В продолжение темы экспедиции Н-169 к Полюсу недоступности в 1941 году, поднятой Алексеем Бурыкиным (кандидат филологических наук, Санкт-Петербург) «А ошибки-то не было!»
viewtopic.php?f=20&t=159&start=60Первоисточник Журнал "САМОЛЕТ", Май, 1941 г.
К полюсу недоступностиЕсли мы попытаемся нанести на карту Арктики маршруты морских и воздушных кораблей, дрейфовавших со льдами, пролетавших в высоких широтах, то нам сразу же бросится в глава резкое различие между восточным и западным секторами.
В то время, как в западной части один за другим лягут на карту линии маршрутов полярных исследователей, в восточной часта останется девственно белое пятно никогда никем не посещавшегося и совершенно неизученного района.
Это белое пятно — так называемый район наибольшей недоступности, геометрический центр которого находится на широте 83°40’ и 175° западной долготы. Район наибольшей недоступности именно в силу своей неизученности продолжает привлекать внимание полярных исследователей всех стран.
Известный полярный исследователь Губерт Уилкинс и полярный летчик Бен Эйелсон в свое время попытались приподнять завесу над тайной этого белого пятна. 29 марта 1927 года они вылетели на одномоторном моноплане с мыса Барроу на Аляске в направлении полюса недоступности.
Спустя пять часов пилоты произвели посадку на лед, достигали широты 77°46' и 175° западной долготы. При намерении глубины эхолот показал громадную цифру – 5 440 метров. Это было и осталось до сих пор наибольшей глубиной, известной в Ледовитом океане. Максимальная глубина, измеренная за тридцать лет до того Фритиофом Нансеном во время дрейфа на «Фраме», ровнялись 3 650 метрам.
На обратном пути дул сильный лобовой ветер, значительно сокращая скорость полета. Летчики летели уже пять часов, а земли не было видно. Наступили сумерки, внизу неистовствовала пурга, посадка была невозможна. Летчики решили лететь, пока хватит бензина. По истечении шести часов сорока минут полета мотор остановился. Эйелсои спланировал в сугроб между торосами. Самолет был разбит, но летчики остались целы.
С тех пор и до исторического полета Ивана Черевичного в апреле 1941 года все, что мы знали об огромном районе между островом Врангеля и Северным полюсом, выражалось одной и к тому же сомнительной цифрой, полученной Уилкинсом, – 5 440 метров глубины океана в точке 77°46' северной широты и 175° западной долготы.
Полет Черевичного на самолете «СССР Н-169» открывает новую страницу в изучении района наибольшей недоступности.
Всестороннее изучение высоких широт дает возможность при помощи воздушной разведки своевременно установить, где в данный период выгоднее вести корабль по Северному морскому пути. Так возникла мысль у Черевичного разведать район полюса недоступности. Но к осуществлению своей мысли он пришел не сразу. Летая над северными морями, Черевичный постепенно обследовал края белого пятна. Летом 1939 года он совершил полет из бухты Тикси до 79° северной широты и 166° западной долготы. В июле 1940 года он достиг 82° северной широты и 179° восточной долготы.
Полет Черевичиого в апреле этого года в район полюса недоступности на специально оборудованном для научных наблюдении самолете с экипажем, в состав которого включены научные работники, носит уже совершенно иной характер. Это научная экспедиция с широкой программой метеорологических, гидрологических, ледовых, магнито-метрических и гравиметрических наблюдений.
Самолет «СССР Н-169» вылетел из Москвы на Север 5 марта 1941 года.
Через пятнадцать дней после вылета из Москвы Черевичный опустился на остров Врангели, где стал готовиться к самой ответственной части полета – разведке в глубь Полярного бассейна, 2 апреля в 21 час по московскому времени самолет «СССР Н-169» стартовал на север. Спустя шесть часов пятьдесят пять минут полета на широте 81°02' и восточной долготы 180°, углубившись более чем на тысячу километров в неизведанные районы, самолет совершил посадку на лед.
На льдине участники экспедиции пробыли пять дней. Закончив работы по всем разделам научной программы, они вылетели в обратный путь на свою базу. Здесь, в специальной лаборатории, научные работники произведи первичную обработку всех собранных материалов, сделали тщательный химический анализ проб воды, взятой на разных глубинах, и др.
13 апреля Черепичный снова вылетел на Север в глубь полярного бассейна. Посадка на этот раз была произведена на 78 градусе 28 минуте северной широты и 176 градусе 40 минуте восточной долготы. На льдине № 2 участники экспедиции пробыли до 17 апреля, осуществив за это время второй цикл научных исследований.
Наконец, 22 апреля Черевичный вылетел в свой третий и последний полет. Посадка была совершена точно на 80 градусе северной широты и 170 градусе западной долготы. Здесь также была проведена большая программа научных наблюдений.
Три полета Черевичного, с посадками в разных местах, закладывают фундамент научного исследования района полюса недоступности. Наиболее любопытными являются данные о глубине океана. Два измерения в лагере N: 1 дали цифры 2 647 и 2 427 метров. Измерения в лагере N: 2 показали цифру 1 856 метров. Наконец, глубина океана в лагере N: 3 оказалась равной 3 431 метру.
Сопоставление материалов трех полетов позволят сделать ценные теоретические и практические выводы.
Фотография экипажа самолета Н-169 (командир корабля И.И. Черевичный) была размещена в следующем номере журнала «Самолет», № 6, 1941 год
Подпись к снимку: Недавно закончился рейс экспедиции летчика-орденоносца И.И. Черевиченко в высокие широты Арктики. Наблюдения, проведенные участниками экспедиции, представляют большую научную ценность. Совершив три глубоких рейса в район "полюса недоступности", покрыв около 30 тысяч километров над льдами Арктики, воздушный корабль вернулся в столицу. На снимке (слева направо): первый бортмеханик Д. Шекуров, командир самолета И.И. Черевиченко и штурман В. Аккуратов.