КАРСКОЕ МОРЕ ЖДЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙКаждый морской путь должен быть соответствующим образом оборудован для нормального плавания: точная морская карта, необходимое число навигационных знаков, наставление для плавания, налаженная лоцмейстерская и лоцманская службы и т. д.
Экономическое значение Северного морского пути Карским морем в Обскую губу и Енисейский залив хорошо известно широкой советской общественности, но техническое состояние этого пути, его особенности, трудности и меры их преодоления не только не известны, но даже недостаточно учитываются я теми сибирскими организациями, которые заняты импортно-экспертными операциями через Карское море и различного рода промыслами в этих районах.
А между тем, безопасность плавания имеет значение не только для мореплавателя (судоводителя), но и для экономических расчетов и планов. Такие организации, как Госторг, Сибрыбтрест, Комсеверпуть и др., экономически «завоевывающие» Карское море, не смогут выполнить своих задач, если условия плавания, особенно капризного в наших полярных широтах, будут не на должной высоте.
До сих пор плавание небольшого числа судов Карской торговой экспедиции проходило сравнительно благополучно. Промысловые операции взяли мало жертв (гибель шхуны
"Профессор Житков"). Отдельные промышленники успешно работали на Севере. Но Карское море может быть далеко не так «милостиво» к мореплаванию, особенно при тех масштабах, которые намечены торговыми организациями.
Сегодня нас еще удовлетворяет способ экспедиционного вождения карских торговых судов (по 4-5) под руководством опытного советского капитана. Но 300 судов разрушат эту систему, ибо мы не найдем десятков "особо сведущих лиц". Карский путь должен стать доступным каждому судоводителю. А это значит, — его нужно оборудовать теперь-же по всем навигационным требованиям.
Между тем, торговые организации затрачивая значительные средства на экономические мероприятия — постройку полярных факторий и новых заводов на крайнем Севере, покупая за границей теплоходы и др. суда, не включили в свои планы необходимых расходов на оборудование морского пути. Если такое соотношение темпов сохранится, мы неизбежно поставим под угрозу расширение торгового мореплавания.
Каково-же положение на Карском море?
Точная карта есть только для Обской губы. Точных карт Енисейского залива, района р. Пясины, района Гыда-Ямо, Карского моря все еще нет. Работы, за отсутствием годных для плавания в этих широтах гидрографических судов, продвигаются крайне медленно. А для успешности промысловых и транспортных операций водное пространство должно быть обследовано хотя-бы в первом приближении до 73 град. (дать точную береговую черту, необходимое количество глубин, отметить наиболее опасные места).
Установка навигационных знаков для определения мореплавателями своего местонахождения включена в план работ
по безопасности плавании Убеко-Сибири, но недостаток пловучих средств для доставки строительных команд и материалов создает уже теперь значительные затруднения. К тому же одних навигационных знаков недостаточно: их нужно осветить маячными фонарями (заграничная продукция), установить на опасных местах буи. Туманы — постоянный гость Карского моря — требует специальных предостерегательных знаков.
Это неподвижное "охранение" нужно дополнить движущимся. Полярное море, с его дрейфующими льдами, должно быть под постоянным наблюдением в период навигации, тем более когда десятки судов (1933 год) будут бороздить его воды. Капиталистическое мореплавание поплатилось за излишнюю экономию трагической гибелью знаменитого «Титаника» и только тогда установило ледовую службу. На Карском море мы должны приступить к организации теперь-же.
По плану безопасности плавания намечена постройка двух полярных станций: на мысе Желания (Новая Земли) и на о Белом. Нужна еще станция в районе Таймыра.
Необходимо также наладить крейсирование ледовых судов-разведчиков в районе Карского моря для освещения кромки льда и для оказания помощи судам, потерпевшим аварию.
Мы далеко не исчерпали всех мероприятий, обеспечивающих безопасность плавания.
Сроки еще не ушли и мы можем наверстать упущенное. Нужно привлечь внимание всех заинтересованных торговых и сибирских руководящих организаций к работе единственной в Западной Сибири военно-морской организации - управлению безопасности плавания.
Сибирь недостаточно знает море. Состояние безопасности торгового мореплавания — фактор, который не может
быть упущен из поля зрения, если Сибирь ждет от нашего крайнего Севера экономических эффектов.
И. АНДРЕЕВ - ДОЛГОВ