Зубов Николай Васильевич (1911-1960).
Герой Социалистического Труда (06.12.1949).
Штурман 1-го класса. В УПА ГУСМП при СНК СССР с 1940 года.
В годы Великой Отечественной войны в составе экипажей МАГОН УПА выполнял задачи по обеспечению судоходства по Северному морскому пути. В компанию 1943 г. штурманом гидросамолёта ГСТ в экипаже И.И.Черевичного проводил поиск надводных и подводных кораблей противника в интересах Северного отряда Беломорской военной флотилии, успешно патрулировал караван по маршруту Усть-Таймыр-Диксон и в исключительно сложных метеоусловиях доставил командующего флотилией контр-адмирала С.Г.Кучерова для выполнения специального правительственного задания из порта Диксон в Тикси. Всего налёт составил 77 час. 30 минут. Приказом командующего Северным флотом от 20 ноября 1943 г. награждён орденом Красной Звезды.
После войны в составе экипажа Пе-8 Н-396 будущего Героя Советского Союза В.Н.Задкова участвовал в ряде ВВЭ в Арктике, в т.ч. «Север-2» (март-май 1948 г.), «Север-4» (апрель-май 1949 г.), «Север-5» (1950 г.), «Север-6» (1954 г.), проводившихся совместно с ВВС и ВДВ Вооружённых Сил СССР.
Экспедиция «Север-4» закончилась 16 мая 1949 г. беспосадочным перелётом Пе-8 Н-396 с базы № 5 (88° с.ш., 170° з.д.) через Северный полюс в г.Москву. В этом полёте выполнял роль штурмана корабля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 г. за исключительные заслуги перед государством в деле изучения и освоения Арктики присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В ВВЭ «Север-5» отлично выполнил труднейшие задания, ежедневно совершая на самолёте Пе-8 полёты на расстояние более 2000 км от береговых баз и снабжая научные и боевые группы самолётов горючим и продовольствием. К тому времени налетал на самолётах более 1 млн. км. Результатом ВВЭ явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии, открытие подводного хребта Ломоносова и Канадско-Таймырской магнитной аномалии, а также выполнение программ испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков. Участник 2-й САЭ в Антарктиде (1956-1958 гг.).
17 мая 1960 г. при посадке вертолёта Ми-4 на атомный ледокол «Ленин», стоявший на швартовых в Мурманском заливе перед выходом в море, трагически погиб вместе с членами экипажа винтокрылой машины, упавшей в воду. Вместе с ним ушли из жизни командир аварийно-спасательной эскадрильи МАГОН УПА Н.Н.Кузнецов и бортрадист В.Е.Крамар.
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды, медалями.
Похоронен на Преображенском кладбище г.Москвы.