Всеволод Куканов пишет:
В прессе 30-х годов попадались упоминания о бортах Л-42 и Л-752, причём, помимо бортовых номеров у них имелись альтернативные - "имена собственные" (по нанесённым надписям на бортах) :
борт "Л-42" - самолёт "Бодайбинский Шахтёр" (введён в эксплуатацию 1 августа 1931);
борт "Л-752" - самолёт "Памяти Ленского Расстрела" (введён в эксплуатацию 2 августа 1933).
ЗДЕСЬ СТРОЯТ САМОЛЕТЫ
Самолет без крыльев... Как большая подстреленная птица тяжело лежит на земле. Бессилен его мотор, неподвижен пропеллер.
Рана в боку обнажила фанеру, стройный остов самолета жалок и уродлив.
На площадке перед мастерскими покорно ждет он своей очереди идти в ремонт. Стальное сердце самолета - мотор требует отдыха. Через каждые 100 часов полета нужно менять мотор. Как по конвейеру поступают они один за другим в мастерскую. Здесь в мастерских мотор разбирается весь до последнего винтика, ловкие руки тщательно обмывают все его части. Проверяется точность показателей авиационных приборов. Износившиеся части заменяются новыми.
Сердце самолета должно быть здоровым, таким же как сердце пилота.
Страна требует быстрейшей переброски золота, пушнины, почты с далеких окраин севера. Полечившись в мастерских авиофлота, подкрепив-шись новыми частями самолет снова летит.
Несмотря на то, что мастерские авиофлота оправлялись с самым сложным ремонтом всех существующих конструкций машин — они ничего не могли сделать. Самолетов не хватало.
И тогда инженеры, мастера и рабочие решили - будем строить самолеты сами.
Недоверчиво встретили в Москве этот проект энтузиастов.
- Где вам, на окраине, браться за такое трудное дело!..
И недоверие было обоснованным. В Москве знали, что в Сибирь заброшено ничтожное число специалистов.
Но не знали того, что Григорьев бывший жестянщик, умевший делать лишь чайники и котелки, стал теперь высококвалифицированным мастером дюральщиком, одним ив лучших специалистов - практиков Союза.
Они не знали, что жестянщик Левин, тот про которого говорят, что он работает всегда с улыбкой, вырос в прекрасного мастера, авиационного дела, что Дмитрий Иванов, поступивший в мастерские мотористом, стал контрольным мастером по авиодвигателям, таким, каких по Союзу насчитываются единицы.
Не знали они того, что малоопытные, робко подошедшие к невиданным машинам Петровский, Эриц, Голиков, Иванов, Шарпанский и другие полюбили свое дело так, что горят на нем. Для них преодоление трудностей в постройке новых самолетов - дело чести, доблести, славы...
Забыли о том, что молодые советские инженеры такие как: Татарийский, Рогожин сумеют возглавить энтузиазм рабочих. Забыли о том, что Гвоздев - руководитель Восточносибирского гражвоздухфлота энергично помогает энтузиастам.
Но в Москве этого не знали. В центре не поддержали и в денежной помощи, и в техническом руководстве им было отказано. Их поддержали рабочие и специалисты далеких бодайбинских приисков.
Руководитель авиодела ГВОЗДЕВ берет ответственность на себя и на деньги рабочих, руками рабочих был выстроен первенец Восточной Сибири «Бодайбинский шахтер» - Л-42 на кратком языке летчиков.
Л-42 строится вне плана, в промежутках, когда мастерские свободны от ремонта.
Первого августа 1931 года — «Бодайбинский шахтер» берет первый старт.
Не вернуть теперь бывших жестянщиков Иванова, Левина и других к их прежней работе. В Иркутских мастерских гражвоздухфлота ими делается большая творческая работа.
Механический цех...
Здесь нет обычного заводского шума. Небольшие станки эластично двигаются приводными ремнями. Тяжелых деталей у самолета нет - они ему не нужны. Самолет призван побеждать воздушное пространство. Поэтому легкость для него — главное.
Мелкие, мельчайшие детали обладают точностью до десятых милиметра.
У т. Ирец бывшей уборщицы плотно сжаты губы, внимателен взгляд - она делает части для мотора будущего самолета.
Десяток других, совсем еще молодых токарей работают также четко и напряженно.
В столярном цехе — не бывает прогулов. Хороший организатор, прекрасный мастер тов. Котельников завоевал любовь и уважение рабочих.
- Ребята за него горой. Плотники никогда не подведут своего завцехом. Сам он работает уже 18 лет в авиации, дело свое знает - а это главное.
Здесь делается деревянный остов самолета. Точеные, гладко отполированные доски под опытной рукой мастера Котельникова становятся органической частью самолета.
Тонкий, изящный остов крыла воздушной птицы обтягивается полотном, смазывается водонепроницаемой массой - эмалитом.
Легко, одной рукой поднимает мастер Котельников стабилизатор - центральную часть мотора.
Главное в самолете — это легкость и спаянность всех частей.
Переходя из цеха в цех отдельные части самолета в сборочном цехе приобретают законченный вид.
Вот большая трехмоторная машина почти готова взлететь на воздух. Сборочный цех - это последняя станция перед испытанием.
80 процентов чертежей для новой машины были изготовлены нацменом Чайвановым, талантливым молодым техником конструктором, который когда то работал в мастерских мотористом. Всю техническую работу по постройке вели молодые инженеры - Злоказов и Рогожин.
Крепкая партийная ячейка при мастерских организовала рабочую массу на это трудное дело. Мастерские аэрофлота лишний раз доказали своей работой, что «нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики».
Г. БАЛАХНИНА.
-
связь с Junkers W-33 зав.№2552 СССР-442 или, как указано у Андерссона в RS-6, Junkers W-33 зав.№2551 СССР-441 видимо ошибочна, так как по приведенным источникам самолет построен с нуля.
Закупленные в 1930 в Германии W-33 позже эксплуатировались под следующими линейными обозначениями:
2551 СССР-441 .02.1930 СССР-Л735
2552 СССР-442 .02.1930 ???
2554 СССР-443 .03.1930 СССР-Л21
2555 СССР-444 .03.1930 СССР-Л20
2556 СССР-445 .04.1930 СССР-Л33
2551 был разбит в 1930 г в районе Усть-Кута и восстановлен в Иркутских мастерских в конце 1931 года - из-за этого получил регистрационный из седьмой сотни. "Восстановленный на средства трудящихся Бодайбинского района самолет СССР-441 (авария пилота Комаренко в августе 1930 г) рейсует по линии Иркутск-Якутск-Бодайбо." (Самолет №11-12 1931) - видимо эта информация ошибочно связала его с "Бодайбинским шахтером".
Куда делся №2552 - неизвестно - информации по авариям самолета СССР-442 не проходило. Он эксплуатировался на линии Иркутск-Бодайбо-Якутск, поэтому я ошибочно связал его с Л-42.