О РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И СЕВЕРНОГО
ХОЗЯЙСТВА
В течение последних лет достигнуты большие успехи в научном изучении Советского Крайнего Севера и положено основание его хозяйственного освоения. Созданы в основном сеть полярных станций и радиосвязь, обеспечены регулярные морские рейсы к устьям Оби и Енисея, положено начало связи с Леной и Колымой как с запада, так и с востока, сделаны первые сквозные прохождения Северного Морского пути, создан полярный город Игарка, начато строительство портов в устье Лены и т. д. Опираясь на героическую успешную работу северных моряков, летчиков, ученых и хозяйственников, сейчас уже возможно значительно шире развернуть мероприятия, обеспечивающие полное освоение Северного Морского пути и мощное развитие хозяйства крайнего Севера СССР.
Исходя из этого, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) приняли специальное решение о мероприятиях по дальнейшему развитию Северного Морского пути и северного хозяйства
Этим решением предусмотрено значительное укрепление материально-технической базы Главсевморпути (постройка новых транспортных и ледокольных судов, портостроение в устьях сибирских рек, усиление самолетного парка, развитие радиосвязи и т. д.).
Задачи Главного Управления Северного Морского пути значительно расширены — на него возложены изыскания и эксплоатация всех естественных производительных сил в Советской Арктике.
Территорией деятельности Главсевморпути постановлено считать в европейской части СССР острова и моря Ледовитого океана, а в азиатской части — территорию севернее 62-й параллели (параллель Якутска).
Все хозяйственные предприятия союзного значения в указанной зоне должны, как правило, эксплоатироваться Главсевморпутем, который для этой цели создает тресты и другие хозорганы. Существующие в этой зоне предприятия других ведомств передаются Главсевморпути. Передаче подлежат: „Арктикуголь", Норильские угольные и полиметаллические месторождения (трест „Норильскстрой"), рыбный комбинат и угольные месторождения в Анадыре, Оленеводтрест НКЗема РСФСР, островное хозяйство Северного Края (Новая Земля, Колгуев, Вайгач) и сангарские месторождения на реке Лене.
— 298 —
Главсевморпути поручено развить геологические изыскания в Советской Арктике, в особенности на минеральное топливо и металлы. План геологических работ на вторую пятилетку должен быть представлен в Совнарком не позже 1 ноября текущего года. Соответствующая часть функций Союзгеологразведки передается Главсевморпути.
Для того, чтобы в максимальной степени освободиться от необходимости завоза продовольствия на Север, Главсевморпуть должен развить местные продовольственные ресурсы, создать собственные совхозы, пригородное хозяйство, фермы и т. д.
Главсевморпути предложено в течение второй пятилетки обеспечить транспорт на реках: Лене (ниже Якутска), Колыме, Тазе, Пясине, Хатанге, Анабаре, Яне, Индигирке, Анадыре, а также каботажное плавание. Кроме того должна быть начата постройка верфи деревянного судостроения в Архангельске, расширена верфь в Придивной и ускорена постройка верфи в Пеледуе.
Все ледокольное хозяйство постановлено объединить в Главсевморпути и передать ему от Наркомвода следующие ледоколы: „Красин", „Ермак", „Ленин", „Добрыня Никитич", „Макаров", „Давыдов", „Литке", „Малыгин", „Русанов" и „Трувор". Главсевморпуть должен обеспечить правильную расстановку ледоколов в зависимости от их мощности и особенностей как по участкам Северного Морского пути, так и по портам с тем, чтобы ледоколы, выделенные в порты Ленинграда, Владивостока, Черного и Азовского морей, эксплоатировались портами на началах аренды.
Главсевморпуть обязан обеспечить непрерывную работоспособность ледоколов и во-время производить предупредительный ремонт. Ему же передается зверобойное дело в горле Белого моря вместе с зверобойными ботами: „Смольный“, „Ленсовет", „Ленгосторг", „Мурманец", „Нерпа" и „Новая Земля".
Гидрографические работы должны быть расширены с таким расчетом, чтобы к концу 1937 года получить мореходные карты трассы Северного Морского пути и карты важнейших подходов к устьям сибирских рек.
Для обеспечения намеченных работ Главсевморпуть должен привести сеть своих научных учреждений в соответствие с указанным расширением задач и организовать подготовку кадров специалистов (штурманов, гидрографов, летчиков, механиков, радиоработников, метеорологов), создав в своей системе гидрографический втуз, техникумы и курсы по различным специальностям.
Для опубликования всех научных трудов, наиболее ценных архивных материалов, карт и т. д., Главсевморпути предложено организовать издательство.
Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) признали необходимым создать политотделы и ввести институт парторгов в систему Главного Управления Северного Морского Пути. (ТАСС).