СООБЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИРазвернутые операции по оказанию помощи челюскинцам самолетами начались 7 апреля. К этому времени в Ванкареме сосредоточились машины КАМАНИНА и МОЛОКОВА, прилетевшие из Анадыря через Уэллен и самолет СЛЕПНЕВА, прилетевший из Аляски. В Ванкареме также был к этому времени уполномоченный правительственной комиссии УШАКОВ, прилетевший с летчиком ЛЕВАНЕВСКИМ, машина которого при посадке потерпела аварию.
7 апреля Ушаков с звеном самолетов Слепнева, Каманина и Молокова направился в лагерь, откуда в первый же рейс Каманин и Молоков доставили 5 пассажиров.
Самолет Слепнева при посадке повредил шасси (лопнула правая стяжка) и вынужден был задержаться в лагере.
В лагере 8 и 9 апреля была сильная передвижка льдов и сжатием был разломал аэродром. Челюскинцам пришлось мобилизовать все силы, чтобы перетащить самолет Слепнева на другой аэродром и подготовить новые посадочные площадки.
Обстановка, в лагере челюскинцев 7, 8 и 9 числа красочно описана Ушаковым (смотрите помещенную сегодня телеграмму от 10 апреля).
Погода 8 и 9 апреля находилась в зависимости от перемещения к северу-востоку на Аляску ряда циклонов и была неблагоприятна для полетов.
9 апреля в тыловой части циклона наметилось вхождение арктического воздуха 10 и 11 занявшего весь район спасательных работ. Арктический воздух обусловил хорошую видимость, слабые ветры и очень благоприятные летные условия, хотя и при больших морозах (в лагере 36 градусов).
10 апреля пилот Каманин, сделав один рейс, доставил из лагеря в Ванкарем трех человек. Слепнев исправил повреждения и также 10 апреля вылетел из лагеря, доставив в Ванкарем 6 человек.
Летчик Молоков 10 апреля, сделав три блестящих полета в лагерь, доставил на берег 13 человек.
Всего за 10 апреля было доставлено в Ванкарем 22 человека.
Фамилии спасенных 10 числа помещены в телеграмме Ушакова.
11 апреля полеты продолжались. Па сообщению Ушакова и Петрова 11 апреля летчиками Молоковым и Каманиным, сделавшими вместе 7 рейсов, в Ванкарем доставлено 35 человек, в том числе больной начальник экспедиции ШМИДТ, О. Ю. в сопровождении врача Никитина, К. А.
Фамилии спасенных за 11 апреля помещены в печатаемой сегодня телеграмме Ушакова от 11 апреля.
Правительственной комиссией получено донесение от Боброва, что им выполнена директива о принятии на себя руководства лагерем ввиду отправки на берег больного Шмидта, температура у которого продолжает быть выше 39 градусов.
Таким образом, начиная с 7 апреля, благодаря исключительному героизму летчиков, вывезено 62 челюскинца (не считая Бабушкина и Валавина).
На льду осталось 28 человек.
11 апреля, к концу дня, прилетел из Анадыря в Ванкарем полярный летчик Доронин, преодолевший Анадырский хребет. В тот же день сел у мыса Северного Водопьянов, тоже перелетев хребет. Машина Водопьянова на рассвете 12 апреля ожидается в Ванкареме с целью полета вместе с остальными, имеющимися в Ванкареме, машинами в лагерь. Самолет Галышева, вследствие неисправности мотора, задержался в Анадыре. Слепнев 10 апреля был направлен в Уэллен для отвоза челюскинцев и для доставки с Уэллена для лагеря аккумуляторов и бензина для пополнения запасов в Ванкареме. 11 апреля бензин и аккумуляторы Слепневым доставлены в Ванкарем.
Полеты Молокова и Каманина 10 и 11 апреля являются непревзойденным образцом летной работы в мировой авиационной практике и в то же время свидетельствуют о высоком качестве наших аппаратов. Надо также отметить выдающийся перелет в трудных условиях из Анадыря через хребет Доронина и Водопьянова.
Находящиеся в Ванкареме самолеты обеспечивают в случае хорошей погоды окончание операции в течение 12 апреля. Однако, нельзя преуменьшать трудности, которые имеются перед участниками спасательной экспедиции при вывозе оставшихся 28 челюскинцев. Возможно внезапное изменение погоды, неожиданная передвижка льдов, порча аэродромов, восстановление которых будет делом тем более трудным, чем меньше остается на льду людей. Поэтому требуется энергичная самоотверженная работа летного состава, находящегося в Ванкареме, быстрейшее стягивание к месту спасательных операций всех резервов (машина Галышева, ремонт самолета Ляпидевского и т. д.).
Большой задачей в настоящий момент для всех участников спасательной экспедиции является отправка перевезенных на материк челюскинцев в бухту Провидения. Работа в этом направлении развертывается.
Председатель правительственной
комиссии В. И. КУЙБЫШЕВ.
Телеграмма тов. УШАКОВА
АВАРИЙНАЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ. ВАНКАРЕМ 10 АПРЕЛЯ.
МОСКВА, СОВНАРКОМ— КУИБЫШЕВУ, КОПИЯ ГУСМП—ИОФФЕОперация по снятию челюскинцев начата 7 апреля. В этот день в лагерь Шмидта, было выпущено 3 самолета. На главной машине тов. Слепнева вылетел я сам для ознакомления о состоянием льдов и положением лагеря.
Ледяной аэродром в пяти километрах от лагеря Шмидта был достиг нут в 45 минут.
При посадке, опасаясь дувшего бокового ветра, Слепнев направил самолет по диагонали площадки. Машина влетела на площадку, но повредила шасси и стабилизатор.
Прилетевшие через полчаса, на самолетах «Р-5» пилоты тт. Каманин и Молоков удачно сели на небольшой аэродром.
Через час т.т. Каманин и Молоков с пятью пассажирами вылетели обрат но и достигли Ванкарема.
Тов. Слепнев остался ремонтировать самолет.
Я пробыл в лагере трое суток.
Лагерь со всех сторон окружен сильно торошенными льдами. Люди размещены в одном бараке и 10 палатках, отепленных фанерой. Во всех помещениях имелись камельки и легко поддерживалась комнатная температура. Палатки освещаются изобретенными челюскинцами бензиновыми лампами.
Весь лагерь живет в беспрерывном напряженном ожидании наступления льдов. Опасность грозит каждое мгновение.
8 апреля льды начали наступление на лагерь В полдень ледяным валом снесло кухню.
10 апреля лагерь пережил самое сильное сжатие со дня гибели «Челюскина».
В два часа утра новый высокий ледяной вал с шумом двигался в сторону лагеря. Скоро был сметен и замят льдом барак, разрушен один моторный бот, погребена под льдом часть лесных материалов, совершенно разрушен аэродром, на котором стоял самолет Слепнева.
Днем вновь повторилось сжатие, совершенно преобразившее район лагеря.
Челюскинцы, с первых минут сжатия, мобилизуются в несколько минут. Каждый занимает назначенный ему участок. Непоколебимый авторитет тов. Шмидта и его помощника тов. Боброва и крепкая партийная организация делают челюскинцев коллективом, всегда готовым к борьбе.
Отправка людей на берег производится в строгом порядке, по списку, ранее составленному по принципу физического состояния и выносливости.
7-го числа отправлены первыми на материк кочегар т Киселев, зоолог тов. Стаханов, радист т. Иванюк, повар т. Козлов, матрос тов. Ломоносов.
8-го апреля челюскинцы, одновре-
менно отражая натиск льдов, перетащили самолет Слепнева на другой аэродром на расстоянии полутора километров.
Сегодня пилот т. Каманин сделал в лагерь Шмидта один рейс, доставив на берег трех человек.
Во второй рейс выйти не мог — лопнули пароотводные трубки.
Тов. Слепнев закончил ремонт и доставил в Ванкарем 6 человек.
Три блестящих рейса в лагерь Шмидта сделал сегодня пилот тов. Молоков доставил на берег 13 человек.
Всего сегодня доставлено в Ванкарем 22 человека:
1) Моторист Иванов А. И.
2) Третий механик. Пионтковский А. И.
3) Старший механик Матусевич П. К.
4) Печник Николаев И. К.
5) Плотник Баранов В. М.
6) Матрос 1 кл. Сергеев Я. В.
7) Фотограф Новицкий П. К.
08) Повар Сергеев О. С.
09) Водолаз, матрос Мосолов Г. А.
10) Зав. факторией на о. Врангеля Прокопович П. Е.
11) Кочегар II класса Ермилов Г. П.
12) Второй помощник капитана штурман Виноградов Б. И.
13) Плотник Сорокин П. Н.
14) Кочегар 1 класса Агафонов А. И.
15) Водолаз Харкевич А. Е.
16) Ст. кочегар Марков Б. Л.
17) Пом. нач. экспедиции Баевский И. И.
18) Секретарь экспедиции писатель Семенов С. А.
19) Плотник Шушу А. Д.
20) Плотник Березин М. И.
21) Машинист Мартисов Л. Д.
22) Геолог Рыцк.
Ожидаем благоприятной погоды. Дано задание подготовить машины к 4 часам утра.
Пилоты самоотверженно ведут работу.
В здешних условиях, при часто меняющейся погоде, каждый неудачный полет и вынужденная посадка -смерть.
Завтра в лагерь Шмидта будет па правлено две машины т.т. Каманина и Молокова.
Тов. Слепнева направляют в Уэллен с заданием доставить туда для зарядки аккумуляторы радио Шмидта и на обратном пути бензин для пополнения запасов в Ванкареме.
Попутно т. Слепнев доставит в Уэллен партию челюскинцев.
Первая партия, в количеств 5-ти человек, отправлена из Ванкарема в Уэллен на собаках.
Ожидаю прилета группы тов. Водопьянова.
Передача метеосводок в Анадырь налажена.
УШАКОВ.
Телеграмма уполномоченного правительственной комиссии
тов. УШАКОВА
АВАРИЙНАЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ. ВАНКАРЕМ 11 АПРЕЛЯ В 13 ЧАСОВ.
МОСКВА, СОВНАРКОМ - КУИБЫШЕВУ, ГУСМП - ИОФФЕСегодня, 11 апреля, летная погода держалась весь дань. Пилот тов. Каманин сделал в лагерь Шмидта три рейса, доставив в Ванкарем 16 человек.
Молчаливый, отважный тов. Мопоков побил рекорд, сделал 4 рейса и доставив в Ванкарем 20 человек, в том числе заболевшего профессора тов. О. Ю. Шмидта, в сопровождении врача тов. Никитина. Вечером температура у Шмидта была 39,2 градуса.
Если утром не будет решительного перелома болезни, завтра т. Шмидт будет доставлен в лечебницу на Аляске. Кроме Шмидта и врача Никитина сегодня сняты со льдов:
1) Плотник Воронин П. И.
2) Повар Морозов Ю. С.
3) Кочегар 2 класса Кукуакин М. А.
4) Плотник Скворцов Ф. Я.
5) Матрос 2-го класса Баранов В. С.
6) Плотник Голубев В. С.
7) Второй механик Тоинин Ф. П.
08) Начальник станции Врангеля Буйко П. С.
09) Машинист 1-го класса Вармин В. Ф.
10) Машинист 2-го класса Апокин А. П.
11) Корабельный инженер Расс П. Г.
12) Матрос 2-го класса Миронов A. Е.
13) Инженер Ромов В. А.
14) Аэролог Шпаковский П. Н.
15) Старший кочегар Пуршинский B. И.
16) Биолог Белопольский Л. С.
17) Кочегар 1-го у класса Бутаков Н. С.
18) Кочегар 1-го класса Ульев А. Г.
19) Физик Факидов И. А.
20) Старший кочегар Румянцев Н. С.
21) Машинист 1-го класса Петров П. И.
22) Машинист 2-го класса Нестеров И. С.
23) Пекарь Агапов В. М.
24) Журналист Громов Б. ("Известия").
25) Подрывник Гордеев.
26) Кино-оператор Шафран.
27) Кочегар 1-го класса Громов В. И.
28) Геодезист Васильев В. Г.
29) Плотник Кудрявцев Д. И.
30) Повар Зверев А. И.
31) Кочегар 2-го класса Малаховский И. И.
32) Плотник Юганов А. И.
33) Плотник Кукпин П. Н.
В лагере под начальством тов. Боброва — заместителя Шмидта — остались 28 человек, уверенных в своем спасении. Переброшенная в лагерь 7 апреля упряжка собак, облегчает оставшимся доставку на аэродром наиболее ценных приборов, материалов и грузов.
Из Ванкарема челюскинцы направляются в Уэллен для дальнейшего продвижения к бухте Провидения. Сегодня отправлены на собаках 15 человек. Кроме того пилот т. Слепнев, отвозивший аккумуляторы, попутно доставил 5 человек в Уэллен.
Наши воздушные силы сегодня пополнились еще двумя машинами.
Дождавшись, наконец, летной погоды, из Анадыря в Ванкарем прибыл пилот тов. Доронин, а на мыс Северный — пилот тов. Водопьянов. Запасы горючего пополнены бензином, прибывшим на собаках из Уэллена, а также доставленным на самолета тов. Слепневым. Запас бензина обеспечивает переброску оставшихся на льду людей. Завтра, при наличии летной погоды, операция будет закончена. Машины в исправности, ночыо будут проверены и к 4-м часам утра готовы к полету.
УШАКОВ.
О. Ю. Шмидт доставлен на АляскуНЬЮ-ЙОРК, 13 (ТАСС). Самолет Слепнева с Шмидтом, Ушаковым, американскими механиками Армистедом и Лэвери прибыл в Аляску. Армистед и Лзвери отмечают удивительное мужество, проявленное Шмидтом. Перелет из Ванкарема, протяжением в 375 миль, совершен Слепневым в 2 часа 40 минут.
„Смоленск" успешно продвигается впередМОСКВА, 13 (ТАСС). «Собкор «Правда» сообщает, что пароход «Смоленск», вышедший 9 апреля из Олюторки, передает из бухты Провидения, что он прошел тяжелые льды и вступил в полосу разреженного мелко-битого льда, успешно продвигаясь вперед.