ПО СЛЕДАМ "АВРОРЫ"Адмиралтейский завод стоит у самого Финского залива, там, где сходятся три реки: полноводная Нева, тихая Фонтанка и узенькая Тряска. Сюда, к причалам, я и поспешил в субботу с самого утра. А в 10 часов капитан атомохода «Ленин» Павел Акимович Пономарёв уже скомандовал: «Отдать концы!».
Сотни рабочих Адмиралтейского завода, на котором по решению XX съезда партии строился первый в мире атомный ледокол, радостно приветствовали первые шаги своего стального детища. Детище, ещё не умеющее ходить самостоятельно, послушно двинулось по Неве, толкаемое четырьмя мощными буксирами.
— Ну, начинаем жизнь! — поднявшись на мостик, тихо, но очень торжественно сказал Владимир Иванович Червяков, главный строитель ледокола.
Много кораблей строил в своей жизни Владимир Иванович с тех пор, как пришёл подручным слесаря на Балтийский завод, но такой корабль и для него диковинка. Всё в нём удивительно. Одних изумляет красота ледокола, других — высота его — чуть ли не с 10-этажный дом, а третьих поражает запас скорости — 18 морских миль, т. е. 35 километров в час!..
Опытный лоцман Семён Григорьевич Курочкин помогает капитану вести корабль по реке. И вдруг к лоцману подбегает встревоженный представитель «Ленэнерго»:
— Осторожно, не зацепите там кабели! Они идут по дну Невы с берега на берег...
— Ничего, — говорит лоцман, — раз в 1917 году «Аврора» сумела войти в Неву, значит, и мы пройдём...
Мудрёный это человек, лоцман. Всю Неву знает вдоль и поперёк, недаром капитан его слушается. Отвалил ледокол от стенки.
— Спасибо вам, дорогие товарищи, за корабль!.. — говорит в микрофон капитан рабочим и всем, кто остался на берегу, и сам даёт три длинных прощальных гудка.
За штурвал, на самую первую вахту становится рулевой матрос. Это Виктор Мартынов, опытный мореход, полярник, водолаз. Ему всего около 30 лет. И я снова слышу, как главный строитель шепчет про себя, гордо оглядываясь:
— Да, начинаем жить!..
И как не гордиться! Прочно наша страна завоевала первенство в освоении Арктики. В 1899 году по инициативе адмирала С. О. Макарова и знаменитого учёного Д. И. Менделеева, по чертежам русских инженеров, но на английских верфях, был построен первый в мире и самый мощный линейный ледокол «Ермак», и сейчас он водит караваны на Севере. «Красин», «Малыгин», «Сталин».. Весь мир слышал о наших ледоколах. Теперь Северный флот возглавил новый флагман — «Ленин», ледокол, который почти в несколько раз мощнее «Ермака».
А сталь? Какая у него сталь! Металлурги сварили для него такую броню, что ни один резак не мог её продырявить и сшить. Не страшны ей ни ржавчина, ни самый страшный напор льдов. Пришлось изобретать новые аппараты для резки и сварки такого металла. Но главное даже не в этом.
Если обычно ледоколы сжигают во льдах своё топливо за 2—3 недели, то атомный ледокол один раз заправится уранным «горючим» и может плавать хоть целый год, может даже не заходить в порты, совершив несколько кругосветных путешествий!
Словно вся мощь нашей богатырской страны передалась этому изумительному кораблю. Разве под силу другой стране так быстро построить такое чудо, столь сложный корабль?
...Весь Ленинград вышел на набережную к мосту лейтенанта Шмидта, откуда начал Октябрьскую революцию крейсер «Аврора» Теперь здесь стоит атомный ледокол «Ленин».
С. ГУЩЕВ.
(Наш спец. корреспондент).
Ленинград