Выставка "Маяки русского севера"

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Выставка "Маяки русского севера"

Сообщение R1AW,Yury. » 03 Январь 2015 18:50

«…25 февраля на борту ледокола Красин откроется художественно-документальная выставка "Маяки русского севера".
XIX столетие стало золотым веком русских маяков. Открытие и освоение северного морского пути ознаменовало строительство архитектурно классных маяков по всему побережью Белого и Баренцева морей. На место примитивных крестов и деревянных знаков встали уникальные каменные и кирпичные башни. Первые смотрители маяков приняли тяжелую вахту, многие умирали от цинги и северной депрессии, болезней и плохого снабжения. Прошло столетие и маяки русского севера встретили ВОВ, проводя северные конвои и держа оборону на рубежах Арктики. После войны многие были перестроены и усовершенствованы. Сегодня маяк - это скорее символ, архитектурный памятник и морская романтика. Российские маяки - самые закрытые из всех подобных объектов в Европе.

На выставке будут представлены современные фотографии 25 российских маяков, расположенных на Белом, Баренцевом, Балтийском морях и на Ладоге — уникальный материал, созданный фотографом Юрием Мацеевским в рамках многих этюдных выездов и экспедиций клуба в период 2011-2014 годов. В основе всех фотографий широкоформатные и узкие слайды.
Посетители смогут увидеть детальные модели маяков, выполненные из дерева художником Андреем Саврасовым. Многие миниатюры электрифицированы и светят, как взятые за их основу оригиналы.
В почтовом разделе будут представлены исторические открытки и почтовые вещи XIX-XX веков, в их числе — редчайшие открытки "Нашъ север", а также современная маячная почта — почтовые карточки, картмаксимумы и сопроводительные штемпеля, созданные художниками клуба. Мы выставим оригиналы акварелей и клише печатей Анны Михайловой.
В мультимедийном разделе будет демонстрироваться фильм о создании выставки и множество репортажных снимков.
К изданию готовится альбом-каталог, который можно будет приобрести в кассе Ледокола "Красин", и через интернет.
Все посетители выставки смогут прямо с ледокола отправить открытку с памятной печатью — в любую точку мира.
Выставка будет открыта ежедневно со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00.
Понедельник и вторник - выходные дни.
Вход свободный.
Место проведения: Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта 23
Вернисаж авторов пройдет на открытии 25 февраля.
Пригласительные билеты на открытие можно будет получить в период с 1 февраля. По вопросам получения пишите на rusnature@gmail.com


Разместил: ua1cfx …»
R1AW,Yury.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 Июль 2014 12:09

выставка "Маяки русского севера"

Сообщение RusNature » 03 Март 2015 15:00

В минувший четверг на ледоколе Красин с большим успехом открылся премьерный показ выставки "Маяки русского севера". Событие освещал ряд федеральных и Петербургских СМИ. Несмотря на будний день и дневное время, зал был полон гостей. На вернисаже присутствовали все авторы выставочного проекта - Юрий Мацеевский и Анна Михайлова (Природа России), Василий Кораблев (Виртуальный музей маяков мира), Андрей Саврасов (Фаросвет), дирекция Музея Мирового океана, представители Гидрографической службы России и других ведомств.

Изображение

На выставке представлено более сотни интереснейших экспонатов - фотографии и акварели; декоративные миниатюры и электрифицированные модели с точными световыми кодами; современная маячная почта; эскизы почтовой графики и настоящие артефакты - вахтенные журналы, план служебного городка, формуляр Жужмуйского и линза Френеля Ирбенского маяков; листы ввода на маяках специальных гашений с автографами смотрителей; диорама острова Толбухин в масштабе 1:200. В выставочном зале расположены информативные стенды об истории маяков, проблематике современной ситуации, традициях полярной почты, приведены выдержки из исторических описаний мореплавания на русском севере. Впечатления от выставки дополняет картографическая информация, а также проекция слайдов с пейзажами северной природы и репортажными кадрами об экспедициях на маяки русского севера.

Изображение

На открытии состоялось торжественное гашение почтовых открыток специальными штемпелями выставки и ледокола. Все гости премьерного дня получили на память уникальные открытки. После официальной части - авторы выставки, руководство проектов "Маячник" и "Природа России" ответили на вопросы зрителей в конференц-зале ледокола, были продемонстрированы видеоматериалы о подготовке выставочного проекта, проведенных экспедициях и эффектные кадры с работой электрифицированных моделей в условиях темноты.

Изображение

Гости выставки, представители разных поколений, сотрудники гидрографической службы и руководство Музея Мирового океана выразили свою однозначную обеспокоенность судьбой российских маяков и желание к активным и консолидированным действиям в направлении обеспечения благоприятного будущего этих объектов морского наследия нашей Родины.

Изображение

Выставка "Маяки русского севера" работает ежедневно до 30 марта с 11 до 18 часов (понедельник, вторник - выходные дни).
Санкт-Петербург, Васильевский остров, Набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия.
По воскресеньям на выставке проводятся экскурсии в 15 и 17 часов.
Вход на выставку свободный. 0+

Изображение

Добро пожаловать на ледокол Красин!

