Маяк Летне-Орловский

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Маяк Летне-Орловский

Сообщение Инспектор » 12 Январь 2015 12:03

 photo_891_b.jpg
 4919073119.jpg

http://parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/onegz2.htm
Мыс Летний Орлов (шир. бЗ°56’ N, долг. 36°27’ О) расположен в 5,4мили к W от мыса Толстые Корги. Мыс Летний Орлов низменный, каменистый и окаймлен прибрежными коргами.
При подходе с севера и юга мыс Летний Орлов с маяком и постройками открывается в виде отдельного островка. Подходить к мысу на расстояние менее 1,5мили не рекомендуется.
Маяк Летне-Орловский установлен на мысе Летний Орлов. Мыс Летний Орлов на SSO
В 3кбт к NО от маяка находится звукосигнальная установка.
Л о ц м а н с к а я с т а н ц и я имеется при маяке Летне-Островский. Лоцмана этой станции проводят суда к портам Онега, Беломорск и Кемь. Станция работает в период навигации в Онежском заливе с мая до ноября.
Банка Эльза с наименьшей глубиной 6,4м лежит в 1,2мили у WNW от мыса Летний Орлов. Северная и западная кромка банки приглубы; со стороны берега банка окаймлена глубинами 10-15м. Положение банки сомнительно.
Светящий знак Летне-Орловский выставляется в 7кбт. W от мыса Летний Орлов. Буй указывает место приема лоцманов и ограждает опасности, выступающие от мыса Летний Орлов.
Банка с наименьшей глубиной 6,4м лежит в 2,9милях к WSW от мыса Летний Орлов. Банка подробно не обследована; положение ее сомнительно. Глубины вокруг банки 20-30 м.
Якорные места. Для приема лоцмана суда в тихую погоду останавливаются у светящего буя Летне-Орловский, а в свежую погоду, в зависимости от направления ветра и течения, к северу или югу от него, т.е. примерно к NW и SW от маяка Летне-Орловский. Это объясняется тем, что в районе к WSW, W и WNW от маяка на расстоянии до 8кбт. от него при свежем ветре море крайне беспокойно вследствие того, что идущая с моря волна разбивается здесь о мелководье.
На якорь рекомендуется становиться в 5-6кбт к SW от маяка Летне-Орловский на глубинах 6-8м. Следует иметь в виду, что в 3-3,5кбт к SW от маяка лежит затонувшее судно.
При свежих ветрах от S, SW и W удобнее становиться на якорь к N или NО от мыса Летний Орлов, но при подходе сюда надлежит быть весьма осторожным, беспрерывно измерять глубины и опасаться отдельных корг, лежащих на отмели с глубинами менее 10м.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Летне-Орловский

Сообщение fisch1 » 16 Март 2015 12:58

 Q-37-109-A,B. Мыс Летний Орлов 500м.png
 q-37-25_26.jpg
 100k--q37-109_110. Мыс Летний Орлов.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Летне-Орловский

Сообщение fisch1 » 16 Март 2015 13:09

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Летне-Орловский

Сообщение fisch1 » 16 Март 2015 13:19

 81128530.jpg

Photos by Oleg Timofeev
http://www.panoramio.com/user/133863
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Летне-Орловский

Сообщение fisch1 » 16 Март 2015 13:37

"Мыс Летний Орлов (65°55' N, 36°27' О) расположен в 5,4 мили к W от мыса Толстые Корги. Мыс Летний Орлов низменный, каменистый.
При подходе с севера и юга мыс Летний Орлов с маяком и постройками открывается в виде отдельного островка. Подходить к мысу на расстояние менее 1,5 мили не рекомендуется.

 067.gif


 068.jpg


Маяк Летне-Орловский установлен на мысе Летний Орлов. При маяке находится звукосигнальная установка.
Лоцманская станция имеется при маяке Летне-Орловский. Лоцмана этой станции проводят суда к портам Онега, Беломорск и Кемь. Станция работает в период навигации в Онежском заливе с мая до ноября. Для связи с судами и портом Онега на станции имеются радиоустановки.
Банка Эльза с наименьшей глубиной 6,4 м лежит в 1,2 мили к WNW от мыса Летний Орлов. Северная и западная кромки банки приглубы. Между банкой и берегом глубины 10-15 м; положение банки сомнительно.
Светящий буй Летне-Орловский восточный выставляется в 7 кбт к W от мыса Летний Орлов. Буй указывает место приема лоцманов и ограждает опасности, выступающие от мыса Летний Орлов.
Банка с наименьшей глубиной 6,4 м лежит в 2,9 мили к WSW от мыса Летний Орлов. Глубины вокруг банки 20-30 м; положение ее сомнительно.
Якорные места. Для приема лоцмана в тихую погоду суда останавливаются у буя Летне-Орловский, а в свежую погоду к NW или к SW от мыса Летне-Орловский, в зависимости от направления ветра и течения. Это объясняется тем, что в пределах до 8 кбт к WSW, W и WNW от мыса простирается мелководье и здесь при свежем ветре развивается беспорядочное волнение.
На якорь рекомендуется становиться в 5-6 кбт к SW от маяка Летне-Орловский на глубинах 6-8 м. Следует иметь в виду, что в 3,5 кбт к SW от маяка лежит затонувшее судно.
При свежих ветрах от S, SW и W удобнее становиться на якорь к N или к NO от мыса Летний Орлов, но при подходе сюда надлежит быть весьма осторожным, измерять глубины, так как на отмели с глубинами менее 10 м лежат отдельные банки."

Лоция Белого моря,
откорректирована по извещениям мореплавателям
Гидрографической службы Краснознаменного Северного флота,
ч. I, по выпуск № 19, ч. II, по выпуск № 6, 1972 г.
http://www.matteuccia.ru/index.html
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Летне-Орловский

Сообщение fisch1 » 09 Ноябрь 2016 09:51

Летне – Орловский маяк

Историко – техническая справка

Летне – Орловский маяк установлен на западной оконечности косы мыса Летний Орлов на Онежском берегу Онежского залива Белого моря.
Онежский берег отделён от Соловецких островов проливом Восточная Соловецкая Салма, наименьшая ширина которого между мысом Летний Наволок и островом Малая Муксалма 12,6 мили или 23,3 км. Расстояние от Летне – Орловского маяка до Соловецкого острова 24,3 мили или 45,0 км.
Маяк получил наименование по названию мыса Летний Орлов, на котором он установлен. Существует мнение, что мыс получил своё название в честь выдающегося государственного деятеля России Алексея Григорьевича Орлова (1737 – 1808). Сведений о дате и обстоятельствах присвоения мысу нынешнего названия найти не удалось.
Летним мыс назван, возможно, из-за близости к Летнему берегу Белого моря, от западной границы которого – мыса Ухтнаволок он отстоит к юго-западу на расстоянии 17,7 миль или 32,4 км. Подобно тому, как два другие мыса Орлова в Белом море на Терском берегу, отстоящие друг от друга на расстоянии 1,3 мили или 2,4 км, носят названия Орлов – Терский Тонкий и Орлов – Терский Толстый. На последнем установлен Терско - Орловский маяк.
Географические координаты Летне – Орловского маяка:
широта 64° 55,3' N, долгота 36° 26,4' Е.
Маяк находится в расстоянии 20 м от береговой черты. Его основание (спланированная поверхность грунта) возвышается на 0,9 м над уровнем моря.
Штатный номер Летне – Орловского маяка по книге «Огни и знаки Белого моря» издания 2006 года – 4665. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – L 6914.
Летне – Орловский маяк предназначен для обеспечения плавания судов в проливе Восточная Соловецкая Салма, который является основным морским путём в порты Онежского залива.
Утверждённым управляющим Морским министерством адмиралом Николаем Матвеевичем Чихачёвым (1830 – 1917) «Планом работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы включительно» было предусмотрено строительство Летне – Орловского маяка, на что выделялось 38 030 рублей.
Строительство маяка (малого маячного огня) начали в 1899 году, но не закончили. По распоряжению Главного гидрографического управления Дирекцией маяков и лоции Белого моря был нанят сторож для охраны имущества и зданий с оплатой 25 рублей в месяц.
В 1900 году работы были закончены и Летне - Орловский маяк с 31 июля по старому стилю, или 13 августа по новому стилю, начал освещение. Маяк действовал до 1 ноября по старому стилю, или 14 ноября но новому стилю. За это время маяк светил 1154 часа. В последующие годы маяк светил ежегодно около 1200 часов.
Сейчас Летне – Орловский маяк действует в период навигации с 28 июля по 15 декабря.
Ближайший маяк – Жижгинский в расстоянии 19,5 миль или 36,0 км. Ближайший населённый пункт – селение Пушлахта в расстоянии 16,0 км.
Мыс Летний Орлов был своеобразным центром обеспечения мореплавания.
При маяке была открыта «Морская зимняя лодочная спасательная станция», которая действовала до 1938 года. Она создавалась на средства Архангельского окружного управления Общества спасания на водах. У спасательной станции был ручной ревун с дальностью слышимости в штиль до 2 миль или 3,7 км.
Здесь же в период навигации начиная с 1840 года базировалась частная лоцманская артель для проводки судов по Онежскому заливу к Онежскому и Сорокскому (ныне Беломорск) портам. Эта артель переехала с острова Жижгин. Впоследствие она стала именоваться «Станция Общества лоцманов Онежского залива».
Маяк представлял собой железную решетчатую башню высотой около 5,0 м, на которой было установлено фонарное сооружение высотой около 3,85 м. Общая высота маяка с фонарным сооружением была 8,85 м. Маяк был окрашен в жёлтый цвет.
На маяке была установлена поясная оптическая система Френеля 5 разряда с керосиново – фитильной лампой в фонарном сооружении, изготовленные в 1900 году французской фирмой Barbier Benard Paris. Диаметр оптической системы был 370 мм, её высота – 540 мм. Фокусное расстояние линзы 185 мм.
Керосино – фитильная лампа в первый год работы расходовала 19,5 золотников или 84 грамма пиронафта в час. В течении навигации расход пиронафта был 6,24 пуда или 102,2 кг, то есть 121,7 литра.
Огонь маяка был секторный белый и красный и имел затмевающийся характер: при периоде 3,7 сек светил 3,1 сек, темнота была 0,6 сек. Дальность видимости белого огня была 12 миль или более 22 км, красного огня – 5 миль или более 9 км.
Штатный характер огня маяка задавался ширмой, вращавшейся на шарикоподшипниках со скоростью 16 оборотов в минуту от тепла, выделяемого при горении керосино – фитильной лампы.
Были установлены существующие до сих пор сектора освещения:
белый, между азимутами 155° и 204,5°, сектор 49,5°,
красный, между азимутами 204,4° и 251,5°, сектор 47°;
он светит на Пушлахотскую мель, был установлен в 1931 году,
белый, между азимутами 251,5° и 35°, сектор 143,3°,
тёмный в сторону берега, между азимутами 35° и 155°, сектор 120°.
При маяке был установлен колокол, в который звонили во время тумана, густых снежных зарядов, мглы двухударным звоном – «склянки» с перерывом в 3 минуты. При ответном сигнале с судна звон учащали до беспрерывного.
Маячный городок разместили восточнее маяка в расстоянии 100 м от него.
При маяке был построен небольшой деревянный жилой дом, который был мал для проживания маячников.
Штатная маячная прислуга в 1900 году состояла из двух мужчин. Их годовое жалование было: у старшины – 450 рублей, у младшего служителя – 300 рублей. Кроме того, из казны было выдано пищевое и вещевое довольствие. В 1901 году в состав маячной прислуги включили одну женщину и на содержание уже трёх человек было выделено 940,1 рублей.
Первым смотрителем маяка был назначен Ф.С.Лукичёв.
В 1913 – 1914 годах в маячном городке были построены деревянные жилой дом для служителей маяка, баня, кладовая, ледник и сарай.
Рубленный жилой дом имел размер в плане 8,20 х 13,10 м, общую площадь 108 кв.м и высоту помещений 3,00 м. В доме было 4 жилые комнаты, кухня, и кладовые. Фундамент был бутовый, ленточный, чердачное перекрытие деревянное, кровля железная. Стены снаружи обшиты досками, внутри – оштукатурены. Дом отапливался двумя дровяными печами. На кухне была дровяная плита. Освещение было керосиновое. Воду брали из колодца. В доме был люфт-клозет с выгребом.
В 1927 году была построена новая деревянная пирамидальная башня маяка высотой 10,3 м на бетонных фундаментных столбах высотой 0,60 м, используемая по назначению до сих пор. В действие новый маяк был введён в 1928 году после переноса со старой башни фонарного сооружения высотой 3,85 м и светооптического аппарата. Башня установлена на высоте 0,92 м над уровнем моря. Высота нового маяка от спланированной поверхности грунта 14,75 м. На фонарном сооружении установлен молниеприёмник – флюгер высотой 1,70 м.
Керосино – фитильная лампа была заменена на отечественную керосино – калильную лампу системы Черемного, изготовленную мастерской № 1314. Калильная сетка диаметром 40 мм имела средний срок службы от 100 до 150 часов, а керосино – калильная горелка – 5 лет. Сила света маяка 3888 свечей.
Каркас башни сделан из бруса, обшивка – из обрезной доски в просвет. Основание башни в плане крестообразное размером 7,90 х 7,90 м. Верхняя площадка деревянная квадратная размером 4,70 х 4,70 м. На ней установлено фонарное сооружение диаметром 2,00 м. Для выхода из башни на верхнюю площадку и входа в фонарное сооружение на площадке устроен люк с тамбуром над ним, примыкающим к фонарному сооружению в тёмном секторе.
Башня окрашена в белый цвет с чёрной вертикальной полосой шириной 1,0 м посредине каждой прямоугольной грани. Фонарное сооружение окрашено в красный цвет.
Крестообразное основание и квадратная верхняя площадка потребовали создания своеобразной боковой поверхности башни. Она состоит из четырёх прямоугольных наклонных и восьми треугольных вертикальных граней. Эта форма деревянных маячных башен характерна для русского поморского Севера и нигде больше не встречается.
Башня имеет два деревянных перекрытия на высоте 4,70 м и 8,80 м от уровня грунта. Лестницы внутри башни деревянные, наклонные, одномаршевые.
Фонарное сооружение цилиндрическое и имеет 8 прямоугольных цилиндрических стёкол размером 740 х 748 мм, толщиной 8 мм, выгнутых по радиусу 965 мм.
Фонарное сооружение, изготовленное из медных сплавов, обеспечивало работу маяка более 100 лет. Сейчас от фонарного сооружения остался только цоколь. Остеклённую часть и крышу сняли из-за коррозионного разрушения.
Одновременно с новой башней маяка в 1928 году было построено деревянное каркасно – обшивное здание для пневматической сирены. Сирена была установлена и начала работать в 1929 году. Здание сирены было установлено в 15,0 м от нового маяка. Оно имело размер в плане 6,10 х 4,40 м и общую площадь 19 кв.м. Фундамент здания - бутовый, кровля - тесовая, полы – бетонные.
Колокол был оставлен в качестве резервного туманного сигнала на случай неисправности сирены.
В 1940 году была установлена новая пневматическая сирена. Здание сирены и небольшое здание склада ГСМ при нём были построены в расстоянии 620,0 м на северо-запад от нового маяка. Здание сирены рубленное из окантованных на два канта брусьев и снаружи обшито тёсом. Фундамент – бутовый столбчатый, чердачное перекрытие деревянное, кровля тесовая, полы бетонные. Здание имело печное отопление. Размер здания в плане 11,80 х 7,90 м, общая площадь 88 кв.м при высоте основного помещения 4,40 м.
Сирена была собрана из следующих агрегатов:
- два дизельных одноцилиндровых двухтактных двигателя с водяным охлаждением марки 1Д 16/20-3 мощностью 15 лошадиных сил каждый при 650 оборотах в минуту; изготовлены были в 1938 году на заводе «Коммунист» в городе Марксштадт, ныне город Маркс Саратовской губернии;
- два воздушных двухцилиндровых вертикальных компрессора с водяным охлаждением марки ДК-155 производительностью 2 куб. м в минуту при давлении 3 атмосферы и при 650 оборотах в минуту; изготовлены были на заводе «Насосо – Компрессор» в городе Мелитополе в 1939 году;
- звуковой аппарат сирены системы ПВС завода «Пневматика», город Ленинград; сделан из бронзы; расход воздуха 0,307 куб. м в секунду;
- рупор, поворачивающийся вручную, с диаметром раструба 420 мм.
Сирена была установлена в период с 29 октября по 25 ноября 1940 года. Сирена давала сигнал среднего тона с периодом 75 сек – звук 3 сек + молчание 9 сек + звук 3 сек + молчание 60 сек. Начала работать сирена с открытием навигации 5 мая 1941 года.
Рупор сирены возвышался на 14,0 м над уровнем моря и отстоял от уреза воды на 14,0 м при приливе и 27,0 м при отливе.
После войны характеристику сигнала изменили: период стал 60 сек – звук 2 сек +молчание 8 сек + звук 2 сек + молчание 48 сек. Сирена работала от 214 до 610 часов в год.
Сирена и колокол были упразднены в 1967 году после установки на маяке наутофона марки LIEJ-300, который работал до 1991 года со сложной характеристикой звука: за период в 60 сек наутофон звучал 5 раз с продолжительностью от 2 до 8 сек и молчал также 5 раз с продолжительностью 4 раза по 4 сек и один раз 15 сек.
В 1965 году в маячном городке были построены деревянные рубленные маячно-техническое здание, склады и баня. В маячно-техническом здании размером в плане 8,50 х 15,00 м общей площадью 119 кв.м и с высотой помещений 3,50 м установили три дизель-электрических агрегата марки ЭСД-10 мощностью по 10 квт каждый. Это позволило электрифицировать маяк и выделить помещение для установки указанного выше наутофона.
На маяке в 1967 году на вместо классной иностранной светооптической системы, проработавшей с момента основания маяка 67 лет, был установлен отечественный маячный электрический светооптический аппарат марки ЭМН-500. Дальность видимости красного огня маяка увеличилась до дальности видимости белого огня – до 12 миль или до 22 км. В 1986 году на маяке Летне – Орловский установили автоматический светооптический аппарат марки АСА-500М. В 2015 году после ликвидации постоянного персонала маяка и перевода маяка в автоматический режим работы был установлен на маяке небольшой светооптический аппарат марки ЭМ-200 с маячной электрической лампой марки ММ 12х23, имеющей мощность 23 вт при напряжении 12 в, с электропитанием от батарей. Маяк переведен в разряд светящих навигационных знаков.
Сейчас часть зданий маячного городка от ветхости уже разрушилась, остальные здания и маяк находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Срок жизни деревянных построек при отсутствии надлежащего квалифицированного ухода недолог.
Маяк Летне – Орловский приведён в упадок и уходит в небытие.

Ю.Шухин
28 апреля 2016


http://mayaki-sssr.spb.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Летне-Орловский

Сообщение Инспектор » 15 Октябрь 2017 13:54

Рисунок Анны Михайловой. Акварель. 2016 год.
 Летне-Орловский.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения