Historik » 18 Декабрь 2014 10:44
11 сентября 1956 г.при посадке на замёрзшее озеро островка Лаге недалеко от о.Северо-Восточная Земля архипелага Шпицберген потерпел аварию командир - Р.И.Капрэлян, второй пилот - В.А.Копосов, штурман - Чернышов, бортрадист - В.В.Мишустин). Из-за отсутствия в Полярной авиации опытных лётчиков командиром Ми-4 был назначен лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля Р.И.Капрэлян, к сожалению, не имевший практики полётов в Арктике. Но, работая в вертолётном ОКБ всего три года, уже успел в 1956 г. установить на Ми-4 два мировых авиационных рекорда: скорости и грузоподъёмности.
1. Теперь об ошибках, которые возникли при изложении этого случая:
Вертолёт Ми-4 Н-53 был прикомандирован и базировался не на дизель-электроходе «Обь», а на дизель-электроходе "Лена", который участвовал в очердной Высокоширотной океанографической экспедиции, проводившейся силами учёных СССР, Швеции и Норвегии с целью исследования пролива между Гренландией и Шпицбергеном.
См.: А.В.Милованов привёл документ РГАЭ: Приказ Начальника ГУСМП ММФ №1с от 05.01.1957 г. "Об изменениях в оргструктуре и базировании АСАЭ": "... Опыт применения в 1956 г. 1-й АСЭ показал непригодность выбранного места базирования её в Игарке и нецелесообразность и неэффективность постоянного содержания в составе эскадрилий лётного состава. Удалённая от основного района её деятельности, эскадрилья не смогла быть своевременно использована для оказания помощи терпящим бедствие на о. Шпицбергена учёным и экипажу вертолёта с д/э "Лена" и экипажу севшего на воду самолёта Як-25 в районе п/о Ямал. Эффективная помощь этим людям была оказана находившимися вблизи района происшествия самолётами других подразделений ПА".
Ошибка пошла от книги В.М.Перова "От Арктики до Антарктики" (-М.: Вестник Воздушного Флота, 2003), которая писалась в условиях когда Виктор Михайлович был уже тяжело болен и составители были вынуждены использовать его отдельные воспоминания и др.источники из разных архивов и т.д., а потому, к сожалению, в ней было допущено много неточностей. Это допустил и О.В.Михайлов на стр.14-15 в отношении "Оби".
Далее ошибку повторил и В.Е.Желтовский - сын Почётного полярника, бывшего начальника Главморпрома ММФ Е.П.Желтовского, а на момент экспедиции дублёра главного механика «Лены» в книге об отце "Пар на марке. Страницы жизни судового механика - почётного полярника Е.П.Желтовского.(- М.: Реал Тайм, 2006), ссылаясь на труд В.М.Перова.
Кстати, О.В.Михайлов пишет, что, якобы, на "Оби" капитаном был Н.Ф.Инюшкин. На самом деле Николай Фёдорович в 1955-1956 гг. являлся дублёром капитана "Лены" А.И.Ветрова и в таковом качестве до этого ходил в Антарктиду в 1-ю КАЭ. Старпомом на "Лене" был Кирилл Николаевич Чубаков (впоследствии начальник администрации Северного морского пути), а его дублёром - Н.М.Свиридов (который ходил на "Оби" в 1-ю КАЭ вторым помощником капитана, с 1960 г. - капитан "Оби").
2. Интересен момент и об аварии в 1956 г. "севшего на воду самолёта Як-25 в районе п/о Ямал". Полных сведений о ней, к сожалению, нет.
По имеющимся данным, Як-25 - одноместный истребитель-перехватчик был принят на вооружение 8 сентября 1953 года. На Севере первым с 1956 г. эту машину начал эксплуатировать 72-й гиап (Амдерма) 10-й армии ПВО, куда прикомандировывалось по одной аэ Як-25 из состава других частей, в основном, Московского округа, которые ежегодно меняли друг друга. В начале 1960 г. замены прекратились, а число эскадрилий на Як-25 в полку удвоилось. В 1962 г. одну аэ, сформированную из экипажей 8-й армии ПВО, разместили в Тикси. Кроме того, перехватчики базировались в Петропавловске-Камчатском, а также в Североморске-2 в 524-м иап 107-й иад ВВС СФ. В 1960 г. эту дивизию расформировали, а 524-й полк перевели в состав 10-й армии ПВО (н.п.Обозерский под г.Архангельском). На следующий год одну аэ этого полка передали в 174-й Краснознаменный Печенгский ордена Красного Знамени им.дважды Героя Советского Союза Б.В.Сафонова гиап ВВС СФ (Килп-Явр под г.Мурманском). В задачу этих частей входило прикрытие важных административно-политических и военно-промышленных центров, военных баз и боевых кораблей в море.