"Мурманец", зверобойное судно

От ладьи и коча до атомохода.

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 19:05

© С.А. Спирихин. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии.
Архангельск: "Правда Севера", 2003.

 Спирихин-284 Мурманец.jpg
СУДА ПОЛЯРНОЙ ГИДРОГРАФИИ
МУРМАНЕЦ

Парусно-моторный деревянный бот. Построен в 1929 г. в Норвегии. Бывшее название СТОРИС. В 1940 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. Списан в 1953 г.
106 т; 30,18x7,16x3,6 м; 160 л.с.; 7 уз.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 19:06

РЕГИСТР СУДОВ СССР (1931-1932 г.г.).
Москва: ОГИЗ Гострансиздат.

IV. Зверобойные суда.
 РЕГИСТР СУДОВ СССР  %281931-1932 г.г.174_0001.jpeg
 РЕГИСТР СУДОВ СССР  %281931-1932 г.г.175_0001.jpeg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 19:15

Архив С. Н. Дащинского : Архив С. Н. Дащинского.jpg
«МУРМАНЕЦ», парусно-моторный бот, экспедиционно-зверобойное судно Мурманского морского арктического пароходства (Главсевморпути). Построено в Норвегии в 1929. Корпус деревянный. Водоизмещение — 143,9 т, длина — 30,2 м, ширина — 8 м, мощность главного двигателя (шведский «Болиндер») — 200 л. с., скорость — 6 уз. Экипаж 19 чел. Прибыл в Мурманск 15.06.1938. Участвовал в промысле морского зверя. Первый капитан — И. Н. Ульянов. В 1937 участвовал в поисках пропавшего самолета Леваневского, в 1938 — в спасении экспедиции «Северный полюс‑1», в 1939–1940 — в выводе из ледового плена ледокольного парохода «Георгий Седов». В 1940 «М.» награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы ВОВ участвовал в боевом охранении судов союзных стран, доставлявших военные грузы в Мурманск и Архангельск (капитан — П. И. Котцов). В июле 1942 «М.» подобрал у берегов Новой Земли около 100 моряков с погибших транспортов конвоя PQ‑17 и доставил их в становище Малые Кармакулы. С 1943 — головное судно ледового патруля, который возглавлял А. Ф. Трёшников. Списан в 1953.

Лит.: Полтев К. Чем дышит Арктика? // Полярная правда. 1972. 25, 26 февраля; 13 апреля; Каневский З. «Мурманец», дубовая скорлупка // Северные просторы. 1985. № 3.
Возвращение из похода. 1938 г. Из кн.Булатов В. Русский Север. Книга 5 : Возвращение из похода. 1938 г. Из кн.Булатов В. Русский Север. Книга 5.jpg
 Возвращение из похода. 1938 г. Из кн.Булатов В. Русский Север. Книга 5 (2).jpg
© http://lexicon.dobrohot.org/

 В.Пузырев Морские суда труженики и герои.JPG
«Мурманец», гидрографическое судно Гл. упр. СМП (ГУСМП). Построен в 1929 в Бергене (Норвегия) как 2-мачтовый деревянный парусно-моторный зверобойный бот «Сторис». Техн. характеристики: водоизмещение 200 т; дл. 30,2 м; шир. 7,2 м; осадка 3,6 м; мощность двигателя «Болиндер» 150 л. с.; скорость 7 уз.; автономность до 50 сут. Экипаж – 18 чел., науч. персонал – 3–4 чел. В 1929 куплен Госторгом СССР, передан Мурман. конторе Гос. Северного треста зверобойных промыслов (Севморзверпром) для ведения зверобойного промысла в Баренц. и Карском м. С 1937 – в составе ГУСМП (кап. – И. Н. Ульянов). Использовался в промерных работах в Карском м., принимал участие в операции по съемке дрейфующей ст. «СП-1» (1938); при обеспечении вывода из дрейфующих льдов л/п «Георгий Седов» (1939) проводил ледовую разведку в Гренландском м., за образцовое проведение кот. награжден орденом Трудового Красного Знамени (1940); с 1938 – ежегодное ледовое патрулирование с эксп. Арктич. НИИ для обеспечения арктич. навигации. С 1941 в составе флота Арх. гидрографической базы ГУСМП, выполнял гидрографические работы: промер глубин, обслуживание маяков и знаков на побережье Карского м., ледовую разведку, снабжение полярных ст. и др. (кап. – П. И. Котцов), участвовал в спасении экипажей судов конвоя PQ-17. Списан в 1952. Именем «М.» названы банка в зал. Рус. Гавань и пролив между о-вами Плоский и Цивольки на о. Нов. Земля; пролив между о-вами Сальма и Вильчека в архипелаге Земля Франца-Иосифа; пролив между мысом 8 Марта и о. Петра в м. Лаптевых; мыс Ю.-В. оконечности о. Малый Таймыр в м. Лаптевых.

Лит.: Морской энциклопедический словарь. Л., 1993. Т. 2.

© Кольская Энциклопедия
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 19:33

Красный Север 1940 № 029 (5658)

 =Красный Север 1940 № 029(5658) Мурманец.jpg
УКАЗ
Президиума Верховного Совета СССР


О награждении членов экипажа зверобойного бота „Мурманец"
За отличное выполнение задания Правительства по ледовой разведке во время вывода из льдов ледокольного парохода «Георгий Седов» наградить:

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Сулакова Георгия Федоровича — капитана зверобойного бота «Мурманец».

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
Никанорова Силантия Никандровича — помполита зверобойного бота «Мурманец».

МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»
Легкого Александра Ивановича — старшего механика зверобойного бота «Мурманец», ранее награжденного орденом Трудового Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль.
3 февраля 1940 года.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 20:00

Красный Север 1940 № 030 (5659)

 Красный Север 1940 № 030(5659) Мурманец.jpg
ОТВАЖНЫЙ ЭКИПАЖ ОРДЕНОНОСНОГО БОТА

Замечательная команда прославленного зверобойного бота «Мурманец» дружной семьей собралась в кубрике и спокойно, по-деловому обсуждает план предстоящего рейса. Через несколько недель судно покинет порт и уйдет промышлять морского зверя.
Капитан «Мурманца» тов. Сулаков и молодой начинающий боцман тов. Кулаков повествуют о том, как 18 ноября прошлого года судно, приняв полный груз топлива, продовольственный запас, снаряжение, вышло в море для глубокой разведки льдов у северной оконечности Шпицбергена.
— Море встретило нас неприветливо. 9-бальный шторм часто трепал судно. Несколько раз пришлось объявлять аврал, скалывать ледяной налет. Много раз в темную полярную ночь прямо перед носом судна вырастали торосы. Казалось, корабль наскочит на них и навсегда погибнет. Но замечательная команда в этой неравной борьбе со стихией вышла победителем.
Несмотря на трудности, штормы, на частые обледенения, зверобойный бот на 74 градусе северной широты встретил кромку льда и, не теряя ни одной минуты, пошел на север. Скоро позади осталась северная оконечность Шпицбергена, судно достигло 80 градуса северной широты. Без отдыха команда по-
вернула «Мурманец» назад и начала вторую разведку на юго-запад.
Вода, заливавшая помещения судна, откачивалась донкой. Матросы, часто накрываемые ледяной волной, работали без устали, с большевистским задором и энергией.
Сорок пять дней протекал рейс.
Зверобойный бот на этот раз успешно прошел 3.028 миль.
И теперь, когда идет обсуждение плана предстоящего рейса, команда принимает в расчет богатый опыт плавания в полярную ночь. Моряки вносят свои поправки в план, предлагают увеличить задания по добыче зверя. Они выполнят и этот план, как не раз с успехом выполняли специальные задания партия и правительства.
• • •
Сегодня команд» «Мурманца» счастлива, как никогда. Правительство наградило зверобойный бот орденом Трудового Красного Знамени, капитана тов. Сулакова и помполита тов. Никанорова — орденами, а старшего механика тов. Легкого — медалью «За трудовое отличие». Заслуженная награда удесятеряет силы замечательного экипажа, его энергию и волю к новой победе.
Н. ПЕТРОВ.
МУРМАНСК. 4 февраля.
(Спец. корр. ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Октябрь 2014 20:10

ПРОБЛЕМЫ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ 2009 № 3 (83)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 91.(091); 91.(092) Поступила 17 июня 2009 г.

 Дремлюг. Ледовые патрули в Арктике - 0001.jpg
ЛЕДОВЫЕ ПАТРУЛИ В АРКТИКЕ

канд. геогр. наук, почетный полярник В.В.ДРЕМЛЮГ
ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Санкт-Петербург, aaricoop@aari.nw.ru


В навигацию 1937 г. начали свою работу «Ледовые патрули», в задачу которых входило наблюдение за положением кромки льдов в арктических морях в навигационный период, а также выполнение гидрологических съемок.
В 1937 г. в Карском море совершило плавание г/с «Мурманец». В январе-феврале «Мурманец» принимал участие в операции по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-1». Он получил задание патрулировать у кромки льда в Гренландском море и попытаться пройти к дрейфующей станции. За этот подвиг наиболее отличившиеся члены экипажа были награждены орденами и медалями советского союза.
Уже в июне 1937 г. «Мурманец» вышел с экспедицией «Ледовый патруль» в западный сектор Арктики для обеспечения очередной арктической навигации.
В конце 1939 г. «Мурманец» в Гренландском море обеспечивал вывод из дрейфующих льдов л/п «Георгий Седов», заканчивавшего свой 812-дневный дрейф через Центральную Арктику.
За образцовое проведение ледовой разведки в Гренландском море и операции по выводу л/п «Георгий Седов» «Мурманец» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Немалую роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути. небольшие мотопарусные гидрографические суда участвовали в работе службы «Ледового патруля».
Информацию о ледовой обстановке и погоде использовали для обеспечения боевых действий военно-морского флота и проводки полярных конвоев в Баренцевом море, а также для выбора пути судов, следующих по трассе Северного морского пути.
[154]
 Дремлюг. Ледовые патрули в Арктике - 0002.jpg
В навигацию 1941 г. обследование льдов в юго-западной части Баренцева моря и Карском море осуществляло гидрографическое судно «Академик Шокальский» («Ледовый патруль № 15» и «Ледовый патруль № 16»).
В начале октября возвращавшийся от Земли Франца-Иосифа «Академик Шокальский» был обнаружен немецкой подводной лодкой в районе мыса Желания. направленный на помощь вооруженный ледорез «Литке» отогнал ее.
14 июня 1942 г. командующий БВФ подписал приказ № 00248 «О формировании Северного отряда кораблей БВФ». В его состав вошли СКР-18 «Федор Литке», СКР-19 «Семен Дежнев», Е-903, вооруженные мотоботы «Полярник», «Норд», «нерпа», «Папанин» и «Мурманец», переданные из Главсевморпути.
Летом 1942 г. изучение положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло г/с «Мурманец» («Ледовый патруль № 18»). Уже в начале рейса в июле «Мурманцу» пришлось вместо проведения гидрометеорологических исследований заниматься спасением моряков из союзного конвоя «PQ-17».
Напомним, что «Мурманец» был моторно-парусным судном водоизмещением в 200 т. Экипаж судна состоял из 27 человек. Кроме того, на борту судна находилась научно-оперативная группа. В ее состав входили: начальник «Ледового патруля» А.П.Шумский, научный руководитель В.С.Назаров, океанолог Н.В.Субботин, гидрограф Б.Л.Лейкин и автор этих воспоминаний гидрограф-навигатор В.В.Дремлюг. На судне установили два крупнокалиберных пулемета, а экипаж был вооружен карабинами.
13 июля 1942 г. в районе Гусиной Земли (южный остров архипелага Новая Земля) на берегу была замечена группа людей. Оказалось, что это 12 человек из экипажа американского транспорта «Олопана» из конвоя «РQ-17», потопленного немецкой подлодкой в 15 милях от берега. Американские моряки на шлюпке были доставлены на борт «Мурманца».
по распоряжению руководства Главсевморпути «Мурманец» с 13 по 17 июля занимался спасением моряков конвоя «PQ -17». Всего «Мурманец» поднял на борт 147 человек. Помимо экипажа «Олопаны» были спасены моряки с судов «Алькоа Рейнджер», «Вашингтон», «Хатлбьюри» и «Паулус Поттер». Небольшая часть спасенных моряков была доставлена в губу Белушью, а большинство было пересажено на укрывшийся в Малых Кармакулах английский транспорт «Эмпайр Тайд».
После спасения моряков конвоя «PQ-17», «Мурманец» продолжал плавание вдоль берегов Новой Земли и далее в Карском море. Но это плавание было достаточно тревожным.
27 июля «Мурманец» принял участие в обстреле немецкой подводной лодки, которая вошла в бухту Малые Кармакулы и артиллерийским огнем уничтожила самолет ледовой разведки, а также подожгла полярную станцию. По приказу П.И.Котцова «Мурманец» начал обстреливать из пулеметов немецких артиллеристов, находящихся на палубе подводной лодки. Немцы быстро закрыли люки, опу-
стили перископ, и подводная лодка успешно ушла под воду.
Это был, вероятно, единственный случай в Баренцевом море, когда моторнопарусный бот, не приспособленный к боевым действиям, заставил отступить подводную лодку.
Еще дважды «Мурманец» встречался с немецкими подводными лодками - в конце августа у мыса Желания и в начале сентября у острова Уединения. Только опыт капитана П.И.Котцова позволил уклониться от подлодок.
23 августа капитан «Мурманца» получил сообщение из штаба морских операций о том, что в Карское море направляется неприятельский рейдер «Адмирал Шеер», проход которого возможен вокруг мыса Желания. Видимо, судьба была благосклонна к «Мурманцу», который в это время совершал плавание в том же районе, где рейдер проследовал в Карское море. Его путь несколько раз пересекался с курсом рейдера, и разница в одних и тех же координатах составляла 4-5 часов.
В навигацию 1942 г. «Мурманец» еще несколько раз выполнял задания оперативного штаба Главсевморпути.
В начале октября «Мурманец» обследовал район гибели ледокольного парохода «Сибиряков» - остров Белуха, острова Крузенштерна и ряд других. Были найдены некоторые предметы с погибшего судна. Нам не удалось найти на острове Белуха кочегара Вавилова, который провел на нем около месяца. Оказалось, что не-
[155]
 Дремлюг. Ледовые патрули в Арктике - 0003.jpg
сколько ранее нашего прихода его обнаружили полярные летчики и сняли с острова.
В конце ноября «Мурманец» находился в проливе Югорский Шар и получил приказ начальника Северного отряда БВФ идти с водолазами к подорвавшемуся на мине пароходу «Щорс» для обследования полученных повреждений. Водолазы подробно исследовали пробоины, и капитан «Мурманца» решил снять часть грузов. Но наши маломощные стрелы не позволили выполнить эту операцию.
В навигацию 1943 г. научную группу «Ледового патруля» на «Мурманце» возглавил А.Ф.Трешников, тогда молодой ученый, а в последствии крупнейший полярный исследователь, академик, Герой Социалистического Труда.
После выхода из Архангельска «Мурманец» обследовал ледопроходимость Новоземельских проливов, а также кромку льдов в Карском море. Уже в первые дни плавания «Мурманца» в районе острова Колгуева на расстоянии двухсот метров от судна были замечены несколько плавающих мин. Капитан П.И.Котцов резко изменил курс, и «смерть прошла в двух шагах».
Уточняя ледовую обстановку в Югорском Шаре и Карских Воротах, «Мурманец» направился вдоль западного берега Новой Земли на север. В районе залива Вилькицкого судно подверглось атаке немецкого самолета-разведчика. По команде капитана П.И.Котцова экипаж открыл огонь из пулеметов, но все же самолет успел повредить бак судна, мачту и лебедку. Был ранен матрос Валентин Данилов.
Подходил конец рейса. «Мурманец» следовал Карским морем в Архангельск. В одну из ночей «Мурманец» встал на якорь у полуострова Михайлова в ожидании военного конвоя. Радист А.А.Огнев доложил капитану, что он слышит разговор по радиотелефону двух немецких станций. Капитан П.И.Котцов, который немного знал немецкий язык, понял из переговоров, что две немецкие подводные лодки обнаружили «Мурманец». Младший по чину немецкий подводник просил у своего начальника разрешение потопить судно, но тот по каким-то причинам это делать запретил. Капитан «Мурманца» приказал срочно сниматься с якоря и сложными шхерами провел судно на полуостров Диксон.
Начиная с 1946 г. и вплоть до списания в 1952 г. «Мурманец» ежегодно уходил в
«Ледовый патруль» с экспедицией ААНИИ. За время арктической навигации он обследовал кромку льдов в Баренцевом, Карском морях и море Лаптевых, а также выполнял стандартные гидрометеорологические разрезы и гидрографический промер.
В 1943 г. трагически сложилась судьба г/с «Академик Шокальский», на борту которого находилась экспедиция ААНИИ. В конце июля у восточных берегов Новой Земли его настигла немецкая подводная лодка U-255 и артиллерийским огнем подожгла, а затем потопила судно. Оставшиеся в живых моряки на шлюпке достигли берега, с которого их через несколько суток сняло г/с «Полярник». Всего из команды «Академика Шокальского» погибло 11 человек.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть грузов по ленд-лизу доставлялась из США через Тихий океан. Транспортные суда, идущие из США и обратно, во избежание встречи с японскими подводными лодками, старались пересечь Тихий океан возможно севернее — Беринговым, а иногда и Чукотским морем. В 1943—1945 гг. также значительно увеличилось число советских судов, следующих вдоль берегов Камчатки и Кольского полуострова. Важно помнить, что в этих районах с 1941 по 1945 г. японскими подлодками было потоплено 8 судов.
Для обеспечения боевых действий Тихоокеанского Военно-морского Флота и проводки судов в Беринговом, чукотском и Восточно-Сибирском морях действовали «Ледовые патрули». В навигацию 1943 и 1944 г. ледовые условия в этих морях обследовало г/с «Смольный» («Ледовый патруль № 19»).
Мне довелось плавать на г/с «Смольный» в 1943 г. в должности гидролога-навигатора в Беринговом, Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Г/с «Смольный», помимо выполнения программы изучения ледовых условий и выполнения гидрологических разрезов, был привлечен к поискам таинственного острова Крестьянка, который якобы был открыт в 1934 г. промысловой шхуной «Крестьянка». Штурманский состав шхуны зарисовал этот остров и определил его координаты, которые передал по радио. К сожалению, на обратном пути шхуна «Крестьянка» во время сильного шторма у берегов Камчатки погибла со всем экипажем.
Тем не менее на картах Чукотского моря было нанесено положение острова
[156]
 Дремлюг. Ледовые патрули в Арктике - 0004.jpg
Крестьянка с индексом «положение сомнительно».
В течение трех недель в почти чистом ото льдов море «Смольный» обследовал район Чукотского моря от острова Геральд до острова Врангеля, однако никакого острова обнаружено не было.
После тщательного изучения материалов рейса г/с «Смольный» Гидрографическое управление сообщило в «Известиях мореплавателям», что остров Крестьянка должен быть снят с карт.
Так сложились обстоятельства, что по приходе г/с «Смольный» в бухту Провидения я был назначен начальником навигационной камеры Провиденской гидробазы. И мне пришлось на всех картах Чукотского моря перечеркивать красными чернилами индекс ПС местоположения несуществующего острова.
Но остров Крестьянка не хотел исчезать с карт. В мае 1946 г. северо-восточнее остова Врангеля летчиком Котовым был обнаружен остров, который вновь был назван Крестьянка. В 1947 г. советский летчик Крузе и штурман Аккумов вновь видели этот остров. Они его и зарисовали. Но самым удивительным было то, что остров вновь изменил свои координаты. После этого стало ясно, что это не обычный, а дрейфующий ледяной остров.
В эту же навигацию г/с «Смольному» было поручено в связи с легкой ледовой обстановкой пройти Восточно-Сибирское море и обследовать район таинственной Земли Андреева. Однако при проходе к заданному району г/с «Смольный» встретило тяжелые льды и, как предыдущие экспедиции, не смогло обнаружить Землю Андреева.
В 1944 г. я был назначен вторым помощником капитана г/с «Ост». Основной задачей экспедиции г/с «Ост» было гидрографическое обследование Чукотского побережья от поселка Анадырь до мыса Шмидта. По законам военного времени, кроме капитана, никто не знал, что основной нашей задачей была подготовка навигационных пособий для прихода в этот район в навигации 1944 г. и начала 1945 г. большого количества транспортов с войсками армии Рокоссовского. Это была подготовка к военным действиям против Японии.
В 1945 г. г/с «Ост» вновь участвовало в изучении ледовой обстановки и гидрографических работах в Беринговом море («Ледовый патруль № 21»).
В 1950—1970-х гг. работали три «Ледовых патруля»: в Карском море — А-63, в море Лаптевых — А-61, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях — А-64. К сожалению, начиная с 1980-х гг. работа «Ледовых патрулей» стала нерегулярной. Так, в 1985 г. работали ледовые патрули А-61 и А-64, а в 1986 г. — только А-61, хотя вместо старых моторно-парусных ботов работа проводилась с новых гидрографических судов типа «Г.Максимов», «В.Л.Сухоцкий» ледового класса «УЛ».
Многолетние материалы, собранные «Ледовыми патрулями», явились основой знаний о ледовом и гидрологическом режиме арктических морей.
[157]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение SVF » 30 Ноябрь 2014 23:49

Полярная правда, 4 января 1938 г. № 3(3373):
 1938-01-02.jpg
 1938-01-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение SVF » 11 Январь 2015 14:23

Полярная правда, 4 июня 1938. № 126(3496):
1938-06-09.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение SVF » 11 Январь 2015 20:25

Полярная правда, 16 июня 1938. № 136(3506):
1938-06-44.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение SVF » 11 Январь 2015 20:33

Полярная правда, 17 июня 1938. № 137(3507):
 1938-06-45.jpg

 1938-06-46.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение fisch1 » 30 Апрель 2015 20:55

9 Фев 1938 Советская Сибирь, № 32
 9-Фев-1938 Советская Сибирь, № 32.png
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение fisch1 » 07 Июль 2016 21:51

Аммон Г. Маленький герой Арктики//Корабли-герои, Под общ. ред. адмирала В. Н. Алексеева. Изд. 2-е доп. М., Изд-во ДОСААФ, 1976. 288 с. с ил.

В начале 1938 года имя «Мурманец» с волнением и надеждой произносили советские люди, его знал весь мир. В те дни льдина, на которой находилась первая в истории станция «Северный полюс», дрейфуя вдоль берегов Гренландии на юг, стала быстро разрушаться. Отважные исследователи И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров , Э. Т. Кренкель оказались в опасном положении.

На помощь папанинцам в Гренладское море было срочно направлено небольшое гидрографическое судно «Мурманец» водоизмещением 200 тонн. Ему были поставлены сложные задачи: установить радиосвязь с лагерем, дойти до кромки льдов, патрулировать до прибытия ледоколов.

Январь и февраль на севере самые штормовые месяцы, а «Мурманец» вышел из Кольского залива 11 января. Идя под парусами с попутным ветром, бот дела л 8—9 узлов. Скоро судно попало в шторм. Волны перекатывались через палубу, накрывали мостик. Крен достигал 53 градусов. Верхушки мачт едва не задевал и воду. Казалось, еще немного, и не выпрямится бот... В эти тяжелые минуты капитан И. Н. Ульянов радировал: «На борту все благополучно». Так и было, хотя на боте никто не спал. Но «Мурманец» не лег в дрейф; повинуясь воле капитана, суденышко мужественно двигалось к цели.

Связь со станцией «Северный полюс» была установлена. Теперь Родина точно знала, где находятся зимовщики. И вдруг связь пропала. Четыре дня не было донесений от «Мурманца».

Сколько волнений вызвало это молчание. Ведь потеря связи со станцией могла привести к катастрофе! Но 19 января был принят обычный рапорт капитана Ульянова: «Все в порядке».

Оказывается, бот попал в зону магнитной бури, не было прохождения радиоволн.

На следующий день «Мурманец» достиг 77 градусов северной широты. Никогда ни одно судно не плавало в это темное штормовое время в таких высоких широтах. «Как далек о он, маленький черт, забрался!» — восхищался И. Д. Папанин. Теперь, патрулируя вдоль кромки льдов, «Мурманец» держался на той широте, где дрейфовала станция.

Скоро разыгрался шторм, мороз достиг 22 градусов. Палуба, снасти, борта покрылись толстым слоем льда. Вода проникла в помещения. Люди скалывали лед. Камбузная плита превратилась в глыбу льда.

Несколько суток экипаж не имел горячей пищи. А донесения гласили: «Все в порядке»...

И вот 1 февраля, когда льдину розломало, «Мурманцу» было приказано пробиться к станции и снять зимовщиков.

Пробираясь среди льдов, бот был затерт. Началось сжатие.

Торосы громоздились выше судна. Корпус бота дрожал, были повреждены шпангоуты. Капитан приготовил экипаж к сходу на лед, но помощи не попросил. Потом Ульянов признался, что более трудного плавания у него не было.

Лишь на шестые сутки «Мурманцу» удалось вырваться.

Пользуясь разводьями, он упорно шел на помощь. Но вскоре льды крепко сжал и суденышко, понесли его на юг. За десять дней дрейфа бот прошел 500 миль, регулярно обеспечивая связь папанинцев с землей, и сам вышел на чистую воду. А после снятия зимовщиков «Мурманец» вместе с ледоколом «Ермак» своим ходом пришел в Ленинград.

В декабре 1939 года ледокольный пароход «Георгий Седов», уже 26 месяцев дрейфующий через Арктику, был вынесен к Шпицбергену. Шторм сменился сжатием льдов. Судно было в опасности. И тогда навстречу седовцам на ледовую разведку был снова послан прославленный «Мурманец». 4 декабря, преодоле в шторм, он достиг кромки льдов у 80 параллели.

Может быть, просто удача дважды позволила деревянному парусно-моторному суденышк у с машиной в 200 л.с, пройдя через льды и штормы, проникнуть туда , где не бывали даже ледоколы? Конечно, нет! Таких случайностей в Арктике не бывает. Победу и славу маленькому судну принесли мастерство и сила воли опытнейшего полярного капитана Ивана Никифоровича Ульянова, полвека проплававшего в северных морях, мужество и стойкость в борьбе со стихией двадцати человек дружного экипажа.

На этом подвиги маленького бота не закончились. В годы Великой Отечественной войны «Мурманец» честно продолжал нелегкую работу в Арктике. Его донесения о ледовой обстановке сослужил и добрую службу и транспортам, и боевым кораблям.

«Самый маленький герой Арктики» — тепло вспоминают о нем североморцы и полярники.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение ББК-10 » 11 Июль 2016 21:32

"Природа",1938 г., №3.

 Природа 1938-03 - 0003.jpg
 Природа 1938-03 - 0004.jpg
 Природа 1938-03 - 0005.jpg


УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О НАГРАЖДЕНИИ ЭКИПАЖЕЙ И ЭКСПЕДИЦИОННОГО СОСТАВА СУДОВ „ТАЙМЫР", „МУРМАН", „МУРМАНЕЦ" И „ЕРМАК"

За отличное выполнение правительственного задания о снятии персонала дрейфующей станции «Северный полюс» наградить экипаж и экспедиционный состав судов «Таймыр», «Мурман», «Мурманец» и «Ермак»:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1. Барсукова Б. Д. — капитана ледокольного парохода «Таймыр».
2. Котцова И. Ф. — капитана л/п «Мурман».
3. Ульянова И. Н. — капитана зверобойного судна «Мурманец».
4. Остальцева А. В. — начальника экспедиции на л/п «Таймыр».
5. Власова Г. П. — пилота
и наградить их денежной премией — по 10 000 рублей каждому.

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Дорофеева А. С. — авиаштурмана.
2. Умовского Л. А. — военкома л/п «Таймыр».
3. Усачева И. Т. — штурмана.
4. Славного Д. А. — штурмана-электрика.
5. Рясина А. И. — подрывника.
6. Ушакова В. Д. — дублера капитана л/п «Мурман».
7. Похмельнова В. В. — штурмана л/п «Мурман».
8. Пухова А. И. — военкома л/п «Мурман».
9. Братанова 3. П. — ст. машиниста л/п «Мурман».
10. Дьякова М. А. — помполита з/с «Мурманец».
11. Зосимова А. И. — радиста з/с «Мурманец».
12. Гаухман Л. А. — начальника ОРЛ.
13. Гребенщикова А. С. — начальника Мурманского окротдела НКВД.
14. Бабаченко Е. Г. — секретаря Мурманского окружкома и горкома ВКП(б).
15. Ворожцова В. В. — радиотехника л/к «Ермак».

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Михайлова Б. И. — ст. механика л/п «Таймыр».
2. Грабельникова И. Д. — радиста л/п «Таймыр».
3. Хромцова Ф. И. — боцмана л/п «Таймыр».
4. Старковского Н. П. — рулевого л/п «Таймыр».
5. Иванова А. М. — ст. водолаза л/п «Таймыр».
6. Архиреева Б. П. — ст. водолаза л/п «Таймыр».
7. Лобзина В. А. — ст. механика л/п «Мурман».
8. Худякова И. А. — боцмана л/п «Мурман».
9. Ровченя И. А. — штурм, электр. л/п «Мурман».
10. Любова Н. Н. — рулевого л/п «Мурман».
11. Яровицына Л. И. — ст. радиста л/п «Мурман».
12. Аптекарева Е. А. — штурмана з/с «Мурманец».
13. Яковлева В. Г. — штурмана з/с «Мурманец».
14. Легкого А. И. — ст. механика з/с «Мурманец».
15. Стрелкова А. М. — боцмана з/с «Мурманец».
16. Левицкого В. И. — матроса з/с «Мурманец».
17. Попова И. А. — матроса з/с «Мурманец».
18. Голяшева Ф. М. — матроса з/с «Мурманец».
19. Тараборина С. И. — матроса з/с «Мурманец».
20. Евсеева М. А. — мастера завода № 35, плававшего на л/п «Таймыр».
21. Мелешко В. П. — начальника научной группы на л/п «Таймыр».
22. Рудакова П. А. — гидробиолога л/п «Таймыр».
23. Малинина К. П. — ст. механика л/к «Ермак».
24. Кабачкова С. Е. — ст. кочегара л/к «Ермак».
25. Овчинникова М. С. — ст. машиниста л/к «Ермак».
26. Мартюшина И. П. — боцмана л/к «Ермак».
27. Нестерова И. С. — начальника мурманского управления Севморпути.
28. Доброжанского В. Л. — начальника ис-следов. части ОРЛ.
29. Иванова Е. И. — начальника производства ОРЛ.
30. Петухова В. Г. — ст. радиста л/к «Ермак».
31. Семенова С. И. — начальника Московского радиотехнического узла Наркомсвязи.

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»


1. Воронина В. И. — капитана л/к «Ермак», ранее награжденного Орденом Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.
2. Королева Н. В. — ст. пом. капитана л/п «Таймыр».
3. Федосеева 3. М. — штурмана л/п «Таймыр».
4. Барандина С. Д. — второго механика л/п «Таймыр».
5. Сергеева П. А. — ст. радиста л/п «Таймыр».
6. Перевалова Н. Я. — матроса л/п «Таймыр».
7. Черткова П. И. — матроса л/п «Таймыр».
8. Хабирова А. М. — ст. машиниста л/п «Таймыр».
9. Белобокова Ф. В. — ст. электрика л/п «Таймыр».
10. Карельского В. Д. — рулевого л/п «Таймыр».
11. Уварова А. И. — машиниста л/п «Таймыр»,
12. Ивашенко Е. Е. — штурмана л/п «Мурман».
13. Кулебякина Н. А. — радиста л/п «Мурман».
14. Непомилуева В. М. — рулевого л/п «Мурман»,
15. Мартынова П. И. — плотника л/п «Мурман».
16. Котлова П. И. — матроса л/п «Мурман».
17. Котлова В. Ф. — ст. машиниста л/п «Мурман».
18. Бугаева А. А. — ст. кочегара л/п «Мурман».
19. Селиверстова Е. А. — ст. кочегара л/п «Мурман».
20. Ламанова А. Н. —ст. кочегара л/п «Мурман».
21. Серебрякова Л. П, — кочегара л/п «Мурман».
22. Полисадова П. А. — ст. пом. капит. з/с «Мурманец».
23. Григорьева Г. И. — второго механ. з/с «Мурманец».
24. Инкина Н. А. — третьего механ. з/с «Мурманец».
25. Пышинского Ф. А. — радиста з/с «Мурманец».
26. Хросова С. И. — матроса-водолаза з/с «Мурманец».
27. Никитенко И. С. — матроса-водолаза з/с «Мурманец».
28. Мирошниченко Ф. Р. — повара з/с «Мурманец».
29. Изосимова А. А. — юнгу з/с «Мурманец».
30. Оленича Б. И. — синоптика з/с «Мурманец». опечатка - верно Аленич Б.И.
31. Боброва М. П. — гидролога з/с «Мурманец».
32. Чагина М. И. — борт-механика л/п«Таймыр».
33. Бречалова В. А. — борт-механика л/п «Таймыр».
34. Акопьяна С. З. — авиаштурмана л/п «Таймыр».
35. Авербух С. К. — синоптика л/п «Таймыр».
36. Халип Я. Н, — спецкора «Союзфото».
37. Виленского Э. С. — спецкора газ. «Известия» на «Таймыре».
38. Славина Я. М. — кинооператора «Союзкинохроники».
39. Черненко М. Б. — спецкора газ. «Комсомольская правда» на «Таймыре».
40. Эстеркина О. И. — спецкора газ. «Правда» на «Таймыре».
41. Симонова Г. А. — кинооператора «Союзкинохроники» на л/п «Мурман».
42. Финогенова А. С. — спецкора газ. «Комсомольская правда» на л/п «Мурман».
43. Пастухова Н. Г. — помполита л/к «Ермак».
44. Ветрова А. И. — ст. пом. капитана л/к «Ермак».
45. Ерохова Г. В. — кочегара л/к «Ермак».
46. Степанова В. С. — радиста л/к «Ермак».
47. Хвата Л. Б. — спецкора газ. «Правда» на л/к «Ермак».
48. Лоскутова С. И. — спецкора «Союзфото» на л/к «Ермак».
49. Ковалева А. И. — инженера лаборатории ОРЛ.
50. Друккер — ст. радист Детскосельской радиостанции НКСвязи.
51. Гаухман Т. А. — инженера лаборатории ОРЛ.
52. Аухтун Н. И. — бывш. инженера лаборатории ОРЛ.
53. Лисютина М. С. — начальника морск. отд. Ленинградского управления Севморпути.
54. Прокопенко А. М. — начальника технич. отдела Мурманского военного порта.
55. Щетинина Н. Д. — начальника политотдела Мурманского управления Севморпути.
56. Белоусова И. А. — начальника Ленинградского управления Севморпути.

Выдать судовому и экспедиционному составу л/п «Таймыр», «Мурман» и зверобойного судна «Мурманец» денежную премию в размере трехмесячного полярного оклада.
Выдать экипажу и экспедиционному составу л/к «Ермак» денежную премию в размере месячного полярного оклада.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
Москва, Кремль, 22 марта 1938 г.
Последний раз редактировалось ББК-10 29 Сентябрь 2016 15:43, всего редактировалось 12 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Мурманец", зверобойное судно

Сообщение ББК-10 » 11 Июль 2016 21:34

Первый капитан — И. Н. Ульянов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Инкин Николай Африканович - 3-й механик з/с «Мурманец»

Сообщение ББК-10 » 13 Июль 2016 20:39

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
...
24. Инкина Н. А. — третьего механ. з/с «Мурманец».
...

Медаль «За боевые заслуги»

Инкин Николай Африканович 1905 г.р.
Место службы: гидрографическое судно "Шторм" гидрограф. район Ново-Земельская ВМБ БВФл
Представление на награждение
Архив: фонд: 1650 опись: 1 ед.хранения: 96
№ записи: 7426803, 7426967
 нл123.jpg
 нл124.jpg
 нл125.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения