирь.jpg
Зингер Макс.Сквозь льды в Сибирь : очерки Карской экспедиции 1929 года : 32 фото, рисунки, карта и пояснительный словарь / Макс Зингер ; [обл. худож. Б. Берендгофа]. - Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 14-я тип. "Мосполиграф", 1930. - 153, [7] с., [8] вкл. л. ил. и портр., [1] л. к. ; 21. - Загл. карты: Пути Карской экспедиции 1929 г.

В 1929 году, впервые за всю историю Северного морского пути, через льды Карского моря было намечено к проводке двадцать семь океанских и два речных парохода.
Караван Карской экспедиции шел к берегам Сибири из заграничных портов с импортным грузом.
Для выполнения грандиозного плана проводки двадцати девяти судов через льды Карского моря в этом году был назначен величайший в мире ледокол «Красин». Начальником экспедиции шел известный полярный ученый Н.И.Евгенов. Воздушную разведку льдов Карского моря производил мощный двухмоторный самолет-лодка «Дорнье-Валь». Командовал воздушным кораблем Б.Г.Чухновский.
«Красин» представлял собой в походе не только оперативный штаб, но и своего рода полярный университет. Каюта Н.И.Евгенова была превращена в метеорологический кабинет. Здесь происходили научные работы над льдом, морской водой, и составлялись ледовые карты и карты погоды. Метеорологические предсказания крупнейших метеорологов Э.П.Пуйше и Г.Я.Вангенгейма, шедших на ледоколе, не раз оказывали помощь при проводке караванов.
Только благодаря сочетанию высокий техники и подбору опытных людей Карская экспедиция в этом году, исключительно тяжелом по своей ледовой обстановке, блестяще справилась с возложенными на нее задачами. Двадцать восемь пароходов без всяких повреждений дошли до портов Оби и Енисея, таким образом Карская экспедиция выполнила большой важности хозяйственную задачу. В издании представлены очерки этой экспедиции.

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2016 17:13

Огонёк 1956 № 47(1536), 18 ноября.

 Огонёк 1956 № 47(1536), 18 ноября. Камчатские памятники.jpg
Камчатские памятники
Макс ЗИНГЕР

Петропавловск-Камчатский — один из живописнейших портов мира. Строения большого города раскинулись на трех сопках величавым амфитеатром и смотрятся в воды бухты, защищенной от всех ветров.
Нет более спокойной стоянки для моряков, чем в Петропавловске-Камчатском. Сюда прибывают корабли со всех концов света. Пассажиры, покинув зыбкие палубы, отправляются по улицам и солкам, чтобы полюбоваться с их вершин красотами природы исключительного своеобразия. Особенно хорош этот далекий город в ясный, погожий день, когда в заоблачных высотах отлично видны вершины сопок. Они украшают камчатскую землю. Авачинская, Ключевская, Корякская, Вилючинская... В глухую ночь с мостика идущего океаном судна видны огнедышащие, сказочно красивые горы, чей огонь служит порой ориентиром для мореплавателей.
Пытливая и смелая советская молодежь поднимается на крутые, высокие сопки, чтобы спортивным подвигом заслужить почетный нагрудный знак альпиниста.
Еще Степан Крашенинников, знаменитый исследователь Камчатки, выдающийся подвижник науки, сказал, что Камчатка «к житию человеческому не меньше удобна, как и страны всем изобильные». Эти вещие слова подтвердились два века спустя.
... По улицам недавно разросшегося города движется поток грузовых и легковых машин. Люди и грузы направляются на новостройки, мощные рыбные комбинаты и заводы. Краны и судовые мачты в Авачинской бухте, гудки уходящих и прибывающих пароходов, рыболовных траулеров и катеров, гул пролетающих самолетов, афиши, зовущие в областной драматический театр и кино, — неотъемлемые черты трудового города, расположенного за много тысяч километров от Москвы.
Но что особенно привлекает каждого прибывшего в Петропавловск-Камчатский — это множество памятников.
Кто не залюбуется горделивой колонной, воздвигнутой в честь прославленных мореплавателей русского флота — Беринга и Чирикова, которым Камчатка обязана началом своей широкой известности!
А вот батарея пушек, принимавших участие в отражении англо-французской соединенной эскадры, напавшей на город в августе 1854 года. Сюда приходят молодые матросы, рыбаки, геологи и школьники послушать рассказ экскурсовода о храбрых защитниках города, заставивших врага с большими потерями убраться восвояси.
Несколько выше этих орудий, на Никольской солке, находится часовня, построенная в честь павших при обороне Камчатки русских воинов. С подножия часовни открывается изумительный вид на город и его окрестности.
В городском сквере высится обелиск. Он сооружен в наше время, после окончания Великой Отечественной войны. На одной из деталей монумента значится: «Память о вас, вернувших Родине Курильские острова, переживет века».
Во многих советских городах воздвигнуты памятники Владимиру Ильичу Ленину. Но монумент Ленину на Камчатке, у подножия сопок, у выхода в Тихий океан, по-особенному волнует.
У входа в областной краеведческий музей стоит старинная, изъеденная временем пушка, снятая с пакетбота Беринга «Петр». Пакетботы Беринга и Чирикова «Петр» и «Павел» зимовали здесь, в Авачинской бухте, свыше двухсот лет назад. Они-то и дали название городу Петропавловску-Камчатскому. Искусно выполненные художником-резчиком макеты пакетботов бережно хранятся в местном музее.
Не забыт и Лаперуз, знаменитый французский мореплаватель, посетивший этот уголок в августе 1787 года и бросивший якорь в спокойной бухте. Мемориальный камень в честь Лаперуза свидетельствует о давней дружбе русских и французских мореплавателей. Как известно, Лаперуза встретили на Камчатке по-русски гостеприимно, снабдили провиантом, пресной водой и проводили в трудный, неизведанный путь с добрыми пожеланиями.
Камчатские памятники — признание благодарного потомства, гордящегося прошлым своей великой страны и строящего ее настоящее и будущее.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Зингер Макс Эммануилович (1899 — 1960)

Сообщение ББК-10 » 21 Февраль 2016 12:23

Огонёк 1956 № 35(1524), 26 августа.

