Да, Вы правы, Тихая – юго-западнее Катастрофной. Но 25 км – не велика дистанция, сориентироваться можно. О самолёте в бассейне Тихой слышал со слов знакомого, лебедевского водителя Валентина, работавшего на Золотогорье в 70-80-е годы. Человек этот заслуживает доверия. Обломки самолёта, по его словам, заметны были очень хорошо. Типом самолёта он не интересовался, да и близко не подходил. Так что вполне может быть и послевоенный самолёт. Одно ясно, что большой – явно не истребитель. В общем, гадать не буду, появится возможность - проверю.
С расстоянием действительно нестыковка. Хотя тот же Н.М. Сладков указывает расстояние 120-130 км.
О том, какие именно останки нашли на месте гибели экипажа Герасимова, мне не известно. Какая партия ВЧГРЭ их обнаружила? Попробую расспросить бывших сотрудников экспедиции, работавших в те годы. Можно посмотреть полевые материалы этой партии - иногда находки такого рода в них отражались. Но наверняка на этот вопрос, как и на вопрос о месте гибели экипажа, можно получить ответ в краеведческом музее Эгвекинота. У них выставлено немало предметов с места этой катастрофы, да и карта с точкой катастрофы, по-моему, там есть.
Имеет ли смысл делать ради "пары косточек" довольно солидный мемориал, какой поставлен в Эгвекиноте, особенно когда захоронение уже есть? Сомневаюсь.
В приказе начальника ГУ ГВФ № 0249/л 23.12.1943 г. (который немного выше привёл А. Кот) сказано вроде бы по-русски: «…Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти…». Думаете, этот начальник ГУ ГВФ фантазировал?
Что касается экипажа Спиридонова. Не исключено, что место катастрофы соответствующими органами и осматривалось спустя какое-то время (хотя близость к морю и не всегда указывает на легкодоступность места). Если осматривалось, должен быть соответствующий акт, как по другим катастрофам. Что они там могли найти и захоронить в Уэлькале, трудно сказать. Если что и собрали, вероятнее всего, какие-то мелкие фрагменты, которые не успели растащить лисы и песцы. Дело в том, что в этом году найдены 3 часов, знаки различия, фурнитура от одежды, обуви - а эти предметы люди, как правило, носят на себе. Те фрагменты тел, что оставались на месте падения, где собраны личные вещи, видимо, полностью сгорели. Во всяком случае, это место отличалось значительным присутствием золы.
А могло захоронение в Уэлькале быть и вовсе символическим. Типа выбили на общей стелле фамилии – дело сделано.
Ради только личного оружия пилотов проводить поиски в удалённом от населённых пунктов районе не стали бы, это смешно. Да оружие и моментально растаскивалось чукчами, что видно на примере катастрофы Р-40 18.10.1942. Посылать самолёт, что бы просто вывезти тела лётчиков - тоже не факт. В те годы на смерть смотрели проще, чем сейчас. А вот секретные материалы или ценный груз - дело другое.
Пономаренко вёз груз да ещё какого-то пассажира, а Герасимов летел из Марково в Уэлькаль пустым. Этим и может объясняться то, что экипаж Пономаренко был вывезен и захоронен, а Герасимова - нет.
Что касается истребителя на Амгуэме – да ведь он, не ошибаюсь ли я, относительно недалеко от посёлка? Один товарищ, живший когда-то там,буквально на днях, под впечатлением от газетной публикации, рассказал, что они пацанами ходили до него на лыжах. Тоже надо бы расспросить с как следует.