Трагедия "Соловья Будимировича".
Нам доставлена копия следующей телеграммы, поданные из Архангельска на адрес Российской академии наук от 23 марта с. г. «Продовольственная экспедиция, шедшая за олениной в устье реки Индиги на Тиманском побережьи на пароходе ледокольного тип «Соловей Будимирович» погибает во льдах. На пароходе выдающийся моряк севера капитан Ануфриев, женщины, дети; всего пассажиров 85 человек. Пароход был затерт льдами 24 января в 5 милях от устья реки Индиги, затем вынесен вдоль материка к югу от острова Колгуева, черев Карские ворота в Карское море. Последнее место (23 марта), следующее: широта — 72°39‘, долгота — 62°09 ‘ от Гринв.
Уголь сожжен; котлы потушены: помещения отопляются деревом бочек и палубы. Радиограммы подаются один раз в неделю последними зарядами аккумуляторов. Провизия кончается. Экспедиция умоляет о помощи, Состояние льдов, согласно донесению погибающей экспедиции. торосы, поля толщиной 2 1/2 фута, полыньи. Помощь из Архангельска не может быть оказана из-за отсутствия угля и подходящих судов. 23 марта посланы радиотелеграммы Норвежскому Стортингу, Норвеж-
скому Географическому Обществу, Нансену, Свердрупу, Иогансену и другим. Необходимо
оказать помощь в самом срочном порядке! В Англии находится русский ледокол «Святогор», большой мощности, пригодный дли спасательных целей. Российская академия наук своим авторитетным обращением по радио в Норвегию, Швецию, Англию поможет ускорению отправки спасательной экспедиции, все расходы по которой и щедрую награду участникам берет на себя правительство". (Подпись: Самойлович).
Приведенная телеграмма передает факт совершенно исключительного значения о происходящей в данный момент, на затерянном во льдах пароходе, трагедии.
Полярные экспедиции снаряжались с древних времен то с целью отыскания пути в Индию, то ради богатых промыслов, то наконец, с целью научного изучения условий плавания и борьбы с полярными льдами — и часто они попадали в очень тяжелые условия и участники их погибали, не будучи в состоянии пробраться через льды до ближайшего населенного пункта. Большою частью в эти экспедиции шли люди, имеющие опыт плавания во льдах, люди сильные духом и здо-
ровые, готовые на всякие лишения. Неисчислимы жертвы человеческой любознательности и часто стремленья к свету и знанью стоит человеку жизни!..
Происходящая же на наших глазах трагедия затмила собою ужасы прежних экспедиций, здесь страдают люди оказавшиеся совершенно случайно в положении полярных путешественников, тогда как они просто спокойно сели на пароход в Архангельске, рассчитывая черев два дня быть дома в поселке, при устье реки Индиги. И вот, вместо того они, не доходя 8 километров до берега, были затерты льдами и понеслись по воле течения в направлений к одному из самых холодных морей — Карскому, куда и были занесены в каких-нибудь два месяца.
Этот последний факт, как и самый дрейф (пассивное движение судна) «Соловья Будимировича»,— является совершенно исключительным по своему научному интересу и по значению для будущих плаваний в этих широтах. Здесь поражает прежде всего скорость, с которой судно было перенесено на расстояние вдвое большее от Москвы до Петербурга. Затем самый путь, и следовательно течение от Св. Носа и Чешской Губе, к Карским Воротам, является новостью. Обычно в это время года суда не могли проникать в район Печорского моря, к востоку от острова Колгуева, ибо тут находились обычно мощные льды, которые расходились лишь в начале июня месяца. Попытка пробраться к Печоре в это время вообще считалась весьма рискованной и очевидно, в данном случае, только крайняя нужда в продовольствии заставили снарядить туда ледокол; при чем никак нельзя сомневаться в достаточной опытности как капитана "Соловья Будимировича" — Риксена, так и находящегося на борту в качестве пассажира, кап. Ануфриева, которые несомненно приняли решительно вое меры какие только оказались у них под руками для спасения судна. Северная научно-промысловая экспедиция (печорокая экспедиция принимает меры к снаряжению спасательной экспедиции. Ответ на радиограмму уже получен от знаменитого полярного путешественника проф. Фр. Нансена, который всегда в таких случаям дает охотно авторитетные советы и указания. Известный знаток севера Л. Л. Брейтфус уже отправился в Норвегию для подготовки спасательной экспедиции. Необходимы энергичные, здоровые, вполне сознающие всю важность я ответственность задачи люди, для участия в ней.
К счастью гений человека дал нам замечательное изобретение, при помощи которого мы узнаем о происходящем за сотни миль, в далеком море — событии, это — радиотелеграф, который уже неоднократно помогал спасти погибавших моря-ков. У нас на севере имеется уже 12 радиостанций, из коих одна, значительной мощности, построена в 1912—13 годах на берегу Карского моря, при входе в Югорский Шар, сносится непосредственно с Архангельском: она то и передала нам печальное сообщение капитана Риксена.
И этим лишний раз подчеркивается великое значение для человечества таких заброшенных на далеком севере радиостанций, к пользе которых столь долго относились скептически, считая затрата на них не продуктивными.
Будем надеяться, что Югорской радиостанции вскоре удастся сообщить погибающим радостную весть о приближающемся к ним спасении.
Д. Д. Руднев.