РАБОТА АВИОГРУППЫ ГОС. АКЦ. О-ВА „КОМСЕВЕРПУТЬ" В ЛЕТНЮЮ КАМПАНИЮ 1930 ГОДАГромадные задачи по освоению европейского и сибирского советского Севера, стоящие перед Комбинатом „Комсеверпуть", общеизвестны. Значительность пространств, подлежащих включению в экономику страны, общий темп развития народного хозяйства и сам удельный вес мероприятий, обещающий развязать дремлющие производительные силы Сибири, этой будущей „советской Америки", — требуют новейшей техники, и техники в полном объеме.
Комбинат, вступив на путь создания собственных авиационных средств, правильно учел это положение. В арсенале оружия борьбы за овладение и развитие севера самолет с его возможностями был, очевидно, необходим.
К лету комбинат располагал только одним воздушным кораблем типа „Дорнье-Валь". Два таких же других, строившихся в Италии, запаздывали. Таким образом, к выполнению заданий по научно-исследовательским работам в северозападной Сибири и ледовой разведке в Карском море для нужд Карской экспедиции было приступлено при помощи одного самолета.
В середине июля изношенный во время поисков Эйельсона самолет „Комсеверпуть № 1", под командой Б. Г. Чухновского, вылетел из Иркутска. Он произвел фотосъемку Ангарских порогов для проектируемой здесь электростанции-гиганта, сделал полет на поиски тунгусского метеорита, обследовал ряд лесных массивов на Ангаре и Енисее и после 20 июля
был на о-ве Диксон. К последним числам июля были даны две разведки до о-ва Белого, установившие отсутствие льда в устьях Оби и Енисея. Этим, в смысле ледовой обстановки, восток карского театра был освещен во-время и почти полностью (в северную часть района „Комсеверпуть № 1“ не забирался, так как лодка протекала, и в море ходить он не мог).
Менее благоприятно для Карской экспедиции обстояло дело на западе.
Ко дню прихода первого каравана судов к новоземельским проливав первый из итальянских самолетов был только в Константинополе, на своем пути в СССР. Авиации в западной части Карского моря, следовательно, не было, и ледовая разведка, по старине, целиком ложилась на ледоколы. Они со своей задачей справились. „Ленин" обнаружил непроходимость Маточкина Шара, а „Малыгин“, пройдя Югорский Шар и 50-ти-мильную полосу льда средней сплоченности, поднялся почти по чистой воде до бухты Витней. Пройдя отсюда на северо-восток до границы мощных льдов, „Малыгин“ вернулся в Югорский Шар и, встретив здесь „Ленина", провел первые суда на восток. Благодаря талантливому руководству начальника Карской экспедиции Н. И. Евгенова и благоприятному ледовому режиму года, затруднение в виде отсутствия самолета было преодолено. Но, конечно, оно отчетливо сказывалось.
16 августа на западе появляется авиация. В этот день на Вайгач приходит, под командой И. К. Иванова, „Комсеверпуть № 2“, а 18 августа, при участии начальника Карской экспедиции, в югозападной части Карского моря, между Новой Землей и Ямалом, происходит первая разведка. {1} Это уже новое значительное слово: в несколько часов на площади большого района определяются количество, характер и распределение льда. Затем самолет делает местную разведку для очередного каравана, потом снова большую, до 8 часов, и опять местную. „Ленин" перестает ходить, и в это же время „Малыгин" открывает ледовую угрозу на линии о-в Белый — о-в Вилькицкого. Положение вновь осложняется. На востоке нужен работоспособный самолет, между тем даже немореходный „Комсеверпуть № 1", испросив автономию, пошел через Таймыр на Северную Землю. {2} Однако, 26 августа „Комсеверпуть № 2“ заканчивает югозападный район 4-часовой разведкой в области Карских ворот и 3 сентября — после прилета в Югорский Шар на „Комсеверпути № 3“ А. Д. Алексеева — уходит на о-в Диксон. Фронт технических средств Карской операции окончательно выравнен: ледокол и самолет в Югорском Шаре, ледокол и самолет на Диксоне. Эта фаза экспедиции поистине интересна.
Ледоколы уже не несут разведки. „Ленин” вообще не выходит из Югорского Шара, „Малыгин" же производит только одну разведку по
{1} Скорость самолета около 150 км в час.
{2} Самолет вернулся из-за неудовлетворительной работы моторов, дойдя только до базы в заливе Миддендорфа.пути на о-в Шокальского. Выяснение обстановки лежит целиком на самолетах. „Комсеверпуть № 3" с Вайгача производит два 8-часовых и два 4-часовых полета, для уточнения положения льдов и изменений, происшедших у Новой Земли. „Комсеверпуть № 2“ с Диксона дополняет пять своих разведок из Югорского Шара пятью новыми, продолжительностью от 4 до 5 часов, основным направлением к м. Желания. Ледовую разведку самолеты несут до конца экспедиции. Лишь 2 октября, после образования блинчатого льда в бухте о-ва Диксон, последний воздушный корабль покидает этот остров. {1}
{1} Привожу сведения о пройденном самолетами пути: „Комсеверпуть № 2“ —больше 16 000 км, „Комсеверпуть № 3" — около 12 000 км и „Комсеверпуть № 1“ —больше 10 000 км. Из этих чисел на Карское море у „Комсеверпути № 2“ приходится около 9000 км и, примерно, столько же у двух других кораблей вместе.К изложенному в основных чертах сводится деятельность авиогруппы „Комсеверпуть“ в кампанию 1930 г. Как она должна быть оценена?
„С отлетом самолета Иванова с Диксона" — пишет 4 октября начальник Карской экспедиции в „Известия" — „закончилась деятельность воздушных кораблей в Карском море. От имени морской части должен засвидетельствовать с искренней признательностью проделанную воздушною частью тяжелую работу и большую помощь, оказанную ею проведению морской операции текущего года". Так говорят моряки.
Но еще показательнее вывод, который сделало правление комбината: в 1931 г. предполагается удвоить размеры воздушных средств „Комсеверпути".
Аэронавигатор воздушного корабля „Комсеверпуть № 2“
В. ВЕРДЕРЕВСКИЙ