СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Сентябрь 2014 15:54

Данные из известного файла: GVF_22-05-08.xls

ВСП 1931 № 175 (8 августа) СССС Л-42 Бодайбинский шахтер : Л-42.jpg
Junkers W-33 зав.№2552 "Бодайбинский шахтер" СССР-442 / СССР-Л-42 фев.30
Иркутской постройки игф57, на поплавках и лыжах (климов), фото музей порта, 1932-1933 Иркутская гидролиния Д.Н.Тарасов (позднее Л.Н.Дмитриев ) мех.Я.Г.Савин В начале 1934 года по заданию правительства коллектив Иркутских мастерских №403 подготовил два самолета Л-42 и Л-735 (ПС-4), предназначенных для спасения «Челюскинцев» и пилотов из «лагеря Шмидта», на которых летали известные летчики — Слепнев, Доронин, Галышев.
Последний раз редактировалось Dobrolet 01 Октябрь 2014 03:03, всего редактировалось 2 раз(а).
Причина: ред. данных
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Сентябрь 2014 15:58

 ВСП 1931 № 175 (8 авг.) СССС Л-42 Бодайбинский шахтер.jpg
Декада гражданской авиации
СТРОИМ КОРАБЛИ ВОЗДУХА

НА СРЕДСТВА БОДАЙБИНСКИХ РАБОЧИХ ПОСТРОЕН САМОЛЕТ
Победа ударников мастерских гражвоздухфлота

1 августа ударники мастерских В. С. Управления Гражвоздухофлота отпраздновали новую победу. В этот день передан самолет, построенный в г. Иркутске на средства бодайбинских рабочих.
Эта победа иркутских авио-ремонтных мастерских знаменует выдвижение ремонтного органа В. С. Управления из вспомогательно звена гражданской авиации в ведущее звено. Постройка нового самолета является крупным достижением технического порядка, разбивающая вдребезги оппортунистическое неверие в способность создавать сложнейшие машины своими собственными силами и средствами.
Ударники, не взирая на каркание маловеров -— «Строить стройте, да как бы не сорвались на своей прыткости и не оказались на положении жалких выскочек» — твердо решили довести дело до конца.
Закипела работа в цехах. Создались бригады специально для постройки самолета, ударники связали короткими сроками всю работу, заключили соцдоговора, предъявили счета хозяйственникам и инженерно-техническим работникам. Заметно прекратилось бесцельное хождение, резко снизились прогулы и опоздания, поднялся энтузиазм рабочих. Несмотря на трудности (недостаток материалов и т. п.) ударники, оставаясь после обычных 8-ми часов работы продолжать работу, быстрыми темпами двигали дело вперед.
Опыт в сооружении самолета у рабочих н инженерного состава мастерских в основном был, они не раз капитально ремонтировали аварийные машины, но заново строить машину пришлось в первый раз.
Чтобы справиться с работой в срок и добиться безукоризненного качества, нужен был не только один опыт и энтузиазм, нужно было иметь подбор людей, сознающих огромное значение новой машины. И с самого начала работы выделялись лица, которые провели все дело постройки самолета через все стадии подготовительного процесса и сборки. Вот они эти люди: главный инженер мастерских Татарийский, работающий в Иркутске с основания гражданской авиации; инженер Злоказов — зав. техническим отделом: мастер самолетного цеха Бочарников — член партии; Петровский — бригадир, герой труда, бывший партизан; Шарпанский — бригадир, Чайванов — национал техник; Левин — жестянщик; Григорьев — жестянщик; Будаков — жестянщик; Давыдова — жестянщик, Быков — подручный жестянщик, Быков — подручный жестянщик, Филимонов — жестянщик, Грязнов — ученик, Тирский — сборщик, Павлов — сборщик, Войнов — подручный, Новоселов — слесарь, Владимиров — подручный и др. рабочие. Все работали с увлечением, отдавая сложному делу свое умение и силы. Если бы наблюдать ежедневно работу, можно было написать много славных страниц о их труде.
29 и 30 июля все перечисленные ударники оставались у самолета круглые сутки, устанавливая его на поплавки и производя сборку. Встретились большие трудности: разбуше-
вавшаяся Ангара валила причал и без риска поломки на причале самолет собрать было невозможно. Решено собрать самолет на дворе аэростанции на козлах, затем по крутому береговому склону на досках спустить в реку. Решение реализовано и в сутки самолет собран. Поздно ночью уставшие, не спавшие ударники с помощью курсантов с большой осторожностью спустили машину в реку, оставив ее в покое до завтрашнего дня, когда она должна будет сдать экзамен на летные качества.
На утро зашплинтована последняя гайка, опробован мотор на земле, сказано последнее слово линейного механика Брянцева: «Машина допускается к пробе».
Машину испытывает пилот Порцель, борт механик Касьян. В пассажирской кабине занимают места члены комиссии. Взмах флага и самолет срываясь с причала движется вниз по реке. Гул мотора усиливается, дан полный газ, отсчет 30 секунд и — самолет плавно плывет в воздух.
Технический полет кончен, машина признана по летным качествам хорошей. 1 августа в присутствии представителей общественных, партийных организаций и ударников мастерских самолет блестяще выдержал экзамен «на высоту».
После полета был проведен митинг. Инженер Татарийский информирует собравшихся об удовлетворительности испытания. «Первый самолет построен нами на средства бодайбинских шахтеров и назван «Бодайбинский шахтер». «Бодайбинский шахтер» Л-42 будет являться связывающим звеном в совместной работе бодайбинских рабочих и ГВФ по выполнению наших обязательств перед страной»
Премированные ударники получили «воздушное крещение» на своем собственном самолете.
ТРЕУГОЛЬНИК
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение Dobrolet » 30 Сентябрь 2014 16:18

Всеволод Куканов пишет:

В прессе 30-х годов попадались упоминания о бортах Л-42 и Л-752, причём, помимо бортовых номеров у них имелись альтернативные - "имена собственные" (по нанесённым надписям на бортах) :
борт "Л-42" - самолёт "Бодайбинский Шахтёр" (введён в эксплуатацию 1 августа 1931);
борт "Л-752" - самолёт "Памяти Ленского Расстрела" (введён в эксплуатацию 2 августа 1933).


ЗДЕСЬ СТРОЯТ САМОЛЕТЫ

Самолет без крыльев... Как большая подстреленная птица тяжело лежит на земле. Бессилен его мотор, неподвижен пропеллер.
Рана в боку обнажила фанеру, стройный остов самолета жалок и уродлив.
На площадке перед мастерскими покорно ждет он своей очереди идти в ремонт. Стальное сердце самолета - мотор требует отдыха. Через каждые 100 часов полета нужно менять мотор. Как по конвейеру поступают они один за другим в мастерскую. Здесь в мастерских мотор разбирается весь до последнего винтика, ловкие руки тщательно обмывают все его части. Проверяется точность показателей авиационных приборов. Износившиеся части заменяются новыми.
Сердце самолета должно быть здоровым, таким же как сердце пилота.
Страна требует быстрейшей переброски золота, пушнины, почты с далеких окраин севера. Полечившись в мастерских авиофлота, подкрепив-шись новыми частями самолет снова летит.
Несмотря на то, что мастерские авиофлота оправлялись с самым сложным ремонтом всех существующих конструкций машин — они ничего не могли сделать. Самолетов не хватало.
И тогда инженеры, мастера и рабочие решили - будем строить самолеты сами.
Недоверчиво встретили в Москве этот проект энтузиастов.
- Где вам, на окраине, браться за такое трудное дело!..
И недоверие было обоснованным. В Москве знали, что в Сибирь заброшено ничтожное число специалистов.
Но не знали того, что Григорьев бывший жестянщик, умевший делать лишь чайники и котелки, стал теперь высококвалифицированным мастером дюральщиком, одним ив лучших специалистов - практиков Союза.
Они не знали, что жестянщик Левин, тот про которого говорят, что он работает всегда с улыбкой, вырос в прекрасного мастера, авиационного дела, что Дмитрий Иванов, поступивший в мастерские мотористом, стал контрольным мастером по авиодвигателям, таким, каких по Союзу насчитываются единицы.
Не знали они того, что малоопытные, робко подошедшие к невиданным машинам Петровский, Эриц, Голиков, Иванов, Шарпанский и другие полюбили свое дело так, что горят на нем. Для них преодоление трудностей в постройке новых самолетов - дело чести, доблести, славы...
Забыли о том, что молодые советские инженеры такие как: Татарийский, Рогожин сумеют возглавить энтузиазм рабочих. Забыли о том, что Гвоздев - руководитель Восточносибирского гражвоздухфлота энергично помогает энтузиастам.
Но в Москве этого не знали. В центре не поддержали и в денежной помощи, и в техническом руководстве им было отказано. Их поддержали рабочие и специалисты далеких бодайбинских приисков.
Руководитель авиодела ГВОЗДЕВ берет ответственность на себя и на деньги рабочих, руками рабочих был выстроен первенец Восточной Сибири «Бодайбинский шахтер» - Л-42 на кратком языке летчиков.
Л-42 строится вне плана, в промежутках, когда мастерские свободны от ремонта.
Первого августа 1931 года — «Бодайбинский шахтер» берет первый старт.
Не вернуть теперь бывших жестянщиков Иванова, Левина и других к их прежней работе. В Иркутских мастерских гражвоздухфлота ими делается большая творческая работа.

Механический цех...
Здесь нет обычного заводского шума. Небольшие станки эластично двигаются приводными ремнями. Тяжелых деталей у самолета нет - они ему не нужны. Самолет призван побеждать воздушное пространство. Поэтому легкость для него — главное.
Мелкие, мельчайшие детали обладают точностью до десятых милиметра.
У т. Ирец бывшей уборщицы плотно сжаты губы, внимателен взгляд - она делает части для мотора будущего самолета.
Десяток других, совсем еще молодых токарей работают также четко и напряженно.
В столярном цехе — не бывает прогулов. Хороший организатор, прекрасный мастер тов. Котельников завоевал любовь и уважение рабочих.
- Ребята за него горой. Плотники никогда не подведут своего завцехом. Сам он работает уже 18 лет в авиации, дело свое знает - а это главное.
Здесь делается деревянный остов самолета. Точеные, гладко отполированные доски под опытной рукой мастера Котельникова становятся органической частью самолета.
Тонкий, изящный остов крыла воздушной птицы обтягивается полотном, смазывается водонепроницаемой массой - эмалитом.
Легко, одной рукой поднимает мастер Котельников стабилизатор - центральную часть мотора.
Главное в самолете — это легкость и спаянность всех частей.
Переходя из цеха в цех отдельные части самолета в сборочном цехе приобретают законченный вид.
Вот большая трехмоторная машина почти готова взлететь на воздух. Сборочный цех - это последняя станция перед испытанием.
80 процентов чертежей для новой машины были изготовлены нацменом Чайвановым, талантливым молодым техником конструктором, который когда то работал в мастерских мотористом. Всю техническую работу по постройке вели молодые инженеры - Злоказов и Рогожин.
Крепкая партийная ячейка при мастерских организовала рабочую массу на это трудное дело. Мастерские аэрофлота лишний раз доказали своей работой, что «нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики».
Г. БАЛАХНИНА.


 Л42 w33.jpg

связь с Junkers W-33 зав.№2552 СССР-442 или, как указано у Андерссона в RS-6, Junkers W-33 зав.№2551 СССР-441 видимо ошибочна, так как по приведенным источникам самолет построен с нуля.
Закупленные в 1930 в Германии W-33 позже эксплуатировались под следующими линейными обозначениями:
2551 СССР-441 .02.1930 СССР-Л735
2552 СССР-442 .02.1930 ???
2554 СССР-443 .03.1930 СССР-Л21
2555 СССР-444 .03.1930 СССР-Л20
2556 СССР-445 .04.1930 СССР-Л33

2551 был разбит в 1930 г в районе Усть-Кута и восстановлен в Иркутских мастерских в конце 1931 года - из-за этого получил регистрационный из седьмой сотни. "Восстановленный на средства трудящихся Бодайбинского района самолет СССР-441 (авария пилота Комаренко в августе 1930 г) рейсует по линии Иркутск-Якутск-Бодайбо." (Самолет №11-12 1931) - видимо эта информация ошибочно связала его с "Бодайбинским шахтером".
Куда делся №2552 - неизвестно - информации по авариям самолета СССР-442 не проходило. Он эксплуатировался на линии Иркутск-Бодайбо-Якутск, поэтому я ошибочно связал его с Л-42.
 ссср442 W33 (2).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Сентябрь 2014 23:14

Фото одного из создателей Л-42.
Петровский — бригадир, герой труда, бывший партизан;

ВСП 1931 № 109 (18 мая)

 ВСП 1931 № 109 (18 мая) моторист Литвин Иркутские авиамастерские.jpg
Лучшие ударники гражданского воздухофлота в Иркутске.— В овале: моторист ЛИТВИНОВ; на большом снимке рабочий
мастерских т. ПЕТРОВСКИЙ
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение Dobrolet » 01 Октябрь 2014 02:46

Еще немного участников постройки "Бодайбинского шахтера" от Всеволода Куканова. Упомянутый "большой арктический самолет", видимо, АРК-Z Злоказова.
 42-3.JPG
 42-2.JPG
 42-1.JPG
 42-4.JPG

Моторист ЛИТВИНОВ ну просто брат-близнец Георгия Александровича Страубе :)
 2.JPG
 1.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-Л-42 "Бодайбинский шахтер" (Junkers W-33)

Сообщение ББК-10 » 27 Октябрь 2015 16:42

ВСП, 1934, № 113, 18 мая.

ВСП 1934 № 113 (18 мая) Л-42.jpg
Скупо, без красок, рассказывает историю этой машины директор иркутских мастерских инженер тов. ТАТАРИЙСКИЙ.
— Прежде, чем построить самолеты Л-735 и Л-752, нашими мастерскими была сделана на пробу, буквально из обломков, машина Л-42. На ней мы учились, как строить полярные машины. Эти обломки были получены из Хабаровска в 1930 году.
Решили мы строить самолет вне плана, своими средствами. Для этого наш коллектив связался с бодайбинскими рабочими и заключил с ними договор: «Вы дадите нам деньги, мы Вам — машину «Бодайбинский шахтер»
Самолет «Л-42» был построен.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения