Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Июль 2009 00:07

Биография.ру http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=69902
Источник: Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Том: 12, Стр.: 460 http://www.rulex.ru/xPol/index.htm?pages/12/460.htm

Крузенштерн Павел Павлович

— капитан-лейтенант, арктический путешественник, ум. 8 августа 1871 г. Начал службу в балтийском флоте юнкером в 1852 г.; 7 января 1854 г. произведен в мичманы и во 2-м батальоне гребной флотилий был при защите города Або от нападений англо-французского флота·, в 1855 г. командовал подводной лодкой Бауера; в 1860—1862 гг., командуя собственной шхуной "Ермак", плавал в Карском море; с ним был полупалубный норвежский бот-яхта "Эмбрио"; в экспедиции на "Ермаке" приняли участие: волонтером барон Алексей Будберг, штурман, шкиперский ученик и 13 матросов 3-го ластового экипажа, 2 юнги; на боте было команды 5 человек. Экспедиция, снабженная всем необходимым в деревне Куй, находящейся на реке Печоре, в 40 верстах от г. Пустозерска, 1 августа тронулась в путь, 4-го вышла в море и, начиная с 9-го, уже стала встречать массы льдов. От острова Виродея, обогнув остров Долгий с севера, бриг льдом был пронесен в Карское море через Югорский Шар; затертый окончательно льдами и не имея никакой возможности самостоятельно управиться, он был принесен к берегам земли Ялмала. Судно так сжато было льдами, что путешественникам грозила опасность быть раздавленными; потому 9 сентября все люди перебрались на лед и пешком, испытав массу бедствий, добрались 16-го до твердой земли, где встретили кочевников и добрались до жилья. В 1863—1864 гг. П. П. Крузенштерн командовал винтовой лодкой "Хват", плавал в Финских шхерах; в 1868 г. переведен в Аральскую флотилию и по 1871 г., командуя баржей № 3 и пароходом "Арап", ходил по реке Сыр-Дарье.

Литература:
"Общ. Мор. Спис.", X, 466—467; "Известие об экспедиции к устьям реки Енисея 1862 г.", "Мор. Cб.", 1862, XII, оф. 35—37, 1863, I—II; II, 33—59; "Известие о команде затертой во льдах Карского моря шхуны Ермак" — "Кроншт. Вест.", 1863, № 7; "Беседы о севере России в 3 отд. Импер. Вольно-Экон. Общ.", СПб., 1867; "Еще о бедствиях экипажа шхуны Ермак", "Мор. Сб.", 1863, II, 69—72; "Черты из жизни лейт. Пав. Пав. Крузенштерна" — "Мор.Сб.", 1874, №1, 9—16. {Половцов}
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Июль 2009 00:16

Визе В.Ю., Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. // Изд. 1–3. – М.-Л., 1936

... Обратимся теперь к важнейшим плаваниям, совершенным в Карском море после Великой северной экспедиции. Первым из них было плавание лейтенанта П. П. Крузенштерна [ прим.: внук известного кругосветного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. ], предпринятое по инициативе и на средства известного ревнителя Севера М. К. Сидорова в 1862 году. Крузенштерн вышел из устья Печоры На двух судах —шхуне "Ермак" (150 тонн) [ прим.: "Ермак", построенный в Сороках на Белом море, еще раньше сделал три неудачных попытки пройти Карское море. В 1844 году — выйдя из Сорок слишком поздно (30 августа) — он дошел только до Мезени. В следующем году он прошел только немного дальше — до устья Индиги. В 1860 году. "Ермак" прошел Карские Ворота, но вскоре вернулся из-за позднего времени и недостаточного снаряжения. П. П Крузенштерн участвовал во всех трех плаваниях, причем в 1860 году он был начальником экспедиции. ], и яхте "Эмбрио" (17 тонн).

В конце августа суда были окружены у восточного входа в Югорский Шар сплоченными льдами. Маленькой "Эмбрио" удалось выскользнуть из ледяных объятий, и 25 сентября она вернулась в устье Печоры, "Ермака" же окончательно затерло, и вместе со льдами он стал дрейфовать на восток, к берегам Ямала, которые открылись мореплавателям 7 сентября. Начались сильнейшие напоры льдов, и мореплаватели, со дня на день ожидавшие гибели шхуны, вынесли продовольствие и походное снаряжение на лед. Вследствие непрекращавшихся давлений льда в судне появилась большая течь, трюм залило, и 19 сентября путешественники должны были покинуть судно. Это было в широте 69°57' N и восточной долготе 66°02'.

Было решено добраться до берега Ямала. Передвижение по торосистому осеннему льду оказалось очень тяжелым. Волочить по этому льду шлюпку было невозможно, и путешественники бросили ее, взвалив поклажу себе на плечи. Покидая судно, на всякий случай захватили с собой водки. На другой же день один из матросов тайком от других решил "выпить с горя" и, мертвецки пьяный, свалился на лед. Тащить на себе этот безполезный груз мореплаватели, конечно, не пожелали и оставили матроса там, где он лежал, предварительно раздев его до рубахи "для скорейшего протрезвления". Против всяких ожиданий, матрос уже на следующий день догнал своих товарищей; после этого случая водка в значительной мере потеряла свою притягательную силу. 27 сентября путники добрались до Ямала и были чрезвычайно обрадованы, встретив здесь ненцев, которые оказали бедствовавшим морякам полное гостеприимство. Отсюда Крузенштерн и команда на оленях добрались до Обдорска.

Плавание Крузенштерна было, как и почти все предшествующие плавания по Карскому морю, неудачным. Оно дало повод престарелому Литке, с плаваниями которое у Новой Земли мы уже знакомы, еще раз подтвердить свое мнение, что "морское сообщение с Сибирью принадлежит к числу вещей невозможных". Однако уже через несколько лет авторитетному мнению Литке было суждено рассыпаться в пух и прах...
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Март 2010 14:23

 Норденшельд-Путешествие_вокруг_Европы_и_Азии-281.jpg
Иллюстрация из книги: Норденшельд. Путешествие вокруг Европы и Азии на пароходе “Вега” в 1878—1880 гг. Ч. 1. Спб, Валлениус, 1881 | viewtopic.php?f=39&t=1339&p=20244#p20244
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Февраль 2011 12:28

Из монографий Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/kruzenshternPP.htm

Крузенштерн Павел Павлович
(1834–1871)

Русский морской офицер-гидрограф, внук первого русского кругосветного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна (см.), сын П. И. Крузенштерна (исследователя устья Печоры, Печорского моря и Печорского края), исследователь Карского моря и устья Енисея.
Родился в Ревеле, с детства воспитывался в любви к морю, дальним походам, рассказы о которых часто слышал от еще полного сил деда.
В 1842 году вместе с матерью он на 4 года уезжал в Германию, а по возвращении поступил в Вышгородскую школу.
В 15 лет он впервые вышел в Белое море на шхуне отца «Ермак», на которой позднее и сам будет совершать арктические плавания. В 16 лет Крузенштерн стал участником дальнего плавания на военном транспорте «Двина» в Петропавловск-на-Камчатке. Оттуда он на попутном судне добрался до Аяна и далее через Сибирь вернулся в Петербург.
Крузенштерн быстро продвигался по службе, участвовал в боевых действиях на Балтике, но его привлекал Север. В 1860 году на шхуне «Ермак» он обследовал Печорское море и пытался через Карские Ворота пройти в Карское море. Путь оказался свободен, но позднее время года, недостатки в обеспечении заставили его повернуть обратно.
В 1862 году его отец обратился в морское министерство о помощи в организации экспедиции в Карское море, целью которой были бы гидрографические исследования и выяснение возможностей достижения устья Енисея. Необходимость этого мотивировалась требованиями развития судоходства для обеспечения товарообмена между Сибирью и Европой. Помощь была оказана, а начальником экспедиции назначен П. П. Крузенштерн.
1 августа 1862 года шхуна «Ермак» отошла от деревни Куя на Печоре и направилась на северо-восток. Лишь через полмесяца, пережидая штормы и туманы, преодолевая течения и скопления льда в Югорском Шаре, путешественники добрались до Карского моря. Насколько позволял видеть глаз, оно было забито льдом. Дальнейшее движение продолжалось в основном по воле течения и ветра. Фактически судно попало в ледовый плен. Начались морозы, шквальные ветры, снегопады. Все время шли ледовые подвижки, судно получило вмятины и пробоины, ложилось то на левый, то на правый борт. Крузенштерн понимал, что в случае гибели судна перезимовать на льду не удастся. 9 сентября он принял решение оставить шхуну и, взяв все необходимое, двигаться к берегу. Добраться до берега удалось только через неделю изнурительного, связанного с постоянными смертельными опасностями пути. Часто меняющийся ветер то подгонял льды к берегу, то уносил их в открытое море. Наконец, 16 сентября, когда юго-западным ветром лед сплотило, путешественники совершили многочасовой изматывающий марш-бросок и достигли берега Ямала. Последние 100–200 метров чистой воды они пересекали на маленьких льдинках. На них не было сухой нитки, развести костер и обсушиться удалось только с рассветом. К счастью, выяснилось, что моряки высадились рядом со стойбищем местных жителей, и через час они сидели у очага, а хозяева угощали их мясом, сыром, горячим сладким чаем.
На оленях моряки отправились на юг вдоль берега Обской губы, через 12 дней достигли Оби, а после становления льда переправились в Обдорск (Салехард). Пробыв в Обдорске 12 дней, они двинулись дальше, едва не погибли при переходе через Урал и лишь в начале ноября добрались до места старта экспедиции – деревни Куя в устье Печоры. Оставив там членов экспедиции, Крузенштерн на оленях двинулся в Архангельск, а потом перебрался в Петербург.
 kruzenshternP.JPG
Он снова стремился на Север, но был направлен на Балтику. Несколько лет плавал на различных судах, командовал канонерской лодкой, входившей в состав эскадры, крейсировавшей у Аландских островов, корветом «Витязь» в Средиземном море, затем попал на Аральское море.
Суровые испытания не прошли даром для его организма, он заболел тяжелым ревматизмом. Доконало его участие в спасении парохода, терпевшего бедствие в Сыр-Дарье. Пароход был спасен, но здоровье подорвано окончательно. Вдобавок к ревматизму оказались повреждены легкие. Не помогла операция, сделанная ему в университетской клинике Юрьева (Тарту). Он умер в возрасте 37 лет.
Похоронен в эстонском местечке Вайке-Мария на семейном участке приходского кладбища при лютеранской церкви.
Острова в Карском море западнее зал. Миддендорфа. В 1901 году РПЭ назвала так все здешние острова. Сейчас название сохраняется только за группой из трех мелких островов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Февраль 2011 13:54

По следам экспедиции П.Крузенштерна к полуострову Ямал в 1862 г.
© Г.С. Зайцев
Ведущий научный сотрудник ИГИ ТюмГУ, к.и.н.

Мало кто задумывался, почему на полуострове Ямал имеются названия связанные со знаменитым родом Крузенштернов.

В этом году мы отмечаем 148 лет со дна экспедиции П. Крузенштерна к полуострову Ямал в 1862 г.

В фондах Ямальского районного музея хранятся 10 уникальных документа, которые относятся к экспедиции П.Крузенштерна на шхуне «Ермак» к берегам Ямала в 1862 г. Среди этих документов имеется и личный документ П.П.Крузенштерна о его чинопроизводстве.

Восемь лет назад по ОРТ (26/12 2001 г. и 2/01 2002 г.) была показана передача о ямальском музее и этих уникальных документах. 3/01-02 г. на связь со мной вышел потомок этой славной семьи Алексей Вячеславович Крузенштерн. Он выслал нам документы о П.П.Крузенштерне, музей выслал ксерокопии своих документов. Договорились постоянно держать связь. В 2004 году Алексей Вячеславович подарил мне книгу «Вокруг света с Иваном Крузенштерном. Дневник лейтенанта «Надежды» (1803-1806). Самое полное описание первого российского кругосветного плавания», данную книгу выпустил он сам.

Что с собой представляла данная экспедиция и почему команда шхуны «Ермак» оказалась на Ямале? Почему личный документ П.П.Крузенштерна оказался у ямальских оленеводов?

Сейчас мы постараемся ответить на эти вопросы. Как известно эту экспедицию снарядил промышленник Михаил Константинович Сидоров. Он оснастил 2 судна шхуну «Ермак» и яхту «Эмбрио», которые и вышли в плавование 1 августа 1862 г. Начальником экспедиции был П.П.Крузенштерн внук И.Ф.Крузенштерна-первого русского мореплавателя совершившего кругосветное путешествие, сын П.И.Крузенштерна, который на собственной шхуне «Ермак» в1849-1850г.г. дважды пробовал пройти из Онежской губы Белого моря в Карское. Найти путь из Европы к устью Енисея. Такая же цель стояла и перед Павлом Павловичем Крузенштерном (1834-1871) в 1862 г. Он с15 лет выполнял обязанности марсового, гребца на шлюпке. Ещё в 1849-1850 г.г. со своим отцом Павлом Ивановичем на собственной шхуне «Ермак» совершил два плавания по Белому морю. В 1850г. оставив шхуну «Ермак в Индиге Павел Иванович с сыном Павлом на оленях возвратились через Мезень в Архангельск. В тундре молодой Крузенштерн научился ловить оленей, запрягать упряжку и управлять её. Что потом пригодилось на Ямале. В 1854г. Павел Павлович был произведён в мичманы. Он был смелым и сильным человеком всегда готов прийти на помощь людям, даже рискуя собственной жизнью. Мало кто знает, что в 1855г. он командовал Российской экспериментальной подводной лодкой и спас жизнь изобретателю Вильгельму Бауэру. В 1860 г. Павел Павлович вместе с отцом отправился на север, в Архангельск для исследования этого края. Выполнив задание, совершил очень опасное плавание к южному берегу Новой Земли. В 1862г. П.И.Крузентерн организовал экспедицию шхуны «Ермак» под командованием Павла Павловича 15 ноября яхта вернулась к устью Печёры и её командир, унтер-офицер Короткий рассказал, что «Ермак» был затёрт среди льдов в Карском море, а после того, как пал густой туман, исчез в неизвестном направлении. Команда яхты 2 недели ждала шхуну у Югорского шара, но всё было напрасно. «Ермак» же тем временем двигался, затёртый в ледовые тиски к Ямалу.7 сентября1862 г. экипаж оставил шхуну, которая дала сильную течь.16 сентября команда достигла земли. В книге Ф.Студитского «История открытия морского пути из Европы в Сибирские реки и до Берингова пролива» (СПБ,1883г.) автор пишет: «Около места выхода на берег находилась самоедская стоянка, и обитатели чумов ласково приняли потерпевших кораблекрушение, от туда они в нартах на оленях переехали в Обдорск.» Экспедиция потерпела неудачу, но нас интересует, почему личные документы П.Крузенштерна оказались у рода Серотетто? Куда конкретно вышла команда? В книге: «Ямал: Грань Веков и тысячелетий» (Изд. Санкт – Петербург «Русская коллекция, Салехард «Артвид» 2000г.) на стр. 239-240 упоминается, что люди П.Крузенштерна вышли к берегу Ямала южнее мыса Белужий Нос и спасли их оленеводы рода Серотетто и Худи. В Тобольском музее-заповеднике храниться расписка о выдаче самоеду Александру Худи 31 рубля серебром за доставку команды потерпевшей крушение шхуны «Ермак», заверенной личной подписью, казённой и личной Гербовой печатями П.Крузенштерна. Хотя в этой книге можно было бы опубликовать личный документ П.Крузенштерна, который имеется в фондах Ямальского музея. Из полевых исследований мы узнали, что спас команду богатый оленевод Сейч Сэротэтто. Его потомки хранили уникальные документы об этой экспедиции более 130 лет. В семье передовали и рассказ об этой экспедиции. В числе документов имеется и документ (пергамент) подтверждающий, что мичману П. Крузенштерну присвоено звание лейтенант флота Его Императорского Величества Александра II.Почему этот документ оставлен оленеводам, мы можем только предполагать. По-видимому, П. Крузенштерн оставил его как знак благодарности, возможно потому чтобы этому человеку обдорские чиновники верили, что он именно спас данную команду, и которую он кормил за счёт собственных оленей. Сам документ изготовлен из кожи (пергамент) на котором нанесён красивый текст. Второй документ является свидетельством о награждении С.Сэротэтто серебряной медалью «За Усердие» для ношения в петлице на ленте Ордена Святого Станислава и почётным кафтаном из Кабинета Его Императорского Величества. В остальных документах сведений об экспедиции нет. Но в шкатулке находились портреты Императора Александра II и его жены. Портреты были переданы в качестве награды за доброе дело. По рассказам потомков Сейчя Сэротэтто вырисовывается следующая картина: «Чужие люди появились с ночной стороны (западной) стороны. Их было человек 50».(На наш запрос центральный Госархив ВМФ СССР в 1990 г. сообщил: их было около 30 человек.). Старший спросил, знают ли они, где Обдорск и смогут ли проводить их. Сейч ответил, что знают и по крепкому льду их проводят туда. Жили они больше 3-х месяцев, скормили им 250 оленей. По архивным данным экипаж оставил шхуну 7 сентября, а 16 сентября достиг земли. Значит, они жили у Сейчя с середине сентября и до ноября-декабря 1862г., возможно до января 1863г. Как рассказал Сэротэтто Владимир Тангович (1960 г. рождения) прямой потомок Сейча Сэротэтто: «У Сейча жена была крещённой, знала русский язык, т. к. воспитывалась у попа». Команда шхуны «Ермак» вышла на остров Литке-земли рода Сэротэто, и через 2-3 месяца, по крепкому льду в Обдорск их повёл брат Сейча – молодой Паднана Сэротэтто. Не было его 2-3 года. Уже все думали, что он умер. Но через 3 года его привезли на лошадях прямо к стойбищу. Паднана рассказал, что был в самом большом городе Луце (русских) по-видимому, губернский город Тобольск или Екатеринбург. Сейчу привез медаль и кафтан, документ о награждении, что давало ему право собирать ясак, разбирать жалобы и т. д. Ненцы говорили про него, что он тундровой царь. Паднана Сэротэтто выучился русскому языку, мог даже писать. О том, что Сейча стал одним из главных, говорит документ- прошение, поданное Обдорскому участковому заседателю. Вместо подписи родовое клеймо (танга) Сейча. Имеется и ответ- приказ на это прлшение.

Позднее, через 12 –15 лет Сейчу были переданы 3 портрета: Императора Александра 2, его жены Марии Александровны и ее портрет в молодости. Почему так поздно были переданы портреты, мы не знаем.

Может быть, этих людей помнили. Помнили их доброе дело и решили еще раз подтвердить хорошее отношение к ним. На портретах стоит год изготовления 1874, что позволяет сделать вывод, когда их передали. Да и в то время портреты были большой редкостью, дарили их очень ограниченному контингенту людей и в очень ограниченном количестве. Видимо это было большим событием и большой наградой. Сам Павел Павлович подорвал свое здоровье, его направили на р. Сыр-Дарья там он командовал пароходом «Арал». Сильно болел, не работала правая рука, он взял отпуск. Но в это время пароход «Самарканд» затонул, и Павел Павлович отменил отпуск и в течение месяца проводил операцию по подъёму парохода, иногда стоял по пояс в ледяной воде. « Самарканд» был поднят, но П.П.Крузенштерн сильно застудил легкие. К концу ноября 1870г. он вернулся Петербург и слёг. Лечился в Эстонии, Италии, Германии, но после не удачной операции в Дерпте он умер, не успев увидеть присланный ему орден за поднятие «Самарканда». Незадолго до смерти его произвели в чин капитан-лейтенанты.

Павел Иванович пережил своего сына на 10 лет. Был произведен в контр-адмиралы и вышел в отставку вице-адмиралом. Уже в преклонном возрасте, в 1874 и 1876г.г. предпринял 2 путешествия по Печорскому бассейну. По итогам этих экспедиций, он издал книгу: «Путешествия П.И. Крузенштерна к северному Уралу в 1874-1876г.г.», в которой помимо специальных тем привидины наблюдения автора экономического, этнографического и демографического характера, не утратившего интереса для науки и в наши дни. Возможно, в этих экспедициях и были переданы семье Сейча два, упомянутых выше портрета императора и императрицы. В настоящее время, геологи открыли на Ямале огромные запасы углеводородного сырья, и в память об экспедиции П.Крузенштерна к берегам полуострова одно из таких месторождений названо «Крузенштерновским».

Вот такая малоизвестная страница открылась нам благодаря потомкам С.Сэротэтто, которые бережно хранили документы и предания об экспедиции на шхуне «Ермак» в 1862 г. Сейчас все эти документы в фондах Ямальского районного музея.


© 2011 РОО "НКО"
http://nko.org.ru/index.php?option=com_ ... &Itemid=74
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение Георгий Паруирович » 19 Июнь 2014 15:17

Новый адрес статьи на сайте Аветисова http://www.gpavet.narod.ru/Names2/kruzenshternPP.htm
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение fisch1 » 07 Март 2015 15:32

Ретро открытки > Портреты путешественников.
 140.jpg

http://www.etoretro.ru/pic68940.htm
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение Polarstern » 27 Октябрь 2015 22:20

Вообще-то на открытке не Павел Павлович, а Иван Федорович (Adam Johann von Krusenstern дедушка Павла Павловича). И сразу на память пришло:



А это - портрет вышеупомянутого Павла Ивановича (Paul Theodor von Krusenstern):

 KrusensternPI.jpg
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение fisch1 » 12 Ноябрь 2015 16:35

…плавание лейтенанта П. П. Крузенштерна , предпринятое по инициативе и на средства известного ревнителя Севера М. К. Сидорова в 1862 году. Крузенштерн вышел из устья Печоры на двух судах —шхуне "Ермак" (150 тонн) и яхте "Эмбрио" (17 тонн).


Экспедиция к устью реки Енисея//Конкевич Л.Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота(1853-1870 г.) СПб.: Морское Министерство, 1874. с.391-408

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Крузенштерн Павел Павлович (1834—1871)

Сообщение fisch1 » 11 Ноябрь 2016 09:09

 1.jpg
Омельчук А.К.Трагедия во льдах //Полярный круг человечества:фотокнига Тюмень : Инфо-плюс, 2013 с.316- 321

Омельчук А.К. Трагедия во льдах.pdf [859.01 КБ Скачиваний: 667]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения