Сквозь льды и туманы Карского моряСтара истина, что моря не разделяют, а соединяют народы между собой. Морские пути являются средством экономического и культурного сближения между отдельными странами.
Лишь одно море до последнего времени как бы составляло исключение из общего правила. Это Северное Полярное море или, как его называли раньше, Северный Ледовитый океан, омывающий северные границы Европы, Азии и Америки.
Человечество давно мечтало о завоевании северных морских путей. Еще в далекие времена средневековья отважные мореплаватели пытались найти кратчайший путь к богатствам сказочной Индии вокруг северных берегов России. История открытия Северо-Западного и Северо-Восточного проходов богата жертвами и романтикой.
20 мая 1553 года из Ратклифской гавани вышли три богато снаряженных корабля: "Добрая надежда", "Эдвард удалец и "Добрая доверенность". На пристани их провожала многочисленная толпа, напутствовавшая уходивших пожеланиями успеха. Корабли под начальством Гуго Виллоуби отправлялись в далекое опасное плавание — они шли открывать северный морской путь из Европы в Индию.
Экспедицию постигла плачевная судьба: экипаж двух судов вместе с самим Виллоуби погиб во время зимовки у берегов русской Лапландии. Лишь одно судно — "Эдвард удалец" под командой Ричарда Ченслера, после трудного и опасного плавания, достигло устья Северной Двины, где сейчас стоит город Архангельск. В те времена там стоял монастырь.
Экспедиция Ченслера послужила началом установления торговых связей между Московским государством и Англией, но не разрешила вопроса о проходимости северного морского пути. И много еще упорных усилий и тяжелых жертв на протяжении нескольких столетий предшествовало блестящему рейсу "Веги", на которой профессор Адольф-Эрик Норденшельд впервые в истории прошел северным морским путем из Европы в Америку вокруг северных берегов Сибири. Дальнейшие плавания "Фрама" Нансена, русских судов "Заря", "Таймыр" и "Вайгач", а также судна "Мод" Роальла Амундсена окончательно установили проходимость северного морского пути на всем его протяжении.
Правда, установление сквозных коммерческих рейсов этим путем — пока еще вопрос будущего. Но часть северного морского пути из Европы до устьев сибирских рек Оби и Енисея уже в настоящее время является оживленной морской артерией, по которой год от года проходит все большее количество коммерческих судов.
Вооруженный техникой и опытом человек вступил в борьбу с казавшимися непобедимыми полярными льдами. И человек победил...
* * *
Мне посчастливилось участвовать в качестве журналиста в Карской торговой экспедиции нынешнего года, превосходящей по своим размерам все предшествовавшие экспедиции.
Я выбрал следующий маршрут: из Ленинграда поездом в Сибирь до Красноярска, затем спуск по реке Енисею, пересадка в его устьи на морское судно, в Карском море опять пересадка на ледокол "Красин" и возвращение с ним в Ленинград.
Первую остановку сделал в Новосибирске. Этот, недавно еще захолустный, городок в короткое время выдвинулся до сибирской столицы. Недаром его называют "русским Чикаго". Он растет буквально не по дням, а по часам. Этому способствует его очень выгодное положение на стыке сибирской железнодорожной магистрали, северного морского пути и заканчиваемого постройкой Турксиба (железнодорожной линии, соединяющей Туркестан с Сибирью).
Необычайно быстрый рост делает Новосибирск городом контрастов. Современнейшие бетонные здания здесь перемешаны с деревянными домишками. Город имеет прекрасные здания дворцов культуры и правительственных учреждений — и не имеет канализации и водопровода. В Новосибирске есть автобусы, но еще не построен трамвай.
Все это будет, конечно, в недалеком будущем. Свое звание столицы и "русского Чикаго" Новосибирск несомненно оправдает.
В Красноярске я присоединился к Енисейскому речному каравану Карской экспедиции. Отсюда идет на баржах и сплавом лес для перегрузки в устье реки на морские суда.
В этом году в устье Енисея было направлено 13 морских судов, столько же в устье Оби.
Путь по Енисею от Красноярска до Игарки, места встречи с морскими судами, имеет протяжение около 2000 километров. Путь продолжительный, но очень интересный. Одна живописная картина сменяется другой. Высокие гористые берега покрыты вековой тайгой. По берегам раскиданы редкие селения, жители которых занимаются рыболовством и охотой на пушного зверя — белку, горностая, соболя и других. Дальше к северу на берегах начинают встречаться чумы туземцев — остяков, юраков и тунгусов. Во время наших остановок они привозят на пароход для продажи рыбу — носатых стерлядей и осетров, жирных щук и нельм. При этом они осторожно выпытывают у матросов насчет "уль-уль" или попросту водки.
Этой слабостью туземцев когда-то широко пользовались купцы-тунгусники, спаивавшие туземцев и забиравшие за бесценок плоды их тяжелой годичной охоты — ценные меха пушного зверя. Сейчас ввоз водки в Туруханский край запрещен.
Плавание по Енисею представляет значительные трудности и требует большого искусства от капитанов и лоцманов из-за многочисленных перекатов (мелей) и двух порогов — Казачинского и Осиновского. Особенно живописен Казачинский порог. Вода с шумом несется через пороги, кипит и пенится на камнях. Наш караван с большой быстротой летит сквозь клокочущую стихию. Малейшая ошибка в управлении — и судно может разнести в щепки на каменной гряде.
* * *
От Игарки до устья Енисей широк, как море. Вдали сереют однообразные берега, покрытые кой-где белыми пятнами снега.
Миновали остров Диксона и повернули на вест. Растаяла вдали полоска берега. Мы в Карском море.
Оно встретило нас хорошо: погода тихая, немного пасмурная. Льдов не видно.
На второй день пути подошли к кромке льдов, где встретились с ледоколом "Красин". Я перешел на "Красин", чтобы остаться с ним до конца экспедиции.
Ночь стояли у кромки льда. Утром в пять часов пошли вперед, держа курс на Югорский Шар. Вскоре вошли в лед. Это был разреженный лед, состоящий из отдельных льдин, и затруднений дли прохода судов он не представлял. Все же неожиданно наступивший густой, как молоко, туман, заставил лечь в дрейф и ожидать прояснения. На следующий день в ясную погоду вышли из льда и подошли к Югорскому Шару.
Три долгих свистка — счастливого пути! Пароходы пошли дальше одни "Красин" остановился для чистки котлов, чтобы затем пойти навстречу следующей партии судов.
* * *
Льды и туманы — главные враги мореплавателя в Карском море.
Льды Карского моря держатся круглый год. Под влиянием ветров и течений они передвигаются из одной части моря в другую. Основное искусство плавания этим морем заключается в знании расположения льдов в каждую любую минуту. Эту задачу отчасти выполняют полярные радиостанции, расположенные по берегам Карского моря — в Маточкином Шаре на Новой Земле, на острове Вайгач, в Югорском Шаре, в Маресале, на полуострове Ямал и на острове Диксон.
Дополнительно к этому разведку льдов в нынешнем году вел самолет под управлением летчика Чухновского и отчасти сам ледокол. В этих условиях проход коммерческих судов Карским морем вполне безопасен и ничем не отличается от других рейсов.
* * *
3 октября ледокол "Красин" закончил проводку последней группы судов Карской экспедиции. Свою работу он выполнил блестяще. 5 октября ледокол вышел из Югорскою Шара в обратный путь в Ленинград, держа курс к берегам Норвегии.
В Баренцовом море нас настиг шторм Два дня ледокол, неприспособленный по строению своего корпуса к плаванию в открытом море, жестоко трепало, кладя с борта на бок до 53 градусов.
8 октября вошли в Норвежские шхеры. Путешествие шхерами с остановками в Харстаде и Бергене вознаградило нас за трудности полярного плавания.
Суровые горы в снежных чалмах, живописные ущелья, островки и проливы, маленькие рыбацкие деревушки у подножия гор — мы любовались ими в течение недели плавания фиордами.
17 октября вечером "Красин" сдал лоцмана в маленьком норвежском городишке Кобервик. Дальше — Северное Немецкое море, поход Бельтами и Балтийским морем. Мы прошли его в пасмурную, дождливую погоду. 22 октября на рассвете на горизонте показался угрюмый Кронштадт, а вслед затем перед нами развернулась прекрасная панорама Ленинграда.
Трехмесячный поход окончен. Мы дома!
Мих. Джиган.