Разговоры за чашечкой чаяЛетчик ЦелибеевКогда я заканчивала школу, мне повезло познакомиться с
Николаем Александровичем Целибеевым. Тогда я знала о нем только то, что он бывший летчик, а в молодости был одним из друзей Чкалова, чье имя носила наша школа, построенная в 1938 году.
В школе у нас был музей Чкалова - маленький кабинет на третьем этаже, где на столах под стеклами лежали подлинные газеты 30-х годов, подаренные земляками Чкалова, а на стенах висели фотографии легендарной троицы летчиков-героев - Чкалова, Байдукова и Белякова. Меня, старшеклассницу, определили в этот музей директором. В музей почти никто не заглядывал, но тем, что он при школе есть, учителя очень гордились. И вот однажды весной к нам приехал Николай Александрович Целибеев, он тогда путешевствовал с женой по Волге. На полном серьезе он рассматривал все наши сокровища, задавал какие-то вопросы, а потом даже сфотографировался на память со счастливыми детьми, вожатой Надей и завучем Леной Васильевной. Так мы и познакомились, а потом мне поручили вести с ним переписку.
Совершенно незаметно письма эти стали очень личными, мы поздравляли друг-друга с праздниками, он рассказывал о своей жизни, а я о своей, потом Николай Александрович пригласил меня погостить. Съездила я два раза, познакомилась с его дочерью Наталией Николаевной. Она оказалась такой чудесной и доброй женщиной, с таким терпением относилась ко всем капризам и прихотям старого отца, что я потом назвала в ее честь свою дочку Наташей.
А сейчас я жалею, что тогда совсем не понимала, с какими удивительными людьми мне повезло встретиться и что не слишком внимательно слушала я рассказы Николая Александровича о прошлом, о войне...
Оказывается он был одним из лучших летчиков-испытателей своего времени, в январе 1935 года привел первый самолет из Тюмени в Ханты-Мансийск, а во время войны защищал небо над Москвой.
Вот все, что я сумела найти об этом замечательном человеке в интернете, если не считать документального фильма " В небе и на земле. Десять лет из жизни Валерия Чкалова", в котором есть и сюжет о Н.А. Целибееве:
Регулярное авиационное сообщение из Тюмени открылось только в 30-е годы, хотя и тогда самолеты служили в основном для экстренных надобностей - возили почту, врачей, ученых... В 1934 году постановили открыть линию Тюмень-Обдорск, начальником ее назначили известного полярного летчика Николая Целибеева, который в январе 1935 года привел первый самолет из Тюмени в село Самарово, которое позже стало частью города Ханты-Мансийска. Самолет по-прежнему казался чудом из чудес, его встречали толпы любопытных...
http://2mus.ru/read.php?id=1940и еще:
ЦЕЛИБЕЕВ Николай Александрович. Род. в 04.03.1898. Уроженец и житель г. Санкт-Петербурге. Русский, незаконченное высшее образование. Из служащих. Беспартийный. В 1927 арестован ОГПУ по подозрению в шпионаже. Летчик Енисейской авиагруппы. В 1937 командир Дудинкого авиаотряда. Арестован 01.07.1938. Обвинение по ст. 58-6, 58-7, 58-11 УК РСФСР. Дело прекращено 09.06.1939 УНКВД КК по реабилитирующим обстоятельствам (ст. 204 п. б УПК РСФСР), освобожден из-под стражи (П-7412).
http://www.memorial.krsk.ru/martirol/ce_cz.htm
Из комментариев:Ирэна Даровская 6 авг, 2013 21:25 (UTC)очень приятно знать, что память о моем прадедушке осталась
Меня зовут Ирэна Даровская.
Николай Александрович Целибеев - является моим прадедушкой, а Наталия Николаевна - это моя бабушка. В 1985-м году я переехала вместе с ней в Москву и жила там до самой смерти Николая Александровича, затем вернулась в Ленинград.
Я горжусь своими родными, и мне очень приятно знать, что память о них не исчезла в годах, а хранится в сердцах людей.
Я надеюсь однажды вернуть людям память о наших летчиках-испытателях, отцах русской авиации, своим творчеством.
Спасибо вам за теплые слова о моих родных!