Карская экспедиция и Сибирь(Беседа с зампредседателем Сибревкома, т. Брыковым).
Значение экспедиции для Сибири.— Наши сибирские товарообменные экспедиции, совершаемые северным морским путем, имеют огромное значение, прежде всего именно в хозяйственной жизни Cибири. Это не только мое глубокое убеждение, - это здравый учет реального положения, из которого всякий разумный и целесообразный с государственной точки зрения выход должен быть только приветствуем.
Если Европейская Россия по многим причинам до сих пор не имеет правильно налаженных торговых сношений с заграницей, то у нас, в Сибири... Примите во внимание эту колоссальную отдаленность сибирской территории от всяких (морских и сухопутных) границ, расстройство железнодорожного транспорта, дальность портов, удобных для торговых сношений. (Балтийского и Черноморского), и ясной станет полная хозяйственная оторванность нашей окраины от промышленных центров, без которых жить нам пока, по крайней мере, чрезвычайно трудно. С самого начала империалистической войны Сибирь была оторвана от этих промышленных центров. Остановилось снабжение нашей промышленности всеми нужными нам материалами и оборудованием, а главное — особенно тяжело чувствовалось полное прекращение в снабжении сельско-хозяйственными орудиями. Между тем Сибирь, как страна сельскохозяйственная по преимуществу, в этих-то орудиях ощущала особенно острый недостаток.
Карские экспедиции из всего привозимогo к нам импорта наибольший процент давали именно сельско-хоз. орудий. Благодаря им наши крестьянские хозяйства в значительной мере освежались и пополнялись этими орудиями вот уже четвертый год.
Нe меньшее значение имеют экспедиции и в смысле эксплоатации природных богатств. Наши колоссальные лесные богатства остаются почти нетронутыми. Они эксплоатируются на 2 — 3 процента. И здесь опять та же причина — наш транспорт, отсутствие развитой железнодорожной сети, дороговизна перевозок. Лесные материалы не выдерживают существующих фрахтов. При упрочении наших сношений северным морским путем, оживляющиеся речные системы открывают богатые перспективы разработки почти нетронутых лесных массивов по Оби и Енисею.
Нельзя обойти молчанием также и горных богатств Сибири, особенно дальнего Севера, которые до сих пор почти не знают эксплоатации по тем же причинам — отсутствие путей сообщения. А между тем геологические исследования этого Севера говорят или об очень крупных залежах каменного угля (Норильские угли), графита, слюды, свинца, меди, цинка. Но до тех пор, пока не будут созданы условия, хозяйственно выгодные, к их вывозу на внешние рынки, эти огромные богатства являются для нас втуне зарытым кладом. В здесь также проложение путей по главным речным бассейнам и затем через Северный Ледовитый океан в промышленные страны Запада открывает новую страницу экономического развития Сибири.
Kак показательный пример в этом отношении, можно отметить, что уже в 1921 г. Карской экспедицией было вывезено до 70 тыс. пуд. графита, добытого на нашем Севере.
Немного цифр.— Продолжая эти цифры ввоза и вывоза товаров через Карскую экспедицию за время ее короткого существования, мы нарисуем картину товарообменных операций за четыре последних года. При этом не следует забывать, что за это время пути только искались, связи только налаживались и вообще дело велось ощупью и наугад. Тем не менее уже в 1919 году (1-ая экспедиция) было ввезено 160 т. п., а вывезено заграницу 247 тыс. пуд, в 1920 г. не ввезено было ничего, вывезено 585 — тыс. п., в 1921 г. ввезено 542 тыс. п., вывезено 643 тыс. п., и, наконец, в минувшую навигацию 1922 года ввезено в круглых цифрах 508 тыс. п., вывезено 330 тыс. пуд.
Вывозились, гл. обр. предметы сел.-хоз. производства, кожа, щетина, шерсть, волос. В 21 г., как уже сказано, был вывезен графит. Ввозились преимущественно сел.-хоз. машины, затем металлы, в которых мы ощущали нужду, дубильный экстракт, инструменты и проч.
Как начиналась работа.В начале когда проектировались наши сношения с заграницей северным морским путем и даже когда мы приступили к выполнению этих проектов, послав нашу первую экспедицию, в заграничных кругах и у нас не было уверенности в благополучном исходе этого смелого предприятия. Не верилось в возможность пройти Сев. Ледов. океаном из Лондона в Сибирь и обратно. Теперь четырехлетняя практика убедила нас в неосновательности прежних опасений. Каждый новый рейс укрепляет уверенность в правильности найденного пути, и мы все прочнее становимся на нем обоими ногами. Если товарообменные операции начались экспедиционным способом, то теперь мы приближаемся к установлению постоянных коммерческих рейсов. Будут созданы транспортные предприятия для специального обслуживания ввоза и вывоза товаров из Сибири через Карское море.
Уже теперь процент риска провоза товаров этим путем значительно упал. Эго обстоятельство учтено и заграничными фирмами, когда они страховые платежи с 12 проц., которые взыскивались в первые годы экспедиции, понизили до 3 проц. в 22 году.
Блестящие перспективы в хоз. -экономической жизни Сибири, которые открываются с развитием нормального действия сев. морского пути, были в достаточной степени оценены и Сибирским Peволюционным Комитетом. На одном из последних заседаний им была признана необходимость продолжать экспедицию и в 23 году, для чего выработана ориентировочная программa в 600 тыс. пуд. общего грузооборота.
Экспедиционные затруднения.В данный момент затруднением в дальнейшей эксплоатации северо-морского водного пространства валяется прежде всего неимение подходящего флота полуморского типа. Надо сказать, что суда для экспедиции в минувшую навигацию были даны довольно таки истрепанные, не свободные от больших дефектов. Это обстоятельство и явилось причиной некоторых незначительных неудач, давших повод к столь многочисленным нападкам на нынешнюю экспедицию. Но что касается экспедиции 23 года, то в этом отношении как Сибревкомом, так и комитетом Сев. Мор. Пути принимаются меры к обновлению флота. Уже поднят вопрос о приобретении 2 пароходов и 4 лихтеров заграницей специально для плавания по сев. -морскому пути.
Недостатком экспедиции 22 года было еще одно важное обстоятельство — не было одного руководителя в этом деле. С одной стороны — ком. сев. мор. пути, с другой — начальник экспедиции, назначенный сибопсом. И это обстоятельство было также учтено Сибревкомом, когда он утверждал новый план экспедиции на 23 год. Было признано необходимым поручить это дело одному лицу, суда экспедиции передать ком. сев. мор. пути на арендных началах.
Ком. Сев. Мор. Пути.Фактически руководителем экспедиций является, конечно, ком. сев. мор пути. Раньше это было учреждение, целиком состоявшее на госснабжении, но в конце 22 г. постановлением СТО он переведен на хозрасчет, с тем, чтобы в него входили хозяйственные органы Сибири. В связи с этим возник вопрос об акционировании сев. мор. пути. Главные хоз. органы, как Сибдальвнешторг, сибпромбюро, хлебопродукт и Центросоюз уже изъявили желание участвовать в этом предприятии. В настоящее время этот вопрос разрабатывается комитетом, будет выработан устав акционерного т-ва, который через Сибревком будет представлен в СТО для рассмотрения и утверждения.
Итоги экспедиции.Что касается слухов о якобы неудачном исходе экспедиции 22 года, то я считаю их абсолютно ни на чем не основанными. Экспедиция не прошла по намеченному плану, в выполнении ее было много дефектов — это правильно. Так, напр., грузы в количестве 90 тысяч пуд. не дошли до Омска и принуждены были разгрузиться в Таре; товары предназначавшиеся в Новониколаевск, выгружены в Томске. Но из этого вовсе не значит, что экспедицию следует считать провалившейся.
Мы имеем в руках весьма показательный документ — копию доклада директора-распорядителя Аркоса Наркомвнешторгу. В докладе определенно констатируется, что в этом году сырье была доставлено в Англию гораздо лучшего качества, чем в предыдущие годы, что состояние и качество экспортируемых товаров свидетельствовали о большом внимании и любви к делу со стороны сибирских органов.
Радиофикация Сев. Мор. Пути— В заключение мне oстается указать еще только на одно условие, которое обеспечивает в будущем развитие товарообменных операций северо-морским путем — сказал в конце беседы тов. Брыков — Я говорю о радиофикации сев. мор. пути. Уже в настоящее время имеется довольно густая сеть радиостанций в Карском море. У Карских ворот, у Югорского шара, на Маресали, на Диксоне, в Усть-Енисейском порту, в Дудинке, в Обдорске... На время товарообменных операций в 22 году ycтaнaвливались временные радио-cтaнции. Теперь я хотел бы отметить только заслуги перед сев. мор. путем, а, след., и перед всем нашим краем, одного человека — зам. председателя С. М. П., т. Шольца. Я надеюсь, что если бы было у нас побольше таких Шольцев, то дело давно было бы свободно от тех дефектов, которыми оно еще страдает и сев. мор. путь в очень близком будущем не на словах, а на деле стало бы той напряженно-пульсирующей артерией, по которой переливались бы товары, взаимно необходимые двум торгующим странам - Англии и России..
В. П.