 Огонёк 1956 № 35(1524), 26 августа. Корабль несет на скалу.jpg
Корабль несет на скалу

В радиорубке парохода «Тунгус», пловучей базы Североатлантической сельдяной экспедиции, висит копия с картины Айвазовского. Она изображает штормовое море у каменистого, круто выступающего из воды берега...
Два парусника качаются на волнах близ гранитной стены безымянного мыса. На мачтах висят обрывки парусов. Наклон мачт говорит о стремительной, опасной качке. Корабли несет на скалу. Море беснуется, торопя гибель судов. Их неминуемо должно ударить о скалистый выступ. Надежд на спасение нет...
Мне вспомнилась эта трагическая картина в тот вечер, когда я встретился в беспокойной Северной Атлантике, за Полярным кругом, с Алексеем Алексеевичем Потаповичем, капитаном среднего рыболовного траулера «Мыс».
В шапке-ушанке, ватнике и болотных сапогах, рослый, плечистый человек, он был хозяином в этом грозном, беспокойном океане. Потапович пришел на рыбный промысел с транспортного флота и быстро завоевал славу передового капитана. Он ловит сельдь не просто, а с какой-то удалью. Потапович и его команда не ведают растерянности даже в самые грозные штормы. Вот какой случай произошел однажды в жизни рыболовного флота.
Темной ненастной ночью близ юго-западного берега Исландии на траулере 637 приключилось несчастье: заклинило гребной вал. Винт перестал вращаться. Судно потеряло ход. «Тунгус» успел взять траулер на буксир и поставил за своей кормой, на крепком конце. Это происходило близ острова Хеймей, самого большого из архипелага Вестманнаэйяр.
К вечеру ветер посвежел и продолжал усиливаться. На гребнях волн выросли белые пенные гривы. Ветер срывал пену и носил ее, сбивая в облака, стелившиеся над океаном. Казалось, океан закипал...
Судно, стоявшее за кормой «Тунгуса», бросало нещадно из стороны в сторону. Напрасно старались механики траулера, — заклинившийся вал не проворачивался. Рывки становились все резче.
И вот случилось неотвратимое: трос не выдержал очередного резкого рывка, вытянулся и лопнул. Траулер оторвался, и его понесло... Огромному пароходу «Тунгус» нельзя было следовать на помощь: он неповоротлив.
С бедствующего судна дали красную ракету, вторую, третью...
Это были сигналы, зовущие на помощь. Красные ракеты резали ночную темноту дугообразными яркими линиями и гасли, как метеоры.
Весь промысловый флот штормовал в эти часы, подняв сети на борт. Судовые радиостанции, настроившись на аварийную шестисотметровую волну, слушали траулер 637, который гнало на скалу. Гибель его казалась неминуемой.
В эти решающие минуты на помощь товарищам вышел траулер «Мыс»: он устремился полным ходом вдогонку за гибнущим траулером.
Береговой маяк вспыхивал все ближе и ближе. Мутноватая луна чуть-чуть вылезла из-за туч и ненадолго осветила гребень утеса. До него оставалось всего метров триста. Уже слышался шум прибоя, гул дробившейся об утес волны.
— Рисковое дело! — невольно вырвалось у кого-то из моряков «Мыса».
— Да, рисковое! — отозвался Потапович. — Но завтра, быть может, они будут спасать нас... Морское товарищество... Или об этом только в романах пишут?..
Корма «Мыса» поровнялась с носом траулера 637.
— Подать бросательный! — приказал Потапович в мегафон.
— Подойдите немного ближе! Нам не дотянуться! — ответили с кормы.
Между тем траулеры, гонимые волной, приближались с каждой минутой к скале. Она отвесно вырастала перед моряками. Сейчас о скалу ударятся разом оба корабля. На этот крутостенный берег не выбраться никому. Никому не будет спасения — ни кораблям, ни людям.
— На корме! — вновь крикнул Потапович.
— Есть на корме! Бросательный подали! Закрепляют конец!..
— Поторопись! Нас самих несет на скалу!
До берега оставалось несколько десятков метров... Считанные минуты до гибели...
А может быть, все-таки повернуть «Мысу»? Рисковать же надо разумно, с расчетом...
Повернуть Потаповичу еще не поздно. Но разве он бросит товарищей?..
Капитан Потапович стоял на мостике с поднятым мегафоном.
— Буксир закреплен! Давайте ход! — послышалось с кормы.
Потапович тут же схватился за ручку машинного телеграфа. Стрелка со звоном повернулась на «средний ход».
Вновь выглянувшая из-за туч луна посеребрила океан и берег. Умытый прибоем, сверкал неприступный и грозный утес. Но теперь он уже не был страшен.

Макс ЗИНГЕР
Северная Атлантика.
Борт парохода «Тунгус».

В Северной Атлантике. Шторм 9—10 баллов.
Фото Н. Сердюкова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения