ЛАГЕРЬ ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТА НА ЛЬДУ ЧУКОТСКОГО МОРЯ
За истекшее время
1) льдина, на которой расположен лагерь экспедиции
Шмидта, имела незначительные перемещения. После доставки женщин и детей летчик Ляпидевский пытался совершить второй рейс к лагерю, но, вследствие неправильной работы одного из моторов, был вынужден возвратиться с полпути в Уэлен.
14 марта т.
Ляпидевский, вылетев из Уэлена в Ванкарем (имея на борту шесть человек), сделал вынужденную посадку в Колючинской губе из-за аварии мотора. При посадке были повреждены шасси и ферма самолета, ввиду чего операции по вывозу челюскинцев были временно прекращены.
Правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам, учитывая возможность разрушения посадочных площадок вблизи лагеря, решила, в дополнение к самолетам, направить в район спасательных действий дирижабль "СССР В-4" и два мягких дирижабля, которые должны были быть использованы как крайнее средство. Дирижабли эти, объемом по 5300 м³ каждый, с двумя моторами в 300 PH, обладают скоростью 70—80 км в час, радиус действия их — 400 км. В пассажирской части могут быть размещены 10—12 человек. "СССР В-4", объемом 3200 м3, с одним мотором в 125 сил, обладает скоростью 55—60 км и может взять 6—7 человек.
Начальником экспедиции на дирижаблях был назначен т.
Э. Бирнбаум. Эта экспедиция отправилась из Владивостока 25 марта на пароходе "Совет", на борт которого были погружены также четверо аэросаней и самолет "Т-4".
29 марта на помощь челюскинцам вышел из Кронштадта в Чукотское море ледокол "Красин" по маршруту: Роттердам — Кильский канал — Панамский канал — Сан-Франциско — Сиэтль — Петропавловск.
Руководящий состав на "Красине": начальник т.
Смирнов, заведующий научной частью
Н. И. Евгенов и капитан
Пономарев. От Арктического института в качестве синоптика командирован геофизик
В. А. Березкин.
Отправившийся через Америку заместитель начальника Главного Управления Северного морского пути
Г. А. Ушаков приобрел у Общества "Pacific Alasca Airways Company" два пассажирских самолета системы Консолидейтед, которые вылетели из Фербенкса в Ном, управляемые летчиками
Слепневым и
Леваневским, имея на борту двух механиков, американцев
Лавери и
Эрмистед. Спасательная миссия
Г. А. Ушакова1) Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1934, № 3, стр. 111—115.встретила в Америке сочувствие самых широких кругов населения и полное содействие правительства. Последний участок от поселка Нулато до Нома был совершен при весьма неблагоприятных условиях погоды.
30 марта самолет Леваневского, на котором находился
Г. А. Ушаков, вылетел из Нома в Ванкарем. Вблизи мыса Онмана внезапно спустившийся туман заставил
Леваневского подняться на 2500 м. Однако, самолет не вышел из облаков, но, оледенев, стал терять скорость и проваливаться. Пилоту удалось избежать штопора; однако, при посадке машина была повреждена.
Леваневский был ранен в лицо, пассажиры не пострадали.
3 апреля в Ванкарем прибыл на второй американской машине летчик
Слепнев.
Перелет аэропланов из Охотска и Олюторского в суровых зимних условиях оказался крайне тяжелым.
Пять самолетов "Р-5", прибывших 14 марта в Олюторское на пароходе "Смоленск" (командир отряда
Каманин, летчики
Бастанджиев,
Демидов,
Молоков и
Пивенштейн), вылетели на север 21 марта и через пять часов опустились в Майна-Пыльгине, а на следующий день прибыли в Анадырь. Два самолета —
Пивенштейна и
Демидова — задержались в Майна-Пыльгине для ремонта. Эти самолеты, следуя отдельно в Анадырь, сделали вынужденную посадку невдалеке от последнего. Третий самолет опустился на мысе Беринга.
Тт.
Каманин и
Молоков, после нескольких попыток перелета в Ванкарем над Анадырским хребтом, вынуждены были повернуть на Уэлен, куда и прибыли 7 апреля.
Группа самолетов, отправившаяся из Хабаровска на север по воздуху, совершила перелет также в исключительно тяжелых условиях. Вылетев 17 марта, летчики
Галышев и
Доронин в тот же день были в Николаевске на Амуре, 19 марта в Аяне и 20 марта в Охотске.
Здесь самолеты догнал летчик
Водопьянов, который отстал от тт.
Галышева и
Доронина во время метели. После продолжительной остановки, из-за метелей, в Ногаеве и Гижиге, самолеты 29 марта прибыли в культбазу Каменское.
7 апреля летчики
Каманин и
Молоков, вместе с прибывшим 3 апреля из Аляски
Слепневым, совершили перелет из Уэлена в Ванкарем и в тот же день направились к лагерю
Шмидта. На самолете
Слепнева отправился в лагерь и
Г. А. Ушаков, как представитель Правительственной комиссии. В этот день
Каманин и
Молоков доставили на берег пять человек.
Слепнев при посадке повредил шасси (лопнула правая стяжка) и временно остался в лагере вместе с
Г. А. Ушаковым. На следующий день
Молоков, несмотря на неблагоприятные условия погоды, вылетел к лагерю, но, пролетав 2 1/2 часа, из-за плохой видимости не мог обнаружить лагерь. В этот день и в следующий в лагере наблюдалась сильная передвижка льдов. Челюскинцам пришлось мобилизовать все силы, чтобы перетащить самолет
Слепнева на другой аэродром и подготовить новые посадочные площадки.
Погода в районе спасательных операций оставалась неблагоприятной, вследствие прохождения к северо-востоку циклонических систем. Только к 10 апреля наметилось вхождение в район операций арктических масс воздуха. Погода установилась морозная, при слабых ветрах, с хорошей видимостью.
10 апреля
Каманину удалось сделать новый рейс и доставить на берег еще трех человек. В тот же день
Слепнев, исправив повреждение, вылетел с шестью пассажирами, а
Молоков, совершив три рейса, перевез 13 человек.
На следующий день, 11 апреля,
Молоков и
Каманин продолжали совершать рейсы между берегом и лагерем. За семь рейсов удалось снять со льда 35 человек, в числе которых были и заболевший начальник экспедиции
О. Ю. Шмидт и врач
К. В. Никитин.
Как было выяснено
Г. А. Ушаковым по прибытии в лагерь,
О. Ю. Шмидт, получив в последние дни легочное заболевание, не доносил о своем состоянии и с температурой, доходившей до 39. 5°, намеревался оставаться, как начальник экспедиции, в лагере до конца спасательных операций.
Г. А. Ушаков, ввиду несогласия
О. Ю. Шмидта на внеочередной вылет, телеграфировал об этом обстоятельстве Правительственной комиссии. Комиссия предложила
Г. А. Ушакову и т.
Петрову, председателю чрезвычайной тройки на месте спасательных операций, при малейшей возможности и вне очереди вывезти из лагеря
О. Ю. Шмидта и направить его в Аляску.
О. Ю. Шмидту приказано было сдать, а его старшему заместителю
Боброву — принять экспедицию.
Состояние лагеря челюскинцев на льду в конце первой декады апреля красочно очерчено в донесении
Г. А. Ушакова Правительственной комиссии от 10 апреля.
"Операции по снятию челюскинцев начаты седьмого. В этот день в лагере Шмидта было выпущено три самолета. На головной машине
Слепнева вылетел я сам, для ознакомления с состоянием льдов и положением лагеря. Ледяной аэродром в пяти километрах от лагеря
Шмидта был достигнут в 45 минут".
"Я пробыл в лагере трое суток. Лагерь со всех сторон окружен сильно торошеными льдами. Люди размещены в одном бараке и десяти палатках, отепленных фанерой. Во всех помещениях имелись камельки легко поддерживалась комнатная температура. Палатки освещались изобретенными челюскинцами бензиновыми лампами. Лагерь имел продовольствие, топливо, теплую одежду. В лагере имелись отдельные кухни, пекарня".
"Однако, кажущаяся с первого взгляда спокойная, благоустроенная жизнь лагеря при ближайшем ознакомлении оказывается жизнью на вулкане. Весь лагерь живет в непрерывном напряженном ожидании наступления льдов. Опасность грозит каждое мгновение. Восьмого апреля льды начали наступление на лагерь. В полдень ледяным валом снесло кухню. Девятого апреля лагерь пережил самое сильное сжатие со дня гибели "Челюскина". В два часа утра новый высокий ледяной вал с шумом двигался в сторону лагеря. Скоро был сметен, замят льдом барак, разрушен один моторный бот, погребена часть лесных материалов, совершенно разрушен аэродром, на котором стоял самолет
Слепнева. Днем вновь повторилось сжатие, совершенно преобразившее район лагеря. Челюскинцы с первых моментов сжатия мобилизуются в несколько минут. Каждый занимает назначенный ему участок. Непоколебимый авторитет
Шмидта, его помощника
Боброва и крепкая партийная организация делают челюскинцев коллективом, всегда готовым к борьбе. Отправка людей на берег производится в строгом порядке, по списку, заранее составленному по принципу физического состояния и выносливости..."
Частичное разрушение лагеря, к счастью, не отразилось на успешности спасательных операций. 12 апреля самолеты
Молокова и
Каманина, вместе с прилетевшими из Анадыря машинами
Доронина и
Водопьянова, продолжали переброску челюскинцев на берег. К концу дня в нем оставалось только шесть человек, которые были доставлены на материк
Молоковым,
Каманиным и
Водопьяновым (самолет
Доронина накануне при вылете в лагерь повредил шасси). На берег доставлены также восемь собак, привезенных в лагерь на самолете, для быстрейшей перевозки к аэродрому больных челюскинцев и ценных грузов.
Ход спасательной операции рисуется в следующем виде.
7 апреля первыми отправлены на материк кочегар
Киселев, зоолог
Стаханов, радист
Иванюк, повар
Козлов и матрос
Ломоносов.
10 апреля вывезены: моторист
Иванов, третий механик
Пионтковский, старший механик
Матусевич, печник
Николаев, плотник
Баранов, матрос
Сергеев, фотограф
Новицкий, повар
Сергеев, водолаз
Мосолов, заведующий факторией о-ва Врангеля
Прокопович, кочегар
Ермилов, второй помощник капитана
Виноградов, плотник
Сорокин, кочегар
Агафонов, водолаз
Хоркевич, кочегар
Марков, помощник начальника экспедиции
Баевский, писатель
Семенов, плотники
Шуша и
Березин, машинист
Мартынов и геолог
Риск.11 апреля вывезены: плотник
Воронин, повар
Морозов, кочегар
Кукушкин, плотник
Скворцов, матрос
Баранов, плотник
Голубев, второй механик
Тойнин, начальник станции Врангеля
Буйко, машинист
Бармин, машинист
Апонин, корабельный инженер
Расс, матрос
Миронов, инженер
Ремов, аэролог
Шпаковский, кочегар
Паршинский, биолог
Белопольский, кочегары
Бутаков и
Ульев, физик
Факидов, кочегар
Румянцев, машинисты
Петров и
Нестеров, пекарь
Агапов, журналист
Громов, подрывник
Гордеев, кинооператор
Шафран, кочегар
Громов, геодезист
Васильев, плотник
Кудрявцев, кочегар
Малаховский и плотники
Юганов и
Куклин.
12 апреля снято еще 22 человека. В лагере к концу дня осталось шесть человек. Эти последние челюскинцы — заместитель начальника экспедиции
Бобров, капитан
Воронин, радисты
Кренкель и
Иванов, моторист
Ногаев и боцман
Загорский.
По мере переброски челюскинцев на берег они направлялись, частично на собаках, частично воздушным путем, в Уэлен. Начальник экспедиции
О. Ю. Шмидт, в сопровождении врача
К. В. Никитина и
Г. А. Ушакова, на самолете
Слепнева доставлен 12 апреля в Ном на Аляске, для дальнейшей отправки в Фербэнкс.
Н. ПИНЕГИН