Изображение
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

выставка "Маяки русского севера"

Сообщение RusNature » 03 Март 2015 15:03

Само слово „маяк” проникает корнями в далекие века, когда для навигации служили исключительно природные ориентиры - приметные скалы, выходящие глубоко в море мыса берегов и возвышенности. В семьях моряков из поколения в поколение передавались рукописные лоции с указанием опасных для мореплавания мест и путей прохода. Со временем на берегах и островах стали появляться первые рукотворные знаки - деревянные кресты и иные рубленые конструкции, на относительно доступных территориях обустраивались дровяные костры. Современное понятие маяков зародилось в России с петровской эпохи, с основанием Петербурга зажегся свет на маяке Петропавловской крепости, а с развитием флота и освоением новых торговых путей началось активное строительство маяков на Белом и Балтийском морях, было основано Адмиралтейство, а спустя два года построен маяк Толбухин. В 1807 году, указом Александра I создана Маячная служба, прошла еще четверть века и маяки добрались до побережья Камчатки, осветив последние темные воды Российской империи. В годы кровопролитных войн ХХ столетия маяки понесли значительный урон, по ним велся обстрел со всех стихий, многие из них стали руинами. Треть маячных построек потребовала полного восстановления. В послевоенный период страна провела масштабные работы по реконструкции пострадавших и возведению новых башен, совершенствованию осветительных аппаратов, на значительном количестве светящих знаков были установлены радиоизотопные установки (РИТЭКи), обеспечивающие многолетнюю автономную работу огней без вмешательства человека. Ко времени распада СССР рабочий ресурс большинства этих источников энергии был исчерпан, но новое российское государство не нашло возможности обслуживать их и своевременно утилизировать. Сотни оборудованных РИТЭКами знаков стали опасны для окружающей среды. В погоне за цветными металлами подобные объекты подвергались деформациям и расхищались населением, что неоднократно приводило к радиоактивному заражению местности (прим. маяк Ханхипааси, Ладога). Российско-норвежская программа нулевых годов по реконструкции маяков Белого и Баренцева морей и переходу к безопасным источникам энергии, безусловно, положительно сказалась на окружающей среде, но находящиеся в плачевном состоянии маяки, в большинстве случаев, были отреставрированы без учета их архитектурных особенностей, как правило, обшиты железом. Уже спустя несколько лет стала очевидна и непродолжительность косметического эффекта от этого ремонта. Сегодня поднятие вопроса о будущем памятников морской истории нашей Родины особенно актуально. В результате развития технологий связи и навигации, содержание маяков в их нынешнем виде стало для государства нецелесообразным, за минувшее десятилетие многие ранее обслуживаемые маяки были закрыты. Оставленные без присмотра и охраны маячные городки страдают от вандализма, расхищений, поджогов, вплоть до разбора зданий на дрова. Особенно большой ущерб терпят те маяки, что находятся на незначительном удалении от поселений человека (прим. маяк Ромбак был сожжен через год после закрытия).
Изображение
Выставка „Маяки русского севера” - это посильный для Клуба приключений и искусств „Природа России” шаг к сохранению маяков родной страны. Мы стремимся привлечь внимание общества к проблематике вопроса и показать яркое, современное лицо светил русских морей - памятников исторического и культурного наследия. Маяки России располагают огромным музейным потенциалом, и вызывают туристический интерес как внутри страны, так и в мире. Архитектура наших маяков уникальна, они расположены в абсолютно разных климатических условиях и принадлежат ко множеству архитектурных школ, от дореволюционной до японской. Столь же богата и их история, ведь маяки - свидетели судеб поколений, бесчисленных человеческих радостей и драм, спасений и утрат. Их свет мерцал арктическим конвоям и уходящим в дальние плавания торговым фрегатам, звон туманных колоколов разносился через густую северную марь. Вписан в вечность подвиг гарнизона острова Сухо - солдат, ценой своих жизней защитивших Ленинград от голодной смерти; отвага юной Марии Багрецовой - 12-летней девочки, бессменно несшей вахту на краю света в Первую мировую; обреченные на смерть зимовки первых смотрителей Жужмуя (к слову, на острове Большой Жужмуй находится единственное сохранившееся кладбище маячников). Несмотря на особенно сложную (либо вовсе отсутствующую транспортную инфраструктуру) в сравнении со многими морскими странами, в России существует возможность организации культурного туризма и музеефикации ряда архитектурно интересных маяков, что безусловно повлечет рост интереса у подрастающих поколений к великой морской истории России, даст толчок к развитию невостребованных в настоящее время туристических направлений и положительно скажется на образе России, как открытой и современной страны. В конечном счете, маяки - это неотъемлемая часть истории освоения русских морей, их потеря сравнима с исчезновением важной главы из нашего прошлого. Мы представляем вашему вниманию классическую светопись Юрия Мацеевского, воздушную акварель и почтовую графику Анны Михайловой, миниатюрные модели маяков в исполнении Андрея Саврасова и современную маячную почту, созданную художниками клуба для действующих маяков и памятных событий. В основу выставки легли материалы, ставшие результатами ряда велосипедных маршрутов по побережью и островам Белого и Баренцева морей (по полуостровам Среднему и Рыбачьему - 2011, вокруг Ладожского озера - 2012, через Терский берег - 2012, по Соловецким островам - 2013), радиоэкспедиций (на остров Сухо - 2012, Свирский маяк - 2013, Жужмуйские острова - 2013), парусной экспедиции по горлу Белого моря - 2014, этюдных работ (маяки Хейнялуотто и Осиновецкий - 2014, остров Ромбак - 2013, Толбухин 2012-14). Фотографировать и рисовать на маяках России - это настоящее приключение, овеянное романтикой мест, опасностями пути и невероятным вдохновением от соприкосновения с живой историей.
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

выставка "Маяки русского севера"

Сообщение RusNature » 03 Март 2015 15:04

Творческое объединение Клуб приключений и искусств „Природа России” было основано в 2008 году фотографом Юрием Мацеевским и художником Денисом Крестовниковым. Основным направлением деятельности Клуба стала, как прямо следует из его названия, природа нашей страны, ее художественное отождествление и популяризация в обществе. За прошедшие семь лет сообщество провело более двух десятков активных путешествий, полевых этюдных работ, радиоэкспедиций. Изначально небольшой коллектив клуба с каждым годом пополнялся яркими и талантливыми людьми. В разное время к клубу присоединились Анна Михайлова, Алексей Доронкин, Василий Придатко-Долин, Виктория Янис и другие. Неизменным остался наш курс и желание изучать и показывать Россию красивой, невероятно разнообразной страной. Мы уделяем особое внимание природе русского севера, в особенности - республике Карелии и Кольскому полуострову с их дремучими лесами, поросшими тундровой растительностью вершинами холмов, стремительными реками и марью болот. Первый выставочный проект клуба „Неизвестная легенда” был посвящен именно Карельской природе - гранитному кряжу Воттоваара. Премьера выставки прошла в Петербурге в апреле 2013 года, впоследствии она была показана на площадках шести музеев России, в их числе ГМЗ Выборгский замок, Национальный музей Карелии. Выставку посетили более 14 000 человек. В 2014 году мы с успехом открыли вторую выставку „Сейдъявврь. Духи внутри”, посвященную природе и тайнам Сейдозерья. В 2012 году Клуб провел беспрецедентное велопутешествие по Кольскому полуострову и Приполярной Карелии: вдоль Терского побережья от окрестностей устья реки Поной до Кандалакшского залива и дальше через лесные просторы Лоухского района, по территории Национального парка Паанаярви, через Куму и бывшие финские земли. В том же году „Природа России” совершила первопрохождение Бзыбьского хребта (горы Кавказа), траверсом пройдя Чедымские горы от седла Доу до истока Бзыби, и дальше по долине Ацгары в Кодорское ущелье. Оба маршрута соответствовали V к.с., и стали стандартами в спортивном туризме. Прошедшая в 2013 году экспедиция на Жужмуйские острова и последующая за ней в 2014 году экспедиция на парусной яхте по труднодоступным маякам Белого моря значительно дополнили уже имеющийся художественный материал, посвященный маякам русского севера, и сегодня мы рады представить вам эту выставку. Клуб всегда проявлял интерес к маякам России, как к ярким памятниками архитектуры, свидетелям морской истории и местам соприкосновения грез с реальностью туманных островов и самых далеких и необжитых уголков побережий. Маяк — это, пожалуй, самый органично вписывающийся в ландшафт объект, созданный руками человека. Сегодня в России маяки умирают, подвергаясь удручающей „реставрации”, переводятся на автоматическое облуживание, а порою их свет гаснет навсегда — маяки закрывают, служащие семьи сокращают. К сожалению, в нашей стране еще нет ставшего нормой в Европе и в Америке практического опыта по созданию музеев и отелей на базе маяков, что позволило бы сохранить их и организовать цивилизованный туризм, подарив новую жизнь этим полноправным участникам освоения русских морей. Мы надеемся, что эта выставка и наша деятельность в целом послужат на благо сохранения маяков России.
Изображение
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

выставка "Маяки русского севера"

Сообщение RusNature » 03 Март 2015 15:07

Изображение
Во времена, когда технологии связи еще не позволяли с легкостью выйти в глобальную сеть из любой точки Земли, где есть сигнал со спутника или даже сделать звонок по старому проводному телефону, самым надежным и быстрым способом сообщения информации была почтовая связь. За несколько дней или недель почтовая карточка доставлялась адресату. Звонок в дверь, почтальон с синей сумкой на плече: -“Вам заказное письмо, распишитесь!” Одно дело, когда послание было отправлено из большого города, но почта существовала и в самых далеких концах нашей страны - на арктических полярных базах, труднодоступных гидрометеорологических станциях, и конечно же на маяках. Почтальон был лишь последним звеном в длинной цепочке сортировок и пересылок на пути к адресату - вертолетные линии, оказии с кораблями, даже собачьи упряжки доставляли почтовые мешки до ближайших пунктов стабильной связи. И на всем этом долгом пути маячную/ полярную почту сопровождали отметки - специальные/ календарные и сопроводительные штемпеля, надпечатки, служебные печати - свидетели долгого пути. Зачастую в месте отправления корреспонденции (на маяке или полярной станции) имелся только календарный штемпель, а бывало что и вовсе отсутствовали какие-либо созданные ответственной организацией почтовые печати, и отметка о прохождении письмом почтового пути ставилась только при поступлении в крупный сортировочный узел (к примеру, карточку отправленную с маяка острова Большой Жужмуй могли погасить только в Беломорске, а письмо с Земли Франца-Иосифа так и оставалось обезличенным до самого Архангельска), поэтому служащие маяков/участники полярных экспедиций самостоятельно вырезали используя подсобные материалы, как линолеум или дерево - сопроводительные печати, для оформления и персонализации почтовых отправлений. Это позволяло придать конверту информационную целостность, отметить его происхождение. Данное явление имеет высокую культурную значимость и признание в области коллекционирования полярной и маячной почты. В связи со значительными размерами нашей страны почтовое ведомство не придавало большого значения освещению маячной службы, за весь советский и российский периоды было выпущено лишь 2 серии марок, посвященных маякам, несколько художественно маркированных конвертов и специальных гашений, поэтому творческое оформление данной корреспонденции является фундаментом существования самой истории русской маячной почты.
Изображение
После прихода маячной службы в упадок, на фоне развития новых средств навигации, многие маяки были переведены на автоматический режим работы или вовсе закрыты, служащие сокращены. Практически все сопроводительные печати, имевшие место на маяках в советский период, исчезли, да и сама идея хождения “живой” почты с маяков на большую землю практически ушла в прошлое. Наверное, каждый человек старше 30 лет может соразмерить количество писем и поздравительных открыток в своем почтовом ящике 20 лет назад и сегодня. Но почта продолжает существовать в виде редкого вынужденного вида связи, в виде культурного элемента, как дань традиции. “Живая” почтовая корреспонденция поддерживается традицией выпуска коммеморативных (художественных) почтовых марок и вещей, что имеет экономическое обоснование, филателией, такими направлениями в искусстве, как mail art, и в различных современных хобби, как обмен почтой postcrossing и подобные ему. В рамках проекта Клуба по изучению и сохранению в искусстве образа российской маячной службы мы продолжаем традиции маячной почты и создаем для действующих маяков России сопроводительные почтовые штемпеля, которые доставляем непосредственно на маяки, передаем их смотрителям, тем самым создавая и поддерживая современную русскую маячную почту. Этот проект по-настоящему живой, т.к. печати находятся на маяках и персонал маяка, как и их гости, всегда могут оформить корреспонденцию с использованием данных печатей. Мы также передаем на маяки почтовые карточки с репродукциями видов того или иного маяка с наших авторских иллюстраций и фотографий. Почтовые вещи, прошедшие почту с маяков/ прошедшие безадресное гашение представлены в экспозиции выставки, также вы можете увидеть памятные листы первого дня ввода печатей.
Изображение
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

выставка "Маяки русского севера"

Сообщение RusNature » 03 Март 2015 15:09

Изображение
В июле - августе 2014 года, в рамках программы Клуба по изучению маяков России, нами была осуществлена экспедиция на парусной яхте по труднодоступным маякам горла Белого моря. Были отсняты и зарисованы маяки островов Вешняк и Сосновец, Терско-Орловского мыса, маяки Зимнего берега - Абрамовский, Инцы и Зимнегорского мыса. В изначальные планы маршрута входило и посещение острова Моржовец, а также маяков Канина полуострова. К сожалению, в силу особенностей хождения по Беломорскому горлу и сильного шторма, заставшего нас в районе устья Поноя, маршрут был пройден в сокращенном виде.
Изображение
Хождение по горлу Белого моря полно опасностей, приведем описание известного путешественника В.И. Немировича-Данченко: „Скверная штука, вотъ что. Это паршивое Беломорское горло часто удирает с нами такие фокусы. Нужно вам сказать, что мы теперь вступаем в царство туманов, крушений и всяческой мерзости, какая только может встретить судно на море, между двумя полюсами. Действительно, Беломорское горло (так - называется широкий пролив этого моря между Кольским полуостровом и Зимним берегом) представляя для судов и пароходов многочисленные опасности. Это почище Ирландского моря. Здесь еще в 1868 году потерпело крушение до 86 судов поморских, и иностранных. <…> Беломорское горло служит весною большою дорогой для ледяных масс, с неудержимою силою прорывающихся чрез эти дефилеи из Белого моря в Ледовитый океан. Горе раннему судну, которое наткнется на плывущие громады - от него не останется ни одной щепки. Стамухи (ледяные острова, плавающие по морю) разотрут его в пыль. В мае, иногда даже в начале июня, здесь еще двигаются, зловеще и медленно, окутанные туманом колоссальные, исполосованные зелеными трещинами льдины, столкновение с которыми не выдержит ни один корабль. Случалось, что весь выход из горла заставлялся этими могучими массами. <…> Пройдут льды, очистится большая дорога из Беломорья в океан, и из океана в Беломорье - новая беда! Начинаются непроницаемые туманы, продолжающиеся по три, по четыре дня, даже по неделям, пока сильные порывы северного ветра не разгонят сгустившейся над морем мглы. Все суда здесь в оба конца, для сокращения времени, идут по одному направлению; понятно после того, как опасны эти туманы! Звон в корабельный колокол, битье в чугунные доски на поморских ладьях, свистки на пароходах - бессильны предупредить катастрофу. Сигналы слышат, но как определить, с какой стороны они? Положим, пароход пойдет медленнее, но в таком случае ему труднее будет обойти встреченное судно, потому что на полном ходу он скорее слушается руля, чем на тихом. Остается одно - идти на удачу, рискуя или самому въехать в нос жалкого поморского судна, или быть раздавленным о громадные британские пароходы, пробирающиеся к Архангельску. Будь это в Англии, давно здесь устроились бы и спасательные станции, и маяки с паровыми свистками для предупреждения крушений о суровые негостеприимные берега Кольского полуострова, начиная от Пулонги до Святого Носа. У нас же, пока, по этому направлению есть только три маяка, и то простые, следовательно,бесполезные в туман, именно: на островах Сосновце и Моржовце и на мысе Орлове, а спасательная лодка находится лишь в Двинском заливе, у острова Мудьюги. В Беломорском же горле их нет вовсе. Станций пока еще нигдене устроено. Мысы: Орлов, Воронцов, Ины,и Пулонга, острова Моржовец, Три Острова, Данилов и Сосновец кровавыми чертами вписаны в историю нашего мореходства”.
Немирович-Данченко, В.И. Страна холода. Виданное и слышанное./ В.И.Немирович-Данченко. – СПб: Издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, 1877г.
Изображение
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

Выставка "Маяки русского севера"

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Март 2015 16:12

RusNature пишет:В июле - августе 2014 года, в рамках программы Клуба по изучению маяков России, нами была осуществлена экспедиция на парусной яхте по труднодоступным маякам горла Белого моря.

Если есть ссылки на ЖЖ с более подробным описанием экспедиции, или еще чего полезное по теме - можно смело пихать
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Выставка "Маяки русского севера"

Сообщение fisch1 » 22 Март 2015 19:42

Из истории беломорских маяков

 Павел Башмаков.jpg



Павел Башмаков
Из истории маячного дела в России

Особенности беломорского судоходства определяются сезонной навигацией, значительным перепадом глубин, изрезанностью берегов материка и многочисленных островов, широкой литоральной зоной, низкой температурой воды, неустойчивыми погодными условиями. Знание «морских ходов» и примет местности находило выражение в оформлении освоенного морского пространства и его священных центров.

Образный строй соловецкой архитектуры насыщен морской символикой. Монастырская крепость, построенная по начертанию вологодского зодчего Ивана Михайлова, имеет форму корабля. Над основным объемом Спасо-Преображенского собора поднимается высокий конусообразный барабан с вертикальными окнами в каждой из восьми граней. Когда во время вечерней службы в храме зажигали паникадило, его блики были видны на голомяни (в открытом море), указывая мореходам путь к бухте Благополучия. «Яко светильницы явистеся всесветлии, во отоце окиана-моря, преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе», — сказано в тропаре преподобным отцам Соловецким. Святость подобна свету, и указывает мирянам путь к спасению. В 1861 г. действующий маяк устроен в Вознесенской церкви на горе Секирной.

В глубинах культуры Поморья отражены образы храма и маяка, корабля и дома, поклонного креста и мачты. Хождение по водам соотносится со странствием по житейскому морю. Крестьянские избы — пятистенки («хоромины») — напоминают лодии, плывущие по житейскому океану. Килевая часть судна и несущая балка дома называются одинаково — «матица». Хоромина — храм. Церковь, подобно кораблю, приводит человека в Царство Небесное. Судно — суд — испытание. Корабль — короб — гроб. Дом — домовина. Берега оформляют знаки перехода, движения к обетованной цели.

Поморы говорили: «Островито наше морюшко: прислону1 в ём много». «Прислоны» отмечены церквями, часовнями, обетными крестами, холмами, приметными скалами и гуриями — насыпями, сложенными из камней. Мореходные книги — лоции — отмечают береговые ориентиры — «гурьеватые наволоки», «крестоватые сопки» и «взглавья». Деревянные кресты ориентированы по сторонам света. Указывают опасные места, подходы к берегу. Иногда на мачте и перекладинах крестов встречаются надписи, рисунки. В них могли быть врезаны медные иконы. Крест — орудие спасения, выражение благодарности за спасение и, одновременно, — навигационный знак.

Знатоком маячного дела и навигационной практики в Беломорье в начале XX в. был Павел Иванович Башмаков. Предлагаем вниманию читателей фрагменты его исследований, изданных в 1920–1930-е гг. небольшим тиражом. Цитируемые книги принадлежат известному архангельскому коллекционеру Александру Ивановичу Сидорову. Названия разделов даны редакцией в соответствии с их содержанием.
Василий Матонин


При плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега, чтобы миновать мели, подводные камни и рифы, устанавливаются навигационные знаки, вышки, створы, маяки. Башни и знаки, имеющие в верхней части осветительные лампы называются «береговыми маяками» и «огнями». Обычно их устанавливали как можно выше над морем. Берег, к которому приближаются мореплаватели со стороны открытого моря, освещается таким образом, чтобы за 40 миль предупредить мореплавателей о его приближении. У каждого маяка свой характер2. По принятым правилам мореходства маяки должны таким образом располагаться по отношению друг к другу, чтобы горизонты их видимости пересекались между собой. Маяки как бы принимают и предостерегают о близости к берегу идущие с моря корабли. Поэтому их называют «приемными или предостерегательными». В зависимости от задачи мореплавания, которую решает тот или иной маяк, их могут называть «шхерными» или «указательными»3.

Возникновение маяков в России современно зарождению русского флота. Слово «маяк» в документах петровского времени не всегда употребляется в современном значении и одинаково относится как к костру, разложенному просто на земле или на особенно устроенном «столбу» (башне), так и ко всякому знаку, построенному на берегу или на воде, для указания фарватера.

Хотя Белое море и берега Северного Ледовитого океана от границ с Норвегией на западе и на востоке до Карского моря и далее до сибирских рек искони принадлежали России, однако до начала XVIII столетия на них не было ни маяков, ни опознавательных знаков, так как не существовало тогда еще и русского флота.

Местные промышленники и рыболовы в своих прибрежных плаваниях для опознания входов в становища издавна пользовались различного рода естественными приметами, крестами, поставленными ими по той или иной причине, или же кучами камней, сложенными на береговых возвышенностях и называющихся на языке поморов «гуриями».

Не считая временных маяков, в конце царствования Петра существовали следующие постоянные маяки, включая перешедшие от Швеции к России: Рогервикский, Котлинский (Толбухин), Кокшхерский и Лондонский (построенный на том месте, где разбился корабль «Лондон» в устье Невы).

При указах о постройке маяков, Петр иногда прилагал и собственноручный схематический чертеж предполагаемого сооружения с указаниями общего характера; например, при указе о постройке каменного Котлинского маяка, внизу, на схематическом чертеже маяка, рукою Петра приписано: «протчее дается на волю архитекту».

Для проживания людей, наблюдавших за маяками, ставились вблизи избы, имевшие размеры «в полтретья или трех сажаней», причем для удобства надзора избы ставились так, «что окончины их были против самого огня, чтобы можно было смотреть».

Освещение маяков производилось различно, но в большинстве случаев употреблялись дрова, сухой фашинник4 и реже «заморской» или «голландской» уголь. Дрова и фашинник заготовлялись обыкновенно крестьянами близлежащих селений по 30 копеек за одну сажень дров и по одной копейке за вязку фашинника толщиною от 9 до 11 дюймов. Должно быть, крестьяне иногда отказывались от этой работы, так как в одном предписании адмирала Крюйса на имя гофмейстера Семена Нехина о заготовке для маяков дров и фашинника, между прочим, говорится, что «буде же за оную цену мужики наши не похотят охотою приготовлять, то принудить их за такое упрямство и без платежа».

Общее количество дров, сжигавшихся на маяках, в точности не известно, но что оно было значительным, можно видеть из донесения в 1719 г. ревельского обер-коменданта Фандельдина кабинет-секретарю Маркову, в котором Фандельдин сообщает, что «в то маячное жжение дров исходит многое число». Затем относительно Дагерортского маяка известно, что на нем ежегодно сжигалось около 900 сажен дров, а на верхнем Гогландском, кроме 250 саженей дров, еще до 1500 пудов угля5.

Беломорские маяки

На Белом море за все XVIII столетие правительством не было построено ни одного постоянного маяка, и хотя в 1729 г. Адмиралтейств-Коллегия и предписывала Архангельской Губернской Канцелярии построить «ради знания приходящих к порту кораблям» башню на Мудьюгском острове, отдав работу ее с торгов, но так как мастеров на такое дело не нашлось, то и постройка башни не состоялась. Даже девять временных учреждений этого рода устраивались только по главным Двинским фарватерам, начиная от взморья до Архангельска, причем «маяки» эти зажигались лишь в случаях ожидания прихода с моря военных судов. Они представляли из себя смоляные бочки, поставляемые для этой цели местным купечеством, а для наблюдения за исправным горением их назначались особые команды от Архангельского гарнизона. В начале 1740-х гг. были построены опознавательные знаки в р. Сев. Двине, на островах Мудьюгском, Лебедине, Быкове, Моржове и Бревеннике.

В 70-х гг. ХVIII столетия, с началом лесной торговой деятельности в г. Онеге англичанина Гома, последним был построен деревянный маяк на острове Жижгине и поселена при нем, организованная Гомом же, артель лоцманов из крестьян селения Лямцы для проводки судов в Онегу. В 1780-х гг., когда деятельность Гома прекратилась, окончилось и освещение этого первого Беломорского маяка. Деятельность же лоцманов, составивших частную артель, продолжалась во все последующее время до 1816 г., когда правительством было образовано из них «Онежское Общество лоцманов». В 1840 г. лоцманы переселились с острова Жижгинска на мыс Летний Орлов6.

В 1818 г. на о-ве Мудьюге построена пара неосвещаемых створных знаков, а прежняя башня была перенесена на Никольскую косу, к северу от острова, и туда же переведена вахта лоцманов. Были построены опознавательные башни на мысах Пулонге, Терском Орлове, на острове Сосновце. В 1830 г. начата постройка маяка на Мудьюге — первого каменного маяка на Белом море — и окончена в 1838 г.7

В 1836 г. английский консул в Архангельске по просьбе капитанов английских коммерческих судов в письме на имя Главного Командира Архангельского порта контр-адмирала Сулима изложил свое мнение относительно мер, которые должны принести значительное облегчение к производству торговли в здешнем крае. Консул считал необходимым разместить в некоторых местах Белого моря освещаемые маяки, снять точные и надежные рисунки с мысов и носов, переменить и исправить лоцманскую систему, внести ясное различение корабельного фарватера северной Двины.

К 1841 г. были построены Моржовский, Жижгинский и Орловский маяки. Остальные — в 1870-х гг. Маяки освещались масляными лампами. Вместо деревянных и каменных маяков стали возводиться чугунные и железные, более дешевые и быстро устанавливаемые 8. В 1874 г. на Святоносском маяке в Белом море впервые в России установлен туманный сигнальный аппарат — паровой свисток Гольмса.

Был проведен ряд мер, направленных к улучшению быта маячных служащих, особенно на беломорских маяках, где изолированность последних в зимнее время, тяжелые климатические и местные условия делают жизнь на них исключительно трудной. С этою целью было разрешено ежегодно включать в смету Гидрографического Департамента для каждого маяка определенную сумму на приобретение книг, учебных пособий и орудий для звероловства и рыболовства, а для огородов и под пастбища для скота были отведены участки земли. Толчком, побудившим к введению указанных выше мер, послужил случай смерти от цинги всего личного состава (4 человека) Жужмуйского маяка на Белом море в зиму 1872–1873 гг. Впрочем, этот случай на Беломорских маяках не был первым и единственным. Так, в 1857 г. умерла от цинги вся команда Моржовского маяка, а в зиму 1863–1864 гг. от той же болезни умерло 7 матросов на Святоносском маяке9.

В Белом море и Северном Ледовитом океане были построены избы-приюты в местах, где чаще всего происходили крушения судов и где не имелось по близости населенных пунктов. Поводом к устройству этих изб послужила гибель почти ста иностранных судов и большого числа русских во время шторма необычайной силы, случившегося осенью 1867 г. Экипажи погибших судов, достигая после невероятных трудностей неприветливых и суровых берегов Беломорья и Мурмана, не находили на них спасения и гибли на больших неизвестных и трудных переходах, то среди тундр, то среди скал, в поисках селения, где бы они могли получить пищу и приют. С 1877 г. в наиболее опасном месте Белого моря, у Орловских кошек, для той же цели оказания помощи терпящим бедствие, начал крейсеровать спасательный крейсер-бот, построенный в Архангельске10.

В период времени с 1896 по 1899 г. были построены на Мурманском побережье первые маяки, числом семь, и установлена одна пневматическая сирена. До упомянутого времени на берегах этой части Северного Ледовитого океана, примыкающей к России, не было ни одного маячного огня и, быть может, они не появились бы здесь еще долгие годы, если бы не чрезвычайно бурная осень 1894 г., когда в один из жесточайших штормов, в одну только ночь погибло около 30 поморских судов, главным образом, благодаря отсутствию маячных огней, которые бы ограждали входы в становища11.

На Белом море и Мурманском берегу с 1914 по 1918 гг. количество предостерегательных огней увеличилось на 24, створных огней — на семь, туманных предостерегательных станций — на две12.

Условия маячной жизни и быта

На каждом маяке имеется смотритель, который является во всех отношениях ответственным лицом за него. Он имеет в своем подчинении положенное число служащих, называющихся маячными служителями, из которых один назначается ему помощником и замещает его в случае отлучки с маяка или болезни. Число служащих для каждого маяка определяется смотря по разряду его, т. е. величине, способу освещения, а также обусловливается количеством другой работы, например, производством туманных сигналов, если последние имеются на данном маяке, наличием спасательной станции, ведением гидрометеорологических наблюдений, телефонной связи и бывает в общем от 2 до 6 человек.

Главнейшею обязанностью всех служащих является исправное освещение маяка, заключающееся в том, чтобы маячный огонь аккуратно зажигался с заходом солнца и ярко и исправно горел в продолжение всей ночи — до восхода солнца, когда огонь гасится13.

Служба на маяках, не отличаясь разнообразностью занятий, относится к самым ответственным, и от служебного персонала требует самого аккуратного и добросовестного отношения, от чего зависит участь многих судов, особенно во время штормов и туманов, когда единственным для мореплавателя спасением является огонь маяка или звук туманного сигнала.

Условия жизни на маяках далеко не везде одинаковы. В тех случаях, когда маяки находятся вблизи портов или населенных мест, с которыми имеются прекрасные пути сообщения, условия жизни на них иногда весьма благоприятны, но таких маяков очень немного. Большинство же их находится в местах с весьма неблагоприятными климатическими и местными условиями, так как наиболее неприветливые и опасные берега океанов и морей, уединенные острова, а иногда и отдельные скалы более всего нуждаются в ограждении маяками. Многие из них, находясь на высоких, неприступных и скалистых берегах или островах, часто лишенных всякой растительности, удалены от ближайших населенных пунктов на десятки верст и не имеют береговых путей сообщения.

Нередко местность, окружающая маяк, имеет такой дикий, хаотический характер, что только около маяка имеется более или менее удобное место для расположения домов и других зданий, не говоря уже о пастбище для домашнего скота или огорода. Беспорядочное нагромождение обломков скал разной величины окружают маяк со всех сторон и представляют неприступную ограду. В местностях с подобными топографическими условиями доставка на маяк от места выгрузки всевозможных материалов и продуктов представляет чрезвычайно тяжелый труд.

Значительная часть лета, не говоря уже об осени, проходит в продолжительных туманах и дождях, отчего окружающая местность становится еще более неприглядной. Понятно, что жизнь в такой неприветливой обстановке делается еще более скучной и однообразной зимою, когда многие маяки в течение нескольких месяцев бывают совершенно отрезаны от окружающего мира и предоставлены во всех отношениях только самим себе, когда продолжительные и жестокие вьюги, скрывая в бешеных вихрях снега все окружающее, не позволяют сутками выходить наружу и при этом так заметают всё сугробами снега, что нередко можно выбраться из дому лишь через чердак.

В жизни маяков не исключены случаи, когда вследствие малопродуманного применительно к климатическим условиям снабжения маяков провизией все обитатели его один за другим умирали от цинги, этого страшного бича полярных стран. Хотя справедливость требует заметить, что большая доля вины падает также и на самих несчастных, во-первых, малодеятельных и даже ленивых, а во-вторых, беспечных и халатных, так как ни в начале появления болезни, ни в процессе развития ее ими не предпринималось для борьбы с нею никаких мер14.

Трагедия на Жужмуйском маяке

На маяке проживали доставленные в конце 1872 г. смотритель, подпоручик Корпуса Флотских Штурманов Мехреньгин и с ним три человека служителей, из которых два были отставными матросами и один — архангельский мещанин. Все они были люди не семейные.

Красноречивое представление о том, что произошло на Жужмуйском маяке, дает медицинский журнал, составленный врачом, председателем комиссии, которой было поручено расследование этой печальной истории. «…Рейс сделан был на Жужмуйский маяк вследствие донесения прапорщика Хозяинова15, через Соловецкий пароход, о смерти смотрителя и трех человек прислуги на острове Жужмуе. Вследствие глухого донесения пошли по городу слухи об убийстве и грабеже, и шхуна в тот же день вечером отправилась в море к Жужмуйскому маяку, где должен был дожидаться прапорщик Хозяинов, которого взявши на шхуну, отправились на Жужмуйский остров…

Здесь представилась сцена, с одной стороны, наводящая скорбь, а с другой, невольно грустную досаду, так как вдруг умирает вся команда и сам смотритель от цинги, как это было выяснено впоследствии.

Увидав первого покойника в сарае, отстоящем от маяка около 200 сажен, исчезла всякая мысль об убийстве и грабеже, которой, впрочем, и прежде я не особенно верил, зная хорошо, что на маяках грабить вообще нечего, кроме провизии.

Что же оказалось? Смотритель лежит на кровати, одетый в пальто, а на ногах — большие шерстяные чулки; все тело имеет вид мумиевидный. Один из рабочих лежит (в кухне) на лавке, навзничь, правая рука и правая нога полуспущены со скамейки, и труп прикрыт полушубком. Второй (в кухне же) лежит на полу к образному углу под столом в положении земного поклона. Такое положение указывает на то, что он умер последним, не имея уже при себе никакого спасающего.

Осмотрев обстоятельно первого покойника, видно было, что были руки, которые несли его от казармы до сарая, и уложили, как вообще укладывают покойников. На нем было одето чистое белье, и труп покрыт одеялом. Не оказывается никакого сомнения, что он вынесен из казармы товарищами с участием смотрителя, но не погребен потому единственно, что в то время бывают и снега глубокие, и земля оказывается значительно промерзшею и, что всего важнее, что у них уже, как видно, мало было силы для таких трудов, и они отложили погребение до укрепления своих сил, но надежда, как оказалось, была тщетна…

Что же найдено вокруг покойных? В кухне на столе в образном углу и прилежащем к рундуку, на котором лежал покойник, лежит недоконченная вязанка баранок и кусок сахару около одной четвертой фунта; фарфоровый чайник с недопитым чаем и стакан. При дальнейшем осмотре комнат не найдено ни кусочка черного хлеба, ни солонины, ни лука; как видно, было время, когда они уже не в силах были ни спечь хлеба, ни сварить себе что-нибудь горячее, — всю жизненную опору они утвердили в баранках. В магазинах найдено достаточно муки, немного круп и гороху и незначительное количество водки, но солонины или чего-нибудь из дичи и следов нет.

Как же тяжка была для них последняя минута при такой обстановке, можно разве чувствовать, но вообразить трудно. Одно утешает, что они умерли, судя по роду болезни, без особенных предсмертных мучений.

Порядок смерти слишком ясен. В маячном журнале значится, что первый умер служитель Сотников 18 января. Журнал окончен 8-го марта. Следовательно, смотритель умер вторым после 8-го марта. Это видно также из того, что за ним были ухаживающие, так как он прилично одет и уложен. Третьим умер тот, который лежал на рундуке, а последним умер тот, который лежал в положении земного поклона. Причина смерти — цинга.

При проверке маячного имущества не оказалось ничего потерянным, ни изломанным и разбитым, следовательно, воров не было ни при жизни, ни после смерти. Пребывание наше окончилось погребением тел с подобающей честью, — со шхуны были сделаны по три пушечных выстрела…»16

У Орловско-Терского маяка

Работа по доставке грузов на маяки исключительно тяжела и опасна для здоровья. В 70-х гг. XIX в. 10-весельный катер с транспорта «Бакан», приняв груз кирпича для ремонта Орловско-Терского маяка, пошел к берегу, выгребал против течения при боковом волнении. Не доходя до берега около сотни сажен, катер, не успев повернуть на гребень волны, сильно черпнул бортом и сразу же пошел ко дну. Люди первоначально держались на воде, но вскоре, окоченев в ледяной воде (+2°; дело было в мае), выбившись из сил и увлекаемые быстрым течением один за другим скрывались под водой. Не прошло и 15 минут, как из всех бывших на катере 11-ти человек только один еще держался на воде, ухватившись за весло, пока к нему не подоспела на помощь спущенная с транспорта шлюпка.

На мысе Воронов

В октябре 1922 г. транспорт «Полярный», идя последним рейсом по беломорским маякам, подошел к автоматическому ацетиленовому предостерегательному огню на мысе Воронов, в горле моря, дабы доставить на огонь необходимые для действия его в зимнее время несколько газоаккумуляторов. День клонился к вечеру. Дул довольно свежий северо-западный ветер, изредка нанося снег. Погрузив газоаккумуляторы, гребной катер, имея 10 человек гребцов, механика и машиниста для установки баллонов, отвалил от борта транспорта, направляясь к берегу, с трудом выгребая против быстрого отливного течения. Достигнув берега, команда вытащила катер на песчаную осушку (полосу берега, оголяющуюся во время отлива), дабы его не било волнением.

В это время, пока люди были заняты доставкой к маяку газоаккумуляторов и установкой их на места, ветер значительно усилился и вскоре перешел в шторм. В то же время наступил вечер, и быстро стемнело. Спешно окончив работу, команда пыталась спустить катер, но сильный прибой заставил отказаться от попытки вернуться на судно, а наступавшая темнота и густой снег скрыли транспорт из виду.

Между тем, последний, дрейфуемый жестким ветром и сильным волнением, еще продолжал держаться некоторое время на якоре, поджидая катер, но вскоре из опасения близости наветренного отмелого берега был вынужден сняться с якорей и отойти в море, где проштормовав трое суток и не видя улучшения погоды, вернулся в Архангельск для пополнения запасов угля.

Команда катера, оставшаяся на берегу, промокшая и продрогшая под пронизывающим ветром, лишенная возможности развести костер из-за отсутствия сухого леса, проведя ночь под открытым небом, с наступлением утра отправилась в деревню Майду приблизительно в 20-ти верстах к югу от маяка Воронов. Путь для обессилевших людей в промокшей обуви, сырой и обледенелой одежде был чрезвычайно тяжел. То бредя снегом, то перебираясь через ручьи, они с трудом тащили ноги. Хуже всего чувствовал себя один из матросов (Николай Горохов). Приблизительно на половине пути он упал без сознания, и товарищи, сами теряя последние силы, тащили его некоторое расстояние на себе. Однако вскоре и они, почувствовав себя очень плохо и по просьбе самого Горохова, оставив его, продолжали путь, обещав выслать ему навстречу немедленную помощь, как только достигнут деревни.

Добравшись до нее уже около 10-ти часов вечера, они тотчас же послали к оставленному товарищу крестьян, которые скоро отыскали его, но уже мертвым. Очевидно, оставленный товарищами и протащившись еще около трех верст, он уже не мог продолжать путь далее и, присев отдохнуть, здесь же замерз. Крестьяне нашли его полузанесенным снегом и песком. Спасшиеся продолжали оставаться в деревне, пока транспорт, выйдя из Архангельска продолжать прерванный рейс, не взял их, зайдя в селение17.



Башмаков Павел Иванович (1890–1942)

Родился на о-ве Жужмуй Онежского залива в Белом море в семье смотрителя маяка Ивана Павловича Башмакова. Моряк-гидрограф. Исследователь морей Северного Ледовитого океана. Окончил мореходное отделение Архангельского торгово-мореходного училища в 1909 г. Обучался вместе с будущим известным мореплавателем А.С. Кучиным. В 1910–1914 гг. работал на гидрографических судах. Во время Первой мировой войны (1914–1918) служил в Кронштадте. В Архангельске работал в Дирекции маяков и лоции Белого моря, в 1920-х гг. — в «УБЕКО-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях). Преподавал навигацию, лоцию, океанографию и метеорологию в Архангельском мореходном техникуме (1921–1940). Автор «Атласа карт всех полярных экспедиций». Именем Башмакова назван пролив между арктическими островами Гофмана и Беккера18.

1 По В. Далю, прислон, арх. крутой, гористый берег, уступ, увал, поодаль от воды // прислон, сев. место, куда можно укрыться, приют, убежище, пристанище, притон, приклон, прибежище.
2 Башмаков П.И. Маячное дело и его историческое развитие, устройства маяков, предостерегательных огней, автоматических буев и их осветительных аппаратов и механизмов. Л., 1925. С. 2.
3 Башмаков П.И. Навигационные ограждения. Теоретическое и практическое руководство. Л., 1935. С. 14.
4 Хворост.
5 Башмаков П.И. Маячное дело... С. 186.
6 Там же. С. 191.
7 Там же. С. 195.
8 Там же. С. 197.
9 Там же. С. 200.
10 Там же. С. 202.
11 Там же. С. 203.
12 Там же. С.205.
13 Там же. С. 207.
14 Там же. С. 209–211.
15 Надпись на полях красным карандашом: «Прапорщик Хозяинов — прадед П.И. Башмакова».
16 Там же. С. 211–212.
17 Там же. С. 214–215.
18 Попов Г.П. Башмаков Павел Иванович // Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1. С. 70.
Альманах «Соловецкое море». № 9. 2010 г.
http://www.solovki.info/?action=topic&id=54
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения