1933: Рейс л/п "Челюскин"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 30 Июнь 2015 20:56

Смежные темы форума:



Красный Север 1933 № 154 (4236), 11 июля.

 Красный Север 1933 № 154 (4236) эксп ЧЕЛЮСКИН.jpg
ПАРОХОД „ЧЕЛЮСКИН" ПОВТОРИТ ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕЙС „СИБИРЯКОВА"

ОТПРАВЛЕНИЕ 12 ИЮЛЯ

8 июля из Москвы в Ленинград выехали участники экспедиции на пароходе «Челюскин» во главе с начальником главного управления Северного морского пути проф. О. Ю. Шмидт.
«Челюскин» — пароход полуледокольного типа, построенный по заказу ГУСМП в Данин. На пароходе имеются специальные помещения на случай вынужденной зимовки.
«Челюскин» повторит прошлогодний рейс краснознаменного «Сибирякова». По пути к конечному пункту похода (о. Врангеля) «Челюскин» зайдет в Копенгаген за дополнительным снаряжением. Из Копенгагена он выйдет в Мурманск, где погрузит уголь.
В течение трех лет не удавалось сменить зимовщиков, находящихся на о. Врангеля. Неоднократные попытки судов проникнуть из Владивостока и о. Врангеля не имели успеха. «Челюскин» проверит проходимость Ледовитого океана неледокольными судами и зайдет на о. Врангеля для смены зимовщиков.
В случае если «Челюскин» встретит на своем пути тяжелые льды (что весьма вероятно), ледокол «Красин», проведя караван речных и морских судов к устью Лены, направится на помощь «Челюскину» для его проводки к о. Врангеля.
Начальник экспедиции на «Челюскине» — проф. О. Ю. Шмидт. Капитаном парохода назначен испытанный полярник В. И. Воронин.
Сейчас «Челюскин» заканчивает погрузку в Ленинградском порту и 12 июля выйдет в плавание.
* * *
Вслед за «Челюскиным» 14 июля из Ленинграда выйдет ледокол «Красин». «Красина» поведет капитан тов. Сорокин, являющийся одновременно заместителем начальника Ленской экспедиции, возглавляемой тов. Лавровым.
Подготовка речной и морской групп судов для Ленской экспедиции заканчивается. В ближайшие дни начальник экспедиции тов. Б. В. Лавров выезжает в Красноярск, откуда на самолете вылетит в Игарку и далее — к о. Диксон.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 01 Июль 2015 18:07

Красный Север 1933 № 183 (4265), 15 августа

 Красный Север 1933 № 183 (4265) Челюскин вышел из Мурманска.jpg
ЛЕДОКОЛ "ЧЕЛЮСКИН" ВЫШЕЛ ИЗ МУРМАНСКА

МУРМАНСК. Окончательно установлен следующий вариант похода ледокольного парохода «Челюскин»: Мурманск — Новая земля — Ново-Сибирские острова — остр. Врангеля — Владивосток. 12 августа «Челюскин» выходит в море.
За время пребывания в Мурманском порту на «Челюскин» погружено 1000 тонн угля, теплая одежда и недогруженные в Ленинграде продукты. Усиленными темпами заканчивается погрузка угля. Для устранения всех неполадок в погрузке на судне организован контрольный пост во главе с корреспондентом «Правды Севера».
На «Челюскин» погружен самолет-амфибия «Ш-2», который будет сопровождать ледокол в поход.
— Эта машина конструкции инженера Шаврова, — сообщил нашему корреспонденту летчик т. Бабушкин, — может совершать взлеты и посадки как на суше, так и на воде. В Арктику такая машина идет впервые, и я думаю, что там она может быть использована лучше, чем где бы то ни было. Вес самолета — 917 кг., максимальная скорость — 140км. в час, крылья ее могут быть собраны в течение 8 минут. Машине нужна очень маленькая площадка для разбега перед взлетом и для посадки. Вот эти-то качества и делают машину «Ш-2» незаменимым спутником всех арктических экспедиций.
(«Пр. Севера.»)



#графика
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 04 Сентябрь 2015 21:04

Красный Север 1933 № 216 (4298) 23 сентября.

 Красный Север 1933 № 216 (4298) Челюскин у мыса Северного.jpg
„ЧЕЛЮСКИН" У МЫСА СЕВЕРНОГО

«ЧЕЛЮСКИН», 19 сентября. (Спец-корр. Роста). 15 сентября «Челюскин» прошел мыс Якан. Нач. экспедиции Шмидт и новый начальник станции на острове Врангеля Буйко вылетели на самолете «Н-4» на остров Врангеля. На станции хозяйство оказалось в полном порядке.
Перелет показал, что пролив Лонга забит сплошными непроходимыми льдами. Путь к острову с юга закрыт, зато доступен с востока и северо-востока. «Челюскин» продолжает путь на восток вдоль берега, чтобы от Берингова пролива повернуть на север к острову Врангеля. С острова Врангеля Шмидт полетел на станцию мыса Северный. Эта только что созданная Главсевморпутем станция оказалась солидно построенной и прекрасно оборудованной. Станция имеет высококвалифицированный персонал и явится районным опорным центром для изучения Северо-Востока и обеспечения мореплавания.
16 сентября «Челюскин» пересек 180-й меридиан и перешел в западное полушарие. Вечером «Челюскин» подошел к мысу Северному, откуда Шмидт и Буйко пешком по льду возвратятся на корабль
.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 11 Май 2017 21:26

Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.401-402

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.401-402 Ч - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.401-402 Ч - 0002.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПАРОХОДЕ „ЧЕЛЮСКИН

Экспедиция на пароходе „Челюскин", {1} возглавляемая проф. О. Ю. Шмидтом, покинула Ленинград во второй декаде июля 1933 г. и, сделав остановки в Копенгагене и Мурманске, в первой половине августа вышла через Маточкин Шар в Карское море. В первые же дни работы „Челюскина" во льдах выяснилось, что слишком большая осадка корабля крайне вредно отзывается на активности судна во льдах. Вследствие этого, в Карском море была произведена перегрузка части угля с „Челюскина" на л/к „Красин", после чего продвижение „Челюскина" во льдах стало успешнее. Курс был взят к проливу Шокальского, при чем на пути к нему был посещен о-в Уединения, который оказался лежащим на 45 миль западнее места, обозначенного на картах. С самолета, пилотировавшегося летчиком М. С. Бабушкиным, проф. О. Ю. Шмидт произвел глазомерную съемку острова.
В поисках прохода на восток, „Челюскин" поднялся от о-ва Уединения на север почти до 80-й параллели; тяжелые льды, однако, всюду преграждали подход к западным берегам Северной Земли. Отрицательные результаты дала также ледяная разведка, предпринятая на самолете капитаном В. И. Ворониными летчиком М. С. Бабушкиным. Вследствие этого, было решено пройти в море Лаптевых через пролив Вилькицкого, использовав путь невдалеке от Азиатского берега, где незадолго до этого прошел караван ленских судов под проводкой „Красина”. 1 сентября „Челюскин“ был у мыса Челюскина.
Дальнейший путь на восток к Новосибирским о-вам „Челюскин" сделал почти по чистой воде. Для прохода в Восточно-Сибирское море был выбран пролив Санникова, где небольшие глубины представили для „Челюскина" заметные затруднения и задержали корабль на несколько дней. В Восточно-Сибирском море затруднений со стороны льдов не было встречено, но вскоре, за меридианом устья Колымы, положение изменилось.

{1} Бюлл. Аркт, инст., Лг., 1933, № 6—7, стр. 161.

— 402 —
Состояние льдов у Чукотского побережья оказалось в 1933 г., как и в предшествовавшем году, неблагоприятным. Предпринятая М. С. Бабушкиным и О. Ю. Шмидтом аэроразведка показала, что пролив Лонга забит тяжелым льдом и что о-в Врангеля недоступен.
В середине сентября „Челюскин" оказался затертым в мощных многолетних льдах в районе Колючинской губы. Некоторое время корабль стоял здесь неподвижно, затем он стал дрейфовать, оказавшись вмерзшим в большое ледяное поле. В то время, когда корабль находился вблизи берега, на берег была списана партия из восьми человек, дошедшая пешком до Уэллена и в дальнейшем перебравшаяся на стоявший в бухте Провидения ледорез „Литке". Ледовый дрейф привел „Челюскина" в район, к северу от Берингова пролива. Дважды судно выносило в самый пролив, но противные течения снова увлекали его в Чукотское море.
По полученной от капитана В. И. Воронина радиограмме, „Челюскин" находился 4 ноября в φ = 65°50' N и λ = 169°25' W, откуда его стало быстро увлекать к северу до φ=68°21' N и λ = 169°54' W. Здесь направление дрейфа опять изменилось, и 24 ноября судно находилось в φ = 67°54' и λ = 172°04' W. В конце ноября „Челюскин" дважды испытал сильное сжатие льдов. Сделанная ледорезом „Литке" в середине ноября попытка подойти к „Челюскину" не увенчалась успехом.
2 декабря под влиянием SSE шторма льды около „Челюскина" несколько разредились, и была сделана попытка продвинуться вперед. Однако, уже на следующий день, когда судно находилось φ = 68°23' N и λ = 172°50' W, лед под воздействием северного шторма сжало, и работу машиной пришлось прекратить.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2017 21:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1934, с.3-4

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1934, с.3-4 Челюскин - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1934, с.3-4 Челюскин - 0002.jpg
ПОСЛЕДНИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА ПАРОХОДЕ „ЧЕЛЮСКИН"

По сведениям, сообщенным Арктическому институту капитаном В. И. Ворониным, „Челюскин", продолжающий дрейфовать в Чукотском море, находился 31 декабря 1933 г. в φ = 69°08' N и λ = 174°05' W. В последних числах декабря судно дрейфовало на NW со скоростью 5 миль в сутки. 6 января местоположение „Челюскина“ было φ = 69°14' N и λ = 174°32' W. Здесь направление дрейфа изменилось на южное, и 10 января „Челюскин" находился в φ = 67°46' N и λ = 173°58' W. 1—9 января происходила перегруппировка льда около парохода, во время которой судно испытывало сжатие, небольшой впрочем силы.
От гидролога экспедиции П. К. Хмызникова 16 января получено следующее сообщение о дрейфе. „Дрейф представляет собою ряд петель при общем направлении на NE. Большею частью направление дрейфа соответствует направлению ветра, с уклонением вправо, каковая закономерность нарушается вблизи берегов. Наибольшая скорость дрейфа — 2 мили в час — была отмечена по выходе из Берингова пролива. Замечены циркуляционные течения приливо-отливного характера. Производившиеся осенью и зимой глубоководные наблюдения показали существование да некоторой глубине мощной теплой струи с положительными температурами, направленной из Берингова пролива на север и далее вдоль Американского берега. По выходе этой струи из Берингова пролива в Чукотское море от нее отделяется ветвь, идущая на NW. Между теплыми струями находится холодная вода, характеризующаяся гомотермией и температурами, близкими к точке замерзания воды".
На борту „Челюскина" ведутся следующие научные работы. В области гидрологии и гидрографии экспедицией к середине января выполнено следующее: взяты 423 пробы поверхностной воды, в которых определялись температура, соленость и щелочность; выполнены 83 глубоководные станции, из которых 20 станций приходятся на Карское море, а остальные на сибирские моря; в море Лаптевых выполнен гидрологический разрез от пролива Вилькицкого до меридиана устья Лены, дающий указания на малое влияние речных вод в западной части моря и на большое их влияние в восточной части. В Карском и Восточно-Сибирском морях выполнено несколько серий наблюдений над приливо-отливными течениями. На всем пути картирован ледяной покров. Во время дрейфа „Челюскина" в Чукотском море, начавшегося 11 октября, ежечасно измеряется скорость дрейфа выпусканием лота. Определено положение о-ва Уединения и произведена съемка острова. Посещены и исследованы „белые пятна" в Карском море на параллели 79°46' N и меридиане 84° Е и в море Лаптевых к югу от пролива Санникова. Попытка проникнуть в район „Земли Андреева" не увенчалась успехом, вследствие тяжелых льдов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2019 16:37

Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115 ЧЭ - 0001.jpg
ЛАГЕРЬ ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТА НА ЛЬДУ ЧУКОТСКОГО МОРЯ

В № 2 „ Бюллетеня“ была помещена радиотелеграмма 1) начальника экспедиции О. Ю. Шмидта о гибели во льдах Чукотского моря парохода „Челюскин",2) затонувшего 13 февраля в φ = 68°16'N, λ = 172°47'W.

1) Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1934, № 2, стр. 49.
2) „Челюскин“ — транспортное судно, стальное, с ледовым креплением, построенное в 1933 г. в Дании, на верфи „Бурмейстер и Вайн“. Длина парохода между перпендикулярами — 92 м, ширина на шпангоутах —16.50 м, осадка средн. — 5.85 м, водоизмещение — 3600 тонн, грузоподъемность — 3600 тонн. Мощность паровой машины 2450 лош. сил.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115 ЧЭ - 0002.jpg
— 112 —
14 февраля немедленно после получения этой телеграммы, для организации помощи участникам экспедиции О. Ю. Шмидта и команде погибшего судна „Челюскин", в Москве была образована, постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Правительственная Комиссия в следующем составе: председатель В. В. Куйбышев (зам. председателя СНК СССР) и члены Комиссии, Н. М. Янсон (Наркомвод), С. С. Каменев (зам. Наркомвоенмора), Н. С. Уншлихт (нач. Главвоздухофлота) и С. С. Иоффе (зам. нач. ГУСМП).
По сообщениям, полученным Правительственной Комиссией, экспедиция, во главе с О. Ю. Шмидтом, проявила исключительную организованность и мужество во время гибели судна. Все необходимые меры предосторожности были приняты, не было растерянности и паники. Экспедиция в полном порядке сошла на лед, обеспечив себя необходимыми запасами меховой одежды, спальных мешков, палатками, двухмесячным запасом продовольствия; были выгружены аварийная радиостанция, лодки-ледянки и пр. В последующем выяснилось, что в числе спасенного оборудования были также камельки, достаточный запас керосина и топлива в виде бочек, бревен, досок и других строительных материалов, лежавших в момент аварии на палубе. Перед погружением „Челюскина" были разрезаны канаты, скреплявшие палубный груз, благодаря чему при погружении парохода значительная часть палубного груза всплыла. Удалось выгрузить на лед также самолет-амфибию „Ш-2“, которым экспедиция пользовалась для ледовой разведки.
Одним из первых действий Правительственной Комиссии было образование чрезвычайной тройки, состоящей из председателя т. Петрова (нач. полярной станции на мысе Северном) и членов т. Натафи (председатель РИК в Уэлене) и т. Белобородова (нач. контрольно-пропускного пункта в Уэлене). Правительственная Комиссия отдала распоряжение начальникам полярных станций на мысе Северном и в Уэлене, в целях быстрейшего вывоза участников экспедиции на материк, произвести мобилизацию собак и оленей. Комиссия дала также указание находящимся в Уэлене и на мысе Северном летчикам Куканову, Копнину и Ляпидевскому о необходимости приведения их самолетов в готовность к полетам и поручила т. Куканову командование всеми самолетами (на мысе Северном находился самолет "Т-2" и в Уэлене — "АНТ-4“ и легкий самолет "У-2"). Всем полярным станциям Правительственной Комиссией было предложено вести непрерывные дежурства по приему радиограмм О.Ю. Шмидта и передавать их вне очереди. Полярным станциям восточного сектора было предложено давать четыре раза в сутки сводки о состоянии погоды, ледовые сводки и сведения о подготовке как транспорта, так и промежуточных продовольственных и кормовых баз, в направлении от станции к месту нахождения лагеря участников экспедиции.
В дальнейшем, когда из сообщений О. Ю. Шмидта было выяснено, что в 5 км от лагеря экспедиции имеется площадка ровного льда, годная

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115 ЧЭ - 0003.jpg
—113—
для посадки самолетов, Правительственной Комиссией были приняты все меры для усиления воздушных средств спасения экспедиции.
28 февраля из Петропавловска на Камчатке был отправлен на север пароход „Сталинград“ с двумя самолетами, горючим и запасными частями как для собственных машин, так и для машин судов, находящихся в Уэлене и на мысе Северном. Из Владивостока в тот же день специальным рейсом вышел пароход „Смоленск", на борту которого имеется семь самолетов. Для управления самолетами были командированы опытные полярные летчики Доронин, Липп, Галышев, Молоков, Светогоров и Каманин. Кроме того, на специально приспособленном для зимних полетов самолете командирован из Охотска по воздушному пути летчик Водопьянов и из Владивостока на машине „Т-4“, имеющей очень малую посадочную скорость, летчик Болотов. Летчики Леваневский и Слепнев, вместе с зам. нач. ГУСМП Г. А. Ушаковым, были командированы в Америку на случай возможности развертывания спасательных операций со стороны Аляски. Правительственная Комиссия приняла меры к посылке из Владивостока еще одного судна — парохода „Совет“—с самолетами и четырьмя аэросанями. На случай, если бы, вопреки столь широко принятым мерам помощи самолетами, не удалось завершить полностью спасение людей, находящихся на льду Чукотского моря, было дано распоряжение произвести спешный ремонт ледокола „Красин", находящегося в Ленинградском порту.
Положение экспедиции О. Ю. Шмидта и команды парохода „ Челюскин “ представлялось в следующем виде.
Высадившись на лед и временно расположившись в палатках, участники экспедиции (104 человека, из них 10 женщин и двое детей) немедленно приступили к постройке на льду деревянного барака на 50 человек,

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115 ЧЭ - 0004.jpg
— 114 —
с двумя камельками, кухни и сигнальной вышки для указания местонахождения лагеря спасательным экспедициям. Уже 19 февраля в барак, были переведены женщины, дети и пять мужчин; остальные расположились в отепленных палатках. 26 февраля удалось доставить через торосы на аэродром, находящийся в 5 км от лагеря, самолет „Ш-2“. Ледяное поле, на котором находится лагерь, не представляет собою вполне надежного убежища, так как еще 26 февраля О. Ю. Шмидт доносил о появившихся трещинах, а 6 марта, во время сильной подвижки льдов, образовались трещины под бараком и кухней. Повреждения, нанесенные бараку, удалось исправить, но кухня оказалась разорванной. В последующем был оставлен и барак: люди переселились в отепленные палатки. По сообщению О. Ю. Шмидта, подвижки льда, не нанося существенного урона, создавали много хлопот и дополнительной работы по спасению запасов и частей строений.
В течение первых дней после гибели „Челюскина" на Чукотском п-ове чрезвычайной тройкой, во главе с т. Петровым, были предприняты меры к оказанию помощи экспедиции О. Ю. Шмидта. Т. Петров направил 15 февраля с мыса Северного и мыса Онман несколько

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.111-115 ЧЭ - 0005.jpg
— 115 —
собачьих упряжек; одновременно из Уэлена отправился к мысу Сердце-Камень сотрудник станции в Уэлене Хворостанский с двадцатью упряжками собак с тем, чтобы, мобилизовав еще такое же количество упряжек по пути, направиться к лагерю Шмидта по льду.
Из сообщения Правительственной Комиссии от 22 февраля видно, что дрейфующие льды Чукотского моря воспрепятствовали продвижению экспедиции Хворостанского, вследствие чего ему отдано было распоряжение временно приостановить дальнейшее продвижение и сосредоточить транспортные средства в районах мысов Онман и Ванкарем. Т. Хворостанский приступил к оборудованию этих пунктов базами, для приема участников экспедиции Шмидта. В дальнейшем сосредоточенный на Чукотском берегу транспорт был использован также для создания базы горючего в районе мыса Онман, для установки временной радиостанции и организации баз для приема челюскинцев.
Несмотря на меры, принятые для оказания помощи людям в лагере Шмидта воздушным путем, неблагоприятная погода в районе Чукотского побережья долгое время препятствовала полетам с мыса Северного и из Уэлена. Однако, в первых числах марта наступило некоторое улучшение атмосферных условий.
4 марта молодой летчик А. Ляпидевский, воспользовавшись ясной тихой погодой при низкой температуре, вылетел из Уэлена по направлению к лагерю Шмидта. Обнаружив лагерь по полоске дыма, т. Ляпидевский спустился на подготовленный вблизи лагеря аэродром и принял на самолет десять женщин и двух детей, которых доставил в Уэлен.1)Спасенные женщины и дети размещены в удовлетворительных помещениях, здоровы и бодры. Самолет т. Ляпидевского доставил в лагерь Шмидта аккумуляторы для радиостанции, обеспечивающие ее работу в течение двадцати дней, масло для самолета М. С. Бабушкина „Ш-2“ и тушу оленя, а также взял для зарядки аккумуляторы из лагеря. По свидетельству т. Ляпидевского, в лагере Шмидта прекрасная дисциплина, настроение бодрое и уверенное. Дрейф ледяного поля, на котором находится лагерь Шмидта, нанесен на приложенной карте. По последнему сообщению от 7 марта, координаты лагеря были: φ = 68°28'6, λ=173°25. Самолет экспедиции „Ш-2“ в исправности. С наступлением благоприятной погоды М. С. Бабушкин надеется использовать его для связи .между лагерем и мысом Онман, где уже организована база.
Н. ПИНЕГИН

1) Летчиком Ляпидевским вывезены: т. Сушкина (научный сотрудник станции о-ва Врангеля, О. Н. Комова (метеоролог), П. Г. Лобза (гидрохимик), П. А. Милославская (уборщица парохода „Челюскин"), А. И. Рудос (уборщица), А. А. Горская (уборщица), т. Буйко (жена нач. станции о-ва Врангеля), Алла Буйко (ее трехлетняя дочь), т. Васильева (жена геодезиста о-ва Врангеля), Карина Васильева (ее шестимесячная дочь), Зинаида Рыцк (жена геолога о-ва Врангеля).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2019 16:58

Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.116

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.116 Приветствие челюскинцам.jpg
ПРИВЕТСТВИЕ ЧЕЛЮСКИНЦАМ

Радиостанцией лагеря Шмидта в Чукотском море принята-, следующая телеграмма:
„Лагерь челюскинцев, Полярное море, начальнику экспедиции Шмидту.
Шлем героям челюскинцам горячий большевистский привет, с восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей, славной экспедиции, в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишете новые славные страницы.

СТАЛИН, МОЛОТОВ. ВОРОШИЛОВ, КУЙБЫШЕВ,
КАГАНОВИЧ, ОРДЖОНИКИДЗЕ.


В ответ на приветствие вождей была послана из лагеря следующая телеграмма:
„Москва. ЦК ВКП(б). Тт. Сталину, Молотову, Ворошилову, Куйбышеву, Орджоникидзе, Кагановичу.

Лагерь Шмидта. Полярное море. С непередаваемым восторгом заслушали экспедиционный состав и экипаж „Челюскина" приветствие руководящих членов ЦК ВПК(б) и правительства. Мы уверяем вас, дорогие товарищи, и особенно нашего любимого вождя и учителя, товарища Сталина, что никакие трудности не сломят и не остановят нашей работы по окончательному освоению Северного морского пути, выдвинутому, по инициативе тов. Сталина, как большая и срочная задача.
В лагере прорабатываем доклады Партсъезда, принятые нами по радио еще на пароходе и подробно записанные, особенно доклад тов. Сталина. Мы знаем и чувствуем, что вся наша дальнейшая жизнь и работа должны быть ответом на ваше приветствие и вашу помощь. Под, вашим руководством наш отряд готов к дальнейшей борьбе за выполнение поставленных задач.

Нач. экспедиции Шмидт, капитан Воронин,
помощники начальника Бобров, Копусов,
Баевский, секретарь ячейки ВКП(б) маши-
нист Задоров, предсудкома кочегар Румянцев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2019 18:44

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 166-167

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.166-167 Победа - 0001.jpg
Начальник экспедиции на „Челюскине" О. Ю. Шмидт.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.166-167 Победа - 0002.jpg
ПОБЕДА

С чувством облегчения и чрезвычайного удовлетворения члены Редакционной коллегии „Бюллетеня“ получали радостные сообщения об успешном ходе операций по спасению наших товарищей с парохода „Челюскин“, оказавшихся жертвой несчастного случая на пловучем льду Чукотского моря в самое суровое время года. Нам больше, чем кому-либо, было ясно весьма тяжелое положение лагеря. Не менее отчетливо представлялись особенные трудности спасательных работ в условиях неустойчивых погод и тяжелого состояния льдов, обычного в Чукотском море как со стороны нагромождений торосов, так и в отношении проходимости его ледоколом. Тем не менее, коллектив Редакции ни одной минуты не сомневался в успешности основных операций по снятию челюскинцев, так как для обеспечения спасения людей „Челюскина“ особой Правительственной комиссией действительно были приняты все возможные меры.
Только небольшая часть спасательных средств была использована. В резерве оставались главные силы. Но изумительная энергия и обдуманность действий Правительственной комиссии и чрезвычайных троек, вместе с искусством и бесстрашием советских летчиков и полярников, сделали эти резервы ненужными. Во всей операции не была потеряна ни одна человеческая жизнь. Это обстоятельство наполняет гордостью каждого гражданина Советского Союза. Катастрофа во время работы по освоению Северного морского пути превратилась в триумф. Блестящая победа над стихиями Арктики является одновременно экзаменом, блестяще сданным не только нашими товарищами челюскинцами и советскими летчиками в их организованной бесстрашной борьбе с суровыми условиями Чукотского моря, но также экзаменом на возможность приложения великой идеи подчинения воле освобожденного человека суровой арктической природы в условиях страны строящегося социализма.
Неутомимому борцу за эту идею проф. О. Ю. Шмидту, капитану В. И. Воронину, героям летчикам Ляпидевскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину и Леваневскому, тт. Г. А. Ушакову и Петрову и всем самоотверженно стремившимся на помощь челюскинцам мы шлем свой пламенный привет и поздравление с великой победой.
РЕДАКЦИЯ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2019 19:06

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 168

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0001.jpg
ПРИВЕТСТВИЯ ЧЕЛЮСКИНЦАМ И СОВЕТСКИМ ЛЕТЧИКАМ


Ванкарем — Уэлен. Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину.
Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.
Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:
1) Об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением героического подвига, — звания "героя Советского Союза".
2) О присвоении летчикам: Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания "героев Советского Союза".
3) О награждении орденом Ленина поименованных летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования.
И. СТАЛИН, В. МОЛОТОВ, К. ВОРОШИЛОВ, В. КУЙБЫШЕВ, А. ЖДАНОВ


Ванкарем — Уэлен. Шмидту, Боброву, Воронину, Кренкелю, всем челюскинцам.
Приветствуем и горячо поздравляем доблестных челюскинцев, мужественно и организованно боровшихся с суровой полярной стихией и стойко перенесших двухмесячный ледяной плен.
Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:
1) О награждении всех челюскинцев, а также Ушакова и Петрова, орденом "Красной звезды".
2) О постройке в Москве монумента в память полярного похода "Челюскина".
3) О выдаче всем челюскинцам единовременной награды в размере полугодового жалования.
И. СТАЛИН, В. МОЛОТОВ, К. ВОРОШИЛОВ, В. КУЙБЫШЕВ, А. ЖДАНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2019 19:44

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 169-173

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0003.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0004.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0005.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.168-173 ЧЭ - 0006.jpg

ЛАГЕРЬ ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТА НА ЛЬДУ ЧУКОТСКОГО МОРЯ


За истекшее время 1) льдина, на которой расположен лагерь экспедиции Шмидта, имела незначительные перемещения. После доставки женщин и детей летчик Ляпидевский пытался совершить второй рейс к лагерю, но, вследствие неправильной работы одного из моторов, был вынужден возвратиться с полпути в Уэлен.
14 марта т. Ляпидевский, вылетев из Уэлена в Ванкарем (имея на борту шесть человек), сделал вынужденную посадку в Колючинской губе из-за аварии мотора. При посадке были повреждены шасси и ферма самолета, ввиду чего операции по вывозу челюскинцев были временно прекращены.
Правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам, учитывая возможность разрушения посадочных площадок вблизи лагеря, решила, в дополнение к самолетам, направить в район спасательных действий дирижабль "СССР В-4" и два мягких дирижабля, которые должны были быть использованы как крайнее средство. Дирижабли эти, объемом по 5300 м³ каждый, с двумя моторами в 300 PH, обладают скоростью 70—80 км в час, радиус действия их — 400 км. В пассажирской части могут быть размещены 10—12 человек. "СССР В-4", объемом 3200 м3, с одним мотором в 125 сил, обладает скоростью 55—60 км и может взять 6—7 человек.
Начальником экспедиции на дирижаблях был назначен т. Э. Бирнбаум. Эта экспедиция отправилась из Владивостока 25 марта на пароходе "Совет", на борт которого были погружены также четверо аэросаней и самолет "Т-4".
29 марта на помощь челюскинцам вышел из Кронштадта в Чукотское море ледокол "Красин" по маршруту: Роттердам — Кильский канал — Панамский канал — Сан-Франциско — Сиэтль — Петропавловск.
Руководящий состав на "Красине": начальник т. Смирнов, заведующий научной частью Н. И. Евгенов и капитан Пономарев. От Арктического института в качестве синоптика командирован геофизик В. А. Березкин.
Отправившийся через Америку заместитель начальника Главного Управления Северного морского пути Г. А. Ушаков приобрел у Общества "Pacific Alasca Airways Company" два пассажирских самолета системы Консолидейтед, которые вылетели из Фербенкса в Ном, управляемые летчиками Слепневым и Леваневским, имея на борту двух механиков, американцев Лавери и Эрмистед. Спасательная миссия Г. А. Ушакова

1) Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1934, № 3, стр. 111—115.

встретила в Америке сочувствие самых широких кругов населения и полное содействие правительства. Последний участок от поселка Нулато до Нома был совершен при весьма неблагоприятных условиях погоды.
30 марта самолет Леваневского, на котором находился Г. А. Ушаков, вылетел из Нома в Ванкарем. Вблизи мыса Онмана внезапно спустившийся туман заставил Леваневского подняться на 2500 м. Однако, самолет не вышел из облаков, но, оледенев, стал терять скорость и проваливаться. Пилоту удалось избежать штопора; однако, при посадке машина была повреждена. Леваневский был ранен в лицо, пассажиры не пострадали.
3 апреля в Ванкарем прибыл на второй американской машине летчик Слепнев.
Перелет аэропланов из Охотска и Олюторского в суровых зимних условиях оказался крайне тяжелым.
Пять самолетов "Р-5", прибывших 14 марта в Олюторское на пароходе "Смоленск" (командир отряда Каманин, летчики Бастанджиев, Демидов, Молоков и Пивенштейн), вылетели на север 21 марта и через пять часов опустились в Майна-Пыльгине, а на следующий день прибыли в Анадырь. Два самолета — Пивенштейна и Демидова — задержались в Майна-Пыльгине для ремонта. Эти самолеты, следуя отдельно в Анадырь, сделали вынужденную посадку невдалеке от последнего. Третий самолет опустился на мысе Беринга.
Тт. Каманин и Молоков, после нескольких попыток перелета в Ванкарем над Анадырским хребтом, вынуждены были повернуть на Уэлен, куда и прибыли 7 апреля.
Группа самолетов, отправившаяся из Хабаровска на север по воздуху, совершила перелет также в исключительно тяжелых условиях. Вылетев 17 марта, летчики Галышев и Доронин в тот же день были в Николаевске на Амуре, 19 марта в Аяне и 20 марта в Охотске.
Здесь самолеты догнал летчик Водопьянов, который отстал от тт. Галышева и Доронина во время метели. После продолжительной остановки, из-за метелей, в Ногаеве и Гижиге, самолеты 29 марта прибыли в культбазу Каменское.
7 апреля летчики Каманин и Молоков, вместе с прибывшим 3 апреля из Аляски Слепневым, совершили перелет из Уэлена в Ванкарем и в тот же день направились к лагерю Шмидта. На самолете Слепнева отправился в лагерь и Г. А. Ушаков, как представитель Правительственной комиссии. В этот день Каманин и Молоков доставили на берег пять человек. Слепнев при посадке повредил шасси (лопнула правая стяжка) и временно остался в лагере вместе с Г. А. Ушаковым. На следующий день Молоков, несмотря на неблагоприятные условия погоды, вылетел к лагерю, но, пролетав 2 1/2 часа, из-за плохой видимости не мог обнаружить лагерь. В этот день и в следующий в лагере наблюдалась сильная передвижка льдов. Челюскинцам пришлось мобилизовать все силы, чтобы перетащить самолет Слепнева на другой аэродром и подготовить новые посадочные площадки.
Погода в районе спасательных операций оставалась неблагоприятной, вследствие прохождения к северо-востоку циклонических систем. Только к 10 апреля наметилось вхождение в район операций арктических масс воздуха. Погода установилась морозная, при слабых ветрах, с хорошей видимостью.
10 апреля Каманину удалось сделать новый рейс и доставить на берег еще трех человек. В тот же день Слепнев, исправив повреждение, вылетел с шестью пассажирами, а Молоков, совершив три рейса, перевез 13 человек.
На следующий день, 11 апреля, Молоков и Каманин продолжали совершать рейсы между берегом и лагерем. За семь рейсов удалось снять со льда 35 человек, в числе которых были и заболевший начальник экспедиции О. Ю. Шмидт и врач К. В. Никитин.
Как было выяснено Г. А. Ушаковым по прибытии в лагерь, О. Ю. Шмидт, получив в последние дни легочное заболевание, не доносил о своем состоянии и с температурой, доходившей до 39. 5°, намеревался оставаться, как начальник экспедиции, в лагере до конца спасательных операций. Г. А. Ушаков, ввиду несогласия О. Ю. Шмидта на внеочередной вылет, телеграфировал об этом обстоятельстве Правительственной комиссии. Комиссия предложила Г. А. Ушакову и т. Петрову, председателю чрезвычайной тройки на месте спасательных операций, при малейшей возможности и вне очереди вывезти из лагеря О. Ю. Шмидта и направить его в Аляску. О. Ю. Шмидту приказано было сдать, а его старшему заместителю Боброву — принять экспедицию.
Состояние лагеря челюскинцев на льду в конце первой декады апреля красочно очерчено в донесении Г. А. Ушакова Правительственной комиссии от 10 апреля.
"Операции по снятию челюскинцев начаты седьмого. В этот день в лагере Шмидта было выпущено три самолета. На головной машине Слепнева вылетел я сам, для ознакомления с состоянием льдов и положением лагеря. Ледяной аэродром в пяти километрах от лагеря Шмидта был достигнут в 45 минут".
"Я пробыл в лагере трое суток. Лагерь со всех сторон окружен сильно торошеными льдами. Люди размещены в одном бараке и десяти палатках, отепленных фанерой. Во всех помещениях имелись камельки легко поддерживалась комнатная температура. Палатки освещались изобретенными челюскинцами бензиновыми лампами. Лагерь имел продовольствие, топливо, теплую одежду. В лагере имелись отдельные кухни, пекарня".
"Однако, кажущаяся с первого взгляда спокойная, благоустроенная жизнь лагеря при ближайшем ознакомлении оказывается жизнью на вулкане. Весь лагерь живет в непрерывном напряженном ожидании наступления льдов. Опасность грозит каждое мгновение. Восьмого апреля льды начали наступление на лагерь. В полдень ледяным валом снесло кухню. Девятого апреля лагерь пережил самое сильное сжатие со дня гибели "Челюскина". В два часа утра новый высокий ледяной вал с шумом двигался в сторону лагеря. Скоро был сметен, замят льдом барак, разрушен один моторный бот, погребена часть лесных материалов, совершенно разрушен аэродром, на котором стоял самолет Слепнева. Днем вновь повторилось сжатие, совершенно преобразившее район лагеря. Челюскинцы с первых моментов сжатия мобилизуются в несколько минут. Каждый занимает назначенный ему участок. Непоколебимый авторитет Шмидта, его помощника Боброва и крепкая партийная организация делают челюскинцев коллективом, всегда готовым к борьбе. Отправка людей на берег производится в строгом порядке, по списку, заранее составленному по принципу физического состояния и выносливости..."
Частичное разрушение лагеря, к счастью, не отразилось на успешности спасательных операций. 12 апреля самолеты Молокова и Каманина, вместе с прилетевшими из Анадыря машинами Доронина и Водопьянова, продолжали переброску челюскинцев на берег. К концу дня в нем оставалось только шесть человек, которые были доставлены на материк Молоковым, Каманиным и Водопьяновым (самолет Доронина накануне при вылете в лагерь повредил шасси). На берег доставлены также восемь собак, привезенных в лагерь на самолете, для быстрейшей перевозки к аэродрому больных челюскинцев и ценных грузов.
Ход спасательной операции рисуется в следующем виде.
7 апреля первыми отправлены на материк кочегар Киселев, зоолог Стаханов, радист Иванюк, повар Козлов и матрос Ломоносов.
10 апреля вывезены: моторист Иванов, третий механик Пионтковский, старший механик Матусевич, печник Николаев, плотник Баранов, матрос Сергеев, фотограф Новицкий, повар Сергеев, водолаз Мосолов, заведующий факторией о-ва Врангеля Прокопович, кочегар Ермилов, второй помощник капитана Виноградов, плотник Сорокин, кочегар Агафонов, водолаз Хоркевич, кочегар Марков, помощник начальника экспедиции Баевский, писатель Семенов, плотники Шуша и Березин, машинист Мартынов и геолог Риск.
11 апреля вывезены: плотник Воронин, повар Морозов, кочегар Кукушкин, плотник Скворцов, матрос Баранов, плотник Голубев, второй механик Тойнин, начальник станции Врангеля Буйко, машинист Бармин, машинист Апонин, корабельный инженер Расс, матрос Миронов, инженер Ремов, аэролог Шпаковский, кочегар Паршинский, биолог Белопольский, кочегары Бутаков и Ульев, физик Факидов, кочегар Румянцев, машинисты Петров и Нестеров, пекарь Агапов, журналист Громов, подрывник Гордеев, кинооператор Шафран, кочегар Громов, геодезист Васильев, плотник Кудрявцев, кочегар Малаховский и плотники Юганов и Куклин.
12 апреля снято еще 22 человека. В лагере к концу дня осталось шесть человек. Эти последние челюскинцы — заместитель начальника экспедиции Бобров, капитан Воронин, радисты Кренкель и Иванов, моторист Ногаев и боцман Загорский.
По мере переброски челюскинцев на берег они направлялись, частично на собаках, частично воздушным путем, в Уэлен. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, в сопровождении врача К. В. Никитина и Г. А. Ушакова, на самолете Слепнева доставлен 12 апреля в Ном на Аляске, для дальнейшей отправки в Фербэнкс.
Н. ПИНЕГИН
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 20 Октябрь 2019 18:50

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1934, с. 215-216
 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1934, с.215-216 встреча - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1934, с.215-216 встреча - 0002.jpg
ВСТРЕЧА


4 июня прибыли из заграницы О. Ю. Шмидт и Г. А. Ушаков на ст. Негорелово.
23 мая челюскинцы и летчики покидают бухту Провидения;
1 июня они уходят на „Смоленске“ из Петропавловска на Камчатке;
5 июня проходят пролив Лаперуза;
8 июня прибытие во Владивосток;
10 июня встреча в Новосибирске;
17 июня — в Свердловске;
19 июня восторженная встреча в Красной Москве
и 24 июня — в г. Ленина.


Встреча челюскинцев и героев летчиков от Петропавловска до Москвы превратилась в массовый общегосударственный праздник. Повсеместные демонстрации трудящихся по пути следования челюскинцев в красную столицу своей пролетарской родины были завершены мощной демонстрацией трудящихся Москвы, а затем и Ленинграда.
Красная Москва и Ленинград широко раскрыли свои объятия лучшим героям пролетарской родины. Любовь масс к героям с небывалой силой вылилась в мощную демонстрацию. Дети, взрослые, старики — несли букеты цветов. Кругом зелень, на каждом, шагу портреты челюскинцев и их Спасителей.
Подвиг челюскинцев и летчиков вырос в крупнейший политический факт. Весь мир убедился и увидел каких героев может давать страна пролетарской диктатуры. Весь мир: и наши враги и наши друзья смогли оценить качество пролетарского воздушного флота. Весь мир мог наблюдать беспредельную любовь трудящихся масс к своему руководителю — коммунистической партии и ее вождю тов. Сталину. Эпопея челюскинцев— это эпопея организованности и единства. Люди партийные и беспартийные, на далекой дрейфующей льдине твердо и с честью до конца держали в руках знамя пролетарской родины, знамя коммунистической партии, создавшей организованность, единство и непоколебимую твердость челюскинцев.
Необходимо отдельно отметить теплую встречу челюскинцев 25 июня в стенах Арктического института. Тов. И. А. Копусов (заместитель нач. экспедиций проф. О. Ю. Шмидта), Я. Я. Гаккель, тов. П. Г. Лобза, П. П. Ширшов и ряд других челюскинцев являются сотрудниками института.
Арктический институт с напряженным вниманием следил за их работой в славном ледяном походе и за их спасением.
Упорство и самоотверженность научных сотрудников Арктического института в исключительно трудном арктическом походе отныне будет передано названными выше товарищами-челюскинцами всему коллективу Арктического института в целом для выполнения заданий партии и правительства по дальнейшему освоению Советского сектора Арктики.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 24 Октябрь 2019 10:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7. -Л., 1934, С. 255-259


 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, С.255-259 ЧЭ - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, С.255-259 ЧЭ - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, С.255-259 ЧЭ - 0003.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, С.255-259 ЧЭ - 0004.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, С.255-259 ЧЭ - 0005.jpg
ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ ГЕРОЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ЧЕЛЮСКИНЦАМ


Москва, 23 июня 1934 г. (ТАСС). Сегодня в Кремле на заседании Президиума ЦИК Союза ССР председатель ЦИК тов. М. И. Калинин вручил документы (книжки и грамоты) и ордена Ленина героям Советского Союза тт. А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепневу, М. В. Водопьянову и И. В. Доронину. Ордена и грамоты вручены также бортмеханикам и летчикам-наблюдателям, участвовавшим вместе с героями-летчиками в переброске челюскинцев на сушу, челюскинцам во главе с тт. О. Ю. Шмидтом, В. И. Ворониным, А. Н. Бобровым, И. А. Копусовым и организаторам и участникам спасательных работ во главе с т. Г. А. Ушаковым, — всего 124 чел.
При вручении орденов и грамот присутствовали тт. Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, А. И. Микоян, А. Д. Жданов и др. члены правительства и ЦК ВКП(б).
Орден Красной Звезды участника арктического похода Б. Г. Могилевича, погибшего во время аварии "Челюскина" принял руководитель экспедиции проф. О. Ю. Шмидт.
— Мы будем хранить этот орден — сказал тов. Шмидт, — вместе с портретом Могилевича в стенах Арктического Музея.
По предложению тов. Калинина Президиум ЦИК и все присутствующие почтили память погибшего вставанием.
После вручения орденов и грамот с речами выступили председатель ЦИК тов. М. И. Калинин, проф. О. Ю. Шмидт и герой Советского Союза — летчик А. В. Ляпидевский.
Речь тов. О. Ю. Шмидта. Дорогие товарищи. С чувством глубокого волнения находимся мы здесь, в центральном правительственном учреждении — ЦИК Союза ССР.
Мы обязаны нашему Союзу тем, что нас научили работать и дали нам такое поле работы, как Север, и тем, что нас спасли, когда мы" продолжая нашу работу, оказались в тяжелом положении. Спасение было организовано с мощью, размахом, продуманностью, достойными нашего великого Союза и только здесь возможными. Работа комиссии тов. Куйбышева и лично Валериана Владимировича была не только образцом большевистской настойчивости, но и образцом продуманности, организованности, слаженности, и успех налицо. Работа эта с самого начала была пронизана личным вниманием и указаниями тов. Сталина. Мы можем только всей дальнейшей жизнью, делом доказать нашу благодарность и преданность партии и правительству. Мы счастливы, что имеем возможность и дальше продолжать это дело.
То, что Советская власть делает для развития Арктики, немыслимо, не было и не будет в капиталистических странах. Мы сейчас, дорогие товарищи, моряки и летчики, присутствуем перед новым расцветом работы в Арктике. Нам дается еще большее задание, от нас требуют еще большего напряжения, чтобы Север полностью освоить, включить его полностью в наше социалистическое строительство. Мы, Михаил Иванович, всегда готовы продолжать работу. Мы работу эту любим, мы знаем, что в работе в такой стране, на пользу такой родины, величайшее наше счастье.
Речь тов. Ляпидевского. Михаил Иванович. Разрешите в Вашем лице поблагодарить все правительство за ту высокую награду, которой мы удостоились. Разрешите в Вашем лице заверить правительство, что мы с удвоенной энергией, с еще большим энтузиазмом, под руководством партии, вместе со всем пролетариатом будем строить бесклассовое общество. А если понадобится, если на нашу родину посмеют напасть, то мы бодро, уверенно и твердо, все как один, пойдем на защиту Октябрьских завоеваний.
Речь тов. М. И. Калинина. Товарищи, прежде всего разрешите приветствовать вас от имени правительства и выразить радость, что за исключением одного все челюскинцы остались целыми, все находятся здесь и здесь же присутствуют главные работники по их спасению.
Челюскинская эпопея и завершение этой эпопеи до известной степени напоминают такое явление в природе, когда в воздухе, в атмосфере накапливается огромное количество электричества, и это электричество разряжается яркой молнией. Поход "Челюскина" та смелость, отвага, настойчивость и, надо прямо сказать, умение, которое было проявлено при спасении челюскинцев, и, наконец, та встреча, которую летчики и челюскинцы имели от Камчатки и до самой Москвы, — все это показывает, какое огромное чувство, чувство восторга, разрядилось по всей рабоче-крестьянской массе, как проявление наших огромных успехов.
Социалистическое строительство развивается изо дня в день. Это строительство, наращивая материальные ценности, укрепляя Советскую власть, ярко перед всем миром и перед самими строителями проявляется иногда в таких эпизодах, как спасение челюскинцев.
О чем говорил подъем нашего стратостата на высоту 22000 м? Он Говорил и достижениях науки, достижениях техники, достижениях наших работников, наших технических сил. Чувство восторга, уважения и удивления всего мира покоится на том, что Советский Союз достиг той технической базы, того технического состояния, которое дает возможность достигать таких высот. Вот с такой же меркой надо подходить и к спасению челюскинцев.
Гибель "Челюскина" сама по себе — неприятная история. Но всдед за этой гибелью развернулась эпопея спасения челюскинцев, которая, как правильно сказал тов. Сталин, показала перед всем миром огромную, в прошлом небывалую, организованность и спаянность коллектива, оказавшегося на льду. Вы сами знаете, что в таких случаях самое трудное—-обеспечить работоспособный коллектив. И вот спаянность коллектива челюскинцев, это, пожалуй, первая демонстрация перед всем миром того, что огромный коллектив в сто с лишним человек в самых дьявольских условиях — на льдине — сумел сорганизоваться, спаяться, сумел все индивидуальные силы и интересы подчинить интересам общего, подчинить государственным интересам Союза ССР.
Откуда это пришло? Для Европы, для мира — это просто случайное совпадение отдельных человеческих достоинств: там оказался тов. Шмидт, который сумел организовать коллектив, оказалось такое количество людей, которые проявили себя героями и спаялись. Не так мы понимаем это дело.
Мы отдаем должное героизму отдельных людей, их умению организовать, но считаем, что главным цементом, который обеспечил эту сплоченность— является коммунистическая партия, коммунистическое мировоззрение каждого — будь то партийный или беспартийный. Ошибочно думать, что у нас беспартийные не понимают партийных интересов. У партии нет других интересов, кроме интересов народа. Так вот все эти люди, они пропитаны коммунистическим мировоззрением, поэтому они могли встать на общую линию и высоко держать знамя коммунизма. Они могли так подняться над будничной обстановкой, так подняться над личными невзгодами только потому, что твердо помнили и понимали, что на этой отдаленной точке они подняли знамя коммунистической партии, знамя, на которое смотрит весь мир, и наши враги, и наши друзья.
Каждый коммунист и каждый честный советский гражданин должен понимать, что он является хранителем коммунистического знамени, коммунистического мировоззрения, что он поднимает знамя Советского Союза — первого пролетарского государства. Все это и увеличило до огромных пределов силу сопротивляемости товарищей, находившихся на льдине, дало возможность проявить те организационные способности, которые выявил тов. Шмидт.
В этом наша победа. И я считаю, что это бедствие — гибель корабля — вместе с тем демонстрировало перед всем миром огромный, не только технический, но и организационный опыт, накопленный Советским Союзом.
Проявление организованности, дисциплины и выносливости челюскинцев учитывается всем миром.
Теперь я немного остановлюсь на эпопее спасения челюскинцев.
Я не буду много говорить об этом. Оно всем известно. Я не буду также говорить о том, что среди миллионов населения Советского Союза много таких сынов, которые в любую минуту готовы пожертвовать собою, если этого потребуют интересы Советского Союза, интересы пролетариата, интересы родины. Мы не сомневаемся, что миллионы комсомольцев и очень, очень зрелых людей не задумаются пожертвовать жизнью, когда это будет нужно. Весь мир это знает. Не может не знать, что в Союзе ССР героев немало. Но, помимо исключительного геройства, товарищами было проявлено—и это исключительная ценность — умение самостоятельно ориентироваться в очень сложных условиях. Этого не может отрицать даже заведомый наш враг. Это огромное достижение. Десятки аэропланов летели по непроложенным трассам, над незаселенными местами, водители шли в первый раз по этим местам, и не погибло ни одного человека. Это достижение нашего воздушного флота не может не отозваться во всем мире.
Наши враги, бряцающие оружием против Советского Союза, после Подъема советского Стратостата на высоту в 22 000 м заговорили о наших успехах, а после челюскинской эпопеи все признали, что наш воздушный флот стоит на высоте. Иногда не мешает, чтобы враги знали, на какой высоте стоит наш флот, чтобы у них не было большого желания испробовать его силы. И не случайно, что в некоторых государствах о челюскинцах газеты не проронили ни единого слова, замолчали это событие. И это в государствах, где вся буржуазная пресса, с внешней стороны самостоятельная, казалось бы, может высказываться и за и против, все таки не высказалась, не информировала свое население о победах челюскинцев.
Спасение челюскинцев имеет глубокое политическое значение. Это подтверждали та любовь, та теплота, то внимание, которыми повсеместно встречали рабочие и крестьяне героев Арктики от Петропавловска до самой Москвы. Я не сомневаюсь, что когда товарищи поедут в Ленинград, и там им будет оказана такая же восторженная встреча.
Почему такое отношение к этому событию и к вам, челюскинцам? Вы думаете, что это раздули газеты? Нет, это есть проявление силы нашей организации, охватывающей миллионы людей. Чувство восторга, охватывающего весь народ, искусственно создать нельзя.
Почему же столь глубоко в сознание масс проникло чувство восторга?
А ведь оно проникло не только в заводы, но и в семьи, охватив не только взрослых, но и детей. Народ понимает, какое огромное значение имеет это событие для обороны Советского Союза. Народ понял, какое огромное количество героев имеет наша страна, народ понял, какая масса героев и людей, умеющих руководить, умеющих проявить свое геройство в самых целесообразных, в самых выгодных для государства формах, вышло из его недр. Вот чем объясняется чувство восторга народа.
В заключение разрешите мне еще раз приветствовать вас и надеяться, что та могучая народная встреча, та огромная оценка, которую дал тов. Сталин вашей работе — лучшей оценки не дать—та награда, которую вы получили от правительства и, наконец, та поддержка, которую оказывает партия всему этому делу, я думаю, послужат могучим стимулом для вашей дальнейшей работы в интересах роста и силы советского государства.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 24 Октябрь 2019 10:11

Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7. -Л., 1934, с.259-261

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.259-261 НР Челюскин - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.259-261 НР Челюскин - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.259-261 НР Челюскин - 0003.jpg
НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ 1933—1934 г. НА ПАРОХОДЕ "ЧЕЛЮСКИН"


Научные материалы экспедиции на "Челюскине" делятся на две части. Первая охватывает весь Северный морской путь — от Мурманска до Берингова пролива. Этот путь, как известно, в новейшее время пройден на судне, вооруженном современными научными инструментами, только один раз — нами же на " Сибирякове " в 1932 г. Материалы "Челюскина" имеют особенную значительность и ценность научную и практическую в том отношении, что во многих местах курсы "Сибирякова" и "Челюскина" не совпадают. Но еще интереснее вторая часть, относящаяся к периоду дрейфа "Челюскина" во льдах Чукотского моря и к нашему пребыванию на льдине.
Чукотское море — наименее исследованная часть Советской Арктики. Мы давно уже проектировали экспедицию на небольшом деревянном судне типа знаменитого "Фрама" Нансена, которое предполагалось послать в центральную часть Чукотского моря заведомо на зимовку, в дрейф. Было очень важно получить данные о распределении течений, льдов, их движения и связи этих явлений с метеорологическими данными, с физикой и химией моря. Этот маленький корабль, мы надеялись, мог бы перезимовать, так как льды, благодаря его легкости и особой форме, вероятно, не сжимали бы его, а выпирали.
Дрейф "Челюскина" и нашего лагеря выполнил эту же задачу в гораздо большей степени, так как мы имели на этот раз не маленькое судно с ограниченным числом ученых, но самую большую из когда-либо бывших арктических экспедиций по разнообразию научных сил и научного оборудования.
После обработки материалов "Челюскина" можно будет сказать, что Чукотское море в первом приближении мы знаем.
После гибели "Челюскина" научные работы продолжались и на льду. Наши ученые, занятые, как и все члены экспедиции, несколько часов ежедневно тяжелой физической работой по расчистке аэродромов, строительству зданий и т. п., не прерывали своих научных наблюдений ни на один день. Карта дрейфа "Челюскина" составлена нашим геодезистом Я. Я. Гаккелем и гидрологом П. К. Хмызниковым с исключительной точностью, так как, пользуясь льдом, как устойчивой площадкой, они применяли для определения места корабля не сравнительно грубые судовые инструменты, а точные, астрономические.
Одновременно метеорологи О. и Н. Комовы и аэролог H. Н. Шпаковский вели все наблюдения над метеорологическими явлениями и исследования верхних слоев атмосферы при помощи радиозондов. H. Н. Шпаковский во время дрейфа "Челюскина" установил рекордный по тому времени подъем радиозонда на высоту более 20 км.! Радиозонд, изобретенный известным советским профессором П. А. Молчановым, является, как мы убедились в Арктике, одним из могущественнейших орудий исследования атмосферы. В радио-рубке "Челюскина" мы отчетливо слышали сигналы, автоматически посылавшиеся радиозондом и отмечавшие высоту, давление, температуру различных слоев атмосферы, куда увлекался аппарат, подвешенный на 13 шарах, наполненных водородом. Штурманы, включившиеся в научную работу, измеряли направление и скорость ледяного дрейфа. Сопоставление всех этих величин позволит, после обработки, значительно углубить интереснейший теоретический вопрос о том, в какой мере течения в Ледовитом море обусловлены направлением ветра и в какой степени имеют значение другие причины и какие, именно. Окончательные результаты мы получим после тщательной обработки и подсчетов собранных материалов в Арктическом институте в Ленинграде.
Другая группа наших ученых во главе с гидробиологом П. П. Ширшовым и зоологом В. С. Стахановым изучала животный и растительный мир моря и льдов.
Оригинальными были наблюдения над действием льда на корпус корабля, которые производились в этом году впервые. Физик И. Г. Факидов и инженер-конструктор П. Г. Расс при помощи точных инструментов определяли деформацию различных частей корпуса во время движения, во время удара об лед и во время ледяных сжатий. Эти материалы послужат серьезным фундаментом для теоретически более точного и практически более совершенного проектирования ледоколов, широко развернутое строительство которых является нашей ближайшей задачей.
Основу новой полярной науки положил физик Факидов, наблюдая вместе с капитаном В. И. Ворониным мельчайшие, недоступные глазу волны, пробегающие по льду. Повидимому, здесь нащупывается новый метод, при помощи которого можно будет заранее узнавать о приближении сжатия льдов. Целыми днями они просиживали в палатке, которую Факидов поставил на льду еще до гибели "Челюскина", над сконструированным им-же остроумным прибором, отмечавшим мельчайшее колебание льда. Эта палатка явилась родоначальником всего, так называемого, "лагеря Шмидта": в нее первую были помещены женщины и дети, когда корабль тонул и развернулась его эвакуация.
Все научные записи, дневники, вычисления, карты и другие материалы полностью спасены. Не могли мы взять с собой только многочисленных проб воды для химического анализа и биологических коллекций.
В нашей работе наука и практика непосредственно смыкаются и, несомненно, что подробные записи судового журнала, которые вел капитан со своими помощниками-штурманами, также являются серьезным вкладом в полярную науку.
Рейс "Челюскина" в целом, а также блестящие полеты спасших нас летчиков чрезвычайно расширяют наши знания и практический опыт в освоении севера. В кампанию этого года мы вступаем значительно лучше вооруженными, чтобы одолеть последние препятствия, отделяющие нас от открытия Северного морского пути для практического плавания.
О. ШМИДТ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение ББК-10 » 24 Октябрь 2019 16:15

Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.261-262

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.261-262 доп.награды - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6-7.-Л., 1934, с.261-262 доп.награды - 0002.jpg
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАГРАЖДЕНИЯХ УЧАСТНИКОВ
СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР 15 июня 1934 г. постановил:
За выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции наградить:

Орденом Красной Звезды
1. Смирнова, П. И. — начальника экспедиции на ледоколе „Красин".
2. Пономарева, П. А. — капитана ледокола „Красин".
3. Куканова, Ф. К. — командира самолета „Н-4“.
4. Вага, Василия — капитана парохода „Смоленск".

Орденом Трудового Красного Знамени
1. Силова, Е. Н. — радиста рации Ванкарем.
2. Шрадер, Л. Н. — радистку станции Уэлен.
3. Хаапалайнена, T. X. — радиста мыса Северного.
4. Семенова, С. И. — механика рации мыса Северного.
5. Небольсина, А. В. — уполномоченного ОГПУ.
6. Погорелова, Я. В. — уполномоченного ОГПУ.
7. Аникина, Н. В. — бортмеханика и коменданта аэродрома мыса Ванкарем.
8. Фариха, Ф. Б. — летчика.
9. Бассейна, Ф. И. — бортмеханика.
10. Конкина, Е. М. — второго пилота самолета АНТ-4.
11. Шоломова, Ф. А. — начальника полярной станции Уэлен.
12. Хворостанского, H. H. — метеоролога станции мыса Северного и зам. начальника станции Уэлен.

Грамотами ЦИК Союза ССР
1. Курова, H. М. — бортмеханика АНТ-2.
2. Ярового, А. М. — базового механика.
3. Склярова, А. И. — техника.
4. Евгенова, Н. И. — Зам. начальника Гидрографического Управления Главного Управления Северного морского пути.
5. Сакеллари, Н. А. — профессора.
6. Неприяхина, — радиста с парохода „Хабаровск".
7. Карягина, И. В. — радиотехника мыса Челюскина.
8. Григорьева, И. П. — радиотехника мыса Челюскина.
9. Михайлова, А. А. — начальника станции острова Диксона.
10. Остальцева, А. В. — начальника станции Югорского Шара.
11. Бурухина, H. Н. — старшего радиотехника Югорского Шара.
12. Саливоника — начальника станции НКВода имени Тимме в Архангельске.
13. Гиршевича, Е. Н. — радиста.
14. Кривдуна — зав. факторией Ванкарема.

Председатель Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН
И. о. секретаря Центральною Исполнительного
Комитета Союза ССР
А. МЕДВЕДЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Рейс л/п "Челюскин"

Сообщение Кара » 07 Август 2021 20:10

Фото из интернет-проекта Российского Государственного архива фонодокументов (РГАФД) 2019 года, посвящённый 85-летию челюскинской эпопеи.
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
 chelyuskincy-img-002v2.png

 chelyuskincy-img-003v2.png

 chelyuskincy-img-004-text.png

 chelyuskincy-img-010-text.png
Вложения
 chelyuskincy-img-006-text.png
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения