Вот оригинал второй статьи:
ВТОРОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ "САВОЙИ"
"В связи с тем, что в Ульяновске при Центре гражданской авиации стран - членов СЭВ создается головной отраслевой музей, обращаемся к работникам Дальневосточного управления Гражданской авиации с просьбой оказать нам помощь в поисковой работе по розыску образцов старой авиационной техники. По нашим данным, на территории управления находится несколько самолетов-ветеранов, представляющих большую историческую ценность: близ поселка Дуки района имени Полины Осипенко - обломки ТБ-3 и Си-47; в одном из озер между Троицким и Комсомольском-на-Амуре лежит по типу напоминающий Р-5, который хорошо просматривается сверху; в районе Тугурского залива на реке Сырай потерпели аварию несколько самолетов ТБ-3; на мысе Лазарева находится самолет "Савойя-55". Убедительная просьба сообщить нам все имеющиеся сведения по этим и другим самолетам, указать их техническое состояние и местонахождение".
(Из письма директора музея В. Корнеева).
Сообщение о том, что в глухой тайге обнаружен старый самолет, поступило в Дальневосточное управление гражданской авиации из лесоустроительной партии, работавшей на побережье Татарского пролива.
Перед выездом на место поисково-спасательная группа обратилась к старейшим авиаторам-дальневосточникам: что за самолёт мог лежать в том районе? Тогда и вспомнился ветеранам случай, происшедший в далеком 1935 году...
Где летчик Святогоров?
"26 июня в 10 часов 40 мин. утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа "Савойя-55") под управлением летчика Святогорова. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 мин. Л-840 держал связь с землей. Последнюю метеосводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана.
По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри, был большой шторм. По предположению работников граждвоздухфлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе".
("Тихоокеанская звезда",
2. 7. 1935 г.)
Александр Святогоров стал известен стране во время челюскинской эпопеи. Вместе со своим самолетом он плыл на пароходе "Сталинград" на помощь дрейфующей во льдах экспедиции с затонувшего "Челюскина". Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев назвал тогда его одним из "лучших полярных летчиков Союза". Вот в подтверждение случай, о котором я узнал из старой подшивки "Правды".
Когда "Сталинград" застрял на подходе к Чукотке, Святогоров добился разрешения комиссии вылететь прямо с кромки окружающих пароход льдов, отчаянно смело проведя свой сухопутный, "обутый" в лыжи самолет над студеными водами Берингова моря. На картах спасательных операций, которые публиковали все газеты, появилась еще одна пунктирная ниточка воздушной трассы: экипаж молодого авиатора-дальневосточника начал доставлять в бухту Провидения снятых со льдины челюскинцев.
Розыски самолета л-840
"Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолёте. На нем находилось 8 пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. Через 1 час 08 минут после взлета Нижне-Тамбовская рация запросила Святогорова о его местонахождении. В 11 часов 51 минуту был получен ответ: " Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами. В 11 часов 58 минут Ефремов передал следующее: "Сообщите авиасводку о погоде". Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о приеме от самолета не последовало.
По телеграфу срочно были запрошены все населенные пункты. Моноплан с красными лентами на хвостовом оперении показывался у мыса Гинтер, высота полета достигала 1 600 метров. В бухте Нокатово слышали шум мотора, но самолета не было видно из-за дождя. Капитан катера "Москальво" видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева, низко летящим над водой.
На следующий же день пилот Мазурук вылетел на разведку, которая закончилась безуспешно. Розыски продолжаются.
("Тихоокеанская звезда"
3.7.1935 г.).
Совсем недавно, спустя почти пятьдесят лет после тех поисков, известнейший полярный летчик генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук делился со мной воспоминаниями:
- Работал я тогда командиром тринадцатого гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ, базировались мы в Хабаровске. В ту навигацию я самолично давал тренировку и "провозил" по сахалинской трассе Святогорова. Был Александр отличным летчиком-"гидристом", но подвела его скорее всего капризная на побережье погода.
Важное известие Мазурука
Пилот Мазурук в поисках пропавшего самолета пролетел около 5 тысяч километров, опрашивал население - рыбаков, охотников и др. Он сообщил чрезвычайно важное известие. С катера "Москальво" заметили Святогорова, пролетавшего подле мыса Невельского низко над водой. После этого Л-840 взял курс на реку Медвежью и скрылся в её долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева слышал шум мотора".
("Тихоокеанская звезда"
4.07.1935 г.).
Итак, получив телеграмму, на мыс Лазарева срочно вылетела поисковая группа. В лагере лесоустроителей пришлось взять проводника - добраться к месту на вертолете оказалось невозможным: сопка, на которой лежал самолет, была прочно закрыта нередким здесь туманным выносом с пролива.
Утром место происшествия безошибочно указали сбритые падавшей машиной верхушки вековых елей. Сначала наткнулись в распадке на тройное хвостовой оперение. Выше на склоне лежали обе лодки гидросамолета - в них размещались пассажирские каюты. Мощные по тем временам двигатели - в 750 лошадиных сил каждый - марки "Изотта-Фраскини" за десятилетия не тронула ржавчина. Сфотографировали разбитую радиостанцию, разрушенный фонарь пилотской кабины. Поодаль, в кустах, обнаружили плоскости. И вот, наконец, главное: грязно-голубой кусок перкали, обтягивашей фюзеляж, с опознавательными надписями!
- Старейший авиационный бортмеханик Мороков, который лично знал Святогорова и обслуживал в тридцатые годы его машину, тут же подтвердил: "да, это "Савойя" - показывал мне фотографии руководитель той поисковой группы Виктор Сергеевич Нуждин, работающий ныне на хабаровском авиаремонтном заводе № 24 ГА. Он бывший летчик, совершил в годы Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией более трехсот боевых вылетов. - Судя по всему,
прижатый туманом Л-840 шел на бреющем по долине речки, и крутой склон перед собой пилот увидел неожиданно. Рванул штурвал не себя, но каких-то тридцати метров не хватило, чтобы перевалить через вершину.
Действительно, спасение было близко - внизу, сколько хватает глаз, грудились невысокие сопки, стелилась бесконечная тайга, уходя к поблескивающей на горизонте ленте Амура. Теперь нам, пожалуй, никогда не узнать всех обстоятельств того последнего полета Александра Святогорова. Известно одно: стрелки найденных в кабине часов навечно застыли на цифре двенадцать…
Только в этом районе
Вчера пилот Мазурук вылетел на розыски Л-840 по новому маршруту. Вся долина Медвежьей речки, куда скрылся самолет Святогорова, была исследована до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Тщательный осмотр с воздуха западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.
("Тихоокеанская звезда",
11.07.1935 г.).
...Время от времени дальневосточная тайга приоткрывает свои тайны. То строители БАМа наткнутся на затонувшую в озере довоенную гидролодку, принадлежавшую изыскателям трассы. То где-то под Комсомольском охотники выйдут к совершившему вынужденную посадку на мари бомбардировщику - при перегоне его на фронт.
Однако находку "Савойи", сделанную больше десяти лет назад, по редкости можно сравнить, пожалуй что с находкой мамонтенка Димы. Ведь не так уж много было когда-то закуплено у Италии таких машин. "С-55" нет ни в одном музее авиационной техники - ни в Монине, ни в Ульяновске. Появятся ли? Трудно сказать. Дело в том, что отчет поисковой группы (вместе с координатами и описанием точки) не сохранился…
Неумолимо время. Сегодня, как никогда, дорога каждая восстановленная страница истории, написанная теми, кто прокладывал в небе Дальнего Востока пионерские трассы, подчас расплачиваясь за это самой дорогой ценой. Не случайно трасса на Сахалин по аэрофлотовской табели о рангах официально значилась как "линия сверхособой трудности".
Но удастся ли снова найти то потаенное место? Будет ли возможность вывезти оттуда и восстановить редчайший технический экспонат? Как уточнить данные об экипаже, в частности о родных и близких командира "савойи"? Отвечу однозначно: без помощи тех, кто нашел самолёт, кто летал туда, кто знал Святогорова и его товарищей, не обойтись. Словом, с помощью читателей "Воздушного транспорта" нам ещё предстоит рассказать о новых поисках вторично исчезнувшей "савойи"
С. ГЛУХОВ
ХАБАРОВСК
"Воздушный транспорт", 24.08.1985.